Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет « Цветные ладошки»
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая группа) по теме
Рабочая программа
художественного
воспитания, обучения
и развития детей 4-5 лет
« Цветные ладошки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_risovaniyu.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
художественного
воспитания, обучения
и развития детей 4-5 лет
« Цветные ладошки»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Задачи художественно- творческого развития детей 4-5 лет.
3. Перспективное тематическое планирование занятий в средней группе.
4. Педагогическая диагностика.
5. Список литературы.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель.
Основная цель занятий- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Развивать творчество, фантазию.
- Активизировать детей при выборе тематики.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности,
от 4 –х до 7-и лет (средняя, старшая и подготовительная группы).
Формы проведения
1.Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.
2.Выставки.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1.Создание игровой ситуации.
2.Показ воспитателя.
3.Использование движения руки.
4.Сравнение двух техник.
5.Проговаривание последовательности работы.
6.Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение.
1.Листы бумаги.
2.Гуашь.
3.Трафареты.
4.Кисточка с коротким ворсом (тычок).
5.Тампон.
6.Стекло или пластик.
7.Нитки.
8.Щётка и стека.
9.Крупа.
10.Подносы.
11.Использованные фломастеры.
12.Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
Изобразительная деятельность в средней группе
Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..
В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
► Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
► Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.
► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
►Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный)
►Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
► Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
►Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, ) (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).
► Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;
► Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики» и др.), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
► Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
► Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
►Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
► В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 цветовых оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.
► Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм..
Перспективное тематическое планирование занятий
в средней группе (4-5 лет)
№ | Месяц | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | сентябрь | «Окраска воды» | (Освоение цветовой гаммы) | Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое. Что бывает такого же цвета? | 2 прозрачные баночки с водой, красная гуашь |
2 | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. | Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. | |
3 | «Рассыпались бусы» | Рисование пальчиками | Продолжить знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек. Учить рисовать бусины используя точку. | Листы белой бумаги, пальчиковая краска в мисочках, салфетки, бусы. | |
4 | «Мой весёлый, звонкий мяч» | Рисование пальчиками | Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры | Листы белой бумаги, пальчиковая краска в мисочках, мячи. | |
5 | «Разноцветные шарики» | Рисование пальчиками | Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках). | Листы белой бумаги, пальчиковая краска в мисочках, воздушные шары. | |
6 | «Яблоко с листочком и червячком» | Рисование пальчиками | Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. | Листы белой бумаги, пальчиковая краска в мисочках, муляжи овощей и фруктов. | |
7 | «Выросла репка большая-пребольшая» | Печатание | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования печатанием. Показать приёмы получения силуэтов. Создание сказочной композиции, рисование репки и домика . | Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь. | |
8 | «Град, град!» | Рисование ватными палочками | Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами. | Листы белой бумаги, пальчиковая краска в мисочках, ватные палочки. | |
9 | Октябрь | «Красивый букет» | Печатание растений | Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие). Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
10 | «Грибы на пенёчке» | Рисование ватными палочками | Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка). | Листы белой бумаги, пальчиковая краска в мисочках, ватные палочки, муляжи грибов. | |
11 | «Полосатый тигр» | Рисование пальчиками | Продолжить знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. | Листы белой бумаги, пальчиковая краска в мисочках, игрушечный тигр. | |
12 | «Вкусный компот» | Оттиск яблоком | Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи | |
13 | «Осеннее дерево» | Рисование ладошкой | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –« рисование ладошкой» .Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие навыки коллективной деятельности. | Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев. | |
14 | «Ветка рябины» | Скатывание салфеток, оттиск печатками | Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). | Гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины. | |
15 | «Украшение чайного сервиза» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды | |
16 | «Нарядные матрешки» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска , салфетки | |
17 | Ноябрь | «К нам приехал цирк» | Рисование пальчиками | Продолжить знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию мира и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. | Листы белой бумаги с изображением клоунов, пальчиковая краска в мисочках, иллюстрации с изображением цирка. |
18 | «Домик» | Печатание | Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь. | |
19 | «Ежик» | Метод тычка | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. | Бумага, гуашь, жесткие кисти. | |
20 | «Зонтик» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (желтый, розовый, голубой) , форме (круглый), величине (маленький), количестве (много); формировать навыки аппликационной техники. | Листы с контурным изображением зонтика, пальчиковая краска, клей, бумажные салфетки, кисть, салфетки. | |
21 | «Храбрый петушок» | Рисование пальчиками | Рисование петушка гуашевыми красками. Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации с изображением петушка. | |
22 | «Закат» | Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки. | |
23 | «Котятки и перчатки» | Рисование пальчиками, ладошками, смешанные техники | Изображение и оформление «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам – правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти. | |
24 | «Свитер для друзей» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Две куклы - мальчик и девочка , пальчиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. | |
25 | Декабрь | «Узоры на окнах» | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка. |
26 | «Мои рукавички» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки. | |
27 | «Елочка пушистая, нарядная» | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки. | |
28 | «Снежок для елочки» | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). | Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса, вата, клей. | |
29 | «Зимние забавы» | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды.Развитие глазомера, чувство цвета, формы. | Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с контурным изображением снеговика, пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса, вата, клей. | |
30 | «В лесу родилась елочка» | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. | Тонированный лист (голубой), пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки. | |
31 | «Гирлянды для елочки» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Лист с изображением елочки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации нарядной елочки. | |
32 | «Игрушки для елочки» | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Рисование узоров. Освоение приёмов декоративного оформления игрушек для елочки. Развитие глазомера, чувство цвета, формы. | Лист с изображением елочки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации игрушек для елочки. | |
33 | Январь | «Еловые веточки» | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок» | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти, печатки, клей, открытки. |
34 | «Снежинки» | Рисование солью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти, соль. | |
35 | «Ледоход» | Метод старения | Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. | Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета. | |
36 | «Рождественские сны» | Рисование пальчиками, оттиск печатками, рисование по трафарету | Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. Упражнять в технике печатания. Развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти, клей. | |
37 | «Медвежонок | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки. | |
38 | «Замёрзшее дерево» | Рисование пальчиками | Учить создавать в рисунке образ замёрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти. | |
39 | «Пингвины на льдинах» | Рисование пальчиками, смешанные техники | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы тонированные (светло-голубые), пальчиковая краска, кисти, салфетки, клей. | |
40 | «Зайчишка» | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки. | |
41 | Февраль | «Как розовые яблоки, на ветках снегири!» | Рисование ладошками | Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти, иллюстрации с изображением снегиря. |
42 | «Рыбка» | Рисование пальчиками | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти, иллюстрации с изображением снегиря. | |
43 | «Осьминожка» | Рисование ладошками | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти, иллюстрации с изображением снегиря. | |
44 | «Улитка» | Рисование пальчиками | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти, иллюстрации с изображением снегиря. | |
45 | «Подводное царство» | Рисование ладошками | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти, иллюстрации с изображением морских животных. | |
46 | «Кошка с воздушными шариками» | Рисование пальчиками, смешанные техники | Учить составлять композицию с фигурами кошек, варьируя их положение на листе. Дополнять рисунок необходимыми элементами. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти, иллюстрации с изображением кошек. | |
47 | «Цветочек для папы» | Оттиск печатками из картофеля (цветочек) | Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги тонированный (светло-голубой), печатки в форме цветов, пальчиковая краска зеленая, синяя, красная и т.п. салфетки. | |
48 | «Теремок» | Рисование пальчиками, смешанные техники | Учить составлять композицию с фигурами, варьируя их положение на листе. Дополнять рисунок необходимыми элементами. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти, клей, открытки. | |
49 | Март | «Красивые салфетки» | Рисование пальчиками, оттиск печатками, смешанные техники | Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения. | Лист с изображением салфетки, пальчиковая краска, салфетки, эскизы и иллюстрации |
50 | «Корзина для тюльпанов» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. | Ватман, клей, кисть, синие салфетки, корзина. | |
51 | «Тюльпаны в подарок маме» | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие. | Ватман с работой детей по предложенной теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов. | |
52 | «Ветка мимозы» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый) , форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. | Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы. | |
53 | «Веселая птичка» | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки. | |
54 | «Солнышко, которое мне светит» | Рисование ладошкой | Учить наносить отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка. | |
55 | «Барашек» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (белый) , форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. | Листы с изображением барашки, белые салфетки, вата, клей. | |
56 | «Волшебный цветочек» | Рисование пальчиками | Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. | Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик» | |
57 | Апрель | «Кораблик» | Рисование пальчиками, скатывание салфеток | Развитие творческого и художественного мышления, формирование навыков пространственного мышления. | Картонная тарелка синего цвета, клей, пальчиковые краски, х/б ткань белого цвета, кисть. |
58 | «Звездное небо» | Фотокопия | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования. | Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча. | |
59 | «Фейерверк | Выскобленные рисунки | Развитие творческого и художественного мышления, поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Развивать воображение, художественное восприятие. | Листы бумаги, черная пальчиковая краска, восковые мелки, кисти, иллюстрации фейерверка. | |
60 | «Солнышко и тучка» | Рисование пальчиками, скатывание салфеток | Развитие творческого и художественного мышления, формирование навыков пространственного мышления. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, клей. | |
61 | «Красивое платье» | Рисование пальчиками, ватной палочкой | Продолжать учить рисовать ватной палочкой или пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации платьев. | |
62 | «Пушистые цыплята» | Рисование ватной палочкой | Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, игрушка цыпленок. | |
63 | «Рамка для фотографии» | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, печатки, фоторамки. | |
64 | «Цветоччная поляна» | Смешанные техники | Развивать наглядно-образзное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. | Бумага зеленого цвета, пальчиковая краска, салфетки, печатки, ватные палочки. | |
65 | Май | «Одуванчик» | Рисование пальчиками | Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе. | Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки. |
66 | «Бабочка» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. | Лист с контурным изображением бабочки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации. | |
67 | «Божья коровка» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. | Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации. | |
68 | «Яблони в цвету» | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца. | Лист с контурным изображением яблони, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации. | |
69 | «Черепашка» | Скатывание бумаги | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, цветная бумага, кисти. | |
70 | «Гроздь винограда» | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца. | Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации. | |
71 | «Сиреневый букет» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. | Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. | |
72 | «Радуга» | Рисование пальчиками | Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. | Лист с контурным изображением радуги, пальчиковая краска, салфетки, изображение радуги. |
Педагогическая диагностика
Показатели
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
Общие показатели развития детского творчества:
► компетентность (эстетическая компетентность)
► творческая активность
► эмоциональность
►произвольность и свобода поведения
► инициативность
► самостоятельность и ответственность
► способность к самооценке
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):
► субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
» нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;
► большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;
►
► индивидуальный «почерк» детской продукции;
►
►самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;
►
► способность к интерпретации художественных образов; » общая ручная умелость.
Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
► восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
► осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в художественную форму;
► творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-образной выразительности;
►► самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности;
►► проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
► экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
3. Методика проведения диагностики.
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
Педагогическая диагностика
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)
№ п\п | Ф. И.ребенка | 1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:
| 2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
| 3. Характеристика качества продукции:
| ||||
увлечённость
| творческое воображение
| Примене-ние известно-го в новых условиях;
| самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа
| нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка
| нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа
| соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям
| ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
- Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
- Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
- Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
- Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
- Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...
Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет "Цветные ладошки"
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
Дополнительная программа «Цветные ладошки» ( Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.)
СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка...
Рабочая программа музыкального воспитания и развития детей 3-7 лет муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения № 451 «Теремок» города Новосибирска на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию детей 3-7 лет в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, разработана в соответствии ...
Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 5 -7 лет «Цветные ладошки»
Рабочая программа Художественного воспитания, ...
Рабочая программа музыкального воспитания и развития дошкольников
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" направление "Музыкальная деятельность"...