КОНФЕРЕНЦИЯ, КРУГЛЫЙ СТОЛ "ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ"
консультация (старшая группа) по теме
использование нетрадиционной техники
на занятиях по развитию речи
(старшая группа 5-6 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_netraditsionnoy_tehniki_na_zanyatiyah_po_razvitiyu_rechi.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №760 им. А.П.Маресьева
СП №1848
КОНФЕРЕНЦИЯ, КРУГЛЫЙ СТОЛ
"ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Подготовила воспитатель
Богунова О.И.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
(старшая группа 5-6 лет)
2016год
Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в их умственном развитии.
Родной язык – это «ключ, который открывает детям сокровища знаний» (О.И. Соловьева). Через родной язык дети приобщаются к материальной и духовной культуре (художественной литературе, фольклору, изобразительному искусству), получают знания об окружающем мире (животном и растительном царстве, о людях и их взаимоотношениях и т. д.). Словом дети выражают свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания. Освоение языка дает возможность детям свободно рассуждать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Овладение родным языком происходит одновременно с воспитанием эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность детей.
Развивать речь – не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Необходима целенаправленная работа над их речью.
При проведении занятий в целях речевого развития детей применяются художественные средства. Л.С. Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную графическую речь, которую можно считать предвестником будущего письма, и подчеркивает, что эта речь – символы первого порядка, непосредственно означающие предметы или действия.
В процессе рисования дети учатся употреблять слова обозначающие предметы, их признаки (цвет, форму, величину и пр.), свойства, временные и пространственные отношения. Словарь дошкольников пополняется изобразительными терминами («линия», «тонирование», «печать» и др.), уточняется отдельных слов, таких как «большой», «крупный», «крупнее», «маленький», «меньше», «короткий», «короче» и т.д. Дети практически усваивают синонимические оттенки значений слов («круг большой», «круг маленький»; «рисунок крупный», «рисунок мелкий» и т.п.). Словесное осмысления рисунка способствует возникновению и развитию в процессе изображения замысла. Замыслы, возникшие во время рисования и оформленные в слове, чаще остаются в памяти ребенка, и отражается разными средствами.
Рисунок и речь – два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребенок выражает свое отношение к окружающему.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка: мелкой моторики тактильного восприятия; пространственной ориентировке на листе бумаге; глазомера и зрительного восприятия; внимания усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и отзывчивости.
Занятия разработаны с учетом возрастных психологических особенностей детей, в том числе особенностей восприятия им цвета, формы, объема, художественного образа в целом.
Цель – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Развитие творчества дошкольников, в процессе создания образов используя различные материалы и нетрадиционные техники.
Задачи:
- обогащение словаря специальными терминами, развитие монологической и диалогической речи, прилагательных, образовательных сравнений. Использование на занятиях художественного слова. Составление небольших описательных рассказов по картине.
- развитие художественно творческих способностей и творчества ребенка;
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования;
- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей;
- воспитывать эстетическое видение мира.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышления, речь.
Каждое занятие разработано таким образом в нем есть подвижные игры и пальчиковая гимнастика, ребенок не только повторяет движения за воспитателем, но и повторяет слова, что способствует развитию речи детей (обеих полушарий). Игры и пальчиковую гимнастику можно использовать и вне занятия.
Дети знакомятся с такими техниками изображения, как
- оттиск поролоном, бумагой;
- восковые мелки +акварель;
- свеча +акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек и пальчиков;
- ниткография;
- рисование методом тычка;
- комкание бумаги.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Способствует развитию словаря детей.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников
- Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке
- Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. –
- Брыкина Е.К.Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Вепрева О.А. «Возможности взаимосвязи слова и изображения в художественном развитии детей» статья. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (методическое пособие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Круглый стол «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Деловая игра «Роль книги в воспитании ребенка»...
Родительское собрание в нетрадиционной форме(круглый стол) «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста. Волшебный мир книги»
Роль художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста....
Доклад проекту ознакомления дошкольников с художественной литературой "Все начинается с чтения" в рамках городской научно-практической конференции "Уголок чтения как образ мышления"
Разработанное пособие содержит краткое теоретическое описание эффективных педагогических технологий, которые можно использовать в образовательном процессе дошкольных учреждений для реализа...
Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...