Статья: Характеристика нетрадиционных техник рисования, методика выполнения
статья по рисованию по теме

Мучкаева Екатерина Константиновна

Рисование – это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика нетрадиционных техник рисования

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Рисование – это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым.

Кроме обычных традиционных способов рисования особое место в развитие творческих (креативных) способностей у детей являются нетрадиционные техники рисования, так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных  способов  использования привычных предметов (круп, семян, злаков, свечек, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой, рваной бумаги, пластилина) и приемов рисования (пальчиками, ладошкой, оттисками), соединения различных способов  рисования (красками и мелками, красками и свечкой), оттисков частей тела, всей фигуры, пробкой, поролоном, бумагой, использование трафаретов.

Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.

Термин «нетрадиционный» (от латинского tradition- привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike-искусная и techne- искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятие техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера- передачу вещественности предметов.

Термин нетрадиционный можно рассмотреть как – не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский .

Нетрадиционные техники рисования – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.

Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.

Виды нетрадиционных техник достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Граттаж

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем) по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.

Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж, интересна всем  детям, независимо от возраста, разница лишь в том, что малышам готовят исходный материал, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста- всего три этапа.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе - вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. 

1 этап: грунтовка листа воском. Обычно используют плотную бумагу, закрашивают цветными красками гуаши или заштриховывают толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком. После того как высохнет краска, поверхность бумаги нужно затереть свечкой (воском).

2 этап: затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши или черной гуаши с добавлением жидкого мыла. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Грунтовка закончена.

3 этап: острым предметом (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем) процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.



Предварительный просмотр:

Пуантилизм или рисование точками.

Пуантилизм – это направление в живописи, когда все богатство палитры красок передается чистыми, несмешанными красками. Таким образом, чтоб создать картину, требуется нанести множество точек - мазков основными цветами краски. Отсюда и название техники нанесения рисунка - пуантилизм, от французского слова pointel - писать точками.

 Автор этого метода, французский живописец Жордж-Пьер Сёр, использовал новые в то время научные теории о смешении цветов на сетчатке нашего глаза. Его предположение, что использование чистых цветов для создания и передачи полутонов и цветовых оттенков даст более красочное, "живое" изображение, подтвердилось в полной мере. В наше время художники, наследующие и развивающие его метод, уже не придерживаются столь строго канонических требований. Они экспериментируют с формой кисти, размером и частотой нанесения точечных элементов, смешением различных стилей. Продажа картин напрямую зависит от яркости, колоритности и даже необычности воспроизведенного на полотне образа.

Современный пуантилизм дополняет и развивает многие направления изобразительного искусства. В зависимости от стиля мастера, пуантилистические картины могут быть до фанатизма детальными или небрежно-расплывчатыми. Пуантилизм в чем-то перекликается с техникой мозаики, орнамента, декоративной вышивки и ткачества.

Техника «пуантилизм» напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самый традиционный натюрморт может превратиться в увлекательную работу, если применяется на основе нетрадиционных материалов и техник.

Для детей техника пуантилизма очень удобна. При рисовании можно пользоваться шаблоном, просто заполняя части рисунка точками нужного цвета при помощи ватных палочек. Можно, наоборот, рисовать только цветные контуры предметов с помощью точек. Интересно дополнять точками готовые рисунки, к примеру, именно так дети рисуют гуашью снег или дождь поверх готового акварельного рисунка.  С детьми можно попытаться воспроизводить в данной технике мозаичные картинки. Сначала собирать картинку из мозаики, а потом рисовать ее на листе, сверяя правильность рисунка.

Кроме того, в работе можно использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в ход цветные маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелевые ручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду"

Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удо...

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Статья - роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста

В нетрадиционных техниках нет единого и главного образца, каждая работа будет уникальна, что способствует развитию творчества, воображения, самостоятельности, инициативы и позволит проявить индивидуал...

Статья о нетрадиционной технике рисования манкой.

Материал скоординирует педагога на плодотворную работу с детьми - рисованию манкой....

Статья «Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в старшем возрасте ДОУ

Статья «Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в старшем возрасте ДОУ...