Пейзаж у озера
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию
«Пейзаж у озера»
(монотипия)
Провела: воспитатель
д/с «Солнышко»
Горюнова Т. А.
монотипия
Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Техника схожая по исполнению с кляксографией: лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоема.
Тема: «Пейзаж у озера»
Цели занятия:
1. Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.
2. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.
3. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.
4. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
Материал для занятия:
• фотоиллюстрация с пейзажем, отраженным в озере;
• альбомный лист, размер А4, с готовой линией сгиба по горизонтали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя — синим (вода);
• акварель;
• кисть;
• салфетка.
Предварительная работа:
• индивидуальный тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркальце»: детям предлагается ряд подобранных иллюстраций с изображением разнообразных предметов и сезонныхпейзажей и квадратное (либо прямоугольное) зеркало по размеру картинки, которое ставится на ее нижний край. Педагог задает ряд наводящих вопросов:
— Что ты видишь в зеркале? (Точно такую же картинку.)
— Что произошло? (Картинка отразилась в зеркале.)
— Похоже ли изображение на иллюстрации на картинку в зеркале? (Они одинаковы.)
— А чем они отличаются? (Изображение в зеркале кверху ногами.)
— Если картинку соединить с зеркалом и посмотреть в оставленную щелочку, что происходит с рисунками? (Рисунки соединяются.)
— Что это вам напоминает? (Отражение в воде.)
• Наблюдения за отражением предметов в лужице или в водоеме во время прогулок.
• Чтение сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» или коллективный просмотр мультфильма «Крошка Енот» режиссера Олега Чуркина.
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог. Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились с Крошкой Енотом. Вспомните, что с ним произошло, когда он пошел на пруд ловить раков на ужин?
Дети. Енотик испугался зверька, которого он увидел в воде.
Педагог. Верно, вот как это произошло:
«Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он! Сидел там и смотрел на Енота при свете луны. Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног».
Педагог. Как вы думаете, почему это произошло?
Дети. Енотик никогда не видел себя со стороны и подумал, что в воде живет другой зверек. Он стал корчить ему рожццы и видел то же самое, только из воды. И подумал, что тот, другой зверек, хочет его обидеть.
Педагог. Что предложили ему сделать Большой Скунс и Старый Дикобраз? И что было дальше?
Дети. Взять большой камень и палку, но когда Енотик взглянул и ручей, то он увидел зверька, вооруженного гем же самым.
Педагог. А что предложила ему мама Енотиха?
Дети. Подойти к озеру и просто улыбнуться тому, кто сидит и ручье.
Педагог зачитывает отрывок из сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»:
...Крошка Енот был храбрым, и мама была в этом уверена. И он пошел обратно к пруду.
- Может быть, Он ушел наконец! - сказал Крошка Енот сам себе. Нет, не ушел! Он по-прежнему сидел в пруду.
Крошка Енот заставил себя остановиться. Потом заставил себя заглянуть в воду. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ! Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет, точь-в-точь как это делают еноты, когда им весело.
- Он хочет со мной дружить! - сказал сам себе Крошка Енот. - И теперь я могу перейти на ту сторону.
И он побежал по дереву. Там, на берегу быстрого ручья, Крошка Енот принялся ловить раков. Скоро он набрал столько раков, сколько мог донести. Он побежал обратно по дереву через пруд. На этот раз Крошка Енот помахал рукой Тому, кто сидел в пруду. А Тот махнул ему рукой в ответ. Крошка Енот мчался домой со всех ног, крепко держа своих раков...
Педагог. Почему Крошка Енот перестал бояться того, кто сидел в ручье? И кто на самом деле сидел в пруду?
Дети. Он увидел улыбающегося зверька и сразу перестал бояться его. На самом деле енотик увидел самого себя, свое отражение в воде.
Педагог. Верно, ведь добро всегда побеждает зло.
Улыбка
...От улыбки станет всем светлей,
И слону, и даже маленькой улитке,
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки,
И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке,
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки...
М. Пляцковский
Можно включить аудиозапись песни «Улыбка» на музыку В. Шаинского.
Игровое упражнение «Отражение в зеркале»
Дети встают попарно. Им предлагается такая ситуация: один ребенок смотрит в зеркало, второй является его отражением в зеркале. Первый ребенок медленно делает любое движение (улыбается, причесывается, достает пальцем кончик носа, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, приседает и т.д.), а второй, стоящий напротив, повторяет зеркально все движения первого. Затем дети меняются ролями. Группа детей может выполнять данное упражнение одновременно или попарно, в этом случае остальные дети наблюдают за парой, исполняющей игровое задание. В итоге выбирается пара, действия которой были наиболее синхронными, слаженными и точными. Упражнение проводится педагогом со всей группой детей, чтобы они поняли смысл задания.
Педагог. Давайте представим себе, что мы с вами находимся на берегу реки или озера, или просто смотрим в лужицу. В зеркальной глади воды мы увидим отражение всего, что есть на берегу: деревья, облака, птиц, дома и т.д., только направлено это будет в противоположную от реальной картины сторону.
Картинки в лужах
В лужах — картинки: на первой - дом.
Как настоящий, только вверх дном.
Вторая картинка — небо на ней.
Как настоящее, даже синей.
Третья картинка — ветка на ней.
Как настоящая, но зеленей...
В. Берестов
Изображения, имеющие абсолютно одинаковые элементы, детали, строение, цвет, но расположенные по разные стороны относительно прямой, называются симметричными. Сегодня мы познакомимся с новой техникой изображения, которая имеет сложное название — МОНОТИПИЯ. Название этот способ рисования получил от слияния двух слов: МОНО — один, единственный, ТИП — отпечаток, форма, образец, то есть отображение точно такого, абсолютно похожего, симметричного, типичного. Эта техника, несколько схожая по исполнению с кляксографией, но вместо клякс на одну половину листа красками поочередно наносится изображение отдельных объектов будущего пейзажа, расположенного около водоема, после этого лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. Но отпечатки на обеих половинках выглядят несколько смазанными и размытыми, как отражение в воде, поэтому следует элементы пейзажа на «берегу» оживить красками, чтобы они стали более четкими и более выразительными.
Педагог показывает прием изображения отдельных элементов рисунка в данной технике и предлагает детям придумать пейзаж самим или вспомнить картинку природы, увиденную ранее, и изобразить, используя данную технику.
2. Практическая часть
1. Вверхней части листа голубого цвета поэтапно нарисовать гуашью объекты пейзажа: одно или несколько разных деревьев с листьями (зелеными или разноцветными, в зависимости от времени года по выбору), кустарники, горы, дом, солнце, облака, траву и т. д.
!Педагог предлагает детям подумать, почему в данной технике не изображают зимний пейзаж (вода на реке зимой замерзает, и ледяная гладь заносится снегом).
2. После изображения каждого объекта сложить лист по линии сгиба, чтобы получился отпечаток (отражение) на нижней части листа.
3. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на водной глади водоема. Отражение на воде вновь прокрашивать не нужно, оно остается слегка размытым.
3. Итог занятия
Все рассматривают получившиеся пейзажи, педагог предлагает детям устроить выставку картин для родителей.
На пруде
Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.
Облака там нежней и белей,
Глубина — бесконечна, светла...
И доносится мерно с полей Над водой тихий звон из села.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Зимние пейзажи».
Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....
Конспект занятия "Пейзаж у озера" в подготовительной к школе группе
Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности.Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамм...
Конспект НОД "Пейзаж у озера" в подготовительной группе
Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой рисования - монотипией...
Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Пейзаж у озера».
В конспекте "Пейзаж у озера" предлагается использовать нетрадиционную технику рисования - монотипию, для изображения пейзажа, отражающегося в водоеме....
План-конспект НОД в образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе на тему «Пейзаж у озера»
план - конспект поможет педагогам ДОУ закрепить знания детей о пейзаже как о жанре изобразительного искусства; познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, по...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Пейзаж у озера"
Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования пейзажа; показать изобразительные особенности пейзажа; дать понятие о симметрии....
конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Пейзаж у озера".
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Пейзаж у озера».Цель: Закрепить знания детей о пейзаже, как жанре изобразительного искусства.Задачи:- познакомить с нетрадиционной ...
- Мне нравится (1)