Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
статья по развитию речи на тему
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создаёт образ. Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства, соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведения. Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры. Воспринимая произведения искусства, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нём, ребёнок совершает умственные и духовные усилия над собой. Искусство побуждает детей к собственно художественной деятельности (изобразительно и словесной), где реализуются его творческий замысел, речевые и изобразительные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_osnove_oznakomleniya_s_proizvedeniyami_izobrazitelnogo_iskusstva.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
«В период детского мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми яркими, наглядными предметами окружающего мира … Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества» В.А. Сухомлинский
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создаёт образ.
Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно – образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять».
Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связанной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображённое, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.
Т.Г. Казакова подчёркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.
Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит к созданию разных типов текста: описания при рассматривании пейзажа и натюрморта, рассуждения и контаминированного (смешанного) текста при рассматривании картин всех жанров.
Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства, соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведения. Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры.
Речевое обучение строится на основе методики, разработанной в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН (ныне – Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой.
Я предлагаю эту методику, которой пользуюсь в своём опыте ознакомления дошкольников с изобразительным искусством. Достоинство этой методики заключается в комплексном решении разных речевых задач на одном занятии, а также в том, что главной задачей является формирование связной речи.
Обучение проводим как фронтально (одно – два занятия в месяц), так и индивидуально (по 10 – 15 минут с одним ребёнком или с группой детей).
- На первом этапе (подготовительном) основное внимание уделяем развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений искусства, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Дополнительно отбираем произведения разных видов искусства: фольклора, литературы, музыки. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а также обучение умению строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию.
- На втором этапе происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используются разнообразные методические приёмы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение. Проводим запись детских рассказов и чтение их другим детям, применяется приём «вхождения в картину» или «самопроекции», приём «словесного рисования» картины.
В заключении каждого этапа обучения проводим выставки картин: осенний, зимний и весенний вернисаж.
- На выставках в групповой комнате.
Первый вариант
- На выставках представляем репродукции картин. В качестве экскурсовода выступают дети. Высказывания детей, выступающих в роли экскурсоводов, можно рассматривать как продукт речевого творчества. Роль воспитателя должна быть минимальной.
Второй вариант
- Воспитатель берёт на себя роль экскурсовода, который отвечает на вопросы зрителей – детей, а затем предлагает отвечать на вопросы всем желающим. Умение задавать вопросы также является хорошим показателем развития связной и выразительно речи детей и достижением высокого уровня речевого развития.
Каждую выставку воспитатель может открыть чтением стихов или прозы о временах года и использовать для сопровождения отрывки из музыкальных произведений по своему выбору.
- Экскурсии.
Помимо обучения в детском саду организовываем посещение художественных музеев, выставок и т.д., где дети могут общаться с подлинными произведениями искусства. Экскурсии целесообразно проводить на определённые темы: «Знакомство с музеем», «Правила поведения в музее», «Жанры живописи», «Выставочная экспозиция».
Именно в таком комплексе решаем следующие задачи:
- Научить детей при описании картины видеть художественный образ произведения;
- Сформировать умение высказываться на тему произведения живописи;
- Развивать умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.
Представляю некоторые занятия по развитию образной речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства: пейзажа, натюрморта, жанровой живописи.
- Сюжетная картина
1 занятие – Рассматривание картины В.М. Васнецова «Алёнушка ». Картина очень поэтична. После занятия репродукция остаётся в группе, дети глубже проникаются настроением картины. 2 занятие – через неделю воспитатель предлагает детям высказать своё мнение о картине. Дети продолжают составлять описательный рассказ по картине, высказать оценочное суждение.
- Пейзажная картина
1. Рассматривание картины И. Шишкина «Зима», слушание музыки зимы (Элегия Ж. Массне), чтение отрывков из стихотворений о зиме, называя авторов. Ф. Тютчев Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Дети проникаются благоговением художника перед природой.
2.Рассказывание на тему картины И Шишкина «Зима». Воспитатель оценивает каждый рассказ с точки зрения передачи идеи художественного образа картины, связанности и образности речи. Звучит «Январь» из цикла П.И. Чайковского «Времена года».
3.Рисование по памяти на тему картины И. Шишкина «Зима». Рассказы детей по своим рисункам. Для каждого ребёнка из его рисунка и записанного рассказа по рисунку, делается книжка.
- Жанровая живопись.
1. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри». Чтение отрывка из былины: Тут все богатыри, все святорусские, Садились они на добрых коней И поехали раздольицем чистым полем… А с той горы да со высокой Усмотрел старый казак да Илья Муромец…
Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником В.М. Васнецовым.
2. Рассказывание на тему картины В.М. Васнецова «Богатыри». Придумывание рассказа по картине. Придумать для этой картины интересный конец: что будут дальше делать богатыри и чем всё закончится. Чтение отрывков из русских былин. После нарисовать портрет богатыря.
- Натюрморт.
Рассказ на тему натюрморта И. Машкова «Синие сливы». Подвести к составлению рассказа по картине с описанием объектов и их характеристикой. Придумывание названия. В заключение воспитатель предлагает свой рассказ на тему картины.
Итак, по мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания, рассказывания картин вводим новые методические приёмы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений искусства: 1) Сравнение картин по теме, по общему цветовому решению, настроению жанру. Сравнение позволяет глубже проникнуть в содержание ранее воспринятых произведений, по-новому увидеть их. 2) Мысленное создание собственной картины по названию, данному художником. Этот приём интересен тем, что как бы ставит его в позицию «сотворчества» с художником.
Игры:
- «Художественный салон» - сюжетно-ролевая игра. Правила: картина продаётся в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести. Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.
- «Выставка картин». Правила: значок «Лучший оформитель», получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру. «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный рассказ по картине. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
- «Найди ошибку». Педагог описывает содержание произведения, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Правила: слышать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять рассказ по другому произведению.
Перечень картин, репродукции которых рекомендуются для использования при обучении дошкольников рассказыванию:
Натюрморты: П. Кончаловский «Сирень». Е. Романова «Цветы в интерьере». Цветочные батики.
Пейзажи: И. Левитан: «Золотая осень. Слободка», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март». И. Грабарь: «Сентябрьский снег», «Осенний день», «Рябинка», «Берёзовая аллея», «Февральская лазурь». И. Шишкин «Зима», «Рожь». Н. Крымов «Зима». А. Саврасов «Грачи прилетели». Е.Волков «Октябрь». К. Юон «Волшебница зима». Ф. Васильев «Оттепель». В. Бакшеев «Голубая весна». И. Остроухов «Первая зелень». А. Грицай «Подснежники». А. Пухина «Последний снег». Э. Китс «Половодье». И. Айвазовский: «Неаполитанский залив», «Тихое море», «Буря на Ледовитом океане», «Среди волн», «Прибой у крымских берегов», «Берег моря ночью». Жанровые картины В. Васнецов: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке». В. Беспалов «Баба Яга».
Заключение.
Воспринимая произведения искусства, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нём, ребёнок совершает умственные и духовные усилия над собой. Искусство побуждает детей к собственно художественной деятельности (изобразительно и словесной), где реализуются его творческий замысел, речевые и изобразительные умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА
Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного....
Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства
Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства...
Консультация для педагогов на тему «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»
информация для педагогов детского сада...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА
Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно – образный характер д...
Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»
Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...
«Развитие речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»
Искусство является одним из мощных средств воспитания чувств человека. Объединяет все виды искусства художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Воспринимая художестве...
Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Развитие речи старшего дошкольника на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства....