Изотерапия как средство адаптации детей к условиям ДОУ
статья по рисованию на тему

Изотерапия оказывает на ребенка не только развивающий эффект, но и положительное психологическое водействие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izoterapiya._larichkina.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

К УСЛОВИЯМ ДОУ

Н.Н. Ларичкина, воспитатель

МБДОУ - детский сад № 93, г. Орел

Дошкольный возраст  – важнейший период в развитии психики и формировании личности ребенка. Ребёнок-дошкольник приобретает социальные умения и навыки устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты.

При поступлении в ДОУ ребенок отрывается от семьи и попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В этих условиях ему приходиться адаптироваться не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом уровне. Этот переход может сопровождаться у малыша стрессовым состоянием, ведущим в некоторых случаях к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.

Для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада необходимо:

  • Снизить его эмоциональную тревожность
  • Повысить самооценку
  • Развить коммуникативные навыки
  • Способствовать развитию самосознания
  • Способствовать закреплению положительных поведенческих реакций
  • Способствовать формированию доверительного отношения к окружающему.

Работая в новом детском саду, в ситуации, когда все дети пришли в детский сад впервые, либо имели небольшой опыт посещения другого детского сада, я заинтересовалась возможностью использовать средства изотерапии для скорейшего привыканию детей к новым условиям, для создания душевного комфорта каждого ребенка. Обратившись к различным источникам информации, поняла, что эта тема представляет для меня большой интерес.

Итак, изотерапия является неотъемлемой частью арт-терапии.

Арт-терапия – «метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем» [2].

Слово «art» означает визуальные искусства (живопись, графика, скульптура и др.). Арт-терапия предполагает, что ребенок рисует, лепит, творит, выражая себя в продуктах деятельности. Арт-терапия для детей, помимо изотерапии,  включает в себя сказкотерапию, игровую, песочную, музыкальную терапию и др.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия включает в себя так же лепку, аппликацию, оригами и др. виды нетрадиционного изобразительного творчества.

Терапия изобразительным искусством позволяет ребенку решить сразу несколько задач:

  • укрепить психическое здоровье через стабилизацию эмоциональной сферы
  • максимально реализовать творческие способности ребенка
  • освободиться от негативных переживаний
  • свободно выражать свои мысли и чувства, быть самим собой
  • укрепить самооценку и уверенность в себе
  • активизировать конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление
  • и, как следствие, повысить адаптивность в постоянно меняющемся мире.

Дети много рисуют. В своем творчестве они отображают то, что их волнует, то, что для них важно, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики. Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский отмечают игровое начало детской деятельности. Л.С. Выготский говорит о психологическом родстве искусства и игры в мире ребенка. Творчество тоже включается в этот процесс игры.  «Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему» [2]. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому так эффективна изотерапия при работе с детьми.

В занятиях искусством очень важно создавать ситуацию успешности каждого ребёнка. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

При проведении занятий методом изотерапии неприемлемы команды, принуждения, указания, критика. Ребенку предоставляется свобода в выборе цветов и методов исполнения его работы. Принимаются и заслуживают одобрения все творческие работы, независимо от их содержания, эстетичности вида. Не высказываются сравнительные и оценочные суждения. Главное – не результат, а сам процесс творчества.

Для достижения поставленных цели и задач  необходимы следующие условия подбора техник и приемов создания изображений:

  • Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
  • Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
  • Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить занятия только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов:

1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

2) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

3) природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

4) для лепки — глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

6) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Пастель, краска и глина способствуют более свободному самовыражению, чем карандаши, мелки и фломастеры. Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. Это карандаши, мелки и фломастеры. При наличии негативных, разрушительных эмоций поможет успокоиться лепка.

На занятиях изотерапией используются разнообразные техники и приемы работы: рисование пальцами, ладошками, окрашенной нитью, мыльными пузырями, трафаретом с помощью поролона, смятой бумагой,  рисование набрызгом, монотипия, рисование с помощью сыпучих продуктов, вытынанка и другие техники нетрадиционного рисования, аппликации и лепки.

Изотерапия оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие, т.к. может помочь избавиться от страхов, снять эмоциональное напряжение и дать выход творческой энергии, что имеет огромное значение для социальной адаптации.

Список литературы:

  1. Кабирова Э. Консультация для педагогов «Арт-терапия в детском саду»/http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/11/27/konsultatsiya-dlya-pedagogov-artterapiya-v-detskom-sadu
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
  3. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2006. – 197 с.
  4. Мальцева М.С. Методическая рекомендация по теме: «Изотерапия для дошкольников» http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/02/01/metodicheskaya-rekomendatsiya-izoterapiya-dlya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство адаптации детей группы ранней социализации к условиям детского сада.

В статье рассматривается тема психологической, педагогической помощи к адаптации и подготовки к детскому саду с помощью музыкотерапии. Представлены этапы музыкальной терапии и их задачи....

МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затрудне...

Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...

Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...

«Арт-терапия, как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Выступление на  Городском Методическом Объедении...

музыкальные игры как средство адаптации детей в условиях доу

Музыкальные игры как средство адаптации детей к условиям ДОУ.Адаптация—в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую ...

Кукольный театр как средство успешной адаптации детей к условиям ДОУ

Малыши, малыши.... Первый раз в садик. Сколько слез, как не хочется расставаться с мамочкой. Как же им помочь, таким маленьким и беззащитным. А попробуйте показать им кукольный театр....