Рисуем красками
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Макарова Ольга Александровна

Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использование самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. 

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учет психологических и физиологических особенностей детей 1- 3 лет рисование может стать одним из любимых занятий малышей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risuem_kraskami_makarova_o.a.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Ольга Александровна

Воспитатель ГБУЗ ТО Специализированный дом ребёнка

Рисуем красками

Цели и задачи

  • Обучение правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика, правильно пользоваться кисточкой; держать кисточку; легкими движениями проводить линии, рисовать точки и т.д.; мыть кисточку к хранить, ее щетиной вверх.
  • Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
  • Развитие чувства цвета.
  • Развитие эмоций и фантазии.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие речи.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Формирование интереса к рисованию.

 Материалы и инструменты

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами; круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус- и др.). Дополнительное оборудование; клеенки на столы, фартуки иди халаты (по количеству детей), тряпочки или салфетки, банки - непроливайки (с присоской на дне) для воды и др. По возможности использовать мольберты.

 Техника рисования

Рисование по мокрой бумаге — нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.

Рисование пальцами — нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3—6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.

Рисование ладонями нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски, кисточкой используйте разные цвета Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать иди растопырить пальцы.

Рисование кисточкой- нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на неё краску и легко, без нажима нанести на бумагу. В этой технике используются кисти — круглые и плоские, краски — акварель и гуашь (акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага— акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами;

  • примакивание нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу; без проведения мазков, оторвать от нее,
  • нанесение мазков —рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.):
  • рисование кисточкой поверх карандашного эскиза — нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые, вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы).

Рисование с помощью штампа — нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно подумать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображения. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (моркови, картофеля).

Подготовка к рисованию

Перед началом занятия, следует подготовить рабочее место. На столы необходимо постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки или халаты с рукавами на резинке. На столе должно быть только самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями) — лист бумаги и одна краска для каждого ребенка иди бумага, краска, кисточка и баночка с водой при рисовании кисточкой. Когда дети научится рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой. не проливать воду, не пачкать краской стол, одежду), можно предлагать несколько красок.

 Чем рисовать?

Используйте специальные краски для рисования руками, гуашь, акварель полусухую или в тюбиках (в этом случае краска перед работой разводится водой); нетоксичные хорошего качества.

Помните, что акварель —это прозрачная краска, сквозь нее видно бумагу. Ели нужен более светлый цвет, акварель разбавляют водой, если нужно исправить неудачные места, то красочный слой смывают водой. Когда акварель высыхает, рисунок становится немного светлее.

Гуашь непрозрачная краска. Если требуется более светлый оттенок цвета, то добавляются белила. Если нужно исправить неудачные места, то рисовать следует поверх красочного слоя. Когда гуашь высыхает, рисунок значительно светлее.

Вначале лучше рисовать пальчиками и ладошками, используя специальные краски. Если таких красок нет в наличии, можно использовать гуашь или акварель. Такое рисование поможет познакомить малышей с таким материалом для изобразительного творчества, как краски, изучить их свойства и изобразительные возможности. Но при этом следует соблюдать осторожность, следить, чтобы дети рисовали только на бумаге. Если кто-то из малышей не захочет на первом занятии окунуть пальчик в краску, не надо его заставлять. Дайте детям возможность понаблюдать за вашими действиями и рисованием других малышей. Объясните, что рисование пальцами и ладошками— это очень интересно, а испачканные руки потом можно вымыть.

При рисовании кисточкой используются круглые и плоские кисти разных размеров, но в работе с малышами предпочтительнее использовать большие кисти, которые оставляют на бумаге крупный яркий след.

При рисовании с помощью штампа используются деревянные геометрические фигурки (кубики, цилиндры или конусы и др.), овощи, из которых вырезаются формы для печатания, различные деревянные фигурки игрушки с плоскими поверхностями.

На чем рисовать?

Красками следует рисовать на акварелькой или любой другой плотной бумаге формата А4 и/или A3. Даже если рисунок будет небольшим, следует предлагать лист достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок учился во время рисования не выходить за границы листа бумаги. При этом листа, как правило, должны быть расположены горизонтально, как в альбоме. Коллективные работы выполняются на бумаге большего размера(ват)

 Сюжеты работ

На занятиях с детьми раннего возраста следует использовать простые сюжеты, близкие опыту детей. Для того чтобы воспроизвести изображение знакомого предмета, ребенок должен воспринимать его целенаправленно. Взрослый может помочь заново увидеть знакомый предмет или явление, выделить ею значимые признаки: цвет, форму, расположение в пространстве и др. На занятиях по рисованию красками часто повторяются сюжеты, с которыми дети уже знакомы по работе с карандашами и фломастерами, лепке, аппликации. Например, та же самая трава или елочка может изображаться посредством линий, нарисованных карандашом, краской при помощи пальчика или кисточки.

 Организация занятий

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помочь каждому ребенку. Вначале занятие проводится в течение 10-15 минут, постепенно продолжительность занятия увеличивается. Чтобы закрепить навыки малышей, один и тот же сюжет можно повторять несколько раз. Занятия проходят в виде игры. Во всех рисунках присутствует сюжет. Взрослый комментирует процесс рисования.

Порядок работы

Занятия даны блоками, в каждом из которых описаны игровые задания, направленные на отработку определенного способа работы с красками — разведение и смешивание красок, рисование на мокрой бумаге, рисование пальцами и ладошками, кисточками, штамповка. Обучение рисованию красками с использованием описанных приемов можно проводить параллельно или поэтапно. При этом следует учитывать, что если работу по обучению детей нескольким техникам рисования проводить параллельно, то новые навыки могут смешиваться, не закрепляться в детском сознании. Советуем одновременно использовать различные методы на заключительном этапе на обобщающих занятиях.

 Правила использования красок и кисточек

В первую очередь необходимо научить детей правилам обращения с красками и кисточками. Покажите, как следует аккуратно брать краску на пальчик или кисточку, не пачкаться объясните, что краски следует хранить аккуратно, баночки с красками закрывать после окончания работы. Покажите малышам, как пользоваться кисточкой как ее держать, смачивать в воде и снимать излишек воды о край баночки, как брать краску на кончик кисточки, рисовать легкими движениями, не нажимать на кисточку, не тереть кисточкой о бумагу, мыть кисточку перед тем, как взять другую краску. Объясните, что кисточку нельзя надолго оставлять в воде, иначе она искривится, что после рисования ее надо вымыть и поставить в стаканчик щетиной вверх. После завершения работы нужно подождать, чтобы краска на рисунке высохла.

 Помощь

На начальных этапах обучения рисованию возможно совместное творчество ребенка со взрослым, который берет руку ребенка в свою руку и помогает ему обмакивать пальчик в краску, проводить кисточкой линии, делать отпечатки с помощью штампа и т.д. Когда навыки закрепятся, проводится рисование по показу (последовательный показ каждого этапа) и рисование, по готовому образцу. Кроме того, взрослый помогает детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания карандашного наброска, или показа пальцем, места на листе, где следует расположить изображение.

Хранение работ

С первых шагов творческой деятельности малышей надо проявлять внимание и уважение к их работам. На каждом рисунке следует написать дату его создания и имя автора. Хранение работ каждого ребенка в отдельной папке позволяет исследовать динамику процесса развития навыков рисования каждого малыша. Можно подшивать рисунки — получится альбом, а если написать к ним текст (1-3 коротких предложения), то получится книжка.

Необходимо периодически организовывать выставки детских работ, желательно после каждого занятия. Будьте внимательны к малышам, не забывайте их хвалить за успехи и достижения. Для этого рассматривайте их рисунки, эмоционально комментируйте их, показывайте другим детям и взрослым, давайте положительную оценку.

 Меры предосторожности

Чтобы малыши не испачкали краской мебель, одежду, полы, стены и самих себя, советуем давать их только на занятиях, учить пользоваться ими под контролем взрослого, а затем убирать в недоступное для детей место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Рисуем красками"

Содержание материала консультации поможет  родителям выбрать художественные материалы, организовать рабочее место для рисования ребенка, подскажет методику занятий свободным творчеством....

Кружковая работа "Я рисую мир красками"

нетрадиционная техника рисования...

Кто придумал рисовать красками и откуда они взялись

Конспект занятия по познавательному развитию для погтовительной группы...

Учим ребенка рисовать красками

Консультация для родителей...

Как научить ребенка рисовать красками

Дети начинают рисовать приблизительно с трехлетнего возраста. Инструментами и материалами для рисования может выступать все, что угодно, но при первом знакомстве детей с изобразительным искусством исп...

Нетрадиционная техника рисования в коррекционно образовательных целях. Рисуем красками в пакете.

Опыт работы. Нетрадиционная техника рисования в коррекционно образовательных целях....

Как научить детей рисовать красками

Приемы рисования красками...