Проект по нетрадиционной технике рисования метод тычка «Весенние краски природы»
проект по рисованию (младшая группа) на тему

Внукова Екатерина Сергеевна

Цель: Овладение детьми нетрадиционными техниками рисования, доступными младшему дошкольному возрасту и их применение в различных видах деятельности.

Развитие потребности к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности, а также развитие эстетической оценки и стремления к творческой самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vnukova.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нетрадиционному рисованию

«Увлекательное рисование пальчиками»

с детьми I младшей группы

Воспитатель: Внукова Е.С.

Вид проекта

Творческий

Цель проекта

Цель: Овладение детьми нетрадиционными техниками рисования, доступными младшему дошкольному возрасту и их применение в различных видах деятельности.

Развитие потребности к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности, а также развитие эстетической оценки и стремления к творческой самореализации.

Задачи проекта

  • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  • Развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, силу, ловкость и точность мелкой мускулатуры рук, совершенствовать цветовосприятие, эстетический вкус.
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (рисование польчиками, тычкование ) создавая свой неповторимый образ.
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Проблема

Предмет исследования

Объект исследов ания

Маленький возраст детей,  так же не умение видеть

Творчество нетрадиционной техникой рисование пальчиками

I этап – подготовительный:

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.
2. Разработка содержания проекта:
«Увлекательное рисование»
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Опрос родителей по данной проблеме.

5. Работа с детьми, рисование данной техникой.

II этап – основной:

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей I младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности  детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий:

1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.
2. Презентация проекта.

3. Анализ работы, выставка работ детей.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Воспитатель Внукова Е.С., воспитанники I младшей группы «Весёлые стрижи», родители.

Р

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Результат

Анализ продуктов детской деятельности;

Введение

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения  является  изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования (смешивание  краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы  и  т.д.).
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

Цель проекта: Овладение детьми нетрадиционными техниками рисования, доступными младшему дошкольному возрасту и их применение в различных видах деятельности.

Развитие потребности к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности, а также развитие эстетической оценки и стремления к творческой самореализации.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 

  • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • Развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, силу, ловкость и точность мелкой мускулатуры рук, совершенствовать цветовосприятие, эстетический вкус.
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (Рисование пальцем или ватной палочкой, рисование ладошкой, рисование по крупе, песку, рисование штампом, рисование методом тычка,  кляксография и др.)
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми

Срок реализации проекта:

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: «Художественное творчество»

Предполагаемые результаты: 

  • Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение младшими дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • Рост уровня развития мелкой моторики, улучшение координации движений рук детей.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
  • Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, бумага разного формата и цвета,  гуашь, печатки, памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок и др.

Этапы реализации проекта

Деятельность

Мероприятия

Задачи

Подготовительный этап

Март

Стихи , игры, потешки.

1неделя

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, Интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Познакомить с техникой пальчикового рисования.

Повысить компетентность педагогов.

Литература:АВТОРЫ

Материалы: листы бумаги А4, акварель, гуашь, пальчиковые краски, ёмкости с водой, салфетки.

Презентация, наглядное пособие. Образец для детей.

2 неделя

Разработка содержания проекта:
«Увлекательное рисование»

 

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

3 неделя

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Определить объем и содержание работы по проекту.

4 неделя

Опрос родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

Основной этап

Практическая работа с детьми и родителями

1 неделя

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиками),
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме.
« Дождик, дождик, кап-кап-кап»

закрепляем  технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком),
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

3 неделя

Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Познакомить родителей  с основами изобразительной деятельности.

2 неделя

Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»

Продолжать знакомить родителей  с основами  рисование нетрадиционными способами

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Составь узор»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

 Мастер – класс для родителей  по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми  дошкольного возраста».

Познакомить родителей  с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техники рисования

3 неделя

Оформление художественной выставки « Зимушка зима»

Познакомить детей с понятием «выставка»;
её назначение;
побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме «Зимний лес»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Прикладывая ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

1 неделя

Непосредственная образовательная деятельность  по нетрадиционному рисованию
(пластилинография) «Русская березка».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).    

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

1 неделя

Художественно - творческая деятельность по нетрадиционному рисованию «Волшебные свойства яблочек»

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком),
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2 неделя

Развлечение «В гости к Весне»

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

3 неделя

Оформление художественной выставки «Весна»

Побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • рост уровня развития мелкой моторики, улучшение координации движений рук детей.
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
  • представление проекта «Увлекательное рисование» на уровне детского сада.

Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:

  • Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта  «Увлекательное рисование», ориентированного на воспитанников первой младшей  возрастной группы;
  • Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
  • Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей детей;
  • Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.

Заключение

Проект «Увлекательное рисование» направлен как на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста, так и на повышение уровня развития мелкой моторики, улучшение координации движений рук детей посредством использования нетрадиционных техник рисования. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.    Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать, а так же здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необыкновенную технику. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования пальчиками  позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует как развитию творческого воображения, так и  развитию мелкой моторики, улучшению координации движений рук детей.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками , гуашью, акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.

Список литературы:

  • Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001;      
  •  Авторская программа «Цветные ладошки». И. А Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации».
  • А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"
  • Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
  • Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
  • А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  • Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»,  «Дошкольное воспитание»,  «Ребенок в детском саду»,  «Обруч»
  • Янушко Е.Я. «Рисование с детьми раннего возраста».- М.: «Мозайка- Синтез», 2008г.
  • Иванова О.Л. , Васильева И.И. «Как понять детские рисунок и развить творческие способности ребенка».- Спб.: Речь; М. Сфера ,2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в младшей группе «Краски детства»

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в младшей группе «Краски детства»...

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе «Краски детства»

Нетрадиционные техники рисования – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно- выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позвол...

Проект по нетрадиционной технике рисования метод тычка «Весенние краски природы»

Проект в младшей группе по рисованию с помощью нетрадиционного метода "Метод тычка"...

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе «Краски детства»

Цель: поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа. Развитие художественно-творческих способностей детей сре...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе «Краски детства»

Наименование: «Краски детства»Составитель проекта: Шаповал О.Д.Вид проекта: Информационный, познавательный, творческий.Длительность проекта: КраткосрочныйСроки и этапы ...

ПРОЕКТ по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Краски детства»

Цель: поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего...