Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта
рабочая программа по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Никитина Екатерина Николаевна

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в  условиях введения  ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logopunkta_nikitinoy_e.n.docx68.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22»

г. Ростова

Рабочая программа

коррекционной образовательной деятельности в  условиях введения  ФГОС ДО

учителя-логопеда дошкольного логопункта

учитель-логопед: Никитина Е.Н.

г. Ростов, 2016 г.

  1. Пояснительная записка.

              В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого  развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

                Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи,  в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей  Программы коррекционно-развивающей деятельности   учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности  учителя-логопеда рассчитана на учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР, ОНР и  др.), и детей 3-5 лет с нарушениями речи (ОНР Iуровень. Алалия, ОНР II уровень, ОНР III уровень), зачисленных по результатам обследования и решением ПМПк (при наличии) на логопедический пункт ДОУ.

Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим  систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи  в условиях воспитательно-образовательного процесса.  

Нормативно-правовую основу для разработки коррекционно-развивающей образовательной деятельности  учителя-логопеда составляют:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).

Декларация прав ребенка;

Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.

Положение  о логопедическом пункте МДОУ.

             Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников ДОУ. В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет с различными  речевыми патологиями (в основном ФН, ФФНР, ОНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

  1. Характеристика особенностей речевого развития воспитанников.

  1. Характеристика речевого развития детей  с ФФНР, ФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

  • недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
  • замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки, заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
  • смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
  • другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается:

  •  в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  •  в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • в затруднениях при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:

  • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
  • объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
  •  отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

  • поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
  • могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
  • возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
  • в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР)  не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.

ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие  нарушения звукопроизношения связаны с нарушением  артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью.  Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

Такие расстройства могут проявляться:

  • в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
  • в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Чаще всего нарушаются:

  1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
  2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
  3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
  4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

        

2.2. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т'-с-с'-ц], [р-р'-л-л'-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

  1. Особенности осуществления образовательного процесса
  1. . Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ  по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза  у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

 В процессе коррекционного процесса  решаются следующие задачи:

  •  выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • нормализация  звукопроизношения и слоговой структуры слова;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих  принципов:

принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

принцип постепенности подачи учебного материала;

принцип обеспечения активной языковой практики.

принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Основной формой работы с детьми  является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые),  в соответствии с Рабочей программой  носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Таким образом, основной  задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год   является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

  1. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
  1. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»

Главной идеей рабочей программы  является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных на логопункт ДОУ.

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой МДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью,

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок любознателен,

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства,

Ребенок обладает чувством собственного достоинства,

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями.

Целевые ориентиры  выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы(маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

Дети, посещающие логопедический пункт МДОУ, должны обладать следующими умениями, знаниями и навыками:

Ребенок 6-7лет

Ребенок 5-6 лет

Ребенок 4-5 лет

Ребенок 3-4 лет

- правильно артикулирует все звуки русского языка  в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все  звуки;

- способен участвовать в коллективной беседе.

- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

-способен  делить предложения на слова и составлять из слов (2-4).

- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все изученные звуки;

- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта.

- способен проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

- способен качественно характеризовать выделяемые звуки;

- правильно употребляет соответствующие термины

Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность;

- понимание обращенной речи приближается к норме;

- в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы;

- ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения;

- может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья;

-различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа;

- речь ребенка интонирована

проявляет речевую активность, вступает в контакт со сверстниками и взрослыми,

- понимает названия действий, предметов, признаков, может показать по просьбе взрослого части тела и лица куклы, части и детали машинки, стула;

- понимает двухступенчатую инструкцию; называет предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия, ими совершаемые;

- принимает участие в диалоге;

- правильно произносит простые согласные звуки; не нарушает звуко-слоговую структуру двухсложных слов;

- не допускает ошибок при употреблении существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, существительных в винительном падеже единственного числа без предлога, при согласовании прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода, при употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

  1. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
  1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на логопедическом пункте ДОУ  являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Рабочая программа учителя-логопеда логопункта ДОУ на 2015-2016 учебный год  составлена на основе  типовых  базовых программ с учетом положений программы ДОУ  и ФГОС ДО:

- ПРОГРАММА  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),

- ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова), рекомендованных  Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.  Использование двух программ одновременно обусловлено наличием на логопедическом пункте ДОУ  детей как  с ФНР и  ФФНР, так и с ОНР.

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
  • Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
  • Возможность освоения детьми с нарушениями речи  основной общеобразовательной программы ДОУ  и их интеграции в образовательном учреждении.

 В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ   образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе  на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Основными направлениями  работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ  в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие»  ФГОС  ДО являются:

  1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения)  - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
  2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
  3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
  4. Формирование грамматического строя речи:

А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

В) словообразование;

  1. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
  2. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической  деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.  

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР  у детей, зачисленных на логопункт ДОУ,  обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Форма организации обучения на логопедическом пункте ДОУ  – подгрупповая  и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками  является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной  из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой.

Учебный год на логопедическом пункте МДОУ условно делится на 3 периода:

1 период – сентябрь – ноябрь;

2 период – декабрь – февраль,

3 период – март – май

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту НОД, составленному учителем - логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ  и воспитателями групп. Логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы. В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 4-го года жизни составляет 10-15 минут, с детьми  5-го года жизни 15-20 минут, с детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни -  25-30 минут.  Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР  по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 7 человек.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. В виду того, что на логопункте в первую очередь зачисляются дети старшей и подготовительной групп, а из средней и младшей группы берется небольшое количество детей (6 детей) со сложными речевыми нарушениями, частота занятий в неделю состоит: дети с ФН и ФФНР занимаются с логопедом 2-3 раза в неделю, с ОНР – 2 раза в неделю. 

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.  На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт,  включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР   составляет  6 месяцев, ФФНР  - 1 год, ОНР – 1-2 года.   Согласно положению о логопедическом пункте ДОУ, в течение года на логопункте  занимаются до 25 детей.  Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

5.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда

Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда были составлены следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ДОУ  на 2015-2016 учебный год:  

- Годовой план работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;

- Перспективный план работы с детьми  с ФНР, ФФНР и ОНР;

-Календарно-тематический  план по формированию лексико-грамматических средств языка  и развитию связной речи  у детей с ОНР (дополнительно)        

- План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на логопедическом пункте ДОУ на 2015-2016 учебный год.

5.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении  создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей   проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы по логопедии.

На 2015-2016 учебный год  учителем-логопедом составлен план взаимодействия с семьями воспитанников  логопедического пункта ДОУ, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда).

  • На логопедическом пункте ДОУ  учитель-логопед привлекает   родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме  в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.  Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в  группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

  • Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет  стенд  «Уголок логопеда» в коридоре ДОУ, где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ. Модель взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена на схеме.

6. Организационный компонент программы

6.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

Перечень дидактических игр, пособий и методической литературы в логопедическом кабинете

Разделы

Дидактические игры и пособия

Обогащение

словарного запаса

Набор карточек «Транспорт»

Наглядно – дидактическое пособие «Инструменты»

Комплект карточек для бесед «Великая Отечественная война»

Комплект карточек для бесед «Защитники Отечества»

Комплект карточек  для бесед «Весна»

Наглядно дидактическое пособие «Домашние птицы»

Наглядное пособие «Животные дикие и домашние»

Наглядное пособие «Транспорт»

Наглядно дидактическое пособие «Цветы»

Развивающее лото для детей «Профессии»

Развивающее лото для детей «Животные»

Развивающее лото для детей «Птицы»

Развивающее лото для детей «Растения»

Развивающее лото для детей «Одежда»

В.В. Коноваленко Родственные слова

Формирование звукопроизношения

- Комплексы артикуляционной гимнастики

- Предметные картинки на звуки

- Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки

Н.В. Новоторцева (п-б, к-кь,л-ль, ш-ж,

- В.В. Коноваленко «Парные звонкие – глухие согласные З-С»

- В.В. Коноваленко Дидактический материал по коррекции произношения звуков Г, К, Х.

- В.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков С’-З’; Ч-Щ; Р’Л’;С-З-Ц; Р;Л.

- Серия «Логопедические тетради» на звуки Ж-Ш; Л-Л’; Р-Р’;З-З’-Ц; Ч-Щ; С-С’.

- В.В. Коноваленко Коррекция произношения звуков Г-Г’;К-К’; Х-Х’; Н-Т-Д; Й.

- Е.Н.Спивак Звуки С-С’-З-З’-Ц; Л-Л’-Р-Р’; Ш-Ж-Ч-Щ.

- О.В.Егорова Звуки П-П’-Б-Б’; Т-Т’-Д-Д’; Ф-Ф’-В-В’; М-М’-Н-Н’

- А.В. Цвынтарный Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем»

- Ю.В. Гурин Непослушная коза (С- З)

- М.В. Смирнова Пчелка чистюля (Ч- Щ)

- Т.А. Воробьева Логопедические упражнения

- Т.А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

- Е. Косинова Артикуляционная гимнастика

«Звуковые дорожки»

- И.В.Баскакина Логопедические игры «Жужжалочка и шипелочка», «День рождения Р», «Приключения Л», «Свистелочка»

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа

 Набор звучащих предметов (бубен, колокольчик, погремушки, свисток)

Обучение грамоте

Е.В. Колесникова «От А до Я»

Е.В. Колесникова От слова к звуку»

Игра АБВГД…парные картинки

Магнитная доска с буквами

Домино читаем по слогам

Развивающая игра «Десять гласных подружек»

Л.А. Еффросинина Карточки для обучения грамоте «Буковка»

Азбука по слогам

Учебные трафаретики (буквы)

В.Степанова Азбука зверей и птиц

И.Новикова Смешная азбука

С.Гаврина Обучаемся грамоте

С. В. Пятак Читаю слова и предложения для детей 6-7 лет (часть 1,2)

Формирование лексико-грамматического строя речи

Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Цветы», «Грибы и ягоды», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные»,  «Птицы»,

«Игрушки», «Насекомые», «Транспорт», «Строительство», «Инструменты», «Профессии», «Времена года»;

Игры на развитие навыка словообразования: «Приготовим сок», «Посчитай», «Готовим обед», «Чей хвост», «Цветы», «Одень куклу», «Он, она, оно, они», «Первые открытия»;

Связная речь

Схемы для составления рассказов;

Сюжетные картинки;

 Серии сюжетных картинок

  Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов

 Наборы текстов для пересказа

Стихи с мнемотаблицами

Развитие внимания, памяти, словесно-логического

мышления

«Четвёртый лишний»

 Счётные палочки

Пирамидка

 Матрешки

 Логический куб

 Домино

Пазлы

 «Дары природы»

 «Обобщение»

«Что из  чего»

 «Найди пару»

 «Цвета»

Развитие мелкой моторики.

Речевого дыхания

 Картинки для штриховки;

 Трафареты, карандаши;

«Весёлые  шнурочки»;

 «Волшебные верёвочки»;

 «Игры со счётными палочками»;

 «Сухой бассейн»;

О.В. Бачина Пальчиковая гимнастика с предметами

Е.Бортникова «Чудо обучайка. Развиваем мелкую моторику».

А.Николаев Пальчиковые игры

«Весёлые прищепки»;

 «Мыльные пузыри»

«Загони мяч в ворота»

Перечень методического оснащения логопедического кабинета

Наименование

Количество

Диагностические пособия

1

Г. А. Волкова Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. СПб, Детство – Пресс.

1

2

О.В. Громова Стимульный материал для логопедического обследования 2-4 лет

1

3

Альбом индивидуального обследования устной речи детей 5-9 лет.

1

Программное обеспечение

4

Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова  Коррекция нарушений речи. Программа логопедической работы по преодолению  ФФНР у детей. Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей. Программа логопедической работы с заикающимися детьми.

1

5

Е.Н. Краузе. Логопедический массаж. 2007 г.

1

6

Н. Петрова. Если ребенок плохо говорит.2005 г.

1

7

М.К. Шохор – Троцкая. Коррекция сложных речевых расстройств. 2000 г.

1

8

Н.С. Жукова. Уроки логопеда. 2013 г.

1

9

А.С. Герасимова. Популярная логопедия. 2008 г.

1

10

В.М. Борисов и др. Логопедический букварь. 2005 г.

1

11

Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. 206 г.

1

12

А.С. Герасимова Программа развития и обучения дошкольников. Говорим правильно. 2000 г.

1

13

И. Лопухина Логопедия. Речь, ритм, движение. 1999 г.

1

14

И.Лопухина Логопедия. Упражнения для развития речи. 1999 г.

1

15

С. Васильева Логопедические игры для дошкольников. 1999 г.

1

6.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

 - экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете  логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии;  позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

Обстановка, созданная в  кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона для индивидуальной работы;
  2. Учебная зона для проведения подгрупповых занятий;
  3. Рабочая зона логопеда.

        Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

1. Журнал (табель) учета посещаемости логопедических занятий детьми.

2. Журнал обследования речи детей.

4. Речевая карта на каждого ребенка с индивидуальным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений.

5. Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.

6. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ со всеми видами планирования.

7. Тетради  индивидуальной работы с детьми.

8. Расписание логопедической НОД, заверенный  заведующим дошкольным образовательным учреждением.

9. Циклограмма  работы учителя-логопеда, утвержденная  руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная  с администрацией учреждения.

10. Паспорт логопедического пункта.

11. Положение о логопедическом пункте.

12. Должностная инструкция учителя – логопеда.

13. Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей с ФНР, ФФНР, ОНР

Использованная литература:

  1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в  дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО/Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80  

  2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.        

  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ   Сфера, 2008.
  6. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
  7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
  8. Программа. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 2008.
  9. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта

Специализированная программа по коррекции речевых нарушений старших дошкольников в условиях логопункта....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда дошкольного логопункта на 2017-2018 учебный год в условиях введения ФГОС ДО

1.     Пояснительная записка 2.     Характеристика возрастных особенностей воспитанников 2.1. Характеристика речевого развития детей с ФНР, ФФНР 2.2....

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда дошкольного логопункта на 2017 - 2018 учебный год

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. ...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда дошкольного логопункта на 2018 - 2019 учебный год

рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. ...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда дошкольного логопункта на 2019 - 2020учебный год

Рабочая программа  коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда дошкольного логопункта на 2019 - 2020учебный год...

Рабочая программа коррекционно - образовательной деятельности учителя логопеда для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет)

         Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности  предназначена для детей с 4 до 7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР и ОНР), посещающих среднюю...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда дошкольного логопункта на 2021 - 2022 учебный год

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития...