НОД по рисованию ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Цель:   Приобщение детей к исконно – русскому промыслу:  росписи дымковских игрушек. 

Задачи:

- Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски).

- Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть.

-Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество.

- Вызывать интерес к народной игрушке.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_makovchuk.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель дошкольных групп: Маковчук Любовь Александровна

Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Прогимназия №81" г. Сыктывкара

Возрастная группа:  средняя (4-5 лет)

Область основной общеобразовательной программы дошкольного образования: художественно-эстетическое развитие

Тема непосредственной образовательной деятельности: Дымковские игрушки

Используемая примерная общеобразовательная программа дошкольного образования:  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Предварительная работа с детьми:

 -рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

-рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

-рисование элементов дымковского узора;

-составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки;

-разучивание стихотворений о дымке

Дидактическое обеспечение НОД:

Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идёт дым, деревья в зимнем наряде) ;

-дымковские игрушки (индюк, барышня, птичка, конь) ;

-народная мелодия;

-образцы элементов дымковской росписи.

-силуэты игрушек (индюк, барышня, птичка, конь, козлик) - на выбор ребёнка;

-гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой

Использованная литература:

  1. Сайты: http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm            http://dimkovo.ru/
  2. Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель,  2010
  3. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
  4.  Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.- М.: 
    Ц Г Л,2005.
  5.  Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.21век», 2007.
  6.  Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.

Этапы работы

Вводная часть

Цель:   Приобщение детей к исконно – русскому промыслу:  росписи дымковских игрушек. 

Задачи:

- Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски).

- Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть.

-Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество.

- Вызывать интерес к народной игрушке.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

Методические приёмы:

-показ и объяснение воспитателя;

-игровая мотивация;

-музыкальное сопровождение;

-напоминание о технике рисования;

-наблюдение за работой детей;

-индивидуальные объяснения;

-анализ работы воспитателем и детьми.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня я приглашаю вас в мини-музей дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек).

-Совсем не далеко от республики Коми, в соседней Кировской области, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково).

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали!

-В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой всё село было в дыму от того, что топили печи, обжигали  игрушки. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вот эти игрушки! (показать)

Игрушки не простые, а дымковские, расписные!

-Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера!

-Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь).

-У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры. Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других: у оленя - ветвистые рога, у барашка – рога загнутые кольцами.

-Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос, кругов)

-Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)

-Необычные сказочные птицы. Кто это? (уточка, петушок, индюк)

-Узоры у птиц более сложные, че у животных. Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги, кольца, волнистые линии, но и налепы, пышные оборки (показать).

-Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)

-Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)

-Что надето на голове? (кокошники, шляпки)

-Барыни важные!

-Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.

-Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий, зеленый)

-Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!

-Для чего нужны дымковские игрушки? (есть игрушки с которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают)

-Игрушки лепят из глины, затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми. Когда игрушки остынут, их покрывают белой краской, затем «наряжают». Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.

-Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами силуэты животных, птиц или барышень.

Динамическая пауза «Мы в музее побывали»

Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

-Предлагаю вам стать дымковскими мастерами! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек. Согласны быть дымковскими мастерами?

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

-Приглашаю в художественную мастерскую!

-Возьмите любую игрушку и пройдите на свои места.

-Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе)

-Закройте глаза, придумайте узор… начинайте рисовать красиво, ярко, аккуратно.

Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.

Пальчиковая игра

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

Можешь пальцы сосчитать:

1, 2, 3, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

Выставить рисунки детей. Анализ работ.

-Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много разных игрушек! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

Самая яркая работа, самая необычная, самая аккуратно выполненная, самая интересная и т.п.

На них смотреть нам всем интересно!

Игрушки украшены просто чудесно!

Вот и получился у нас свой музей дымковских игрушек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по рисованию "Дымковская игрушка"

Конспект образовательной деятельности по рисованию по теме "Дымковская игрушка" в старшей группе...

Рисование "Дымковской игрушки"

Цель: познакомить детей с особенностями и своебразием дымковской игрушки(история возникновения, цвета, элементы)....

Занятие по рисованию "Дымковская игрушка – творение русских мастеров"

Продолжение знакомства с дымковской игрушкой.Учить видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора. Развитие фантазии и эстетического вкуса.Прививать любовь и интерес к ...

Презентация для НОД. Художественное творчество. Рисование. Дымковская игрушка.

Презентация о дымковской игрушке. Содержит фотоматериалы и текст: немного истории и этапы работы над игрушкой....

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) “Дымковская игрушка”

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) “Дымковская игрушка”...

Презентация по рисовании "Дымковские игрушки"

Метод.рекоментации для молодым воспитателям...