2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Зотовой Н.А. по теме: «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
материал на тему
Передовой педагогический опыт по теме:
«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
В.А. Сухомлинский, говорил о том, что: «Истоки способностей детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Поэтому особая роль в дошкольном возрасте отводится занятиям изобразительной деятельностью. С самого раннего возраста большинство детишек тянется к рисованию, а мы, взрослые, просто обязаны помочь малышам овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, творчески развивает, формирует эстетический вкус, несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает, занимает.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника.
С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область), как одно из средств духовно – нравственного, культурного развития личности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
С 2003года я осуществляю педагогическую деятельность в муниципальном дошкольном образовательном учреждении МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида». В настоящее время я работаю в 1 младшей группе. Выбор темы исследования, посвященного проблеме «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО» возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. У них не поставлена рука, неправильный захват карандаша и других изобразительных материалов, плохо развита связная речь. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно–творческие способности.
За время работы с детьми я пришла к выводу, что всесторонние развитие детей осуществляется плодотворно при использовании развития художественного творчества у детей нетрадиционными методами. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, и вызывает больший интерес к работе. А это значит, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Теоретическая база опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно–творческих способностей, которой в свое время занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка), А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.
Я использовала их идеи в своей практической деятельности.
Тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.
Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной "Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному творчеству)"; Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий".
В практической деятельности я также руководствовалась разработками И.В. Тюфановой "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников (конспекты занятий); пособием О.М. Сахаровой "Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей).
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:
• разнообразие и вариативность работы с детьми;
• новизна обстановки;
• необычное начало работы;
• красивые и разнообразные материалы;
• интересные для детей неповторяющиеся задания;
• возможность выбора;
• рисования с помощью бросового материала.
Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Я стараюсь разнообразить и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Большое разнообразие вношу и в организацию занятий: дети могут рисовать, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов. Я знакомлю детей с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т.д.).
Принципы построения работы по рисованию:
1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Если дети с успехом справляются с выполнением работ в несложных нетрадиционных техниках рисования, можно приступать к изучению сложных техник и приемов.
Организация работы нетрадиционными техниками и приемами не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования я провожу в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
Методы нетрадиционных техник рисования, которые я использую:
1. «Монотипия»
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.
2. «Печатание листьями»
Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.
3. «Рисование нитками».
Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
4. «Печатание бумагой».
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.
5. «Рисование методом напыления (набрызг)»
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
6. «Рисование кляксами»
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
7. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.
8. «Рисование по кругу»
Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.
9. «Рисование вдвоем»
Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка( например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка( вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.
10. «Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.
11. «Оттиск поролоном»
Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
12. «Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)
Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
13. "Восковые карандаши + акварель"
Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.
14. «Рисование свечой (проступающий рисунок)»
Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем тонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой не тонируется.
15. «Рисование по сырому»
Техника рисования. Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.
16. «Рисование углем»
Техника рисования. Рисунок выполняется тонким концом угля или всей поверхностью (растушевка), точно так же, как рисование простыми и цветными карандашами. Нужно нажимать на уголь легко, иначе он будет крошиться.
17. «Печать винной и пенопластовой пробкой»
Техника рисования. Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.
18. «Рисование цветными и белыми мелками»
Техника рисования. Рисуем мелками изображение на белом или цветном листе бумаги. Затем с помощью лака для волос закрепляем рисунок (чтобы не рассыпался).
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.
Анализ результативности опыта
Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно–творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли;
- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям;
- дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции;
- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
- многие детские работы отсылались на детские творческие конкурсы.
Из своего опыта я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изобразительной деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.
3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные техники рисования.
В этом году я набрала новых деток в группу. Моя группа начала комплектоваться с августа месяца. В основном в группе дети домашние. В домашних условиях детям редко разрешают брать гуашь или краски. Но в детском саду я стараюсь уже в младшем возрасте приучить детей к аккуратному обращению с гуашью или красками. Некоторые детки боятся брать кисточку в руки, и здесь уместно применять технику рисования пальчиками. Дети охотно соглашаются рисовать своими пальчиками. Но если ребёнок боится или не решается рисовать пальчиками, то я предлагаю рисовать ватными палочками. Рисовать можно и правой, и левой рукой, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.
Но самое любимое занятие у моих деток — это рисование ладошкой. Ладошку (всю кисть) опускаем в гуашь или окрашиваем её с помощью кисточки и делаем отпечаток на листе бумаге. После работы руки вытираются салфеткой, затем смывают водой. Я предлагаю детям дорисовать какие-то детали к отпечаткам и получается интересный рисунок.
Адресные рекомендации по использовании данного опыта
http: //nsportal.ru/zotova-natalya-aleksandrovna
Список литературы.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.
- Давыдова Г. Н. ; "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", Москва 2007г
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.
- Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М., 2006.
- Казакова Т. Г. ; Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования. М., 2005.
- Казакова Т. Г. ; "Теория и методика развития детского изобразительного творчества". М., "Валдос"., 2006.
- Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4.
- Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. М., Педагогическое общество России, 2007.
- Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12
- Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2.
- Комарова Т. С. ; Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «Мозаика-синтез», 2010.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.
- Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности.- М., 2010.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. - М., 2011.
- Лыкова И. А. ; Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «Карапуз-дидактика», 2007.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. Педагогика, 1965.-Сьюзан Швейк. Художественная мастерская для детей. – СПб.: Питер, 2014.
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.
Материалы с сайта:
http://www.moi-detsad.ru/konsultac163.html
www.Wikipedia.org
www.superpechat.ru
www.stranamasterov.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peredovoy_pedagogicheskiy_opyt_po_teme.docx | 37.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Передовой педагогический опыт по теме:
«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
В.А. Сухомлинский, говорил о том, что: «Истоки способностей детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Поэтому особая роль в дошкольном возрасте отводится занятиям изобразительной деятельностью. С самого раннего возраста большинство детишек тянется к рисованию, а мы, взрослые, просто обязаны помочь малышам овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, творчески развивает, формирует эстетический вкус, несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает, занимает.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника.
С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область), как одно из средств духовно – нравственного, культурного развития личности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
С 2003года я осуществляю педагогическую деятельность в муниципальном дошкольном образовательном учреждении МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида». В настоящее время я работаю в 1 младшей группе. Выбор темы исследования, посвященного проблеме «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО» возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. У них не поставлена рука, неправильный захват карандаша и других изобразительных материалов, плохо развита связная речь. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно–творческие способности.
За время работы с детьми я пришла к выводу, что всесторонние развитие детей осуществляется плодотворно при использовании развития художественного творчества у детей нетрадиционными методами. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, и вызывает больший интерес к работе. А это значит, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Теоретическая база опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно–творческих способностей, которой в свое время занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка), А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.
Я использовала их идеи в своей практической деятельности.
Тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.
Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной "Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному творчеству)"; Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий".
В практической деятельности я также руководствовалась разработками И.В. Тюфановой "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников (конспекты занятий); пособием О.М. Сахаровой "Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей).
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:
• разнообразие и вариативность работы с детьми;
• новизна обстановки;
• необычное начало работы;
• красивые и разнообразные материалы;
• интересные для детей неповторяющиеся задания;
• возможность выбора;
• рисования с помощью бросового материала.
Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Я стараюсь разнообразить и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Большое разнообразие вношу и в организацию занятий: дети могут рисовать, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов. Я знакомлю детей с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т.д.).
Принципы построения работы по рисованию:
1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Если дети с успехом справляются с выполнением работ в несложных нетрадиционных техниках рисования, можно приступать к изучению сложных техник и приемов.
Организация работы нетрадиционными техниками и приемами не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования я провожу в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
Методы нетрадиционных техник рисования, которые я использую:
1. «Монотипия»
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.
2. «Печатание листьями»
Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.
3. «Рисование нитками».
Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
4. «Печатание бумагой».
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.
5. «Рисование методом напыления (набрызг)»
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
6. «Рисование кляксами»
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
7. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.
8. «Рисование по кругу»
Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.
9. «Рисование вдвоем»
Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка( например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка( вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.
10. «Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.
11. «Оттиск поролоном»
Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
12. «Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)
Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
13. "Восковые карандаши + акварель"
Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.
14. «Рисование свечой (проступающий рисунок)»
Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем тонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой не тонируется.
15. «Рисование по сырому»
Техника рисования. Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.
16. «Рисование углем»
Техника рисования. Рисунок выполняется тонким концом угля или всей поверхностью (растушевка), точно так же, как рисование простыми и цветными карандашами. Нужно нажимать на уголь легко, иначе он будет крошиться.
17. «Печать винной и пенопластовой пробкой»
Техника рисования. Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.
18. «Рисование цветными и белыми мелками»
Техника рисования. Рисуем мелками изображение на белом или цветном листе бумаги. Затем с помощью лака для волос закрепляем рисунок (чтобы не рассыпался).
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.
Анализ результативности опыта
Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно–творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли;
- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям;
- дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции;
- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
- многие детские работы отсылались на детские творческие конкурсы.
Из своего опыта я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изобразительной деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.
3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные техники рисования.
В этом году я набрала новых деток в группу. Моя группа начала комплектоваться с августа месяца. В основном в группе дети домашние. В домашних условиях детям редко разрешают брать гуашь или краски. Но в детском саду я стараюсь уже в младшем возрасте приучить детей к аккуратному обращению с гуашью или красками. Некоторые детки боятся брать кисточку в руки, и здесь уместно применять технику рисования пальчиками. Дети охотно соглашаются рисовать своими пальчиками. Но если ребёнок боится или не решается рисовать пальчиками, то я предлагаю рисовать ватными палочками. Рисовать можно и правой, и левой рукой, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.
Но самое любимое занятие у моих деток — это рисование ладошкой. Ладошку (всю кисть) опускаем в гуашь или окрашиваем её с помощью кисточки и делаем отпечаток на листе бумаге. После работы руки вытираются салфеткой, затем смывают водой. Я предлагаю детям дорисовать какие-то детали к отпечаткам и получается интересный рисунок.
Адресные рекомендации по использовании данного опыта
http: //nsportal.ru/zotova-natalya-aleksandrovna
Список литературы.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.
- Давыдова Г. Н. ; "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", Москва 2007г
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.
- Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М., 2006.
- Казакова Т. Г. ; Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования. М., 2005.
- Казакова Т. Г. ; "Теория и методика развития детского изобразительного творчества". М., "Валдос"., 2006.
- Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4.
- Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. М., Педагогическое общество России, 2007.
- Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12
- Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2.
- Комарова Т. С. ; Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «Мозаика-синтез», 2010.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.
- Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности.- М., 2010.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. - М., 2011.
- Лыкова И. А. ; Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «Карапуз-дидактика», 2007.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. Педагогика, 1965.-Сьюзан Швейк. Художественная мастерская для детей. – СПб.: Питер, 2014.
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.
Материалы с сайта:
http://www.moi-detsad.ru/konsultac163.html
www.Wikipedia.org
www.superpechat.ru
www.stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Роль нетрадиционной техники рисования в развитии речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ".
В настоящее время в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с ограниченными возможностями здоровья, особо актуальной с...
Методическая разработка по теме: Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соостветствии с требованиями ФГОС ДО»
приемы и техники нетрадиционного рисования...
2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Чичеватовой Т.Ю. по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования".
Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Чичеватовой Т.Ю.на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетр...
Методическая разработка по теме: Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
laquo;Истоки способностей детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...
2022 год. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА воспитателя Зотовой Н.А. на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Представление педагогического опыта воспитателяМДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»Зотовой Натальи Александровны ВведениеТема опыта: «Роль нетрадиционных техник ...
Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...
Представление педагогического опыта воспитателя по теме: «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
В.А. Сухомлинский, говорил о том, что: «Истоки способностей детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой...