Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству через знакомство с дымковской игрушкой
проект по рисованию (младшая группа) на тему
Актуальность: дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.
Цель проекта: развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских). Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
Задачи:
1. Познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.
3. Формирование навыков рисования элементов дымковской росписи.
4. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой и т.д.); продолжать знакомить с нетрадиционными техниками (пальчиковое рисование, рисование ватной палочкой) рисования при рисовании узоров; формировать навыки аккуратной работы.
5. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения.
Ожидаемые результаты:
1.Появление желания детей рисовать как традиционными, так и нетрадиционными способами
2.Создание тесного контакта и развитие чувства сплоченности в системе: родитель - дети - воспитатель
3.Знакомство с нетрадиционными техниками рисования в соответствии с возрастом детей
4.Развитие эмоционального видения рисунка
5.Умение детей пользоваться различными изобразительными материалами
6.Положительная динамика навыков изобразительной деятельности и развитие интереса к изобразительным материалам
Участники проекта: дети 2 мл. группы, родители, воспитатель.
Сроки реализации: краткосрочный, октябрь.
Механизм реализации проекта:
I этап - подготовительный
В результате реализации первого этапа мы знакомимся с дымковской игрушкой. Просмотр презентации «Дымковские игрушки. Наряд барыни». Рассматриваем дымковские игрушки, иллюстраций с их изображением, экскурсия в изо-студию с целью развивать наблюдательность, любознательность, внимание; учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.
Узнаем мнение родителей по поводу рисования нетрадиционными техниками рисования, выявим знания и умения детей по рисованию, подготовим нужный материал для реализации мини-проекта.
II этап – этап практических действий
1. Занятие: рисование «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» 2. Рисование «Украсим дымковскую лошадку» 3. Аппликация «Узор на круге». 4. Дидактические игры:«Найди такой же узор», Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки», «Парные картинки» Работа с родителями: - консультация на тему «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке»
- беседа (индивидуально) на тему «Программные требования по рисованию» (с целью наблюдения за ребенком дома, развития умений и навыков в соответствии с программой детского сада, творческих способностей) - рекомендации родителям: «Игры – упражнения по рисованию различными способами», «Учим детей играя», «Ребенок играет один».
|
III этап - заключительный
Выставка детских работ.
В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость. Изображая игрушку, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это, в свою очередь, вызывает стремление лучше изобразить предмет. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально положительную окраску.
Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.
В заключении, хочется сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.Фотоотчет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству в средней группе. "Дымковская ярмарка"
Открытое занятие по декоративно-прикладному искусству в средней группе....
Игровой проект "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики пальцев рук, с обучающимися с ОВЗ 1-4 классов через приобщение к декоративно-прикладному искусству
Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным? ...
Консультация для родителей « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой».
« Приобщение детей к русскойнародной культуре через знакомство сдымковской игрушкой»....
Интегрированное занятие по декоративно-прикладному искусству в средней группе "Дымковская игрушка".
Цель: 1. Закрепить знания о дымковских игрушках. 2. З...
Конспект открытого интегрированного занятия в младшей группе в образовательной области художественно-эстетическое развитие по приобщению к декоративно-прикладному искусству Тема: Аппликация. Дымковские птицы
Период дошкольного детства – это важный этап в становлении личности человека, его моральных, нравственных устоев и этических представлений, а так же развития эстетических чувств. В детском возра...
Методическая разработка по теме «Весёлая Дымка». Знакомство с декоративно-прикладным искусством в старшей группе. "Дымковское лото".
Методическая разработка по теме «Весёлая Дымка».Знакомство с декоративно-прикладным искусством в старшей группе.Цель: закрепить знания детей об основных элементах и узорах Дымковской игруш...
Занятия по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе «Дымковская роспись»
Конспект занятия по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе«Дымковская роспись»Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, во...