Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Пейзаж у озера».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Мазурина Юлия Сергеевна

В конспекте  "Пейзаж у озера" предлагается использовать нетрадиционную технику рисования - монотипию, для изображения пейзажа, отражающегося в водоеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста

 «Пейзаж у озера».

Цель: Развивать творческие способности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Обучающие: 1. Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

2. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности.

3. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.

Развивающие: 1. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. 2. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным техникам рисования. 3. Развивать глазомер, умение ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательные: 1. Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе. 2. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность.

     Оборудование:

     Фотоиллюстрация с пейзажем, отраженным в озере, альбомные листы, формата А4, с готовой линией сгиба по вертикали, акварельные краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки.

     Предварительная работа:

     Наблюдения за отражением предметов в лужице или водоеме во время прогулок. Чтение сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

     Содержание НОД:

Педагог: Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились с Крошкой Енотом. Вспомните, что с ним произошло, когда он пошел на пруд ловить раков на ужин?

Дети: Енотик испугался зверька, которого он увидел в воде.

Педагог: Верно, вот как это произошло:

     «Он остановился и заглянул. Кто - то сидел в пруду! Это был Он! Сидел там и смотрел на Енота при свете луны. Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног».

Педагог: Как вы думаете, почему это произошло?

Дети: Енотик никогда не видел себя со стороны и подумал, что в воде живет другой зверек. Он стал корчить ему рожицы и видел то же самое, только из воды. И подумал, что тот, другой зверек, хочет его обидеть.

Педагог: Что предложила ему мама Енотиха?

Дети: Подойти к озеру и улыбнуться тому, кто сидит в ручье.

Педагог: Действительно, Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ. Увидев улыбающегося зверька Крошка Енот перестал бояться его. На самом деле енотик увидел самого себя, свое отражение в воде.

Педагог предлагает прослушать аудиозапись песни «Улыбка» на музыку В. Шаинского.

Педагог: Ребята, давайте представим себе, что мы с вами находимся на берегу реки или озера, или просто смотрим в лужицу. В зеркальной глади воды мы увидим отражение всего, что есть на берегу: деревья, облака, птиц, дома и т. д., только направлено это будет в противоположную от реальной картины сторону.

     Педагог читает стихотворение В. Берестова «Картинки в лужах».

                                  В лужах - картинки: на первой - дом.

                                  Как настоящий, только вверх дном.

                                  Вторая картинка - небо на ней.

                                  Как настоящее, даже синей.

                                  Третья картинка - ветка на ней.

                                  Как настоящая, но зеленей...

     Педагог: Изображения, имеющие абсолютно одинаковые элементы, детали, строение, цвет, но расположенные по разные стороны относительно прямой, называются симметричными. Сегодня мы познакомимся с новой техникой изображения, которая имеет сложное название - МОНОТИПИЯ. Название этот способ рисования получил от слияния двух слов: МОНО - один, единственный, ТИП - отпечаток, форма, образец, то есть отображение точно такого, абсолютно похожего, симметричного, типичного. Эта техника, несколько схожая по исполнению с кляксографией, но вместо клякс на одну половину листа красками поочередно наносится изображение отдельных объектов будущего пейзажа, расположенного около водоема, после этого лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. Но отпечатки на обеих половинках выглядят несколько смазанными и размытыми, как отражение в воде, поэтому следует элементы пейзажа на «берегу» оживить красками, чтобы они стали более четкими и более выразительными.

     Педагог показывает прием изображения отдельных элементов рисунка в данной технике и предлагает детям придумать пейзаж самим или вспомнить картинку природы, увиденную ранее, и изобразить, используя данную технику.

1. В верхней части листа голубого цвета поэтапно нарисовать гуашью объекты пейзажа: одно или несколько разных деревьев с листьями (зелеными или разноцветными, в зависимости от времени года по выбору), кустарники, горы, дом, солнце, облака, траву и т. д.

     Педагог предлагает детям подумать, почему в данной технике не изображают зимний пейзаж (вода на реке зимой замерзает, и ледяная гладь заносится снегом).

2. После изображения каждого объекта сложить лист по линии сгиба, чтобы получился отпечаток (отражение) на нижней части листа.

3. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на водной глади водоема. Отражение на воде вновь прокрашивать не нужно, оно остается слегка размытым.

     Самостоятельная деятельность детей (педагог оказывает индивидуальную помощь).

     Воспитатель читает стихотворение И. Бунина «На пруде», организует выставку детских работ.

                                       Ясным утром на тихом пруде

                                       Резво ласточки реют кругом,

                                       Опускаются к самой воде,

                                       Чуть касаются влаги крылом.

                                       На лету они звонко поют,

                                       А вокруг зеленеют луга,

                                       И стоит, словно зеркало, пруд,

                                       Отражая свои берега.

                                       И, как в зеркале, меж тростников,

                                       С берегов опрокинулся лес,

                                       И уходит узор облаков

                                       В глубину отраженных небес.

                                       Облака там нежней и белей,

                                       Глубина - бесконечна, светла...

                                       И доносится мерно с полей

                                       Над водой тихий звон из села.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...

Программа "Юный художник" с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет

Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством технологии нетрадиционного рисования. Материал предназначен для педагогов ДОУ....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Пейзаж у озера"

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования пейзажа; показать изобразительные особенности пейзажа; дать понятие о симметрии....

Конспект ООД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в страну мыльных пузырей"

Конспект ООД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в страну мыльных пузырей"...

Программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Ве...