Музыкотерапия как средство адаптации детей группы ранней социализации к условиям детского сада.
статья по музыке по теме
В статье рассматривается тема психологической, педагогической помощи к адаптации и подготовки к детскому саду с помощью музыкотерапии. Представлены этапы музыкальной терапии и их задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya_1.docx | 20.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
У большинства детей раннее детство проходит в семье, где происходит воспитание, забота, удовлетворение потребностей маленького человека близкими людьми – родителями. Все это способствует полноценному развитию психофизических качеств ребенка. Но, как правило, у таких детей не имеется постоянного опыта общения со сверстниками, что в будущем сказывается на адаптации детей к детскому саду и затрудняет общение с педагогами и ровесниками.
Большинство не подготовленных детей к дошкольному учреждению тяжело преодолевают отрыв от семьи, что может вызывать у них страхи и беспокойства. Именно поэтому, что бы облегчить адаптацию ребенка в некоторых детских садах функционирует группа ранней социализации детей. Такую группу посещают дети в возрасте 1–2 лет совместно с родителями.
Главной задачей этой группы является психологическая, педагогическая помощь детям в адаптации и подготовки к детскому саду. Немало важной задачей является и адаптация родителей, которая способствует обогащению взаимодействия со своим ребенком, возможность наблюдать за его общением с взрослыми и сверстниками, за вхождением ребенка в новые для него условия детского сада.
В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др. которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта. Группа ранней социализации посещают детский сад один раз в неделю, где у них проходят занятия и знакомство с условиями пребывания в первой младшей группе.
Одним немаловажным занятием, проводимым в этой группе является музыкальное занятие. Знакомство малыша с музыкой дает возможность развития его музыкальных способностей, начальному музыкально–эстетическому становлению ребенка. Музыка передает эмоции, чувства, настроение, которое с раннего детства может уловить малыш. Передаваемые образы в музыкальных произведениях дают возможность малышу знакомится с окружающей картиной мира.Таким образом, музыкальная деятельность оказывает значительное, положительное влияние на развитие ребенка.
Создание единого пространства адаптации ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. При первом знакомстве с родителями проводится анкетирование, которое помогает определить уровень их музыкальной культуры, определить музыкальные вкусы, интерес к музыкальному развитию их детей, а так же какие созданы условия дома. Полученная информация способствует планированию работы на весь год, тематику консультаций и бесед для родителей, способствует налаживанию контакта между родителями и музыкальным руководителем.
Одно из главных условий для родителей во время пребывания в детском саду – это обязательное участие во всех видах деятельности совместно с ребенком, т.к. именно родители являются ярким примером для подражания своих детей.
Музыкальное воспитание дошкольников – это развитие музыкальных способностей детей через различные виды музыкальной деятельности. Но, для маленьких детей в силу их психофизических особенностей развития овладение видами музыкальной деятельности становится затруднительным. Поэтому изучив различные формы и технологии работы с маленькими детьми, мной была выбрана музыкотерапия.
В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом терапии в 2003 году. Развитие и изучение отечественной музыкотерапии связано с такими учеными как В. Люстрицкий, И. Тарханов, В.М. Бехтерев считал, что среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Таким образом, музыкотерапия в процессе адаптации детей группы ранней социализации может являться способом эмоционального воздействия на ребенка, способом коммуникации, способом музыкального развития детей.
Использование музыкотерапии требует соблюдение условий, методики организации занятия. В детском саду занятия по музыкальной терапии с детьми проводятся в эстетически оформленном светлом, уютном, просторном помещении. Музыкальный зал должен быть оснащен фортепиано, музыкальным центром. Дети должны иметь возможность слушать музыку в живом исполнении и в аудиозаписи. Имеющиеся видеомагнитофон, DVD–плеер может позволить использовать в работе компьютерные и мультимедийные технологии. С целью углубленного развития двигательной активности и развития ориентировки имеются разнообразные предметы – атрибуты.
Занятия по музыкотерапии с детьми проходят в несколько этапов. Как правило, сначала звучит спокойная музыка, детям с родителями дается возможность поиграть, осмотреть музыкальный зал, познакомиться с окружающими людьми. На данном этапе главной задачей является сформировать благоприятную атмосферу для занятия, подготовить детей к дальней шим действиям.
Второй этап музыкальной терапии самый эмоционально и деятельностно насыщенный. На этом этапе занятия прослушивается несколько коротких, музыкальных произведений, как правило, это бывает контрастные мелодии, которые строятся на основе постепенного изменения темпа, настроения, динамики (например: первое динамичное произведение, а второе более спокойное в умеренном темпе), они сопровождаются исполнительской деятельностью детей с родителями. Используются такие виды музыкальной деятельности как музыкальные движения, подпевание, игра на музыкальных инструментах, а, самый главный вид деятельности – это свободная импровизация.
На успешность занятия влияет позитивная личность музыкального руководителя. Поэтому общение с детьми следует делать эмоционально насыщенным, к каждому ребенку обращаться по имени. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия произведений, упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды музыкального руководителя. Эффективным является применение различного тембра звука: громко, тихо, мягко, строго, учитывая психическое состояние детей, в силу возрастных особенностей их быструю утомляемость.
Немало важным является профессиональное владение способами музыкального выражения – игра на музыкальном инструменте, владение голосом, а так же владение способами динамичного включения и переключения детей в деятельность. На занятии умышленно детям создается ситуации успеха.
Третий этап занятия – заключительный. Предпочтение отдается веселым, энергичным произведениям, которые дают заряд положительных эмоций и чувство радости детям. На этом этапе дается полная свобода действий детям, они могут отдохнуть, самостоятельно поиграть с игрушками, импровизировать с использованием различных атрибутов, играть на простей- ших музыкальных инструментах (погремушки, барабан, колокольчики и др.).
Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду и на других занятиях. Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Опыт показывает, что использование музыкотерапии способствует созданию положительного эмоционального фона, стимулирует двигательную активность, развитие ощущения, восприятия, расторможение речевой функции, все это снимает тревожность и переживания детей 1–2 лет во время адаптации к условиям детского сада.
Список литературы:
1. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сб.статей. Сб., 2003. 220с.
2. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста. М., 2005. 224с.
3. Овчинникова, Т. Музыка для здоровья / Т. Овчинникова. – СПб., 2004. 231с.
4. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. М., 1999. 287с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами сказочного панно «Фиолетовый лес»
Самой любимой и естественной деятельностью младших дошкольников является игра, игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятель...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности...
Статья "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности."
С утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкол...
СТАТЬЯ на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности"
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...
Игротерапия как средство создания благоприятной психологической среды в ходе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
В данной работе представлено выступление на семинаре для воспитателей ДОУ по методам и приемам адаптации детей в ДОУ....
Адаптация детей в группе раннего возраста к условиям детского сада. (обмен опытом)https://cloud.mail.ru/public/GsW9/U8vRWrYse
Адаптация детей в группе раннего возраста к условиям детского сада. https://cloud.mail.ru/public/GsW9/U8vRWrYse...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада нетрадиционными средствами изобразительной деятельности
Адаптационный период у малышей – это важный этап, где каждый родитель и каждый педагог старается создать эмоционально благоприятную сферу, комфортные условия для пребывания детей в детском саду....