"Архитектурное сооружение православного храма"
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры, знакомство с православным храмом, его строением и значением в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры. | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад №4 Кировского района г. Санкт-Петербурга
Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию в старшей группе ДОУ
на тему: «Архитектурное сооружение православного храма»
Подготовила: воспитатель
Боровкова Г.И.
2017 г.
СПб
Цели:
Воспитательные:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры.
Формирование толерантности и уважительного отношения к мировому полиэтничному и поликонфессиональному многообразию, формирование духовно – нравственных ценностей.
Развивающие:
Развивать у детей навык и умение работать карандашами, красками и кистью.
Образовательные:
Сформировать у детей представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.
Познакомить детей с православными храмами, расположенными в г. Санкт-Петербурге.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.
Ход:
I. Организационный момент.
Воспитатель:
Послушайте стихотворение – загадку:
- Этот дом - не просто дом.
- Он красивый и с крестом.
- Золотые купола. Звонкие колокола.
- Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
- Кто-то с мамой, кто один
- Помолиться в этот дом
- Ходит в трепете святом
- По утрам и вечерам...
- Это – ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ!
Ребята, а кто из вас был в православном храме?
Ответы детей.
II. Оснавная часть.
Слайд №1 Православный храм.
Храм – это священное сооружение, в котором собираются верующие в Бога люди, почитающие иконы и Библию, для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту. В храме происходит встреча каждого человека с Богом. Значит, храм – это особое место.
Храм строится по особым правилам, канонам. Люди не сами придумали, каким должен быть храм. Само здание храма строится либо в виде креста – символа Христа, либо в виде круга – символа вечности, либо в виде корабля, где люди спасаются от жизненных бурь.
Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Завершается храм куполом, символом неба, на котором ставят главу с крестом. Крест – главный знак христианства, знак спасения людей. Христос умер на кресте, и крест над храмом – знамя Его победы над смертью.
Внешнее убранство православного храма.
Слайд № 2-3
Слайд № 4-5
Слайд №6-7
В русской архитектуре появились храмы с куполами различной формы – шлемовидные (такие строились во Владимире и Пскове) и луковичные (Троице-Сергиева Лавра, храмы Ярославля и Переяславль- Залесского).
Форма купола тоже имела смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведёт Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру».
Слайд № 8 - 10
Число куполов всегда символично, например:
- Один соответствует Божиему Единству;
- Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе.
- Три главы (три Лица Святой Троицы).
- Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов).
- Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов).
- Девять глав (девять чинов Ангельских).
- Тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).
- Иногда строят и большее количество глав.
Но чаще встречаются трёх и пятиглавые купола.
Над входом в храм обычно строится колокольня - башня, на которой висят колокол. Колокольня – это образ высоты, крепости. Вначале колокола не имели определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма.
Слайд № 8
Первые колокола появились с приходом христианства на Русь, а стали распространяться в ХIV веке. Колокольный звон сопровождает молитву и сопутствует духовной жизни человека. Колокола звучали и в дни торжеств, и когда приходила беда: колокол оповещал о приближении врага, созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
Звоны могут меняться друг за другом в зависимости от характера служб. Благовест – это колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Звон означает удары в несколько колоколов одновременно.
Различают перезвон(перебор) и трезвон. Перезвоном называют удары попеременно в разные колокола. Трезвон – радостный звон одновременно во все колокола. А во времена бедствий звучит набат – звон большого колокола. Звонить в колокола может только звонарь.
Знаменитые православные храмы.
Слайды № 9-14
III. Самостоятельная работа.
На столах приготовлены листы бумаги, карандаши, краски и кисточки. Дети изображают на листах архитектурное строение проваславного храма.
IV. Заключение.
Рассматривание готовых работ. Рассмотреть и уточнить элементы внешнего строения православного храма и их символическое значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура организации и проведения занятия по рассматриванию архитектурного сооружения
Структура организации занятия по рассматриванию с детьми старшего дошкольного возраста поможет коллегам-педагогам методически грамотно организовать рассматривание архитектурного объекта....
Презентация "Архитектурные сооружения. Мосты."
В презентации представления архитектурные сооружения - мосты - от исторических времен до наших дней....
Экскурсия по рассматриванию архитектурного сооружения в подготовительной группе.
Существует структура для рассматривания с детьми архитектурных сооружений, состоящая из 5 этапов. Поэтому для решения нужны развивающие приемы, которые я использую в экскурсии. Экскурсия по рассм...
Архитектурные сооружения Франции
Архитектурные сооружения Франции...
Архитектурные сооружения, которые нас окружают
Описание опыта проектной деятельности по совместному педагогическому воздействию педагогов, родителей, детей в рамках классической темы "Архитектура"....