«Есть одна планета сад…» Занятие кружка «Ступени к творчеству» с использованием нетрадиционной техники рисования «Граттаж» в подготовительной (логопедической) к школе группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buslaeva_n.i._konspekt.doc | 47.5 КБ |
prilozhenie_1_grattazh.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Буслаева Надежда Ивановна
учитель – логопед МБДОУ № 40
высшая квалификационная категория
Республика Татарстан г. Нижнекамск
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Специальные обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствует о наличии у них особенностей в состоянии двигательной сферы. Это недостаточная координация сложных движений, моторная неловкость. Следует иметь, что чем раньше начато развитие у дошкольников мелкой моторики, которая является составной частью коррекционно-педагогической работы, тем успешнее будет преодолено речевое нарушение. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между речевой и моторной деятельностью.
Для развития кисти, исходя из многолетнего опыта работы, целесообразно организовывать игры с мелкими игрушками, мозаикой, лепкой, занятия с мелким конструктором, выполнение поделок из бумаги, природного материала, изображение предметов, явлений природы, используя нетрадиционные техники рисования. Такие упражнения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведенного на выполнение задания.
В связи с этим был составлен перспективный план совместной деятельности педагога с детьми по развитию мелкой моторики и речи с использование нетрадиционных техник рисования и игр с различными материалами: игры с пластилином, бумагой, с семенами, зернами, бусами, орехами, которые способствуют развитию у детей:
- двигательной координации кистей и пальцев рук, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребенка к письму;
- точных, координированных действий пальцев, отрабатывают навыки захвата щепотью, двумя пальцами, совершенствуют согласованную деятельность кистей рук.
Использование стихов в проведении таких игр позволяет расширять активный словарь ребенка, знакомит его с названиями семян, растений, различных мелких предметов, проговаривание стихов развивает связную речь и грамматический строй. Выполнение упражнений способствует развитию внимания, мышления, наблюдательности и других познавательных процессов. Использование разнообразных предметов позволяет активизировать интерес ребенка к выполняемой деятельности.
Для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желание и интересы.
При проведении занятий мы используем различные методы и приемы: создание игровой ситуации, сюрпризные моменты, проговаривание последовательности работы, показ педагога, использование мультимедийной презентации с поэтапным изображением работы (Приложение 1), пальчиковые гимнастики и самомассажи, гимнастика для глаз, рассматривание картин, музыкальное сопровождение, оформление выставок, самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Весь полученный опыт и знания дети пытаются отразить в своих рисунках. Коллективное обсуждение своих рисунков формируют и закрепляют не только коммуникативные умения, но создается положительный фон для регуляции речевого поведения, развития монологической и диалогической речи.
Ежемесячно для родителей мы организуем выставки детских работ, в группе. Рисунки наших детей участвовали в городских, всероссийских конкурсах, где были отмечены дипломами Гран – при, дипломами лауреата, сертификатами.
«Есть одна планета сад…»
Занятие кружка «Ступени к творчеству» с использованием нетрадиционной техники рисования «Граттаж» в подготовительной (логопедической) к школе группе
Цель:
- продолжить знакомство с нетрадиционной техникой рисования «граттаж»;
- учить передавать в рисунке форму ракеты и планет, равномерно выполнять штриховку;
- развивать фантазию, воображение, умение использовать в своей работе палочку с заостренным концом;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудованием: проектор, интерактивная доска, мольберты, палочки с заостренным концом, тонированная бумага, запись музыкальной композиции группы «Спейс».
Предварительная работа: знакомство с техникой «граттаж», подготовка фона для рисования, беседа о солнечной системе.
Ход
Ӏ. Оргмомент
Пальчиковая гимнастика. «Космонавт»
В темном небе звезды светят Космонавт летит в ракете | «Хлопки» «Кулачки» |
День летит и ночь летит И на землю вниз глядит | «Колечки» |
Видит сверху он поля, Горы, реки и моря | «Лучики» |
Видит он весь шар земной | «Кнопочки» |
Шар земной – наш дом родной. | «Пальчики здороваются» |
ӀӀ. Введение в тему-
1. Путешествие в космос.
- Ребята, вы хотите совершить путешествие в космическое пространство. Я знаю, вам будет очень трудно, но постараюсь вам помочь. Займите места в нашем импровизированном космическом корабле, пристегните ремни. Через несколько секунд взлетим. Во время полета обратите внимание на то, что вы встретите на своем пути, какие планеты, звезды, космические корабли, кометы и метеориты. Три, два, один – пуск.
Демонстрация видеоролика, музыкальное сопровождение группы «Спейс», голос за кадром:
- Мы с вами совершаем увлекательное путешествие в еще малоизвестный нам мир. Мы видим холодные звезды, яркое раскалённое солнце девять планет, среди которых…
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных
Лишь на ней одной увидишь.
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно
2. Беседа по теме.
- Вот и закончилось наше путешествие, что вы увидели на своем пути? (ответы детей)
- Какие по форме ракеты (планеты) вы видели?
- В своих работах мы попробуйте отобразить свои впечатления от путешествия.
- Рисовать мы сегодня будем в технике «граттаж».
- Давайте вспомним, как мы с вами подготовили бумагу для рисования? ( Мы заранее нанесли цветной (желтый) фон акварелью и подсушили бумагу. Весь фон затерли свечой. Смешали черную (синюю) тушь и немного шампуня, тщательно перемешали. Затем покрасили этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов)
- Рисунок, на подготовленный нами лист, мы будем наносить палочками с заостренными концами.
- как вы думаете, почему мы не используем карандаш?
- Давайте покинем наш космический корабль и займем свои места у мольбертов
V. Гимнастика для глаз «Тренировка»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Раз – налево, два – налево,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше
Убедитесь вы сейчас
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз.
VӀ. Самостоятельная продуктивная деятельность детей. (Музыкальное сопровождение) - А теперь возьмем заостренную палочку и начнем выцарапывать рисунок, то, что вы увидели во время своего путешествия.
- Чем не гравюра?
VӀӀ. Анализ работ.
VӀӀӀ. Итог занятия.
Список литературы
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: АСТ, 2000. – 48 с .
2. В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. - М.: Гном-Пресс, 2000. – 16 с.
3. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., ДЕТСТВО-Пресс, 2008. – 64 с.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 48 с.
Приложение 1
Показ и объяснение последовательности выполнения работы педагогом с использованием интерактивной доски (показ слайдов в программе Power Point)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для рисования необходимо:
Натереть свечой лист бумаги
Смешать тушь и немного шампуни
Покрасить смесью парафиновый лист
«Холст» готов
Что можно встретить в космическом пространстве
К О Н Е Ц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план занятий кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Маленькие волшебники" для детей второй младшей группы
Основная цель программы: Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения п...
Планирование занятий с использованием нетрадиционных техник рисования (старшая и подготовительная к школе группы)
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития сп...
Занятие по овладению нетрадиционной техники-рисования-граттаж в подготовительной группе ,,Белая берёза,,
Занятие по овладению нетрадиционной техники рисования-Граттаж в подготовительной группе ,,Белая берёза,, Задачи:Знакомство с одним из видов графики-граттаж.Повторение правил построения композиции.Выд...
Конспект занятия по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования и ИКТ в подготовительной группе: «Путешествие в космос».
Програмное содержание:Цель: Развивать воображение, фантазию, умение импровизировать.Задачи:Продолжать осваивать технику "граттаж"; закреплять умение использовать художественные средства выразител...
«Цветок для мамы» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «рисование солью» с детьми подготовительной к школе группы.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования - рисование солью и акварельным красками....
Творческая мастерская в старшей группе "Космическое путешествие" с использованием нетрадиционной техники рисования – граттаж, фроттаж и рисование трафаретами.
Уточнить представления детей о космосе и космических объектах, - вызвать интерес к теме, желание узнать новое о Космосе. Познакомить с новыми техниками рисования - «граттаж», фроттаж, рисо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изо деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми подготовительной логопедической группой на тему: «Розы для мамы».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изо деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми подготовительной логопедической группой на тему: «Розы для ма...