Изотерапия как средство адаптации детей к условиям ДОУ
статья по рисованию на тему
Изотерапия оказывает на ребенка не только развивающий эффект, но и положительное психологическое водействие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izoterapiya._larichkina.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
К УСЛОВИЯМ ДОУ
Н.Н. Ларичкина, воспитатель
МБДОУ - детский сад № 93, г. Орел
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии психики и формировании личности ребенка. Ребёнок-дошкольник приобретает социальные умения и навыки устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты.
При поступлении в ДОУ ребенок отрывается от семьи и попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В этих условиях ему приходиться адаптироваться не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом уровне. Этот переход может сопровождаться у малыша стрессовым состоянием, ведущим в некоторых случаях к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.
Для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада необходимо:
- Снизить его эмоциональную тревожность
- Повысить самооценку
- Развить коммуникативные навыки
- Способствовать развитию самосознания
- Способствовать закреплению положительных поведенческих реакций
- Способствовать формированию доверительного отношения к окружающему.
Работая в новом детском саду, в ситуации, когда все дети пришли в детский сад впервые, либо имели небольшой опыт посещения другого детского сада, я заинтересовалась возможностью использовать средства изотерапии для скорейшего привыканию детей к новым условиям, для создания душевного комфорта каждого ребенка. Обратившись к различным источникам информации, поняла, что эта тема представляет для меня большой интерес.
Итак, изотерапия является неотъемлемой частью арт-терапии.
Арт-терапия – «метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем» [2].
Слово «art» означает визуальные искусства (живопись, графика, скульптура и др.). Арт-терапия предполагает, что ребенок рисует, лепит, творит, выражая себя в продуктах деятельности. Арт-терапия для детей, помимо изотерапии, включает в себя сказкотерапию, игровую, песочную, музыкальную терапию и др.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия включает в себя так же лепку, аппликацию, оригами и др. виды нетрадиционного изобразительного творчества.
Терапия изобразительным искусством позволяет ребенку решить сразу несколько задач:
- укрепить психическое здоровье через стабилизацию эмоциональной сферы
- максимально реализовать творческие способности ребенка
- освободиться от негативных переживаний
- свободно выражать свои мысли и чувства, быть самим собой
- укрепить самооценку и уверенность в себе
- активизировать конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление
- и, как следствие, повысить адаптивность в постоянно меняющемся мире.
Дети много рисуют. В своем творчестве они отображают то, что их волнует, то, что для них важно, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики. Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский отмечают игровое начало детской деятельности. Л.С. Выготский говорит о психологическом родстве искусства и игры в мире ребенка. Творчество тоже включается в этот процесс игры. «Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему» [2]. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому так эффективна изотерапия при работе с детьми.
В занятиях искусством очень важно создавать ситуацию успешности каждого ребёнка. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
При проведении занятий методом изотерапии неприемлемы команды, принуждения, указания, критика. Ребенку предоставляется свобода в выборе цветов и методов исполнения его работы. Принимаются и заслуживают одобрения все творческие работы, независимо от их содержания, эстетичности вида. Не высказываются сравнительные и оценочные суждения. Главное – не результат, а сам процесс творчества.
Для достижения поставленных цели и задач необходимы следующие условия подбора техник и приемов создания изображений:
- Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
- Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
- Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить занятия только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов:
1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
2) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;
3) природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
4) для лепки — глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
6) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
Пастель, краска и глина способствуют более свободному самовыражению, чем карандаши, мелки и фломастеры. Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. Это карандаши, мелки и фломастеры. При наличии негативных, разрушительных эмоций поможет успокоиться лепка.
На занятиях изотерапией используются разнообразные техники и приемы работы: рисование пальцами, ладошками, окрашенной нитью, мыльными пузырями, трафаретом с помощью поролона, смятой бумагой, рисование набрызгом, монотипия, рисование с помощью сыпучих продуктов, вытынанка и другие техники нетрадиционного рисования, аппликации и лепки.
Изотерапия оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие, т.к. может помочь избавиться от страхов, снять эмоциональное напряжение и дать выход творческой энергии, что имеет огромное значение для социальной адаптации.
Список литературы:
- Кабирова Э. Консультация для педагогов «Арт-терапия в детском саду»/http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/11/27/konsultatsiya-dlya-pedagogov-artterapiya-v-detskom-sadu
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
- Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2006. – 197 с.
- Мальцева М.С. Методическая рекомендация по теме: «Изотерапия для дошкольников» http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/02/01/metodicheskaya-rekomendatsiya-izoterapiya-dlya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия как средство адаптации детей группы ранней социализации к условиям детского сада.
В статье рассматривается тема психологической, педагогической помощи к адаптации и подготовки к детскому саду с помощью музыкотерапии. Представлены этапы музыкальной терапии и их задачи....
МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затрудне...
Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...
Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...
«Арт-терапия, как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Выступление на Городском Методическом Объедении...
музыкальные игры как средство адаптации детей в условиях доу
Музыкальные игры как средство адаптации детей к условиям ДОУ.Адаптация—в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую ...
Кукольный театр как средство успешной адаптации детей к условиям ДОУ
Малыши, малыши.... Первый раз в садик. Сколько слез, как не хочется расставаться с мамочкой. Как же им помочь, таким маленьким и беззащитным. А попробуйте показать им кукольный театр....