МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КАРТОТЕКИ ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Гусманова Людмила Алексеевна

Занимательные факты по рисованию 1 младшая группа 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КАРТОТЕКИ  ИГР С ВОДОЙ

В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

     Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой могут стать таким условием.

Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода.

Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти не ограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах.

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детками. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она  может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.

Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание. Заполнение ёмкостей водой, обладает психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

 

Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно -кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз – рука». Это так же является показателем общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.

 

 Особая ценность игр с водой для развития ребенка заключается:

- они существенно усиливают желание ребёнка узнавать что – то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;

- развивают тактильную чувствительность как основу  «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;

- способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;

- совершенствуют предметно – игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно – ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;

- помогает ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;

- создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувственной сферы ребенка.

А самое главное, игры с водой делают обучение малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

       Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.

Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей решается при помощи различных игр и манипуляций с водой.

Особое значение использования воды,  в качестве профилактического средства мы придаем в период адаптации детей, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей. Исходя из потребностей детей, мы ставим перед собой следующие задачи:

 -снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации;

-установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;

-помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;

-помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;

-осуществить педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;

-способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;

-удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;

-развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;

-обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

       Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков адаптации.

Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой:

нельзя намеренно выливать воду на пол;

нельзя брызгать водой на других детей;

после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

 

Игры с водой.

Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

Для организации “Водного царства” важно учесть:

Во-первых:

- необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.

Во-вторых:

·         Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).

·         Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.

·         Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.

·         Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

В-третьих

-  необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим.

 

 

 

Рекомендуемые материалы для игр с водой:

пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);

предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;

стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;

совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;

сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);

резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КАРТОТЕКИ ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКАРТОТЕКИ  ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ     Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, ...

Методическая разработка по познавательному развитию во 2 младшей группе на тему "Свойства воды"

Цель: способствовать развитию у детей знаний о природе, любознательности, через экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные:·        продолжать формировать...

Методическая разработка образовательной деятельности по экспериментированию в младшей группе «Путешествие с капелькой в царство воды»

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами и состояниями воды в окружающей среде....

Методическая разработка: картотека подвижных игр во второй младшей группе

Представлена картотека подвижных игр во второй младшей группе для детей 3-4 года...

Методическая разработка " Картотека прогулок на осень для младшей группы"

Познакомить детей с изменениями в природе. Учить различать, что где растет. Развивать память, мышление....

Методическая разработка "Картотека речевых игр во второй младшей группе"

Разработка представляет собой различные дидактические речевые игры, которые можно использовать как на занятиях по речевому развитию, так и в индивидуальной работе....

Методическая разработка "Картотека пальчиковых игр" во второй младшей группе

Представлена методическая разработка  "Картотека пальчиковых игр" во второй младшей группе на год по лексическим темам.Основная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение к...