Педагогический проект "Нежно-голубое чудо"
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

Петрова Елена Сергеевна

В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно  важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется  у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proektgzhel.docx701.38 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Desktop\гжель\21721_html_113c9523.jpg

  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                                                                  «Детский сад №7» г. Канаш Чувашской Республики

Педагогический проект

«Нежно-голубое чудо»

                                                                                                    Разработчик:   Петрова  Елена  Сергеевна

                                                                                       Исполнитель проекта:

воспитатель  Онорина Каролина Викторовна

Канаш, 2017

Содержание

  1. Паспорт проекта…………………………………………………………………………….…..3
  2. Актуальность (проблема)…………………………………………………………………….…4
  3. Анализ внешней и внутренней среды……………………………………………………….…..5
  4. Цели и задачи проекта………………………………………………………………….………11
  5. Участники и их роль в реализации проекта………………………………………………….…12
  6. Ресурсы проекта………………………………………………………………………………...12
  7. Механизмы реализации  проекта…………………………………………………………. …....12
  8. План  реализации проекта……………………………………………………………….................12
  9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности ……………………………..………15
  10. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………………………………....16

Список   литературы………………………………………………………………………............17

Приложения…………………………………………………………………………...………..18

Паспорт проекта

Название проекта

«Нежно-голубое чудо»

Тема проекта

Воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей.

Автор проекта

воспитатель Онорина Каролина Викторовна

Место реализации проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7» г. Канаш Чувашской Республики

Проблема, на решение которой направлен проект

-Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?

- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?

- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно - прикладных художественных промыслов?

- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей?

Цель проекта

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

 Задачи проекта

Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.

- Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

- Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы  гжельской  росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).

- Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и  композиторов по данной тематике.

- Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.

- Воспитывать патриотизм,  уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое  наследие  своего  народа.

Привлекать родителей к участию в проекте

 Участники проекта

Дети подготовительной группы, воспитатели работающие в данной группе, родители воспитанников.

 Сроки  реализации проекта

Среднесрочный:  декабрь 2016  –  март 2017

Ожидаемые результаты

Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.

- Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы  гжельской  росписи.

- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.

- Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

- Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».

- Разработана программа дополнительного образования «Русские узоры»

Актуальность.   

В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно  важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется  у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. По словам Н. П. Сакулиной, маленькие дети воспринимают работы народных мастеров глубже и полнее, чем полотна живописи и станковую скульптуру.

Произведения  декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но ещё и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

С давних пор дошкольная  педагогика признаёт огромное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяют добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивают у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывают интерес к народному творчеству.

В последнее время подчёркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания, что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Глядя на гжельские узоры ещё раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем , но прежде всего она необходима детям; поэтому актуальным является поиск, оптимизирующих процессов формирования творческой активности у старших дошкольников при использовании народно-прикладного искусства в декоративном рисовании.

Тема проекта «Нежно-голубое чудо» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:

Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?

- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?

- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?

- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей

Декоративное рисование и лепка по мотивам гжели в интересной, ненавязчивой форме решают эти проблемы.

 Анализ внешней  и внутренней среды.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

Таблица анализ внешней среды

Положительные факторы влияния на объект

Отрицательные факторы влияния на объект

Тенденции изменения образовательной системы в стране, в республике, в городе позволяют  строить собственную траекторию развития, концепцию детского сада.

 Способность ДОУ к установлению продуктивных и взаимовыгодных контактов с разными социальными институтами города, отношений социального партнерства с ними существенно повышает общий потенциал детского сада, способствует росту престижа, рейтинга, улучшению имиджа ДОУ.

Общий уровень социальной нестабильности, социальной занятости оказывает влияние на расслоение населения.

Характер национально-этнических проблем и взаимоотношений  также оказывает влияние на развитие детского сада, но в меньшей степени, нежели раньше.

         Состояние экономики страны влияет на состояние образовательных потребностей граждан, что отражается на социальном заказе ДОУ родителей.:

Недостаточное финансирование  бюджетной образовательной сферы.  
         Снижение престижности профессии педагога.

 Низкая заработная плата и социальная незащищенность.

Снижение культурного уровня общества, широкое распространение массовой культуры затрудняет решение детским садом образовательных задач

Вступление страны в рыночную экономику ставит детский сад перед задачей выживания и конкурентоспособности. Недостаток бюджетного финансирования заставляет зарабатывать внебюджетные средства и оказывать платные услуги.

Рассогласование некоторых нормативных документов и положений затрудняет деятельность детского сада не только по развитию, но и функционированию.

Положительные последствия

Угрозы, ограничения

Способность ДОУ к установлению продуктивных и взаимовыгодных контактов с разными социальными институтами города, отношений социального партнерства с ними существенно повышает общий потенциал детского сада, способствует росту престижа, репутации, улучшению имиджа ДОУ.

Недостаточная сформированность имиджевой политики в городской образовательной системе существенно влияет на общий потенциал образовательных учреждений.

Наличие разветвленной сети специализированных социальных институтов, организаций, с которыми устанавливает контакты ДОУ в решении своих задач является одним из  значимых элементов широкой внешней среды.

В рамках образовательного пространства возникает конкуренция между образовательными системами, что требует поиска собственной ниши на рынке образовательных услуг и создания конкурентных преимуществ.

Детский сад должен готовить детей к здоровому образу жизни и обучению в школе.

Рассогласование некоторых нормативных документов и положений затрудняет деятельность детского сада не только по развитию, но и функционированию.

Педагоги и семьи многих детей попадают в число социально незащищенных групп населения.

А что делать нам?

Детский сад, как организация культуросберегающая и культуросозидающая, вынуждена преобразовать себя не только в центр учебной деятельности, но и культурно- досуговой, спортивной и противостоять снижению уровня духовно-нравственной культуры.

Повышать  правовую грамотность всех членов коллектива, обеспечивающих инновационную деятельность. Реально действующие нормы и правила, образ и стиль жизни разных слоев требуют от педагогов перехода от методов нравоучений к способности предлагать детям такие нормы и образцы деятельности, поведения, человеческого общения, которые помогли бы сформировать индивидуальную культуру и сохранить чувство собственного достоинства.

Таблица анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Полная реализация поставленных целей и задач.

Гибкая система планирования    работы  ДОУ.

Организация наблюдения педагогического процесса проходит через все  виды контроля.

Эффективное распределение  функциональных обязанностей между всеми членами коллектива ДОУ.

Система мониторинга  осуществляется с помощью информационных технологий.

Осуществление деятельности ДОУ ведется на основе полного пакета  нормативно-правовой документации.

Степень удовлетворённости родителей работой ДОУ хорошая. По результатам анкетирования  получены следующие показатели: дали высокую оценку работы детского сада – 93,2 % родителей, хорошую оценку – 4,8% родителей, внесли ряд предложений по улучшению работы  - 2% родителей.

Слабая  имиджевая политика.

Учебно-воспитательный процесс выстроен на основе грамотного сочетания базисных программ развития, ряда парциальных и авторских программ, педагогических технологий.  

Программы, реализуемые в ДОУ, имеют структуру, содержание, технологии, образцы контролируемых материалов, соответствуют примерному государственному образовательному  стандарту, заявленным целям и задачам.

В ДОУ  используются инновационные и развивающие технологии. Качество ЗУН, уровень их сформированности по возрастам, а также  степень усвоения образовательных программ высокая (97%).

Результаты готовности детей к школе высокая (94,3%).

Социальный статус каждого ребенка в коллективе группы высокий.

Степень интеграции и взаимодействия  педагогов хорошая.

Слабая эффективность  работы с родителями воспитанников ДОУ.

Улучшение качества питания.

Чередование  активных видов деятельности в режиме дня.

Внедрение  нетрадиционных методов  и приемов оздоровления.

Оснащение спортивной площадки  и групповых прогулочных площадок необходимым оборудованием для развития основных движений на 95%.

Диагностика физического развития детей показывает хорошие результаты (75%).

Посещаемость детей детского сада 74% от списка.

Недостаточность оснащения спортивным оборудованием и МАФами.

Отсутствие  регулярного сбалансированного питания детей дома.

Повышение  пропусков по болезни на 3 д/дня (ветряная оспа).

Эффективное использование традиционных и нетрадиционных  методов преподавания.

Использование инновационных технологий.

Слабая  взаимосвязь педагогов  с родителями по сформированности у детей знаний по НРК.

Слабое участие детей в конкурсах различного уровня.

Систематическое повышение квалификации педагогических кадров через обучение на курсах, в ВУЗах.

Стабильность педагогического коллектива.

Возросла активность педагогов в профессиональных конкурсах.

Низкая заработная плата.

Несовершенство системы стимулирования педагогических кадров.

Низкий уровень профессионального образования педагогов .

Малое количество педагогов с 1 кв. категорией ..

Заболеваемость сотрудников.

 Средний уровень владения информационными технологиям среди педагогических кадров.

Наличие пакета учредительных документов и  нормативно-правовой базы учреждения.

Соответствие материально-технической базы ДОУ современным требованиям и темпам развития.

Укомплектованность ДОУ всем необходимым для осуществления воспитательно-образовательного  процесса и оздоровления детей в соответствии с ГОСТом и САНПИНом.

Соблюдение прав воспитанников и персонала в соответствии с законодательством и требованиями СЭС и ОГПС.

Эффективная система документооборота, делопроизводства.

Недостаток ресурсов для  стимулирования трудовой активности педагогических работников

Ограниченность возможностей руководителя в установлении существенных персональных доплат за успехи в педагогической деятельности;

Недостаток финансирования для развития материально-технической базы ДОУ.

 Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение имеет следующий пакет документов:

Свидетельство о государственной аккредитации.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Устав  МБДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида» г. Канаш  

Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской федерации

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Свидетельство о государственной регистрации права Нормативно-правовая база соответствует гос. требованиям.

Снижение уровня материально-технической базы и её износ.  

Снижение эффективности выполнения требований.

Возможности

Угрозы

Участие в конкурсах различного уровня.

Участие в  республиканских и Всероссийских конкурсах. Результативность в конкурсах  регионального уровня.

Гранты различного уровня.

Повышение рейтинга ДОУ в муниципальной системе

Слабая  имиджевая  политика и не позволит повысить рейтинг ДОУ.

Презентация деятельности ДОУ через  СМИ и информационные издания города, республики.

Участие в конкурсах и грантах  республиканского и федерального уровня.

Повышение рейтинга ДОУ.

 Результативность  участия в детских конкурсах - средняя.

Падение спроса на дополнительные образовательные услуги

Внедрение новых методов оздоровления детей.

Привлечение родителей к открытию спортивных кружков, секций на базе ДОУ. Туризм.

Проведение практикумов для родителей по профилактике вредных привычек.

Оснащение спортивной и прогулочных площадок всем необходимым оборудованием для развития основных движений детей.

Высокий % заболеваемости детей.

Неблагоприятная ситуация в социуме (табакокурение, алкоголизм).

Карьерный рост.

Рост заработной платы с повышением квалификационного уровня.

 Участие в конкурсах и грантах республиканского и федерального уровня.

Рост  исследовательской и инновационной деятельности педагогов.

Текучесть кадров.

Снижение эффективности работы ДОУ.

Создание современной, функциональной обстановки для осуществления воспитательно-образовательного процесса  и плодотворной деятельности педагогов.

Снижение уровня материально-технической базы и её износ при невозможности ей обновления.

Отсутствие возможности своевременно выполнять работы по ремонту, восстановлению и модернизации здания, помещений, оборудования, коммуникаций, мебели и технических средств обучения.

Снижение эффективности выполнения требований.

ДОУ взаимодействует со школами №8, №5, с художественной школой ,  с Канашским педагогическим колледжем, с ЦГБ, ДМШ, с другими ДОУ города.

Слабая связь с другими ДОУ в разных городах ЧР и РФ.

Ограниченность  распространения педагогического опыта

А что нужно делать?

Расширять спектр своих услуг, Повышать компетентность педагогического состава. Расширение возможностей социального взаимодействия с  другими организациями и ДОУ в других городах  ЧР и  РФ.

Перечисленные выше факторы внешней среды влияют на развитие детского сада и определяют ее образовательную политику, стратегию и тактику позитивных изменений.

Цель проекта.

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи проекта.

- Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.

- Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

- Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы  гжельской  росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).

- Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и  композиторов по данной тематике.

- Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.

- Воспитывать патриотизм,  уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое  наследие  своего  народа.

- Привлекать родителей к участию в проекте.        

Участники и их роль в реализации проекта

   Проект реализуется в форме взаимодействия педагогов, детей и родителей.  Проект представляет собой  цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей. Воспитатель, расширяя знания детей, знакомит с новыми способами рисования узора, имеет возможность направлять работу в нужное русло.

Продолжительность проекта.

Среднесрочный (декабрь – март)

Ресурсное обеспечение

1.Цифровой фотоаппарат, компьютер, сеть Интернет.

2. Канцелярские товары, бумага, краски, кисти, маркеры и т.д.

3.Материалы на печатной основе:  

5.Другие ресурсы: родители

Механизмы реализации проекта:

Изучение методической литературы; мониторинг изобразительной деятельности детей; индивидуальная, подгрупповая работа с детьми в режимных моментах и НОД; взаимодействие с родителями; пополнение развивающей среды

План действий по реализации проекта

1. Выбор творческого названия;

 2. Постановка основополагающего и проблемного вопросов.

3. Поиск материала по выбранной теме;

4. Проведение исследований; представление полученных результатов;        

5. Выполнение творческих  заданий;

5. Организация открытых занятий, выставки детских работ.

Этапы реализации проекта:

I-ый этап: подготовительный (организационно-диагностический).

II-ой этап: основной (практический).

III-ий этап: заключительный (итоговый).

 План реализации проекта

Мероприятие

Участники

Срок проведения

Ожидаемый результат, продукт деятельности

I – этап подготовительный (организационно-диагностический)

1.

Анализ воспитательного процесса по данной теме

Воспитатель

1.12.2016 -5.12.2016 г.

Проанализированы программно-методическое, наглядно-методическое обеспечение по данной теме; наличие художественной литературы

2.

Анкетирование родителей

Воспитатель

8.12.2016 – 11.12.2016 г.

Выявлены образовательные инициативы семьи по данному направлению

3.

Интервьюирование детей

Воспитатель

16.12.2016 -19.12.2016 г.

Выявлен уровень знаний воспитанников по теме проекта

4.

Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий проекта

Воспитатель, родители

до  29.12.2016 г.

Составлен план мероприятий

5.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта в группе

Воспитатель, родители, дети

В ходе проекта

Предметно-пространственная среда оснащена наглядно-дидактическими материалами по теме проекта

6.

Создание компьютерных презентаций, посвященных декоративно-прикладному искусству Гжели

Воспитатель

В ходе проекта

Создан наглядно-дидактический материал в виде презентаций

7.

Создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД

Воспитатель

В ходе проекта

Выполнены наглядно-методические пособия по теме проекта

8.

Создание материалов для заочного консультирования родителей

Воспитатель

В ходе проекта

Включение родителей в образовательный процесс по теме проекта

II – этап практический

1.

Беседа «Синее чудо Гжели»

Воспитатель

9.01.2017 г.

Проведена беседа в соответствии с планом, дети получили первоначальное представление о гжельской росписи

2.

Чтение:

- авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»;

- легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;

- стихотворения о Гжели;

- Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели»

Воспитатель

14.01.2017-18.01.2017 г.

 

 

Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников

3.

Виртуальные экскурсии:

- «фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели»

Воспитатель, родители

23.01.2017 г.

 

 

25.01.2017 г.

 

Проведены экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий

4.

Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров

Родители, дети

В ходе проекта

Рассмотрены альбомы по гжельской росписи

5.

Организованная образовательная деятельность «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель»

Воспитатель

15.02.2017 г.

в соответствии с планом ВОР

Проведена ООД в форме занятия

6.

Создание  мини-музея ДОУ экспонатами гжельской росписи

Родители, дети

В ходе проекта

 

Музей пополнен новыми образцами гжельских мастеров

7.

Систематизация методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников

 

Воспитатель

В ходе проекта

 

Для родителей подготовлены памятки, рекомендации, консультативный материал по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников

III – этап заключительный (итоговый)

1.

Выставка детских работ «Сказочная Гжель»

 

20.02.2017 г.

Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».

2.

Обобщение опыта работы по проекту

 

12.03.2017 г.

Обобщён опыт работы по проекту

3.

Публикация материалов проекта на личном сайте

 

 20.03.2017 г.

Материалы опубликованы на личном сайте

        

Ожидаемые результаты проекта.

- Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.

- Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы  гжельской  росписи.

- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.

- Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

- Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».

- Разработана программа дополнительного образования «Русские узоры» (декоративно-прикладное искусство).

Критерии и показатели эффективности проекта.

  1. Качество воспитательно-образовательных мероприятий:

- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;

- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи. 

  1. Включение родителей в образовательный процесс:

- увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;

- увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.

Результат.

- Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.

- Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы  гжельской  росписи.

- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.

- Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

- Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».

- Разработана программа дополнительного образования «Русские узоры» (декоративно-прикладное искусство).

Перспективы дальнейшего развития

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Список литературы:

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.;

2. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;

3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;

4. Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;

5. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с.;

6. Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;

7. Н. С. Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил;

8. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;

9. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;

10. Ю. Г. Дорожин. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.

Приложение 1.

Беседа «Синее чудо Гжели».

        В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко  от  Москвы,  живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они  делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая  при  обжиге  становится  белой.

         Откуда же произошло название деревни? В названии этой  деревушки  слышится  слово «жечь». Жители  деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что  нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о  ласковом лете.

         Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

        Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей  краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

        Гжельская  посуда  хороша  необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей  земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной  Англии, и в солнечной  Италии, и в элегантной  Франции, и в загадочной Японии  многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или  рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

         Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная  роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а  четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду    диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни  людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и  другие цветы  встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

        Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы,  подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.       

Приложение 2

«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.

        История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось  горшки  глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь  затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания . «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» -  говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки и колокольчики!»

        Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной  девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное  стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить... Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал:  разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись...

         И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках... И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

 Приложение 3

Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет».

        Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

        В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила  беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.

 Приложение 4

Стихотворения о Гжели.

* * *

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими, 

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.                                                                               

     С. Вахрушев.

* * *

Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы 

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель!                  

     П. Синявский.

* * *

Рядом с осинками в синих косынках                                     

Синие гроздья на синих рябинках                                      

Синие зори и синие птицы –                                      

С этой красою ничто не сравнится                                    

Звонкими волнами кружатся краски,                                     

Чтобы блестели анютины глазки.                                      

Льётся узор под рукой мастерицы,                                      

Чтобы нигде он не мог повториться!                                                                                                        

     П. Синявский.

* * *

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель!        

                                                                                                        

* * *

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!  

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идёт!

 

* * *     Гжель.

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И лёгким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнём камин,
В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

 

* * *     Гжель.

Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

(Автор неизвестен).

 

* * *

Далеко до лета, за окном метель,

Но не пугает это жителей посёлка Гжель.

Любы им просторы, укрытые в снега,

Да бескрайность неба цвета василька.

Мастера-умельцы делают посуду:

Чашки и тарелки – настоящим чудом!

На фарфоре белом, как среди снегов

Распустились синие облака цветов.

Словно белый иней их припорошил,

От морозов лютых спрятать поспешил.

Голубая роза расцвела зимой!

Вместе с чашкой розу принесу домой.

В жаркий летний полдень чашку я возьму -

Непременно в зиму сразу попаду!

Почувствую прохладу заснеженных равнин,

Да увижу неба чарующую синь,

И услышу снова, как поёт метель

Вот какое чудо мне подарит Гжель!

 

* * *

Поверить трудно: неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,

Прекрасны нынче, как вчера!

     Л. Куликова.

* * *

Чудо с синими цветками,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка,

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

 

* * *

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно, весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская, звонкая Гжель!

 

* * *

За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто, много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверушки радовали глаз.

Но пришёл с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё  Россия – мама, папа, ты!

 

* * *

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе её названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая:

Её трава шелковая, её цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

 

* * *

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой.

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла.

 

* * *

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки растут

Умельцы в той деревне живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

     П. Синявский.

 

* * *

Есть в Подмосковье такое местечко:                    

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе                    

Слышится эхо волшебных мелодий.                      

И светлеет вода родниковая,                                

И дыхание ветра слышней.                                  

Расцветает Гжель васильковая,                           

Незабудковая Гжель!        

                                     

* * *

Что может быть прекрасней Гжели?                                   

Её фарфоровых изделий

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных побелок расписных

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!

     Н. Кутузова.

 

* * *

Кто придумал это слово,

Это слово немудрено?

Жгелью раньше Гжель звалась,

Была пёстрой, а сейчас -

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

     В. Горичева.

 

* * *

В нашей мастерской чистота, уют, покой.                  

В печке обжигаются, на весь мир прославятся                          

Гжельские поделки: кошки, мышки, белки…                        

Под кисточкой волшебной мастериц          

Оживают стайки  разноцветных птиц.                                         

Машут лепестками волшебные цветы.            

Гжельские картины чудесной красоты!

     Н. Кутузова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Чудо - блоки"

Педагогический проект "Чудо - блоки" направлен на формирование внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как...

Методическая разработка педагогический дизайн-проект "Что за чудо этот бант."

Бант- красивое, яркое украшение для любой девочки. Да и костюм взрослого может оживить этот аксессуар. Но время неумолимо, бантики уступили время заколкам, резинкам. И мне очень захотелось рассказать ...

Педагогический проект "Чудо, имя которому - книга"

Проект создан для детей подготовительной к школе группе. Основополагающий вопрос - Зачем нужны книги?...

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию городецкой росписью «Чудо – мастера» (из педагогического опыта)

Задачи.-продолжать знакомить детей с элементами городецкой росписи, её   колоритом, особенностями-продолжать упражнять в рисовании городецких цветов (ромашки, розаны)- учить самостоятельно в...

Педагогический проект "Что за чудо эти сказки!"

Данный проект предназначен для старших дошкольников. В ходе его реализации дети знакомятся  с авторской и народной сказкой через разные виды деятельности....

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Чудо - овощи"

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста...

Педагогическая копилка Схемы "Чудо - Соты 1"

Схемы к конструктору "Чудо-соты 1"...