Обзор игр и упражнений по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с учетом всех возрастных ступеней
учебно-методический материал по рисованию на тему

Богуш Елена Николаевна

Как подготовить ребенка к занятиям искусством? Неужели для этого необходимы унылые специальные предложения вроде проведения многочисленных наклонных, круговых и прочих линий, как предусмотрено в школьных программах? Я предлагаю прибегнуть к непроизвольному обучению в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya.doc203 КБ

Предварительный просмотр:


Обзор игр и упражнений по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с учетом всех возрастных ступеней (от трех до семи лет)

Богуш Елена Николаевна


Как подготовить ребенка к занятиям искусством? Неужели для этого необходимы унылые специальные предложения вроде проведения многочисленных наклонных, круговых и прочих линий, как предусмотрено в школьных программах?

Я предлагаю прибегнуть к непроизвольному обучению в игровой форме. Непроизвольным называют такое обучение, когда ребенок овладевает каким-то знанием, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий. Т.е. не имея перед собой цели чему-то определенному научиться, а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно незаметно для себя самого. И такое обучение – когда оно возможно – бывает очень эффективным.

Каждый согласится: научиться чему-нибудь «между прочим», в процессе интересной деятельности, стремясь к привлекательной цели, куда приятнее и легче, чем специально запоминать что-то тебе ненужное, овладевать каким-нибудь графическим навыком. Который неизвестно когда и зачем понадобится. Вот если у ребенка возникнут настоящие художественно-творческие цели, если он к тому же осознает, что непослушная рука мешает ему достичь желанных целей. Вот тогда он сможет упражнять эти качества «произвольно».

Для проведения игр и игровых упражнений необходимо: время для того, чтобы организовать игру или наладить игру детей между собой ребенок не должен подозревать, что дело вовсе не в игре, а в каком-то ее «обучающем эффекте», что с ним играют не ради самой игры (занятия должны быть добровольными, а результаты их можно обсуждать лишь с точки зрения чисто спортивных удач или неудач, а не с точки зрения успешности развития двигательных навыков. В ином случае наше обучение быстро превратится в произвольное, а потом и в принудительное.).

Предложенные занимательные игры и упражнения способствуют развитию у дошкольников навыков и умений в рисовании, работе с бумагой, пластическим материалом.

В игровой форме дети учатся владеть инструментами, чувствовать материал, у них развивается память и легкость руки, формируются изобразительные навыки, художественный вкус.

Игры способствуют активному развитию у детей воображения, творчества, фантазии, художественных и интеллектуальных способностей. У них формируется пространственное ассоциативное и логическое мышление. Игровые упражнения и игры воспитывают такие важные качества личности как наблюдательность, любознательность, находчивость, самостоятельность, способность к сосредоточению, усидчивость, дружелюбие, коммуникабельность и др.

В процессе игр ребята учатся обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат. У них активно формируются навыки речевой деятельности. Дети учатся находить зависимости, закономерности, логические связи, делать выводы, выделять ошибки, аргументировать свой ответ, систематизировать, классифицировать, комбинировать, моделировать и т.д. Опыт работы показывает, что динамизм детских представлений и умений дает им возможность активно переносить полученные знания и умения в любую деятельность. Методика проведения игр предполагает использование заданий в разных вариантах. Игры и упражнения могут проводиться однократно и многократно с усложнением форм организации. Обычно роль ведущего берет на себя взрослый. Активность взрослого определяется не в подсказывании способов решения детям и тем более не в выполнении за них заданий, а в тактичном управлении деятельностью детей, в умении не подавлять их инициативы и творчества, вовремя заметить, в чем они затрудняются, выделить причину, найти способ, как помочь, но при этом важно стремиться сохранить детскую самостоятельность, поддерживать в ребенке интерес, эмоциональную активность. Важно также подвести детей к умению осуществлять самоконтроль, самооценку.

Если задание дается в форме игры, в которой есть определенные правила, то важно добиваться, чтобы дети им четко следовали. Они должны усвоить, что отвечать нужно тогда, когда ведущий спрашивает, внимательно слушать ответы товарищей, не подсказывать, не мешать другим думать, отвечать и действовать. Однако важно помнить, что это игровая деятельность, поэтому тут особенно уместны и шутка, и смех, и раскованность, и веселое настроение. Старайтесь не допускать переутомления детей. Если вы заметили, что они стали менее внимательны, начали отвлекаться, появилась вялость в действиях и ответах, игру следует прекратить.

Главное, чаще выражайте радость каждому успеху ребенка, поддерживайте убежденность в том, что его способности быстро развиваются, что он с каждым днем познает новое, интересное, необычное. Избегайте излишнего нажима на детей. Чрезмерная строгость вселяет в ребенка неуверенность в своих возможностях, снижает интерес, вызывает неудовлетворение деятельностью, нежелание заниматься ею. И конечно, старайтесь вызывать у детей желание самостоятельно играть, проявлять творчество в видоизменении знакомых игр и придумывании своих.

Опыт показывает, что предлагаемые игры можно использовать при проведении развлечений, досугов, праздников, на любых занятиях как игровые моменты, необходимые для разрядки и отдыха.

Сочетая эти игры с организацией занятий по художественной деятельности и ознакомлению с искусством, можно с успехом воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к рисованию, аппликации, лепке и художественному труду.

Игры и упражнения по рисованию.

Цель. Учить называть и различать цвета и их оттенки, смешивать краски (гуашь, акварель) для получения новых оттенков, использовать тональные сочетания, развивать чувство цвета. Упражнять в рисовании разной техникой. Учить способам изображения предметов, явлений, передачи формы, пропорций, положения частей, окраски. Упражнять в изображении людей. Животных в активном действии. Передавать выразительность образа, чувства, настроение. Рисовать узоры по мотивам народного искусства, передавая его колорит. Составлять узоры на разных бумажных формах.

Развивать легкость руки, воображение, фантазию, творческие начала, эстетическое восприятие. Формировать интеллектуальные способности.

Средний и старший дошкольный возраст.

Три волшебные краски. Вырезать из бумаги крупные листья разной формы (детям среднего возраста дает воспитатель готовые) и сложить их пополам. Затем развернуть и нанести пятна красной, желтой, синей краской, вновь согнуть лист пополам, прижать и снова раскрыть. Получаются листья у всех разные, яркие, красивые. Рассмотрите их с детьми, предложите отыскать на них различные цвета и оттенки.

Что я задумал нарисовать. Смешивать цвета и добиваться определенного оттенка. Затем угадывать друг у друга. Что они задумали. Например, кто-то, смешав красный и синий цвет, получил фиолетовый, и дети угадывают, какой предмет он задумал, перечисляют их (виноград, черника, ирисы, фиолетовый карандаш, небо поздним вечером и т.д.).

Кто быстрее. Нарисовать речку, сначала одну извилистую линию, а затем рядом другую, повторяющую ее, параллельную ей (рис.1). Выигрывает тот, кто ведет свою лодочку вниз (вверх) по течению быстро и по середине реки. Дети устанавливают карандаш или кисть в начале реки и по сигналу между двумя линиями проводят новую. Таким образом можно провести игру «Пройди по лабиринту» (рис.2) или устроить «Велосипедные гонки» по трассе – рисовать линии, замыкая их в круг (рис.3). Можно предложить поиграть в стрельбу из лука. Дети рисуют мишени (рис.4), выбирают точки на определенном расстоянии от мишени (например, снизу от мишени) затем в эту точку устанавливают карандаш или кисть и быстрым движением проводят линии к центру мишени.

Угадай, что я задумал! Кто-либо из детей рисует на доске геометрическую фигуру или любую линию, а все дети срисовывают и придают ей определенный образ. Выигрывает тот, кто угадал, что задумал ведущий.

Удивительные превращения. Нарисовать в ряд 5 кружочков превратить каждый в какой-нибудь предмет. Аналогично можно превращать и другие геометрические фигуры, а также бесформенные пятна (на лист бумаги накапать краски. Сложить ее пополам – получатся два пятна, которые тоже как по волшебству могут превратиться во что угодно, стоит лишь только подрисовать некоторые детали).

Сказки. Ведущий рисует на доске в ряд 5 клеточек с левой стороны доски и 5 с правой. Команды рисуют в каждой клеточке по одному предмету. После чего ведущий предлагает сочинить сказку, чтобы в ней обязательно фигурировали нарисованные ими предметы. Выигрывает та команда, чья сказка будет более интересной.

Физиономисты. На тонком картоне воспитатель рисует и вырезает разные овалы лица, отдельные формы носа, волос, глаз, рта, бороды, усов, ушей, очков. Детям предлагается сначала просто сконструировать разные лица, а затем показать их мимику (радость. Грусть, страх, удивление, злоба, доброта и т.д.). Если предложить детям детали для моделирования детских лиц, то они наверняка будут конструировать портреты друг друга.

Рисуем по клеточкам. У играющих тетрадные листы в клеточку. У ведущего – дощечка разлинованная в клетку. Он рисует какое-либо контурное изображение на своей дощечке, а играющие повторяют его на своих листочках. Стараясь передать изображение точно. Отсчитывая клеточки. Проводя изогнутые линии так. Как они пересекают квадратики. Ведущими тоже могут быть дети.

Пиктограмма. Это емкое графическое изображение предметов, сообщений, информаций. Приведите детям пример пиктограмм, покажите дорожные знаки: телефон, вилка и ложка, кровать, красный крест, изображение молнии, перечеркнутое изображение утюга и т.д. Пусть ребята их расшифруют.

Затем детям предлагается нарисовать свои пиктограммы, обозначающие «Яркий свет», «Тихо», «Сюда нельзя». «Праздник», «Унылый осенний день», «Радость», «Осторожно». Дети угадывают пиктограммы друг друга. По общему мнению, выбирают наиболее оригинальные из них.

Старший дошкольный возраст.

Радуга. Нарисовать радугу по сырой бумаге (лист предварительно смачивают водой поролоновым кусочком). Перед детьми ставят условие, что нарисовать ее надо, используя только три «волшебные краски»(лучше рисовать в данном случае акварелью). Можно предложить цветовой спектр как образец или дать для заполнения цветов радуги следующую фразу (первая буква каждого слова содержит начальную букву слова, обозначающего цвет): «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Деревья, которые растут на других планетах. Нарисовать фантастические деревья. Выигрывают те дети, у кого получатся самые невероятные деревья (можно выбрать жюри из числа играющих).

Симметрия. Дети берут квадратные листы большого размера. Каждый выбирает себе один угол. По считалочке начинает игру один из четверых. В углу своего квадрата он изображает какой-то декоративный элемент, трое из четверки быстро повторяют его действия. Следующий (по часовой стрелке) подрисовывает свой элемент. Все вновь повторяют. Затем по очереди дети рисуют серединку. Выигрывает команда, у которой получится быстрее и красивее декоративный узор, с большим количеством элементов.

Фантастические существа. Играют втроем. Берут полоску бумаги. Один ребенок втайне от других рисует какую-нибудь голову с шеей, загибает часть полосы на другую сторону так, чтобы на видимой части оказались две черточки, обозначающие шею. Второй играющий пририсовывает к ней туловище, загибает данную часть полосы назад так, чтобы на оставшейся части были видны черточки, обозначающие ноги. После чего полоску расправляют – и перед ребятами предстает обычно очень смешное и невероятное существо.

Волшебный квадрат. Детей распределяют на две команды по 6 человек. К доске подходят по одному игроку от каждой команды, они рисуют квадраты. Следующие двое подрисовывают какие-либо детали, превращая квадрат своей команды в определенный предмет. Другая пара делает с квадратом следующие преобразование и т.д. выигрывает та команда, которая придумает больше вариантов превращений.

Удивительные каракули. Организация игры аналогична предыдущей. Первая пара с закрытыми глазами рисует на доске каракули (беспредметно чиркает мелом в разных направлениях). Затем в полученных каракулях детям предлагают отыскать сходство с определенными предметами. Например: случайно пересеченные линии напоминают шляпу, в другом случае клюв птицы и т.п. Та команда, которая больше увидит предметов, выигрывает.

Загадочные истории. Ведущий делит доску на две части. Трое детей рисуют на левой части доски, трое – на правой. Все трое должны придумать какую-нибудь историю и изобразить ее на доске. После чего дети другой подгруппы пытаются рассказать о том, что изобразили их соперники. Выигрывает та команда, чья версия окажется ближе к задуманной.

Угадай сказочного героя. Каждый играющий рисует какой-либо предмет, относящийся к сказочному персонажу или к какой-то сказке. Участники предлагают по очереди свои рисунки для угадывания героев сказок. Например, хрустальный башмачок – «Золушка», сапог – «Кот в сапогах», «Маленький Мук», рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке» и т.д. выигрывает тот, чью сказку никто не угадал (изображения можно лепить, вырезать).

Двигающиеся фигурки. Ребятам предлагают схемы (рис.5), изображающие «скелетики» человечков и животных, и просят внимательно рассмотреть их. Обращает внимание, что на схемах места суставов и те части тела, которые сгибаются, отмечены точками (плечи и таз – черточками, а голова - кружком). Сначала пусть ребята определят на своем теле суставы, затем дайте возможность ребятам поупражняться в срисовывании схем, а потом предложите придумать новые движения. Покажите способ превращения схематичного изображения в близкое к реальному. Можно провести игру «Угадайте, что делает мой человечек». Один рисует на доске схему, другие называют (сидит на стуле, лежит, катается на коньках, играет и т.д.).

Символика. Каждый играющий рисует, лепит или вырезает предмет, изображающий инструмент, орудие труда, спортивный снаряд, какую-то машину или аппарат, имеющий отношение к какой-либо профессии. Затем придумывают девизы. Например:

  • метла – дворнику – «Мети чаще!»
  • машина – шофер – «Жми на газ!»
  • шприц – медсестра – «Коли не больно!»
  • лопата – землекоп – «Копай глубже!»
  • велосипед – велосипедист – «Верти быстрее педали!»

Ведущему надо быть начеку, слушать внимательно и уметь выйти из положения, если, например, ребята нарисуют оружие или даже обычную или даже обычную боксерскую перчатку. Выигрывают те, чьи девизы по общему мнению окажутся оригинальными и веселыми.

Загадочные картинки. Каждому участнику предлагают на своем листе сделать какое-то загадочное изображение (фигуру, пятно, черточки и т.д.). Затем по очереди каждый предъявляет свой рисунок, и дети угадывают, что автор рисунка хотел изобразить (поощряются ответы с юмором).

Придумай картину. Ведущий рисует на доске в ряд 6-7 простых предметов и предлагает детям нарисовать красками картину, в которой все эти предметы могли бы найти свое место. Выигрывают дети, которые придумали оригинальные сюжеты, чьи рисунки отличаются колоритом, удачной композицией.

Небылицы. Ребятам предлагают на верхней части листа нарисовать 5-6 простых предметов. Затем, соединив их вместе, какой-то один несложный предмет. Поощряется юмор. Допускается изменение предметов по величине, их проникновение друг в друга, изменение ракурса предметов (рис.6).

Разведчики. Ведущий вспоминает с ребятами о том, какие качества должны быть у разведчика (хорошая память, наблюдательность, внимание, воображение и т.д.). Играют трое ребят. Каждому предлагают нарисовать какую-нибудь картинку. После чего все трое внимательно рассматривают картинки своих соперников. Затем ребята в тайне друг от друга (пересаживаются) вносят в свои первоначальные рисунки явные изменения (добавляют какие-либо предметы). Далее дети вновь объединяются и находят изменения на картинках друг друга.

Угадай животное. Детей распределяют на две команды с одинаковым количеством участников, предлагают встать в две шеренги друг против друга и найти себе пару. Один из пары изображает пантомимой какое-либо животное, другой угадывает его. Затем дети рисуют это животное, используя любую технику. Выигрывают угадавшие животное и выразительно его изобразившие.

Запомни. Играют парами. Ведущий предлагает детям полоски бумаги. Просит нарисовать в ряд 10 предметов. Затем дети обмениваются полосками. Сначала один перечисляет подряд нарисованные  им предметы, другой проверяет, потом второй перечисляет, первый проверяет. После чего дети по очереди называют те предметы, которые они вместе нарисовали на двух полосках. Выигрывает тот, кто последним правильно назовет предмет.

Придумыши. Дети распределяются на команды по 4-5 человек. У каждой команды лист бумаги. Материал для рисования команды выбирают по желанию. Первый участник по считалке рисует в центре квадрата любой предмет, следующий подрисовывает к нему другой, третий подрисовывает следующий предмет и т.д. Например, один ребенок нарисовал яйцо, другой подрисовал к нему хвост, третий изобразил, как яйцо смеется, следующий придумал и нарисовал крылышки и т.д. Любой нарисованный предмет дети могут превращать в фантастическую машину, а машину в робота. Одним словом, проявлению фантазии нет конца. Выигрывает та команда, которая проявит больше выдумки и изобретательности.

Дымковские барышни. Играют по 3-4 детей. Им предлагают вырезать из плотной бумаги по шаблонам кокошники, юбки, нарукавники, фартуки и расписать их приемами дымковской росписи. Выполненными элементами упражнений каждая команда наряжает девочку или мальчика (или куклу). Выигрывает та команда, у которой получился наряд, соответствующий мотивам дымковской росписи, эстетически правильно подобрано цветовое сочетание узора.

Гжель. Игра проводится аналогично предыдущей.

Павло-посадские платки. Организация игры аналогична двум предыдущим. Ребятам предлагают куски ткани, которые опускаются в клейстер с разведенной гуашевой краской, после высыхания их гладят и нарезают края в виде бахромы.

Выставка. Каждая команда придумывает для выставки свои предметы по мотивам изделий мастеров народного творчества (Жостова, Гжели, Городца, Хохломы и др.). Договариваются, кто какую фигурку или предмет будет создавать. Каждый участник вырезает свою фигуру (можно способом складывания листа пополам или по сделанной разметке). Затем изделие расписывается. Выигрывает та команда, у которой по общему мнению получились более удачные предметы.

Лабиринт. Детям предлагают листочки в клеточку и шариковые ручки. Играют по два ребенка, которые усаживаются спиной друг к другу. Один дает команды и сам рисует, другой слушает команды и повторяет действия на своем листе (каждая команда означает шаг по листу а одну клеточку). Например, «Вперед, вперед» – значит провести черту на две клеточки, «Влево, влево, влево» – провести на три клеточки влево. Ломанная линия должна быть из 10 отрезков, длина которых может быть разной. Когда линия будет проведена, ребята сличают их. Выигрывают те двое детей, у которых получаются линии одной конфигурации. Затем детям предлагают провести рядом с полученной линией на расстоянии в половину клеточки вторую такую же линию, чтобы получился законченный лабиринт. И по команде надо быстро «пробежать» по нему, проводя ручкой третью линию посередине между двумя. Выигрывают те, у кого линия будет ровнее и быстрее проведена.

Наши лица. Дети сидят напротив друг друга в два ряда, каждый на своем месте рисует лицо кого-то из сидящих напротив. После чего дети угадывают, кто кого нарисовал.

Запомни. Ребятам предлагают запомнить 10-15 слов, изобразив их рисунками-символами. На листе в ряд дети быстро рисуют символы предметов, которые перечисляет ведущий, чтобы потом благодаря своим символам вспомнить перечисленные ведущей слова (лес, письмо, ковер, дым, песня, заяц, красота, утюг, весна, страх, любовь, снег).

Рисуем вместе. Дети распределяются на две команды по 5 человек. Надо впятером нарисовать корову (лошадь, кенгуру, жиража0. По команде каждый участник рисует одну часть тела животного, передавая мел следующему и т.д., пятый заканчивает рисунок. Выигрывает та команда, у которой получилась более симпатичная корова.

Цветоскоп. Детям предлагают окрашивать полоски бумаги (или подбирать цветные бумажные полосы), первую полоску окрасить в самый приятный цвет, вторую – в самый неприятный; затем следующую – в приятный цвет, другую – в неприятный; далее – в хороший цвет и в плохой; наконец одну и другую – все равно в какой цвет. Затем полоски нужно разложить в два ряда: слева – приятные, справа – неприятные и попробовать составить личностные портреты друг друга, исходя из того, какие цвета они предпочитают. Помогите ребятам, сначала сами охарактеризуйте какого-либо ребенка. Например: «Таня веселая девочка, у нее хорошее настроение, она любит яркие, радостные цвета: оранжевый, светло-зеленый».

После составления портрета не забудьте уточнить, согласны ли ребята с этой характеристикой, которую им дали товарищи, если нет, то дать возможность высказаться. После игры можно предложить детям сгруппировать полоски так, чтобы они хорошо сочетались по цвету.

Поможем Илье Муромцу. Ведущий рисует на доске придорожный камень с изображением на нем стрелок: одна направлена вверх, другая влево, третья вправо. Дети распределяются в две команды. Задание: придумать и нарисовать возле каждой стрелке схематичные рисунки для Ильи Муромца, которые показывают не только направление, но и то, что ждет его, если он поедет в ту или иную сторону. Выигрывает команда, у которой, по общему мнению, более оригинально выполнены советы.

Тайные симпатии. Играют 6-8 ребят. У них один лист бумаги и карандаш. Нужно нарисовать большой круг, по периметру круга нарисовать столько кружочков, сколько участников в данной команде, отметить каждый кружок каким-либо знаком или в кружке написать начальную букву имени играющего.

После этого каждый ребенок от точки в середине своего кружка, обозначающего «Я», проводит линии к другим кружкам по следующему принципу:

«Самый приятный для меня друг» – сплошной линией.

«Просто хороший мальчик (девочка)» – пунктирной линией.

«С кем мне не хочется играть» – волнистой.

Затем дети складывают листок пополам и подписывают его своим именем или ставят значок. Педагог собирает листики, анализирует их. Материал помогает определить симпатии детей, что необходимо в организации учебного и воспитательного процесса.

Путешествие в картину. Вокруг выставляются картины любых жанров, ребят усаживают на ковер и предлагают выбрать любую понравившуюся картину, рассмотреть ее, потом закрыть глаза и «оказаться в ней», затем рассказать о своем настроении, впечатлении от «пребывания» в картине. Ведущий предлагает ребенку представить себя в месте, изображенном на картине. Рассказать о том, где он  находится, что видит вокруг себя, что чувствует, куда пойдет, что с ним произойдет. Постарайться передать словами свои ощущения. (Путешествие в картину может сопровождается муз. фрагментами, характеризующими данный сюжет.)

Воображение. Детям предлагают рассмотреть картину, затем войти в образ ее персонажа и от его лица выразить словами, мимикой, жестами его переживания, эмоциональное состояние. Например: грусть Аленушки по своему братцу (В. Васнецов, «Аленушка»).

Коробейники. Дети распределяются на две команды. По одному из каждой команды выходит ребенок, надевает картуз и короб, выбирает предметы народного декоративно-прикладного искусства и кладет в короб, затем зазывает, предлагает «покупать». Выигрывают те ребята, которые проявят знания о предметах искусства, смогут описать их красоту, вызвать желание любоваться, войдут в образ коробейника. Например: «А вот игрушки глиняные: дымковские и каргопольские, филимоновские, тверские да вятские. Цветные – расписные! Малым на забаву, старым на потеху. Кто игрушку купит, тот радость в дом поселит!» и т.д.

Выставка картин. Устраивают выставку картин разных жанров. Дети по желанию берут на себя роль экскурсоводов (ребенок выбирает любую картину и рассказывает о ней, о жанре, настроении, композиции, колорите).

Можно организовать выставки картин какого-либо жанра, например пейзажи (архитектурные, городские, ландшафтные, морские, горные, космические); портреты (автопортреты, народные, исторические, семейные); жанровая живопись (сказочные сюжеты, спортивные, картины о труде, бытовые сюжеты).

С чем можно сравнить. Детям предлагают картину для рассматривания, после чего начинают играть, задавая вопросы. Например, если изображен луг – «С чем можно сравнить траву на лугу?» (росу на траве, одуванчики, ромашки и т.д.).

Какой цвет звучит. После рассматривания картины детям предлагают выделить «звучащий» в ней цвет и обосновать свое мнение.

Расскажи пантомимой. Поочередно дети показывают движениями, жестами, о чем они мечтают (об игрушке, вещи, предмете, действии, чувстве и пр.). Зрители пытаются отгадать. Выигрывает тот, кто больше отгадает. Затем дети рисуют свою мечту.

Представь пантомимой картину, которую ты хочешь нарисовать. Игра проводится аналогично.

Угадай картину. Перед детьми выставляется ряд картин с ярко выраженными действиями. Одному из играющих предлагается выбрать картину и изобразить ее пантомимой. Выигрывает тот, кто отгадает больше всего картин.

Угадай картину по описанию. Воспитатель или ведущий ребенок описывает словесно одну из картин, представленных на выставке. Дети или команда отгадывают ее. Выигрывает тот, кто отгадает больше всего картин.

Настроение человека. После рассматривания картины (скульптуры) дети называют слова, определяющие настроение изображенных на ней людей.

Цвет и настроение. На мольбертах листы бумаги серого, желтого, оранжевого и других цветов. Детей просят выразить свое настроение, связанное с определенным цветом, словами, интонацией, жестами, мимикой, движениями.

Целое и части. После рассматривания картины детям предлагают найти самое красивое место, рассказать о нем и обосновать почему, по их мнению, эта часть особенно удалась художнику. Затем закрывают какую-либо часть картины и предлагают высказать мнение по поводу изменений, которые произойдут, если эту часть изъять. Детям предлагают рассказать, что изменилось бы, если бы художник использовал другой цвет, тон, изображая определенные предметы, изменил их размер, добавил другие.

Пусть оживет картина. Ребятам предлагают после рассматривания сюжета картины взять на себя роли персонажей и разыграть изображенное действие.

Тайна портрета. После рассматривания картины (скульптуры) детям предлагают разгадать тайну человека или группы изображенных людей (о чем говорят глаза, руки, позы, жесты, движения, одежда, украшения, окружающие их предметы и пр.).

Игры и упражнения с глиной и пластилином.

Цель. Развивать ловкость, точность движений рук и пальцев, тренируя мелкие мышцы рук в процессе действий с пластическими материалами. Учить чувствовать материал, развивать память руки, чувство формы. Формировать различные приемы лепки. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру в движении, передавать пропорции, формировать чувство композиции. Развивать воображение фантазию, творческие начала, эстетическое восприятие, интеллектуальные способности. Формировать речь.

Средний и старший дошкольный возраст.

Придумай сказку. У играющих по кусочку глины или пластилина. Ведущий придумывает сказку, демонстрируя ее лепкой фигурок. Дети лепят пластическим способом из целого куска. Сюжет сказки строится таким образом, чтобы кусочек глины в руках детей постоянно преобразовывался в новый образ. Сначала роль ведущего выполняет взрослый, а затем дети по желанию или по очереди, это зависит от установленных правил. В эту игру дети могут играть самостоятельно. Количество участников от двух и более человек. Например. В лесу жил вот такой червячок (скатывается колбаска). Он был очень любознательным и не хотел всю жизнь оставаться червячком. Однажды он увидел улитку и тоже свернулся вот так в спираль и выставил рожки ( скручиваются и вытягиваются рожки), и так он превратился в улитку. Ползет улитка под яблоней и видит, на земле лежит упавшее с дерева круглое яблоко. И захотелось ей стать яблоком. Скаталась она в шарик (скатывается шарик). Прибежал из леса ежик за яблоком, увидело его яблоко и захотело стать ежиком ( вытягивается мордочка, ушки, лапки) и т.д.

Волшебный комочек. У играющих по комочку глины или пластилина. Ведущий загадывает загадку. Причем лучше, если придумать ее самим. При этом вовсе не обязательно в стихотворной форме. Например, задание для детей старшего возраста: «Угадайте, кто живет в моем комочке? У кого самый длинный нос на свете? Если ребята не отгадывают по одному признаку, подскажите: «Кто самый большой?» Если вновь не отгадали, назовите третий признак: «У кого ноги как столбы?» После того, как дети отгадают, все лепят слона. Лучше если ребята лепят отгадку пластическим способом, по возможности быстро, поощряется условность в изображении. В том случае, если вы предлагаете лепку конструктивным способом не забудьте предложить ребятам дощечки, которые они будут использовать  в процессе лепки.

Угадай. У всех играющих по большому куску глины, дощечка и стека. Ведущий делает набросок и устанавливает его на своей дощечке. Играющие повторяют его действия. Набросок в лепке – это своеобразная заготовка для последующего этапа лепки. Если лепят, например, фигуру человека, то глиняный столбик стекой разделяется снизу на две части (ноги), после чего он устанавливается на дощечке. Если лепится существо с четырьмя конечностями, то глиняный столбик разрезают с двух концов, сгибают в дугу и устанавливают на дощечке. Набросок может быть и шарообразным, и конусообразным и любой другой формы в зависимости от того, что предполагается лепить. С дощечки его в процессе работы не снимают. Ведущий производит с наброском несколько действий, не называя. Что он собирается лепить. Играющие повторяют его действия. Затем перед работой ведущего устанавливается ширма (картонка или дощечка)., чтобы играющие не видели, что он будет лепить. Ведущий говорит: «Угадайте, что я буду лепить? И вы лепите отгадку». Дети лепят, выполняя те действия с наброском, о которых говорит ведущий. Выигрывает тот, у кого замысел совпадает с задумкой ведущего или будет близок ей. Ведущие меняются. Количество играющих от двух и более человек.

Кто прячется. У играющих по куску глины, дощечка и стека. Ведущий кладет в мешочек или в картонную коробку с двумя отверстиями малую скульптуру, ранее знакомую (с хорошо выраженными частями) и предлагает по очереди играющим ее ощупать, запустив руки в мешок, и не видя ее. (Детей при этом не торопят.) После этого предлагают слепить то, что прячется в мешке. Выигрывает тот, кто угадает, что прячется в мешке, и слепит похожее.

Игру можно варьировать. Например, предлагать каждому играющему ощупать свою фигурку. Или приспособить большую коробку, сделать по два отверстия с четырех ее сторон, и класть в коробку штук 10 небольших игрушек. В этом случае сразу четыре ребенка отбирают их и ощупывают. Роль ведущего в игре отводится взрослому.

Преврати эту форму во что хочешь. Ведущий лепит одну исходную форму (шарик, брусок, цилиндр и т.д.), устанавливает на дощечку и предлагает добавлять к ней отдельные элементы, придающие ей какой-либо образ (конструктивный способ лепки). В зависимости от возраста детей и их способностей устанавливаются условия. Предлагается воссоздать одну исходную форму и затем придать ей образ. Или несколько таких форм и каждую во что-то превратить. В этом случае поощряется тот ребенок. Который больше придумал и ярче проявил фантазию. Роль ведущего выполняет взрослый.

Двигающиеся человечки. Ведущий предлагает вылепить детям фигуру человека. Каждый ребенок на себе определяет части тела, где находятся суставы, благодаря которым осуществляется сгибание, демонстрирует движения отдельных частей тела, показывает различные позы и так далее.

Ведущий делает определенное движение и предлагает его зафиксировать на своей фигурке. Например, поставить руки в стороны. Усложнение игры в том, что постепенно предлагаемые позы становятся более сложными в воспроизведении на глиняной модели. Например, к концу старшего дошкольного возраста ребята могут передавать не только физические действия, но и настроение в движении. Человек радуется. Очень опечален. Удивляется. Сердится.

Старший дошкольный возраст.

Маски. У играющих комки глины, дощечки и стеки. Ведущий предлагает детям слепить объемные геометрические фигуры: шар, цилиндр, конус, кубик, кирпичик, призму, овоид (яйцо). Затем  надо отобрать любые фигуры для того, чтобы превратить их в маски (счастье, горе, испуг, удивление, обида).

При первом проведении игры детям показывают способы работы стекой: как делать углубления, чтобы, например, изобразить рот, глаза, или, надавливая широкой острой частью, изобразить морщины и т.д.  игру можно усложнять, предложив на одной стороне изображать одно состояние, а на другой противоположное. Например: счастье – горе, доброта – злость, спокойный – расстроенный, простодушный – хитрый, смелый – трусливый и т.д. Игру можно еще более усложнить, если предложить сделать на одной стороне фигуры или на грани разделительную черту стекой посередине и на одной стороне изобразить одно состояние, а на другой другое так, чтобы черты лица, например рот, совпали. Ведущий играет вместе с детьми.

Космические послания. Дети лепят по одной геометрической фигуре (как и в предыдущей игре) и украшают ее по своему желанию узорами с помощью стеки. Затем они «расшифровывают» эти «космические послания» – придумывают рассказы о далеких планетах. После чего детям предлагают соединить слепленные детали и создать «космические конструкции». Ведущий – педагог играет вместе с детьми, импровизирует, придает совместной деятельности загадочный, интригующий характер.

Древние письмена. Дети лепят разные по величине плоские геометрические формы. Например: круг, квадрат, прямоугольник, овал, ромб, пятиугольник. Затем стекой делают на фигуре, какие-нибудь изображения, после чего «расшифровывают древние письмена», сочиняя истории и комментируя изображенные знаки.

Вариантом игры может быть создание изображения способом налепа. Дети отрывают от куска пластилина или глины мелкие кусочки, придавая им определенную форму пальцами, и оформляют ими геометрические формы.

Симметрия. Ведущий предлагает детям объединится по четыре человека. Каждой группе дают большой ком глины и предлагают вылепить одну пластину четырехугольной или округлой формы.  Дети сидят за столами так, чтобы к каждому был обращен один угол или одна четвертая его часть. Игра начинается по считалке. Выбранный водящий в углу своей пластины делает изображение налепом или стекой – все трое повторяют его действия на своих частях, затем по часовой стрелке следующий добавляет свои элементы изображения, другие повторяют и т.д. Если дети решат оформить и середину пластины, тогда делают это тоже по очереди.. таким образом в результате получится декоративная пластина. В эту игру дети могут играть самостоятельно.

Чудо-юдо. Ведущий предлагает детям объединиться по шесть человек. Каждой подгруппе дается большой кусок пластилина или глины. Детям предлагается раскатать комок в столбик и разделить его на шесть одинаковых частей (перед тем как делить сделать на столбике насечки). Каждый берет свой кусок. Дети договариваются. Кто какую часть фигуры будет лепить (голову, левую, правую руку, туловище, левую, правую ногу). Все лепят в тайне друг от друга. После чего соединяют вылепленные части. Получаются невероятные фантастические существа.

Игру можно усложнить. Дети не договариваются, кто какую часть фигуры будет лепить. И тогда будут получаться существа с несколькими головами или безголовые, с разными по форме, величине и количеству конечностями, хвостами, крыльями и т.д. В эту игру дети могут играть самостоятельно.

Подарки. Ведущий предлагает ребятам распределиться на команды. В каждой команде по считалке выбирают водящего. Он мимикой, жестами, движениями показывает, чего он хочет в подарок. Дети лепят подарок. Выигрывает тот, кто вылепил этот подарок. Игра повторяется с другим ведущим. В его роли может быть мастер, изготовивший правильно подарок.

Слепим вместе. Дети распределяются на команды. И по жребию определяют свой порядковый номер (вытаскивают бумажку с написанной цифрой). Первым участникам команд предлагают слепить какую-нибудь непонятную форму, вторые добавляют к ней детали или видоизменяют ее, затем свои изменения над формой выполняют участники под номером три и т.д. В результате получится какое-то невероятное существо. Выигрывают те команды, которые проявят больше фантазии и изобретательности.

 

Игры и упражнения с бумагой.

Цель. Развивать у детей навыки и умения в работе с бумагой. Научить способам сминания, отрывания, отщипывания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания, приклеивания и склеивания. Учить чувствовать материал, составлять узоры, декоративные компазиции. Научить детей самостоятельно изготавливать выкройки, строить элементарные схемы, чертежи и использовать их в процессе изготовления поделок. Развивать глазомер, ловеость движения рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами. Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Средний и старший дошкольный возраст.

Превращения. Ведущий предлагает детям объединиться в подгруппы по 3-4 человека. Каждой подгруппе дается небольшой кусочек бумаги (20 – 15 см) с нарисованным на нем кружком и предлагают отрывать от бумаги небольшие кусочки (2×2 см), скатывать их в комочки и наклеивать их внутри кружка в пределах контура. После чего подрисовать фломастером определенные детали, превратив изображение в какой-либо образ. Сначала дети проявляют стандартное мышление, в основном все изображают цветок, шарик или солнышко. Поощрите тех, у кого получится более оригинальное изображение. В следующий раз предложите заполнить кусочками бумаги другую фигуру и придать ей образ. Посоветуйте при этом использовать другой способ работы. Например отщипывать от листа мелкие кусочки и наклеивать их сначала одним слоем, а затем многослойно так, чтобы создалось выпуклое изображение.

В старшем дошкольном возрасте игра может развиваться дальше, когда дети сами рисуют различные фигуры, причем не только подрисовывают контурные части, создавая образы, но и заполняют их аппликацией, используя разные способы работы с бумагой, и наконец, они способны создавать определенные сюжеты.

Что такое, кто такой? Ведущий предлагает ребятам способом обрывания сделать фигуру любой конфигурации и наклеить ее посередине листа, а затем создать из нее образ, добавляя детали. При этом поощряется использование разных способов работы с бумагой. Играя с детьми в следующий раз, можно показать, как сминать бумагу (осторожно не разрывая), а затем из нее способом обрывания создать форму; как, подкладывая под форму кусочки скатанной бумаги, можно создать объем.

Выложи из полосок. Каждый ребенок (в команде по 2-4 человека) получает по листу цветной бумаги. Педагог показывает способ отрывания полосок от целого листа (отогнуть полоску любой ширины с любой стороны, сделать большим пальцем четкий сгиб, загнуть полоску в другую сторону и опять сделать сгиб, затем положив лист на стол, осторожно растягивать бумагу в противоположные стороны, чтобы отрывалась ровная полоса). Затем детям предлагают создать узор или какое-либо изображение на столе из образовавшихся полос.

Играя с детьми старшего возраста, можно усложнить задание, предложив выложить определенный предмет либо геометрическую фигуру. Например, отберите по 10 одинаковых полос и выложите из них три прямоугольника, два квадрата и четыре треугольника (рис.7). Можно закрепить умение резать бумагу по прямой, по линии сгиба, нарезая длинные полосы.

Сложи фигуры по схемам и разрежь по сгибам. Педагог показывает детям схемы – уменьшенные штриховые изображения (рис.8) и листы цветной бумаги (20×15 см). после рассматривания схем детям предлагается сделать на своих листах первый сгиб, затем на этом же листе второй сгиб. Детям объясняют, что на всех чертежах, схемах и выкройках сгибы принято изображать пунктирной линией. Стрелочками показывают, в какую сторону следует сгибать лист. Далее дети разрезают бумагу на части по полученным сгибам. Спрашивают, сколько фигур получилось, как они называются. После этого ребятам предлагается продолжить выполнение заданий по порядку. Напоминают, если на схеме изображен квадрат. То его следует вырезать из прямоугольника уже известным способом. Затем подумать, можно ли сложить фигуру – квадрат, чтобы получилось две части, затем еще пополам на четыре части и еще на восемь частей; предлагают выполнить задание. Потом просят найти фигуру, на ней изображены сгибы, которые делаются не способом сгибания частей пополам, а на глаз. Вырезается трапеция. В следующий раз дети ищут схемы с изображением кругов, здесь надо подумать, как сложить квадрат, чтобы вырезать из него круг, а затем из круга полукруг. Пусть дети догадаются, как вырезать из круга одну четвертую часть.

Организуя игру в следующий раз, предложите найти схему полосы, которую можно сложить гармошкой. Пусть дети сделают это сами. И наконец, предложите подумать, каким способом сложить квадрат на много маленьких одинаковых квадратиков, как показано на схеме. Обычно дети находят способ четырехкратного сгибания пополам. Пусть они проделают это. Однако, развернув квадрат, они не увидят четких сгибов. Покажите детям более удачный способ (складывание листа пополам. Вчетверо, а затем загибания каждой стороны квадрата к средней линии). В процессе этих упражнений дети уточняют названия и количество фигур, образовавшихся в результате сгибов.

Из нарезанных частей получится пособие по плоскостному моделированию. Дети конструируют самые различные изображения: декоративные узоры, здания машины, суда, мосты, создают разные сюжеты и пр. Можно предложить детям срисовать наиболее удачные изображения, превращая их в схемы, чтобы снова их воспроизвести. Детям среднего дошкольного возраста дают квадраты, прямоугольники, круги для выполнения простых заданий: «Сделай из платочка две косынки. Раздели блин пополам» и т.д.

Сконструируем роботов. Детям предлагают отрезать от листа полосу любой ширины. Затем отогнуть на ней квадрат и отрезать по линии сгиба, потом отогнуть прямоугольник и отрезать. Пусть дети определяют, какая фигура будет головой робота, какая туловищем. Предложите отогнуть еще один квадрат и догадаться, как из него вырезать две одинаковые руки роботу. Затем по аналогии пусть вырежут ноги. Всех роботов дети выстраивают по просьбе педагога в один ряд на узкой полосе, начиная с самого большого, и выполняют аппликацию (наклеивают все фигуры). Фломастерами дорисовывают мелкие детали.

Вырежи по схемам. Взрослый предлагает детям ряд схем, изображающих фигурки животных (рис.9), просит подумать, кто какую фигурку будет вырезать из тех, что показаны на схемах (или придумает свою).

Педагог напоминает, что вырезать надо таким же способом, как и роботов из полосы. Показывает или напоминает, как закруглять у квадрата уголки, чтобы превратить его в круг. Выигрывает тот, кто вырежет больше фигурок и наклеит их.

Придумай игрушку. Детям предлагают рассмотреть поделку (рис.10а) и схему. Вместе с ними педагог разбирает схему, выделяя на ней части, из которых будет собираться игрушка, затем предлагает отрезать от листа полосу, сделать на ней разметки карандашом, вырезать и смастерить игрушку. Особо поощряется тот. Кто придумает свой образ. Смастерит зверюшку, которую никто не делал.

Волшебные цилиндры. Игра проводится аналогично. Разбирая схему, педагог уточняет с детьми, что штриховкой изображены места склеивания (рис.10б).

Старший дошкольный возраст.

Превращения конуса. Детям предлагают рассмотреть чертежи (рис.11), сложить квадраты на 8 частей и вырезать по 2 круга. Затем один круг в соответствии с чертежом разделить пополам, определить часть, которую следует намазать клеем, и склеить конус.

Второй круг надо сложить вчетверо, вырезать четвертую часть и тоже склеить конус. Пусть ребята ответят, почему получились разные по форме конусы. Затем предлагается рассмотреть схематическое изображение поделки, придумать и смастерить свою, используя конус. Выигрывает тот, у кого игрушка будет оригинальной, качественно сделана и со вкусом оформлена. Решить это может выбранное детьми жюри.

Превращение квадрата. Педагог показывает детям схемы (рис. 12). Вместе с ними вспоминает способ складывания квадрата на 16 квадратов. Дети уточняют обозначения на чертежах (пунктирные линии – складывание, сплошные – надрезы, штриховые – части, которые отрезаются). Ребятам предлагают сделать по три квадрата, сложить их в соответствии с чертежами, сделать надрезы, собрать и склеить объемные формы. Затем взрослый предлагает придумать, во что можно превратить новую форму. Выигрывает тот, кто даст больше предложений. Далее придумывают во что можно превратить брусковую форму и, наконец, кубическую. После чего каждый мастерит игрушку из любой формы. Выигрывает тот, у кого поделка окажется более необычной, хорошо сделанной.

Кто больше фигурок вырежет. Воспитатель предлагает рассмотреть схемы (рис.13). Напоминает способ вырезания фигурок из листа, сложенного пополам. У детей цветная бумага и ножницы. Они отрезают полосы от целого листа, отделяют от них определенные части, складывают пополам и вырезают фигурки. Выигрывает тот,  кто больше вырежет. За каждую придуманную фигурку ребенок получает дополнительное очко.

Превращение полосочки. Дети раскладывают полосы в несколько раз пополам и вырезают сразу по 4-8 элементов, из них составляют декоративный узор. Выигрывает та команда, у которой получится самый красивый узор из большего количества элементов.

Бумажная гармошка. Дети складывают полоску гармошкой и вырезают любые фигурки так, чтобы после того, как развернуть полоску, фигурки оказались соединенными вместе (рис.14). Выигрывает та команда, которая больше превратит гармошек в различные изображения.

Повтори, как у меня. У детей бумага и ножницы. Ведущий мелом на доске рисует поочередно геометрические фигуры. Показывает на них пунктирными линиями места сгибов, а дети вырезают фигуры, делают на них сгибы. Ведущими могут быть дети. Причем перед каждым новым заданием ведущий может меняться.

Силуэты. Ведущий выкладывает изображениями вниз карточки, на которых показаны способы вырезания силуэтов (рис.15). Ребятам предлагают вытягивать любые карточки и вырезать из бумаги силуэты, используя карточки, как образцы. Выигрывают те дети или та команда, у которых будет набрано больше очков (каждая фигура – очко). Непохожие образцы и неаккуратно вырезанные силуэты не учитываются.

Пиктограмма. Это емкое графическое изображение предметов, сообщений, информаций. Приведите детям пример пиктограмм, покажите дорожные знаки: телефон, вилка и ложка, кровать, красный крест, изображение молнии, перечеркнутое изображение утюга и т.д. Пусть ребята их расшифруют.

Затем детям предлагается создать свои пиктограммы, обозначающие «Яркий свет», «Тихо», «Сюда нельзя». «Праздник», «Унылый осенний день», «Радость», «Осторожно». Дети вырезают из бумаги силуэты и наклеивают на бумажные квадраты и прямоугольники, после чего устраивают выставку. Дети угадывают пиктограммы друг друга. По общему мнению, выбирают наиболее оригинальные из них.

Паучок. Детям предлагают сложить лист сначала на 16 квадратиков, затем развернуть и сложить по диагонали с одного угла на угол и с другого (рис.16). После чего развернуть заготовку и нарисовать паутину по предложенной воспитателем схеме с учетом линий сгибов. Ведущий рассказывает о правилах игры. Паучок, которого изображают на пересечении линий, передвигается всегда только по черточкам-паутинкам по командам: «Вверх». «Вниз», «Влево», «Вправо», «В левый верхний угол» и т.д. Каждая команда указывает на один ход от одной точки пересечения до другой. Играют, соблюдая очередность, один дает команды, другой ходит.

Игры и упражнения с природными материалами.

Средний и старший дошкольный возраст.

Расскажи о природных материалах. Ребятам предлагают рассмотреть шишки, желуди, каштаны, семена, листья и прочие природные материалы, потрогать их. Понюхать, исследовать и дать описание каждому.

На что похоже. Дети распределяются на две команды. Ведущий показывает тот или иной природный материал (веточку, корень, кору, скорлупу, ракушку и пр.), а дети угадывают в нем тот или иной образ (материал поворачивают в разных направлениях). Чья команда назовет больше образов, та и побеждает.

Чем похожи и чем отличаются. Ведущий предлагает детям похожий материал (две-три почти одинаковые веточки, шишки, желудя, каштаны и пр.) и просит определить, в чем их сходство и различие. Чья команда даст больше правильных ответов, та и побеждает.

Составь узор. Детям дают задание: создать декоративные узоры из природного материала на картонках, фанерках, на спилах, пеньках, на песке, на земле, используя семена, ягоды, плоды, травы, злаки, веточки, листья, сосновые иголки и прочий материал.

Старший дошкольный возраст.

Золотая хохлома. Детям предлагают картонные черные силуэты предметов хохломского промысла. Цель игры: отобрать листья, ягоды, травы и прочие дары осени и украсить картонные силуэты, выкладывая узоры по мотивам хохломской росписи.

Травяные косички. Играют две команды. Детям дают задание: сплести из длинных травинок косички, затем предложить назвать варианты изделий, которые можно смастерить из этой косички (браслет, пояс, закладка, змейка, брошка, пуговица и пр.). Выигрывает команда, давшая последний ответ.

Мир динозавров. Выделите на участке под навесом место для работы с глиной и природными материалами для двух команд и предложите создать каждой свой мир динозавров. В качестве материала может быть использована обычная глина (дайте возможность детям самим ее замесить). Пусть придумывают и лепят динозавров. Из камней соорудят горы, из веточек и корней – деревья. Для оформления предложите использовать мох, песок, ракушки, емкости, наполненные водой (озера) и пр.

Игры с различными материалами.

Средний и старший дошкольный возраст.

Сравни. Вниманию ребят предлагают 2-3 предмета и просят рассказать, чем они похожи и чем отличаются.

Где можно применить. Ребятам предъявляют самые разнообразные «ненужные»  материалы и просят назвать возможные нетрадиционные варианты их использования (банка, линейка, лопнувший шарик, гвоздь, кирпич, гайка, носовой платок, варежка и пр.).

Чем это было? Перед детьми раскладывают разнообразные использованные материалы и предлагают ответить на вопрос: «Чем это было раньше?» (например, картонная коробка, серпантин, фантик – деревом, пластмассовая бутылка, мыльница, хлебница, трубочки для коктейля и пр. – куском пластмассы).

Старший дошкольный возраст.

Где можно это применить. Ребятам дается задание: выбрать разные материалы (коробки, катушки, шпульки, пластмассовые бутылки, детали сломанных технических игрушек и пр.) и просят рассказать, где и как можно использовать тот или иной предмет в том виде. Как он есть и если его преобразить (добавить, убрать какую-то часть).

На что это похоже. Детям предъявляют поочередно предметы и просят рассказать на что они похожи.

Что в мешке. В мешок кладут различные использованные материалы. Дети поочередно опускают руки в мешок, на ощупь берут какой-либо предмет, дают ему описание и называют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание художественно-эстетической культуры старших дошкольников через красоту родной природы"

Сообщение из опыта работы об этапах формирования ценностного отношения дошкольников к миру прекрасного средствами изобразительного искусства, живописи,литературных произведений,окружающего мира природ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности («Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие») Тема:«Путешествие в страну сказок» Возрастная группа: старшая группа

Конспект интегрированной ОД  в рамках недели ГМО для педагогов ДОУ,  который вошел в муниципальную базы данных "Передовой педагогический опыт"...

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является э...

Презентация "Обзор программ, методических разработок по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников".

Проблема нравственности и патриотизма подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, поэтому одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно- патриотическому воспита...

Организация воспитания и развития дошкольников с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей воспитанников.

Индивидуальные особенности развития ребенка -это специфические черты функционирования его психических процессов, приводящих к появлению разнообразных потребностей и интересов, стремлений и взглядов и,...