Виды скульптур
материал по рисованию (подготовительная группа) на тему

Лобанова Татьяна Николаевна

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.                                                                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skulptura_i_ee_vidy.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Скульптура и ее виды

   Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.                                                                                                                                 Что же обозначает само слово "скульптура?" Наряду с термином "скульптура", происшедшим от латинского sculpere - вырезать, высекать, употребляется, как равнозначное, слово "пластика", происходящее от греческого pladzein, что значит лепить. Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Под пластикой же понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения - лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает объем. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.

Скульптура по своей форме делится на два основных вида: круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.

Круглая скульптура

Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Основные из них - статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека). Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа.

Бюст - погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Статуэтка - вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. Статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника.

Торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

Хрисоэлефантинная скульптура - скульптура из золота и слоновой кости, характерная для античного искусства. Хрисоэлефантинная скульптура состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из золота исполнялись одежда и волосы.

Рельеф

Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои художественные и технические особенности. (от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.

Различают низкий рельеф, или барельеф (от французского слова bas - низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (от французского слова haut - высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым, углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется "койланоглиф". Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. "Классический рельеф", особенно характерный для искусства античности и классицизма, имеет большей частью гладкий фон. Примером такого рельефа может служить всемирно известный фриз Парфенона, изображающий торжественное шествие афинских граждан в храм Афины в день праздника великих Панафиней. Высокое мастерство композиции, ритмичной и это же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э.) или его ближайшие талантливые помощники.

Классический рельеф обладает чертами монументальности: изображение на гладком фоне не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно этому фону. Такой рельеф легко представить себе в виде фриза - горизонтальной полосы, обегающей стену какого-либо здания. Поэтому "классический рельеф" можно отнести к разделу монументально-декоративной скульптуры, как правило, связанной с архитектурой. Не только барельеф, но и горельеф может быть связан с архитектурным сооружением.

Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже "противопоказан" ей. Это так называемый "живописный рельеф". По своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов, создает иллюзию уходящего вглубь пространства. В нем могут сочетаться принципы барельефа и горельефа, может быть введен архитектурный или пейзажный фон, построенный перспективно. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены. Являясь самостоятельным станковым произведением, не связанным с архитектурой, он может быть помещен в любом интерьере, как и живописная картина.

Заключение

Создание скульптуры - это активный трудовой процесс. Творчество скульптора - тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Человек как бы преодолевает безжизненность камня, дерева или глины, покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ.

В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Подобно тому как в живописи основное выразительное средство - изображение красками на плоскости холста, "язык" скульптуры - объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Особенно важным качеством скульптуры является то, что она в наиболее обобщенных, аллегорических, монументальных образах может выражать героические идеалы своего времени. Не случайно периоды расцвета скульптуры совпадают с теми историческими эпохами, когда высоко поднимается значение человека и основной задачей искусства становится создание положительного героического образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей со скульптурой

Обобщение знаний о скульптуре, знакомство с анималистикой в скульптуре....

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"

В конспекте представлен материал по формированию   у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...

Скульптура как один из видов изобразительного искусства.

Скульптура как один из видов изобразительного искусства....

Скульптура. Виды и жанры

сКУЛЬПТУРА -один изобразительного искусства, передает богатство и многогранноСТЬ человеческого образа,  с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением...

Презентация "Скульптура малых форм. Лепка пластилином. Виды и способы лепки".

Дети в детском саду знакомятся со скульптурой малых форм, они учатся применять в своих творческих работах скульптурный, конструктивный и комбинированный способы лепки....

Тема: "Мир скульптуры" (знакомство со скульптурой с использованием ИКТ)

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе. (из опыта работы по программе "Детство")...

Методика ознакомления детей с разными видами и жанрами скульптуры.

В статье рассматривается методика ознакомления детей дошкольного возраста с разными видами и жанрами скульптуры, раскрываются особенности методики....