Конспект занятия по декоративному рисованию "Русская матрешка".
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

На занятии дети знакомятся с историей создания матрешки, видах ее росписи, а также самостоятельно украшают шаблон матрешки элементами семеновской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zhenya.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по декоративному рисованию в средней группе

 «Русская матрёшка»

                        Подготовила: воспитатель

                        Бондарева Е. А.

        2017 г.

Цель: Продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей народной игрушки - матрешки;

2. Обогащать представления детей о народном искусстве;

3. Учить составлять узор из отдельных элементов;

4. Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти, а также с помощью штампов из картофеля;

5. Развивать чувство цвета, ритма в узоре;

6. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

                                Ход занятия:

(Дети садятся на стульчики на ковре под русскую народную песню).

-Здравствуйте ребята. Я сегодня принесла для вас подарок, а какой вы скажите сами, если отгадаете мою загадку. Слушайте внимательно:

                        Вот загадка об игрушке:

Семь Матрен сидят друг в дружке.

От большой до самой крошки-

Называются………(матрешки).

-А вы знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда я расскажу вам сказку о том,  как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сладостей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

-Но это сказка. А на самом деле первая русская матрешка появилась в России очень давно, более 100 лет назад. Откуда же она появилась?

(Показывает 1 слайд с первой матрешкой из Японии).

- Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёной. Позже стали называть её проще – Матрешка.

(Слайд №2). Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушки в косынке и народном платье, с петухом в руках. Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка в виде запеленатого младенца. Всего восемь куколок.

-А вот самые известные матрешки из разных уголков России. (Слайды №3, 4, 5, 6)

(Слайд №3). – Это Семеновская матрешка (г. Семенов). Основой композиции в росписи семёновской матрёшки  - фартук, на котором изображён букет пышных цветов алого цвета.

(Слайд №4). – Это матрешка из Сергиева-Посада. Их отличительные черты: приземистая форма, верх плавно переходит в утолщённую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, лаковое покрытие.

(Слайд №5). – Матрешка из Полховского Майдана. Главный элемент росписи: цветок шиповника – символ любви, материнства.

(Слайд №6). – Вятская матрешка. Она изображает голубоглазую девушку с застенчивой улыбкой. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лака. Матрёшку не только расписывали анилиновыми красками, но и украшали соломкой. Для украшения использовали ржаную соломку. Её выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

- А вот так выглядит авторская матрёшка. (Слайды №7, 8, 9, 10)

-Самая большая деревянная  матрёшка метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая – размером с рисовое зерно! (Слайды 11, 12).

- Что-то мы засиделись. Давайте немного поиграем! Я превращу вас в матрешек: «Кручу-верчу, превратить вас хочу!»

Физминутка « Матрешки».

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево)

Вы похожи словно сестры.

- Ребята, а теперь давайте мы вместе подойдем к доске и еще раз посмотрим на матрешек. (Выставить игрушку матрешку).

Пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинке.

Эту куклу открой -

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую -

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

Вот поставленные в ряд

Сёстры-куколки стоят.

Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

- Посмотрите, что надето у матрешек на голове? (платочек, косынка)

- На туловище? (сарафан)

- Чем украшен сарафан? (цветами, листочками, ягодами, травой).

- Иногда на сарафане одет фартук, он тоже всегда украшен или цветами, или узорами.

-Какие цвета используют  при росписи матрешек?

- Вот такие получались яркие, красивые, весёлые матрешки.

- Дети, а что с этой матрёшкой? Почему она грустит? (ответы детей) Что мы можем сделать, чтобы развеселить ее?

- Я опять вас превращу, но на этот раз в художников: «Кручу-верчу, превратить вас хочу!»

-- Теперь проходите в нашу мастерскую, где каждый украсит  узорами свою матрёшку.(дети садятся за столы).

- Сегодня мы будем украшать сарафан матрёшки при помощи штампиков и кисточек. В своей работе мы будем использовать 3 цвета: желтый, красный и зеленый. (воспитатель объясняет технику и последовательность рисования).

Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело,

Выбирай такой узор,

Чтобы радовал он взор!

(Во время работы звучит русская народная музыка. При необходимости педагог подходит, подсказывает, помогает).- Спасибо, ребята, вам за хорошую работу. Вы молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с историей Матрешки и побывали в роли настоящих мастеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративному рисованию для детей 3-4 лет.Тема: "Нарядные матрешки"

ЦельПознакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой -матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании сарафана для матрешки.    За...

Методическая разработка: конспект занятия по декоративному рисованию «Украшение передника Матрешки сказочной веточкой» (по мотивам полхов-майданской росписи).

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Украшение передника Матрешки сказочной веточкой» (по мотивам полхов-майданской росписи)....

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа»Развивать чувство ритма, чередуя элементы...

Конспект НООД по декоративному рисованию «Матрешка» (по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе

Цель: 1. Закрепить умение творчески составлять узор из элементов хохломской росписи.2. Воспитывать эстетический вкус, умение гармонично располагать цвета краски.3. Совершенствовать технические навыки....

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Конспект ОД по аппликации в младшей группе "Декоративное блюдце"...

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа...