Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию: рисование в подготовительной группе на тему: "Мезенская роспись"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему
2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvalifikatsionnaya_rabota_pylnovoy_d.k.docx | 154.83 КБ |
prezentatsiya_mezenskaya_rospis_kvalifikatsionnaya_rabota_pylnovoy_d.k.pptx | 427.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию: рисование в подготовительной группе
на тему: «Мезенская роспись»
Составил:
воспитатель Пыльнова Д.К.
г. Новомосковск, Тульская область, 2017 г.
1. ЦЕЛЬ – знакомство с мезенской росписью.
2. ЗАДАЧИ:
Образовательные: познакомить с историей появления мезенской росписи, рассмотреть элементы мезенской росписи, символику мезенской росписи.
Развивающие: развивать мелку моторику рук, творческое мышление, фантазию.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, трудолюбие.
3. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к изобразительной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование умения детей вести диалог, выражать свои умозаключения.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие: обогащение активного словаря.
Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей чувства гармонии в рисунке, развитие умения правильно располагать рисунок на заданном листе бумаги, развитие мелкой моторики рук.
Физическое развитие: формирование правильной осанки, посредством чередования детской деятельности обеспечить физическую активность детей на протяжении всей НОД.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИКТ-технология.
5. ОБОРУДОВАНИЕ: конспект, ноутбук, проектор, интерактивная доска, расписная доска с мезенской росписью, презентация PowerPoint «Мезенская роспись», доска для рисования мелом, набор цветных мелков, карточки с изображение солнца, птиц и земли (по 10 шт. для каждого ребенка), шаблон туловища животного (10 шт. для каждого ребенка), карандаши, ластики, альбомные листы, гуашь красного и черного цветов, кисть № 2, баночки с водой (по 10 шт. для каждого ребенка).
6. ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: знакомство с солярными знаками, проведение бесед о солярных знаках в декоративно-прикладном искусстве.
7. ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
7.1. Циклограмма:
Этапы | Время |
1 этап (Организационный) | 1 минута |
2 этап (Выход на тему) | 1 минута |
3 этап (Формулирование темы и цели) | 1 минута |
4 этап (Теоретический: История росписи) | 5 минут |
4 этап (Теоретический этап: Работа на доске) | 4 минуты |
5 этап (Практический этап: Элементы росписи) | 5 минут |
Физкультминутка | 1 минута |
5 этап (Практический этап: Объяснение и выполнение рисунка) | 10 минут |
6 этап (Рефлексия) | 2 минуты |
7.2. Технологическая карта НОД по теме
Этап деятельности | № слайда | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 этап (Организационный) | Воспитатель: Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой). Воспитатель: Дети, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров? Дети (возможный ответ): Да. Воспитатель: Тогда садитесь за столы. Сегодня я проведу занятие по рисованию. Надеюсь на вашу активность и внимательность. Внимательно слушайте, смотрите на меня. Вам сегодня понадобятся альбомные листы, карандаш, ластик, кисти, гуашь. | Приветствует детей, задает положительный эмоциональный настрой. Предлагает занять места. | Приветствуют друг друга. Занимают удобные места за столами. | Дети настроены на общение. Дети готовы к предстоящей деятельности. | |
2 этап (Выход на тему) | Воспитатель: Дети, посмотрите, что я вам принесла на занятие. Это доска с мезенской росписью. Рис. 1 Доска с мезенской росписью Все элементы изображены не просто так. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Образ коня у народов севера - это и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Дети, исходя из сообщения, как вы думаете, что будем сегодня рисовать? Дети (возможный ответ): Коня, птиц, солнце … Воспитатель: Молодцы. Тема нашего занятия «Мезенская роспись». | Предлагает рассмотреть доску с мезенской росписью, рассказывает об изображенных элементах. | Рассматривают элементы мезенской росписью. Определяют тему занятия. | Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности. | |
3 этап (Формулирование темы и цели) | 1 | Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с мезенской росписью, рассмотрим её элементы и что они обозначают, и на практической части занятия выполним рисунок с применением элементов мезенской росписи. Сначала рассмотрим историю росписи. | Формулирует тему и цель занятия. | ||
4 этап (Теоретический этап: История росписи) | 2 3 | Воспитатель: Как и большинство других народных промыслов свое название мезенская роспись получила от местности в которой зародилась. Ребята, как вы думаете, от какого слова она образовалась? Дети (возможный ответ): Мезень. Воспитатель: Эта роспись зародилась в Удорском районе, вы слышали название этого района? Дети (возможный ответ): Нет. Воспитатель: Удора располагается по реке Мезень - отсюда и название росписи. Мезенская роспись одна из наиболее древних художественных промыслов. Расписные прялки и короба, широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Ребята, как вы думаете, для чего расписывали предметы быта? Дети (возможный ответ): Для красоты. Воспитатель: Правильно. Для красоты, для продажи, народ коми обменивал свои расписные прялки, короба на ткань, продукты питания. В мезени нет обычной народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют графическую форму. Мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы передать нам рассказ леса, ветра, земли и неба. Художник выстраивает узор, подчиняясь строгим правилам построения орнамента. В древности Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. А сегодня художники доски расписывают гуашью, акриловыми красками. | Вводит элемент новизны, используя сюрпризный момент на основе ИКТ-технологии, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей. | Слушают, узнают об истории создания мезенской росписи, рассуждают. | Дети получают новые знания, проявляют интерес к мезенской росписи. |
4 этап (Теоретический этап: Работа на доске) | 4 | Воспитатель: Ребята, представьте, что вы мастера, живущие 500 лет назад. Давайте, поиграем в игру «Мезенские мастера». Как бы вы изобразили условно, графически солнце? Кто хочет показать на доске? Ребенок 1 (рисует на доске солнце). Воспитатель: А, как нарисовали бы птицу? Ребенок 2: (рисует на доске птицу). Воспитатель: А, как нарисовали бы землю? Ребенок 3: (рисует на доске землю). Воспитатель: У вас получились очень интересные рисунки. Подойдите ко мне и посмотрите, как мастера расписывали прялки и короба (на слайде). | Вовлекает детей в изобразительную деятельность. Предлагает подойти к интерактивной доске и рассмотреть мезенскую роспись. | По желанию дети изображают предлагаемые воспитателем элементы мезенской росписи. Дети встают полукругом возле интерактивной доски и рассматривают мезенскую роспись. | Дети проявляют творческую активность в изобразительной деятельности. Дети получают новые знания о мезенской росписи. |
5 этап (Практический этап: Элементы росписи) | 5 | Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места. Посмотрите, я раздала вам карточки с элементами мезенской росписи. Рис. 2 Карточка 1 с изображением солнца Рис. 3 Карточка 2 с изображением птицы Рис. 4 Карточка 3 с изображением земли Графически земля часто изображается квадратом. Дети (возможный ответ): У коня есть грива, у оленя рога. Воспитатель: Правильно. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. | Знакомит с элементами мезенской росписи. | Слушают, узнают об элементах мезенской росписи, рассматривают ее элементы и что они обозначают, рассуждают. | Дети получают новые знания об элементах мезенской росписи. |
Физкультминутка | Воспитатель: Ребята, а сейчас немного отдохнем, физкультминутку проведем. Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок) Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног) На ветру играет гривой Пышной, сказочно красивой. (покачивания головой, затем наклоны в стороны) Быстро я в седло вскочу, Не поеду – полечу! (подскоки на месте) Цок-цок-цок, Цок-цок-цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой) Там, за дальнею рекой, Помашу тебе рукой. (подскоки на месте) | Предлагает детям встать вкруг, проводит физкультминутку. | Встаю вкруг, выполняют физкультминутку. | Смена деятельности детей. | |
5 этап (Практическая этап: Объяснение и выполнение рисунка) | 5 | Воспитатель: Ребята, займите свои места. Вам необходимо по шаблону обвести туловище животного и дополнить рисунок элементами, которые мы только что рассмотрели и выполнить в цвете. Рис. 4 Шаблон туловища животного Воспитатель: Туловище животного, какого цвета? Дети (возможный ответ): Красного. Воспитатель: Все остальные элементы смотрите на карточках и выполняете в цвете. Прежде чем начать работу, вы хорошо подумайте, какое именно животное вы будете рисовать. (Дети готовятся к изобразительной деятельности: разбирают альбомные листы, карандаши, ластики, кисти, гуашь, баночки с водой). Воспитатель: А, сейчас подумайте и скажите, с чего грамотнее начинать работу? Слушаем меня внимательно и смотрим. Сначала берём альбомный лист горизонтально и делим его пополам. Простым карандашом намечаем высоту нашего изображения двумя горизонтальными линиями, затем берём шаблон и располагаем его в полосу и обводим. Затем дорисовываем ноги, рога или гриву, и дополняем рисунок элементами с карточек, которые вам понравились. Можете начинать работу. Желаю удачи! | Включает детей в самостоятельную деятельность, предоставляет время для творческой деятельности, наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Выбирают материалы, которые можно применить для изобразительной деятельности. Выполняют творческую работу. Если возникла трудность, дети обращаются к воспитателю и друг к другу. | Дети развивают мелкую моторики рук, творческого мышления, фантазии. Выполняют рисунка с элементами мезенской росписи. |
6 этап (Рефлексия) | Воспитатель: Какие вы молодцы. Какие интересные рисунки у вас получились. Давайте подведем итоги нашего занятия. Ребята, с какой росписью мы познакомились? Дети (возможный ответ): Мезенская роспись. Воспитатель: Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке? Дети (возможный ответ): Мезень, мезенская роспись и др. Воспитатель: Ну вот и подошло время прощаться. На следующем занятии мы узнаем еще много интересного об этой красочной росписи. До новых встреч. | Привлекает детей к подведению итого, рефлексии. | Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства к проделанной работе. | Дети оценивают результат своей деятельности, делают выводы. |
8. ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1
Карточки с изображением солнца, птиц, земли
Карточка № 1
Карточка № 2
Карточка № 3
Приложение 2
Шаблон туловища животного
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Волшебные облака» в подготовительной группе в нетрадиционной форме «фотокопия – рисование свечой»
Конспект непрерывной образовательной деятельности похудожественно-эстетическому развитию«Волшебные облака»в подготовительной группев нетрадиционной форме«фотокопия – рисование свечой»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник рисования "Подружки для снежинки"
Нетрадиционные техники рисования "Подружки для Снежинки"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использованием приемов пластилинографии.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использо...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Пасха. Роспись яиц»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе«Пасха. Роспись яиц» Разработала: воспитатель Новожилова...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе, по теме "Животные севера".
Изготовление объемной аппликации....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе с применением нетрадиционных техник рисования в детском саду: "Весна пришла!"
Закреплять умение работать в разных нетрадиционных техниках рисования: оттиск смятой бумагой, а также использовать в работе элементы пластилиногафии.Познакомить с нетрадиционной техн...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Дымковская игрушка. Роспись дымковской барыни»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Дымковская игрушка. Роспись дымковской барыни»...