Педагогический проект "Нежно-голубое чудо"
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему
В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proektgzhel.docx | 701.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7» г. Канаш Чувашской Республики
Педагогический проект
«Нежно-голубое чудо»
Разработчик: Петрова Елена Сергеевна
Исполнитель проекта:
воспитатель Онорина Каролина Викторовна
Канаш, 2017
Содержание
- Паспорт проекта…………………………………………………………………………….…..3
- Актуальность (проблема)…………………………………………………………………….…4
- Анализ внешней и внутренней среды……………………………………………………….…..5
- Цели и задачи проекта………………………………………………………………….………11
- Участники и их роль в реализации проекта………………………………………………….…12
- Ресурсы проекта………………………………………………………………………………...12
- Механизмы реализации проекта…………………………………………………………. …....12
- План реализации проекта……………………………………………………………….................12
- Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности ……………………………..………15
- Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………………………………....16
Список литературы………………………………………………………………………............17
Приложения…………………………………………………………………………...………..18
Паспорт проекта
Название проекта | «Нежно-голубое чудо» |
Тема проекта | Воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей. |
Автор проекта | воспитатель Онорина Каролина Викторовна |
Место реализации проекта | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Канаш Чувашской Республики |
Проблема, на решение которой направлен проект | -Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи? - Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры? - Как повысить уровень компетентности родителей в области народно - прикладных художественных промыслов? - Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей? |
Цель проекта | Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности. |
Задачи проекта | Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров. - Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы. - Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки). - Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике. - Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев. - Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа. Привлекать родителей к участию в проекте |
Участники проекта | Дети подготовительной группы, воспитатели работающие в данной группе, родители воспитанников. |
Сроки реализации проекта | Среднесрочный: декабрь 2016 – март 2017 |
Ожидаемые результаты | Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели. - Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи. - Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей. - Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников. - Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели. - Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели. - Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель». - Разработана программа дополнительного образования «Русские узоры» |
Актуальность.
В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. По словам Н. П. Сакулиной, маленькие дети воспринимают работы народных мастеров глубже и полнее, чем полотна живописи и станковую скульптуру.
Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но ещё и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяют добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивают у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывают интерес к народному творчеству.
В последнее время подчёркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания, что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.
Глядя на гжельские узоры ещё раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем , но прежде всего она необходима детям; поэтому актуальным является поиск, оптимизирующих процессов формирования творческой активности у старших дошкольников при использовании народно-прикладного искусства в декоративном рисовании.
Тема проекта «Нежно-голубое чудо» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:
Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?
- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?
- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?
- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей
Декоративное рисование и лепка по мотивам гжели в интересной, ненавязчивой форме решают эти проблемы.
Анализ внешней и внутренней среды.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.
Таблица анализ внешней среды
Положительные факторы влияния на объект | Отрицательные факторы влияния на объект |
Тенденции изменения образовательной системы в стране, в республике, в городе позволяют строить собственную траекторию развития, концепцию детского сада. Способность ДОУ к установлению продуктивных и взаимовыгодных контактов с разными социальными институтами города, отношений социального партнерства с ними существенно повышает общий потенциал детского сада, способствует росту престижа, рейтинга, улучшению имиджа ДОУ. Общий уровень социальной нестабильности, социальной занятости оказывает влияние на расслоение населения. Характер национально-этнических проблем и взаимоотношений также оказывает влияние на развитие детского сада, но в меньшей степени, нежели раньше. | Состояние экономики страны влияет на состояние образовательных потребностей граждан, что отражается на социальном заказе ДОУ родителей.: Недостаточное финансирование бюджетной образовательной сферы. Низкая заработная плата и социальная незащищенность. Снижение культурного уровня общества, широкое распространение массовой культуры затрудняет решение детским садом образовательных задач Вступление страны в рыночную экономику ставит детский сад перед задачей выживания и конкурентоспособности. Недостаток бюджетного финансирования заставляет зарабатывать внебюджетные средства и оказывать платные услуги. Рассогласование некоторых нормативных документов и положений затрудняет деятельность детского сада не только по развитию, но и функционированию. |
Положительные последствия | Угрозы, ограничения |
Способность ДОУ к установлению продуктивных и взаимовыгодных контактов с разными социальными институтами города, отношений социального партнерства с ними существенно повышает общий потенциал детского сада, способствует росту престижа, репутации, улучшению имиджа ДОУ. | Недостаточная сформированность имиджевой политики в городской образовательной системе существенно влияет на общий потенциал образовательных учреждений. |
Наличие разветвленной сети специализированных социальных институтов, организаций, с которыми устанавливает контакты ДОУ в решении своих задач является одним из значимых элементов широкой внешней среды. | В рамках образовательного пространства возникает конкуренция между образовательными системами, что требует поиска собственной ниши на рынке образовательных услуг и создания конкурентных преимуществ. |
Детский сад должен готовить детей к здоровому образу жизни и обучению в школе. | Рассогласование некоторых нормативных документов и положений затрудняет деятельность детского сада не только по развитию, но и функционированию. |
Педагоги и семьи многих детей попадают в число социально незащищенных групп населения. | |
А что делать нам? | |
Детский сад, как организация культуросберегающая и культуросозидающая, вынуждена преобразовать себя не только в центр учебной деятельности, но и культурно- досуговой, спортивной и противостоять снижению уровня духовно-нравственной культуры. Повышать правовую грамотность всех членов коллектива, обеспечивающих инновационную деятельность. Реально действующие нормы и правила, образ и стиль жизни разных слоев требуют от педагогов перехода от методов нравоучений к способности предлагать детям такие нормы и образцы деятельности, поведения, человеческого общения, которые помогли бы сформировать индивидуальную культуру и сохранить чувство собственного достоинства. |
Таблица анализ внутренней среды
Сильные стороны | Слабые стороны |
Полная реализация поставленных целей и задач. Гибкая система планирования работы ДОУ. Организация наблюдения педагогического процесса проходит через все виды контроля. Эффективное распределение функциональных обязанностей между всеми членами коллектива ДОУ. Система мониторинга осуществляется с помощью информационных технологий. Осуществление деятельности ДОУ ведется на основе полного пакета нормативно-правовой документации. Степень удовлетворённости родителей работой ДОУ хорошая. По результатам анкетирования получены следующие показатели: дали высокую оценку работы детского сада – 93,2 % родителей, хорошую оценку – 4,8% родителей, внесли ряд предложений по улучшению работы - 2% родителей. | Слабая имиджевая политика. |
Учебно-воспитательный процесс выстроен на основе грамотного сочетания базисных программ развития, ряда парциальных и авторских программ, педагогических технологий. Программы, реализуемые в ДОУ, имеют структуру, содержание, технологии, образцы контролируемых материалов, соответствуют примерному государственному образовательному стандарту, заявленным целям и задачам. В ДОУ используются инновационные и развивающие технологии. Качество ЗУН, уровень их сформированности по возрастам, а также степень усвоения образовательных программ высокая (97%). Результаты готовности детей к школе высокая (94,3%). Социальный статус каждого ребенка в коллективе группы высокий. Степень интеграции и взаимодействия педагогов хорошая. | Слабая эффективность работы с родителями воспитанников ДОУ. |
Улучшение качества питания. Чередование активных видов деятельности в режиме дня. Внедрение нетрадиционных методов и приемов оздоровления. Оснащение спортивной площадки и групповых прогулочных площадок необходимым оборудованием для развития основных движений на 95%. Диагностика физического развития детей показывает хорошие результаты (75%). | Посещаемость детей детского сада 74% от списка. Недостаточность оснащения спортивным оборудованием и МАФами. Отсутствие регулярного сбалансированного питания детей дома. Повышение пропусков по болезни на 3 д/дня (ветряная оспа). |
Эффективное использование традиционных и нетрадиционных методов преподавания. Использование инновационных технологий. | Слабая взаимосвязь педагогов с родителями по сформированности у детей знаний по НРК. Слабое участие детей в конкурсах различного уровня. |
Систематическое повышение квалификации педагогических кадров через обучение на курсах, в ВУЗах. Стабильность педагогического коллектива. Возросла активность педагогов в профессиональных конкурсах. | Низкая заработная плата. Несовершенство системы стимулирования педагогических кадров. Низкий уровень профессионального образования педагогов . Малое количество педагогов с 1 кв. категорией .. Заболеваемость сотрудников. Средний уровень владения информационными технологиям среди педагогических кадров. |
Наличие пакета учредительных документов и нормативно-правовой базы учреждения. Соответствие материально-технической базы ДОУ современным требованиям и темпам развития. Укомплектованность ДОУ всем необходимым для осуществления воспитательно-образовательного процесса и оздоровления детей в соответствии с ГОСТом и САНПИНом. Соблюдение прав воспитанников и персонала в соответствии с законодательством и требованиями СЭС и ОГПС. Эффективная система документооборота, делопроизводства. | Недостаток ресурсов для стимулирования трудовой активности педагогических работников Ограниченность возможностей руководителя в установлении существенных персональных доплат за успехи в педагогической деятельности; Недостаток финансирования для развития материально-технической базы ДОУ. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение имеет следующий пакет документов: Свидетельство о государственной аккредитации. Лицензия на право ведения образовательной деятельности. Устав МБДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида» г. Канаш Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской федерации Свидетельство о государственной регистрации юридического лица Свидетельство о государственной регистрации права Нормативно-правовая база соответствует гос. требованиям. | Снижение уровня материально-технической базы и её износ. Снижение эффективности выполнения требований. |
Возможности | Угрозы |
Участие в конкурсах различного уровня. Участие в республиканских и Всероссийских конкурсах. Результативность в конкурсах регионального уровня. Гранты различного уровня. Повышение рейтинга ДОУ в муниципальной системе | Слабая имиджевая политика и не позволит повысить рейтинг ДОУ. |
Презентация деятельности ДОУ через СМИ и информационные издания города, республики. Участие в конкурсах и грантах республиканского и федерального уровня. Повышение рейтинга ДОУ. | Результативность участия в детских конкурсах - средняя. Падение спроса на дополнительные образовательные услуги |
Внедрение новых методов оздоровления детей. Привлечение родителей к открытию спортивных кружков, секций на базе ДОУ. Туризм. Проведение практикумов для родителей по профилактике вредных привычек. Оснащение спортивной и прогулочных площадок всем необходимым оборудованием для развития основных движений детей. | Высокий % заболеваемости детей. Неблагоприятная ситуация в социуме (табакокурение, алкоголизм). |
Карьерный рост. Рост заработной платы с повышением квалификационного уровня. Участие в конкурсах и грантах республиканского и федерального уровня. Рост исследовательской и инновационной деятельности педагогов. | Текучесть кадров. Снижение эффективности работы ДОУ. |
Создание современной, функциональной обстановки для осуществления воспитательно-образовательного процесса и плодотворной деятельности педагогов. | Снижение уровня материально-технической базы и её износ при невозможности ей обновления. Отсутствие возможности своевременно выполнять работы по ремонту, восстановлению и модернизации здания, помещений, оборудования, коммуникаций, мебели и технических средств обучения. Снижение эффективности выполнения требований. |
ДОУ взаимодействует со школами №8, №5, с художественной школой , с Канашским педагогическим колледжем, с ЦГБ, ДМШ, с другими ДОУ города. | Слабая связь с другими ДОУ в разных городах ЧР и РФ. Ограниченность распространения педагогического опыта |
А что нужно делать? | |
Расширять спектр своих услуг, Повышать компетентность педагогического состава. Расширение возможностей социального взаимодействия с другими организациями и ДОУ в других городах ЧР и РФ. |
Перечисленные выше факторы внешней среды влияют на развитие детского сада и определяют ее образовательную политику, стратегию и тактику позитивных изменений.
Цель проекта.
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи проекта.
- Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.
- Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
- Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).
- Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
- Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.
- Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
- Привлекать родителей к участию в проекте.
Участники и их роль в реализации проекта
Проект реализуется в форме взаимодействия педагогов, детей и родителей. Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей. Воспитатель, расширяя знания детей, знакомит с новыми способами рисования узора, имеет возможность направлять работу в нужное русло.
Продолжительность проекта.
Среднесрочный (декабрь – март)
Ресурсное обеспечение
1.Цифровой фотоаппарат, компьютер, сеть Интернет.
2. Канцелярские товары, бумага, краски, кисти, маркеры и т.д.
3.Материалы на печатной основе:
5.Другие ресурсы: родители
Механизмы реализации проекта:
Изучение методической литературы; мониторинг изобразительной деятельности детей; индивидуальная, подгрупповая работа с детьми в режимных моментах и НОД; взаимодействие с родителями; пополнение развивающей среды
План действий по реализации проекта
1. Выбор творческого названия;
2. Постановка основополагающего и проблемного вопросов.
3. Поиск материала по выбранной теме;
4. Проведение исследований; представление полученных результатов;
5. Выполнение творческих заданий;
5. Организация открытых занятий, выставки детских работ.
Этапы реализации проекта:
I-ый этап: подготовительный (организационно-диагностический).
II-ой этап: основной (практический).
III-ий этап: заключительный (итоговый).
План реализации проекта
№ | Мероприятие | Участники | Срок проведения | Ожидаемый результат, продукт деятельности |
I – этап подготовительный (организационно-диагностический) | ||||
1. | Анализ воспитательного процесса по данной теме | Воспитатель | 1.12.2016 -5.12.2016 г. | Проанализированы программно-методическое, наглядно-методическое обеспечение по данной теме; наличие художественной литературы |
2. | Анкетирование родителей | Воспитатель | 8.12.2016 – 11.12.2016 г. | Выявлены образовательные инициативы семьи по данному направлению |
3. | Интервьюирование детей | Воспитатель | 16.12.2016 -19.12.2016 г. | Выявлен уровень знаний воспитанников по теме проекта |
4. | Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий проекта | Воспитатель, родители | до 29.12.2016 г. | Составлен план мероприятий |
5. | Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта в группе | Воспитатель, родители, дети | В ходе проекта | Предметно-пространственная среда оснащена наглядно-дидактическими материалами по теме проекта |
6. | Создание компьютерных презентаций, посвященных декоративно-прикладному искусству Гжели | Воспитатель | В ходе проекта | Создан наглядно-дидактический материал в виде презентаций |
7. | Создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД | Воспитатель | В ходе проекта | Выполнены наглядно-методические пособия по теме проекта |
8. | Создание материалов для заочного консультирования родителей | Воспитатель | В ходе проекта | Включение родителей в образовательный процесс по теме проекта |
II – этап практический | ||||
1. | Беседа «Синее чудо Гжели» | Воспитатель | 9.01.2017 г. | Проведена беседа в соответствии с планом, дети получили первоначальное представление о гжельской росписи |
2. | Чтение: - авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»; - легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»; - стихотворения о Гжели; - Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели» | Воспитатель | 14.01.2017-18.01.2017 г.
| Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников |
3. | Виртуальные экскурсии: - «фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели» | Воспитатель, родители | 23.01.2017 г.
25.01.2017 г.
| Проведены экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий |
4. | Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров | Родители, дети | В ходе проекта | Рассмотрены альбомы по гжельской росписи |
5. | Организованная образовательная деятельность «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель» | Воспитатель | 15.02.2017 г. в соответствии с планом ВОР | Проведена ООД в форме занятия |
6. | Создание мини-музея ДОУ экспонатами гжельской росписи | Родители, дети | В ходе проекта
| Музей пополнен новыми образцами гжельских мастеров |
7. | Систематизация методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников
| Воспитатель | В ходе проекта
| Для родителей подготовлены памятки, рекомендации, консультативный материал по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников |
III – этап заключительный (итоговый) | ||||
1. | Выставка детских работ «Сказочная Гжель» |
| 20.02.2017 г. | Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель». |
2. | Обобщение опыта работы по проекту |
| 12.03.2017 г. | Обобщён опыт работы по проекту |
3. | Публикация материалов проекта на личном сайте |
| 20.03.2017 г. | Материалы опубликованы на личном сайте |
Ожидаемые результаты проекта.
- Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.
- Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.
- Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
- Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.
- Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.
- Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».
- Разработана программа дополнительного образования «Русские узоры» (декоративно-прикладное искусство).
Критерии и показатели эффективности проекта.
- Качество воспитательно-образовательных мероприятий:
- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;
- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи.
- Включение родителей в образовательный процесс:
- увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;
- увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.
Результат.
- Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.
- Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.
- Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
- Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.
- Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.
- Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».
- Разработана программа дополнительного образования «Русские узоры» (декоративно-прикладное искусство).
Перспективы дальнейшего развития
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Список литературы:
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.;
2. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;
4. Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;
5. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с.;
6. Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;
7. Н. С. Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил;
8. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;
9. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;
10. Ю. Г. Дорожин. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.
Приложение 1.
Беседа «Синее чудо Гжели».
В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.
Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.
Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.
Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.
Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.
Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.
Приложение 2
«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.
История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания . «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки и колокольчики!»
Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить... Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись...
И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках... И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
Приложение 3
Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет».
Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.
Приложение 4
Стихотворения о Гжели.
* * *
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.
С. Вахрушев.
* * *
Здесь рисуют девицы
Белые картинки,
Голубой узор на них,
Словно паутинка.
Эти синие цветы
Мы в узоры заплели.
Синих красок карусель
Называют всюду Гжель!
П. Синявский.
* * *
Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках
Синие зори и синие птицы –
С этой красою ничто не сравнится
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льётся узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться!
П. Синявский.
* * *
Взял мастер в руки кисть
И в синь небес макнул.
Взамен холста взял белизну
Просторов наших русских
И полились узоры, вензеля,
Вспорхнули птицы, зацвели сады…
Вдруг зазвенела синяя капель,
Явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем – Гжель!
* * *
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где–то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем есть!
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах –
На весь мир молва идёт!
* * * Гжель.
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И лёгким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнём камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.
* * * Гжель.
Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!
(Автор неизвестен).
* * *
Далеко до лета, за окном метель,
Но не пугает это жителей посёлка Гжель.
Любы им просторы, укрытые в снега,
Да бескрайность неба цвета василька.
Мастера-умельцы делают посуду:
Чашки и тарелки – настоящим чудом!
На фарфоре белом, как среди снегов
Распустились синие облака цветов.
Словно белый иней их припорошил,
От морозов лютых спрятать поспешил.
Голубая роза расцвела зимой!
Вместе с чашкой розу принесу домой.
В жаркий летний полдень чашку я возьму -
Непременно в зиму сразу попаду!
Почувствую прохладу заснеженных равнин,
Да увижу неба чарующую синь,
И услышу снова, как поёт метель
Вот какое чудо мне подарит Гжель!
* * *
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
* * *
Чудо с синими цветками,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка,
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
* * *
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка -
Глазам загляденье,
Словно, весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье -
Русская, звонкая Гжель!
* * *
За столом сидели бабушка и дед,
Пили чай из Гжели часто, много лет.
Чайник, чашки, кружки согревали нас,
Милые зверушки радовали глаз.
Но пришёл с подружкой внук к себе домой.
Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…
Может, и дичают где-то там вдали,
Только в Гжель он чаю для неё налил.
Сколько б ни летели миллионы дней,
Мы без нашей Гжели, словно без корней.
Белизны и сини нежные цветы,
Это всё Россия – мама, папа, ты!
* * *
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе её названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая:
Её трава шелковая, её цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения!
* * *
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку
Легко перенесла.
* * *
В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки растут
Умельцы в той деревне живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
П. Синявский.
* * *
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
* * *
Что может быть прекрасней Гжели?
Её фарфоровых изделий
И чайников, и самоваров, кружек,
И блюд, забавнейших игрушек?
Лепных побелок расписных
Горшочков, чашечек чудных?
Своими мы руками
Готовили их сами!
Н. Кутузова.
* * *
Кто придумал это слово,
Это слово немудрено?
Жгелью раньше Гжель звалась,
Была пёстрой, а сейчас -
Это чудо синее
На блюдечке раскинуто.
Раз мазок, два мазок,
Завиток и точки…
Расцветут на белой глине
Синие цветочки.
В. Горичева.
* * *
В нашей мастерской чистота, уют, покой.
В печке обжигаются, на весь мир прославятся
Гжельские поделки: кошки, мышки, белки…
Под кисточкой волшебной мастериц
Оживают стайки разноцветных птиц.
Машут лепестками волшебные цветы.
Гжельские картины чудесной красоты!
Н. Кутузова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Чудо - блоки"
Педагогический проект "Чудо - блоки" направлен на формирование внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как...
Методическая разработка педагогический дизайн-проект "Что за чудо этот бант."
Бант- красивое, яркое украшение для любой девочки. Да и костюм взрослого может оживить этот аксессуар. Но время неумолимо, бантики уступили время заколкам, резинкам. И мне очень захотелось рассказать ...
Педагогический проект "Чудо, имя которому - книга"
Проект создан для детей подготовительной к школе группе. Основополагающий вопрос - Зачем нужны книги?...
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию городецкой росписью «Чудо – мастера» (из педагогического опыта)
Задачи.-продолжать знакомить детей с элементами городецкой росписи, её колоритом, особенностями-продолжать упражнять в рисовании городецких цветов (ромашки, розаны)- учить самостоятельно в...
Педагогический проект "Что за чудо эти сказки!"
Данный проект предназначен для старших дошкольников. В ходе его реализации дети знакомятся с авторской и народной сказкой через разные виды деятельности....
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Чудо - овощи"
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста...
Педагогическая копилка Схемы "Чудо - Соты 1"
Схемы к конструктору "Чудо-соты 1"...