консультация для педагогов "Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования"
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему
учебный материал для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов "Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР – детский сад «Теремок» г. Северобайкальск
Консультация для педагогов
Воспитатель
Красюкова Марина Александровна
Тема: «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования»
Воспитатели часто слышат упреки в свой адрес от учителей начальной школы из-за подготовки детей к школе.
В основном их претензии связаны с тем, что детям достаточно тяжело дается письмо, многие не умеют сохранить строку, во время остановиться, когда пишут буквы или слово, не справляются с написанием элементов букв. С этим можно согласиться, но мы не должны брать на себя решение задач школы, т.е. учить детей писать – мы должны подготовить руку ребенка к письму, чтобы он без особых проблем перешел к написанию букв.
В условиях детского сада этому способствует ручной труд: вязание, вышивание, вырезывание развивает мелкую моторику руки, но одного этого недостаточно. Что же помогает подготовить руку к письму и одновременно решать вопросы эстетического нравственного и интеллектуального воспитания?
Опыт предыдущих лет показал: эти задачи решает декоративное рисование.
Овладение необходимыми для него техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т. п., ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма.
Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах) завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв б, ч и др.
Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.
Как можно использовать декоративное рисование при решении воспитательных и образовательных задач
Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок, по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами, характер мотивов и образов декоративного искусства, связан с задачами преображения среды, окружающей человека, а в соответствии с его представлениями о добре и красоте.
Волшебное возникновение под карандашом или кистью изображение доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребенка радость и бодрость малышам более понятны и близки работы народных мастеров, воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.
Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка.
Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объем знаний об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображения животных и птиц).
В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т. д.); материалы из которых они изготовлены и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудри, гирлянды).
Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.
Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что элементы дети рисуют красками, полученными с помощью наложения. Так, изображение Жостовских, Городецких узоров требует изменения из основных цветов получать различные оттенки и другие цвета. Если воспитатель не дает готовых рецептов, дети экспериментируют и решают самостоятельно, стоящую перед ними задачу.
Перспективный план по декоративному рисованию
(подготовительная группа)
Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, пополнять знания, умения, навыки в прорисовке элементов (хохломской, городецкой, гжельской, дымковской росписи).
Задачи:
1.Обогатить словарный запас (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и др.)
2.Усложнить роспись новыми более сложными элементами.
3.Закрепить умение сравнивать различные узоры, росписи, называть их элементы, находить сходство и различие.
4.Закреплять полученные навыки и умения, работать кистью, ее концом и всем ворсом. Правильно наносить мазки. Продолжать развивать мелкую моторику руки.
5.Продолжать учить детей смешиванию красок, учить наложению одной краски на другую.
6.Учить аккуратному раскрашиванию элементов росписи, а так же колориту красок каждой росписи.
7.Воспитывать у детей любовь к родному народу, традициям, обычаям.
8.Учить детей доброте, видеть красоту в своих работах и в работах своих товарищей.
9.Продолжать учить коллективному рисованию и умению работать вместе.
Октябрь
Тема | Цели и задачи | Материал |
«В мастерской у народных умельцев» | Познакомить с предметами, которыми пользовался художник (мольберт, палитра). Учить находить сходство и отличие произведений живописи и изделий народных мастеров. Дать понятие орнамента и его основы. | Картинки с изображением мастерской художника и мастерской народного мастера, например дымковского. Изделия народного творчества. |
«Платье для осени» | Учить подбирать декоративный узор для платья | Краски, кисти, палитры, бумажные силуэты платьев. |
«Чудо игрушки» | Познакомить детей с изделиями дымковских мастеров. Рассмотреть элементы дымковского узора, способы их чередования. Учить использовать различные возможности кисти (рисовать ее концом ворса обратной стороной), продумывать варианты использования своих работ. | Изделия дымковских мастеров. Плоскостные силуэты фигур для прорисовки, гуашь, кисти различных номеров. |
Ноябрь | ||
«Лепка дымковской игрушки «Индюк»» | Учить лепить из глины индюка. | Глина (пластилин), подставка под игрушку. |
«Лепка дымковской игрушки «Барышня»» | Учить лепить из глины или пластилина более сложную, чем индюк, фигуру, используя все ранее приобретенные навыки, находить варианты лепки юбки у барышни, покрывать фигуру белой краской помощью кисти или заменителей. | Глина (пластилин), кисти, их заменители, гуашь белая, стеки. |
«Украсим барышню» | Учить, самостоятельно украшать объемную фигуру дымковским узором, подбирая элементы и цвет. Воспитывать аккуратность в работе с краской. | Гуашь, кисти, подставки, объемные фигуры из глины (пластилина), образцы дымковских узоров. |
«Хохломские чародеи» | Продолжать знакомить с изделиями хохломских мастеров. Показать красоту, своеобразие хохломской росписи. | Предметы хохломских мастеров, картинки с изображением хохломской посуды, посуда картонная, бумага, краски. |
Декабрь | ||
«Хохломская роспись – алых ягод россыпь» | Познакомить с приемами рисования ягод , травки, листьев на плоскостных фигурах (посуда). Закрепить умение планировать бумагу. | Плоскостные фигуры различных предметов посуды, образцы элементов хохломской росписи, кисти, краски, гуашь. |
«Коллективная работа (рисование хохломской ладьи с ложками)» | Закрепить умение коллективно решать, из каких элементов будет составлен узор, какой фон и краски надо использовать, как распределить роли в процессе нанесения узора. Отработать навыки рисования элементов узора. | Плоскостные формы больших размеров, краски, кисти или их заменители. |
«Мастерская елочных игрушек» | Учить намечать план работы и ее объем ( по своим силам), самостоятельно выбирать элементы узора, соотнося ее с выбранной фигурой. | Плоскостные и объемные елочные игрушки из бумаги, папье-маше, кисти, краски. |
«Изготовление упаковки для рождественского подарка» | Учить использовать знания, навыки, умения рисования декоративного узора при изготовлении упаковки для подарков к празднику и проявить творчество при выборе формы и элементов узора. | Упаковки, изготовленные в свободное время, бумага., краски, кисти, ножницы. |
Январь | ||
« Украсим дощечки для кухни» | Закрепить навыки рисования Городецкого узора на дощечке (гирляндой либо букетами). Воспитывать вкус при выборе красок для украшения узора. | Деревянные дощечки, подставки для них, краски ,кисти, лак. |
« Коллективная (дети и воспитатель) роспись панно» | Закрепить умения создавать в процессе коллективного творчества красивое изделие. Совершенствовать умение рисовать элементы узора Городецкой росписью на плоскости. Учить видеть результаты своей работы и испытывать радость и удовлетворение от нее. | Большое плоскостное панно из бумаги, краски, кисти. |
«Сказочная гжель» | Познакомить с бело-голубым гжельским узором. Учит самостоятельно подбирать краски, путем смешивания различных оттенков от белого до темно-синего; называть предметы, в которых можно использовать узоры гжели .Побуждать рисовать какой-либо элемент гжельской росписи самостоятельно. | Изделия мастеров гжели; гуашь белая, синяя, кисти или их заменители. |
Февраль | ||
«Платье для Снежной королевы» | Закрепить технические навыки рисования гжельского узора на плоскости в соответствии с моделью платья и образом, который нужно создать. Учить находить образные сравнения для гжельского узора (белоснежная кайма инея, зимний сине-голубой день) | Гжельские изделия. Силуэты платьев разных форм (моделей), краски ,кисти. |
«Рисование букета в холодных тонах» | Учить подбирать в букет цветы теплых тонов и каждый раз объяснять, почему именно этот цветок надо выбирать, назвать нарисованные в букете цветы. Знать краски теплых тонов. | Цветы живые или искусственные, карандаш графитовый, бумага. |
«Жостовские кисти» | Познакомить с изделиями жостовских мастеров. Учить видеть красоту узора, находить аналогии ему в природе. Познакомить с процессом изготовления подносов. | Изделия (подносы) краски, кисти, бумага. |
«На жостовском подносе в зеркальной глади лака» | Познакомить с техникой рисования жостовского узора. Продолжать учить рисовать пальцами основу цветов и листьев в узоре и «оживлять» узор белыми и темными тонами. | Плоскостные бумажные подносы разной формы, краски, кисти. |
Апрель | ||
«Пасхальное яйцо» | Познакомить детей с праздником Пасхи, в его атрибутами, в том числе пасхальными яйцами. Учить делать яйцо из папье-маше. | Пасхальные яйца, бумага, клей, пластилин, белая краска. |
«Писанки» | Учить подбирать узор для росписи пасхального яйца, используя имеющий опыт рисования декоративного узора. | Яйцо деревянное яйцо, кисти, краски. |
Май | ||
Оформить выставку – ярмарку детских работ. | Учить высказывать, отношение к собственной работе (описание, название узора, технике его использования) | Все работы детей выполненные в течении всего года. |
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования
Опыт работы по подготовке руки к письму через декоративное рисование (старшая и подготовительная к школе группа)...
МО Выступление тема:"Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования" 2014 год.
Консультация для воспитателей....
Подготовка дошкольника к письму средствами декоративного рисования
Детям трудно дается письмо. Воспитатели должны подготовить руку ребенка к письму. Они большое внимание уделяют ручному труду. Рисуя узоры, дети учатся держать строку. Многие узоры похожы на элементы б...
Консультация «Подготовка руки к письму средствами изобразительной деятельности»
Педагоги детских садов часто слышат претензии по качеству подготовки детей к школе от учителей начальных классов. В основном они сводятся к тому, что детям очень тяжело дается обучение письму.Тем не м...
Подготовка руки к письму, средствами декоративного рисования
Воспитатели часто слышат упреки от учителей в свой адрес из-за качества подготовки детей к школе. В основном их претензии связаны с тем, что детям достаточно тяжело дается письмо. Многие не умеют &laq...
Каплеграфия - прекрасная подготовка руки к письму статья по рисованию (старшая группа)
Чем же полезна каплетерапия? 1. Работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, делает занятие ярким и интересным. Рисовать нужно точно и аккуратно, поэтому дети учатся концентрации в...