Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Юный художник"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_hudozhestvenno-esteticheskomu_razvitiyu.docx | 59.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида»
Утверждаю:_____________
______________________
Заведующая МДОУ «Старошайговский детский сад № 2
комбинированного вида»
Протокол педсовета
№______ от_______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
(НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ)
Возраст детей: 3- 4 года
Срок реализации:1 год
воспитатель:
Дудина Е.Н.
2016
Пояснительная записка
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование».В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев , картофеля получаются такие красивые фигуры ,что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают ,а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.
Время существования кружка-второй год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Цель программы:
Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
обучающие:
• Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Особенности программы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Основные способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год -34., время занятий 15-20 мин.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3-4 года и рассчитана на один год обучения.
Продолжительность | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 час | 1 раз | 1 час | 34 часов |
Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Учебно–тематический план.
№ п/п | Тема | Количество занятий | Часы (мин) | |
Теория | Практика | |||
1 | Дождик кап-кап-кап | 1 | - | 1 |
2 | Мухомор | 1 | - | 1 |
3. | Разноцветные листочки осень подарила(коллективная работа) | 1 | - | 1 |
4 | Компоты и варенье в баночке | 1 | - | 1 |
5 | Веточка рябины | 1 | - | 1 |
6 | Ах, какие ягодки на тарелочке лежат | 1 | - | 1 |
7 | Усатый полосатый друг | 1 | - | 1 |
8 | Звездное небо | 1 | - | 1 |
9. | Солнышко за тучкой | 1 | - | 1 |
10 | Мой щенок дружок | 1 | - | 1 |
11 | Первый снег | 1 | - | 1 |
12 | Дед Мороз идет на праздник | 2 | - | 2 |
13 | В лесу родилась елочка | 1 | - | 1 |
14 | Елочка красавица (коллективная работа) | 1 | - | 1 |
15 | Снеговик | 1 | - | 1 |
16 | Зайка беленький прыг -скок | 1 | - | 1 |
17 | Волшебный лес | 1 | - | 1 |
18 | А снег идет и идет за окном | 1 | - | 1 |
19 | Кораблик для папы | 1 | - | 1 |
20 | Подводное царство (коллективная работа) | 1 | - | 1 |
21 | Колючий ежик | 1 | - | 1 |
22 | Веточка мимозы маме в подарок | 1 | - | 1 |
23 | Платочек для бабушки | 1 | - | 1 |
24 | Цыпленок | 1 | - | 1 |
25 | Бусы для куклы Кати | 1 | - | 1 |
26 | Солнышко лучистое улыбнулось ласково (коллективная работа) | 1 | - | 1 |
27 | Разноцветные бабочки | 1 | - | 1 |
28 | Пятнышки для жирафа | 1 | - | 1 |
29 | Носит одуванчик желтый сарафанчик | 1 | - | 1 |
30 | Вот какой у нас салют | 1 | - | 1 |
31 | Золотая рыбка в аквариуме живет | 1 | - | 1 |
32 | Божьи коровки на лужайке | 1 | - | 1 |
33 | Мы рисуем что хотим | 1 | - | 1 |
Итого | 34 | - | 34 |
Материалы и инструменты ,необходимые для работы:
1.Бумага разного формата и цвета.
2.Гуашь.
3.Акварельные краски.
4.Ватман.
5.Картофель.
6.Поролон.
7.Капустные листы.
8.Воздушные шары.
9.Листья деревьев.
10.Кисточки.
11.Чашечки для гуаши.
12.Баночки для воды.
13.Заготовки рисунков.
14.Салфетки влажные.
Сентябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Дождик кап-кап-кап | Рисование пальчиками |
| - листы бумаги белого цвета с нарисованными тучками разной величины; - синяя гуашь в мисочках, - салфетки, - зонтик для игры; - магнитофон |
2. | Мухомор | Рисование пальчиками |
| - вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой; - гуашь белого цвета в чашечках; - салфетки; - иллюстрации мухоморов; |
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Разноцветные листочки осень подарила (Коллективная работа) | Отпечаток листьями |
| - нарисованное дерево без листьев на ватмане белого цвета; - гуашь разноцветная в чашечках; -листочки разных деревьев; - салфетки; |
2. | Компоты и варенье в баночках | Рисование пальчиками |
| - вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера; - гуашь красного, синего и желтого цвета в чашечках; - салфетки; - банки с вареньем; - чайные ложки. |
3. | Веточка рябины | Рисование пальчиками | 1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -рисования пальчиками. 2. Учить детей создавать ритмические композиции. 3.Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | -листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины; - салфетки; -гуашь красного цвета в чашечках; -иллюстрации рябины; |
4. | Ах, какие ягодки на тарелочке лежат | Рисование пальчиками |
| -листы бумаги белого цвета с нарисованными тарелками; - салфетки; -гуашь красного и розового цвета в чашечках; -картинки с ягодами; |
Ноябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Усатый -полосатый друг | Рисование пальчиками |
| - листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка; - игрушка котенок; - гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках; - салфетки; |
2. | Звездное небо | Рисование пальчиками |
| - листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов; - гуашь желтого цвета в чашечках; - салфетки; - иллюстрации с ночным звездным небом; |
3. | Солнышко за тучкой | Отпечаток картофелем |
| -нарисованное солнце на белом листе; -гуашь синего цвета в чашечках; -салфетки; -кружки картофеля; |
4. | Мой щенок дружок | Рисование методом тычка | 1.Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой-рисование методом тычка. 2.Учить рисовать методом тычка. 3.Закреплять умение правильно держать кисть. 4.Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования. | -листы белого цвета с силуэтом щенка; -Кисть с жестким ворсом; -гуашь коричневого цвета; -стаканы с водой ; -салфетки; |
Декабрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Первый снег | Рисование ватной палочкой | 1.Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой-рисование ватной палочкой 2.Учить рисовать снег ватной палочкой. 3.Воспитывать аккуратность. 4.Развивать чувство ритма и композиции. | -листы бумаги синего цвета; -гуашь белого цвета; -салфетки; |
2. | Борода Деда Мороза (1-е занятие) | Рисование ладошками |
| - листы светло-голубого цвета; - белая гуашь в чашечках, - салфетки. |
3. | Борода Деда Мороза (2-е занятие) | Рисование пальчиками |
| - заготовки с бородой Деда Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия; - гуашь белого, зеленого и черного цвета в чашечках; - салфетки. - магнитофон. |
4. | В лесу родилась елочка | Рисование методом тычка | 1.Продолжать учить рисовать детей методом тычка. 2.Прививать аккуратность при работе с гуашью. 3.Закреплять умение правильно держать кисть. 4.Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования. | листы белого цвета с силуэтом елочки; -Кисть с жестким ворсом; -гуашь зеленого цвета; -стаканы с водой ; -салфетки; |
Январь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование | |
1. | Елочка-красавица (коллективная работа) | Рисование ладошками |
| - лист ватмана; - зеленая гуашь в чашечке; - салфетки; - магнитофон; |
2. | Снеговик | Отпечаток картофелем | 1.Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой -отпечаток картофелем. 2.Учить детей аккуратно макать картофель в гуашь и делать отпечаток . 3.Воспитывать аккуратность. 4.Развивать эстетический вкус. | - листы бумаги голубого цвета ; - гуашь белого цвета в чашечке; - салфетки; - магнитофон. |
3. | Зайка беленький прыг- скок | Рисование методом тычка |
| - листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика; - гуашь белого цвета в чашечке; - салфетки; - магнитофон. |
4. | Волшебный лес | Отпечаток капустным листом | 1.Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-отпечаток капустным листом. 2.Учить создавать ритмические композиции, делать отпечаток капустным листом. 3.Воспитывать аккуратность. 4.Развивать чувство ритма и композиции. | - листы бумаги голубого цвета ; - гуашь белого цвета в чашечке; - салфетки; -кисточки; - магнитофон. |
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | А снег идет и идет за окном | Рисование пальчиками |
| - листы бумаги квадратной формы, синего цвета – «окна»; - гуашь белого цвета в чашечке; - салфетки; - магнитофон. |
2. | Кораблик для папы | Оттиск поролоном | 1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-оттиск поролоном. 2.Учить создавать ритмические композиции, делать оттиск поролоном. 3.Воспитывать аккуратность. 4.Развивать чувство ритма и композиции. | -нарисованный кораблик на голубом листе бумаги; -гуашь белого цвета в чашечке; - салфетки; - магнитофон; |
3. | Подводное царство(коллективная работа) | Рисование ладошками |
| - лист ватмана голубого цвета ; - гуашь разноцветная в чашечках; - салфетки; - магнитофон. |
4. | Колючий ежик | Рисование ладошками | 1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -печатанья ладошками. 2.Закрепить умение дополнять изображение деталями. 3.Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 4.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | -листы бумаги белого цвета с силуэтом ёжика; - салфетки; -гуашь черного цвета в чашечках; |
Март
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Веточка мимозы маме в подарок | Рисование пальчиками |
| - листы бумаги с нарисованными веточками мимозы; - гуашь желтого цвета в чашечке; - салфетки; - магнитофон. |
2. | Платочек для бабушки | Рисование пальчиками, ватными палочками. | 1.Совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками, печатками. 2. Воспитывать аккуратность. 3.Развивать чувство ритма, цветовосприятие. 4. Воспитывать любовь к близким. | -Лист белой бумаги 25*25 см; - ватные палочки; - гуашь разных цветов, -влажные салфетки. |
3. | Цыпленок | Рисование методом тычка | 1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка. 2.Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 3.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | - листы бумаги белого цвета с нарисованным силуэтом цыпленка; - гуашь желтого цвета в чашечке; - салфетки; - магнитофон |
4. | Бусы для куклы Кати | Рисование пальчиками |
| - листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус; - кукла Катя; - гуашь разноцветная; - чашечки для краски; - салфетки; |
Апрель
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Солнышко лучистое улыбнулось ласково (кол- лективная работа) | Рисование ладошками |
| - лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом; - гуашь жёлтого цвета в чашечке; - салфетки; - магнитофон. |
2. | Разноцветные бабочки | Рисование ладошками | 1. Упражнять в технике печатания ладошками. 2.Учить наносить быстро гуашь и делать отпечатки – ладошкой.
| - листы бумаги белого цвета; - гуашь разного цвета в чашечках; - салфетки; - магнитофон |
3. | Пятнышки для жирафа | Рисование пальчиками | 1. Упражнять в технике рисования пальчиками. 2.Учить наносить быстро гуашь и делать отпечатки –пальчиками. 3.Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 4.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. 5.Воспитывать интерес к рисованию. | - листы бумаги с нарисованным жирафом; - гуашь коричневого цвета в чашечках; - салфетки; - магнитофон |
4. | Носит одуванчик желтый сарафанчик | Рисование воздушными шариками |
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке | - листы бумаги светло-зеленого цвета; - гуашь желтого цвета в чашечках; - салфетки; - магнитофон |
Май
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Вот какой у нас салют… | Рисование методом тычка | 1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка. 2.Познакомить детей с праздником «День Победы» и рассказать ,что праздник не обходится без салюта. 2.Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 3.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | - листы бумаги синего цвета; - гуашь разных цветов в чашечках; -иллюстрации с изображением салюта; - салфетки; - магнитофон |
2. | Золотая рыбка в аквариуме живет | Рисование пальчиками |
| - вырезанные из белой бумаги силуэты рыб; - мама-рыбка (образец); - гуашь желтого цвета; - чашечки для краски; - салфетки; - магнитофон. |
3. | Божьи коровки на лужайке. | Рисование пальчиками |
| - вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках; - чёрная гуашь в чашечках; - ватман; - салфетки. |
4. | Мы рисуем как хотим | Все нетрадиционные техники | 1. Выявить уровень развития изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста на конец учебного года. | -Все материалы которые использовались в теченнии года. |
Литература
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..
4.Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
8.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003
9. Педагогический опыт ,опубликованный в журналах дошкольное воспитание
10.Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д
11.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Мы - художники"
Закрепление, расширение представлений о портретном жанре...
Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Будущие художники» для детей 5-6 лет.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...
Рабочая программа кружковой работы по художественно – эстетическому развитию «Маленький художник»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по художественно-эстетическому развитию «Юные художники» (художественная гостиная)
Данный конспект можно использовать для закрепления в конце года пройденного материала по художественно-эстетическому развитию. Вспомнить с детьми жанры живописи, холодные и теплые оттенки, способы сме...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Маленький художник" Вторая группа раннего возраста
Рабочая программа «Маленький художник» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и реализуется нормативными документами:*Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1...
Художественно - эстетическое развитие детей в МАОУ СОШ № 26 "Преемственность ООП дошкольного и начального общего образования по художественно-эстетическому развитию
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды о...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию в старшей группе «Я-ХУДОЖНИК»
Нетрадиционные техники рисования...