Образовательный проект «Маленькие дизайнеры в условиях развивающей среды ДОУ»
проект по рисованию (младшая группа) на тему

Кикот Елена Борисовна

    Углубленная работа  по проблеме развития детского изобразительного творчества способствовала разработке образовательного проекта «Маленькие дизайнеры  в условиях развивающей среды ДОУ». 

   Его цель – формирование у детей раннего возраста элементарных навыков  в создании простейших коллективных композиций, эстетически развивающей среды с использованием произведений детского дизайна; развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Маленькие дизайнеры

 в условиях развивающей среды ДОУ»

                                           

Составитель:

воспитатель высшей категории

Елена Борисовна Кикот

МБДОУ  «ДС № 66  «Радость»

Норильск

Введение

«Главное – расширить для ребенка мир,

 помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности

 и создать условия для развития завтрашних»

В.Алямовская

Творчество – врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий изобразительным искусством происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе. В этом и состоит терапия изобразительного искусства, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.

В настоящее время признанной является мысль о том, что истоки творчества обнаруживаются уже в раннем детстве, когда на первый план выдвигаются не объективная значимость того, что создается, а поисковые усилия и стремления к созиданию.

Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, дети раннего возраста знакомятся с их свойствами и качествами – это для них является сверхзадачей. Научиться владеть ими, чувствовать их и применять. Поэтому не надо торопить детей. Надо дать им время набраться опыта – это очень важно для психического равновесия и конечного результата.

Дети раннего возраста «творят» ради опыта, познания, исследования, экспериментирования. В процессе творчества они открывают тайны созидания, испытывают радость и разочарования. Искусство позволяет детям раннего возраста изучать и познавать собственный мир.

Основным художественным занятием в этом возрасте являются  «игры с художественными материалами». Ребенок познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.

Рисование приобщает детей раннего возраста  к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. Чтобы заинтересовать детей раннего возраста, надо показать им способы действий с изобразительным материалом.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыши будут стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнали, увидели, пережили.

         

         

Проблема:

Работая по традиционным программам, авторы проекта пришли к выводу, что ни в одной программе не затронута тема приобщения самых маленьких детей  к миру создания дизайна окружающей его среды. Это и определило актуальность и тему исследования: «Маленькие дизайнеры в условиях развивающей среды ДОУ»

Тип проекта:

  • творческий, образовательный;
  • внутри детского сада (участвуют дети 1 младшей группы «Растишки»);
  • краткосрочный.

Цель проекта

Формирование у детей раннего возраста элементарных навыков  в создании простейших коллективных композиций, эстетически развивающей среды с использованием произведений детского дизайна; развивать их творческие способности, фантазию, воображение.

Задачи проекта:

  • Создать условия для  художественно-творческого развития детей раннего возраста;
  • Вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
  • Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности.

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

  • В.Г. Алямовская « Ясли – это серьезно», М., 2000
  • Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста», М.,2006
  • Е.А.Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста», М.,2006
  • О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста», М., 2007
  • М.В.Киселева «Арт-терапия в работе с детьми», СПб., 2006
  • Е.П.Топалова «Художники с пеленок», М., 2004
  • Е.С.Демина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ», М., 2006
  • И.С.Погудкина «Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет», М., 2006
  • И.А.Лыкова  «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст», М., 2007
  • «Детский дизайн» Г.Пантелеев, «Дошкольное воспитание», 2006, №5
  • «Путешествие в страну красок»  Г. Лукина «Дошкольное воспитание», 2006, № 9,  
  • «Коллаж: первые шаги к творчеству» Т.Кудрина , «Дошкольное воспитане», 2006, №11
  • Материалы Интернет
  • Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.).

Материально-техническое:

«Островок ИЗО» в группе:

  • Песок, крупа, макароны, салфетки, прищепки;
  • Аксессуары – пуговицы, тесьма, ленты, бросовый материал;
  • Естественные природные объекты – камни, ракушки, шишки, крупные семена.

«Стена творчества» в группе:

  • По ½ листа ватмана 2шт. в виде паровозика
  • Мольберт
  • Доска обозрения для детских работ

Предполагаемый результат

  • У детей будет сформирован интерес к изобразительной деятельности, стремление заниматься ею по собственной инициативе.
  • Умения пользоваться изобразительным материалом, обыгрывать рисунки, радоваться тому, что у них получается, делиться своей радостью со взрослым.
  • Развита мелкая моторика рук, творческое воображение.

I этап. Организационный. 

Создание педагогических условий для реализации проекта:

  1. Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
  2. Выбор темы и разработка исследовательского проекта;
  3. Подбор и изучение методической, справочной, энциклопедической  литературы по выбранной тематике проекта;
  4. Создание среды для развития творческих способностей - подготовка оборудования, материалов и инструментов;

II этап.   Практический.

Апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми раннего возраста новых изобразительных технологий, создание простейших коллективных композиций.

Модель реализации проекта включает следующие направления работы:

1. Самообразование.

2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.

4. Работа с педагогами.

5. Работа с социальными «институтами детства».

Тематический план работы с детьми по реализации проекта «Маленькие дизайнеры  в условиях развивающей среды ДОУ»

№ п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

Применение детских работ

I.

Тематическое планирование:

1

Рисование «Осенние листочки» Материал: листы бумаги, краски, валики.

Сентябрь

Украшение для группы (объемный мобиль)

2

Рисование «Красивая посуда» Материал: бумажные тарелки, краски, кисти, тычки, ватные палочки.

Октябрь

Игровая атрибутика для сюжетно-ролевой игры «Дом»

3

Панно «Веселые петрушки»

Материал: петрушки – оригами, тычки, краски, геометрические фигурки из самоклейки.

Ноябрь

Украшение для группы

4

«Мозаика из крупы»

Материал: листы цветного картона, трафареты, клей ПВА, крупы, бросовый материал.

Декабрь

 Новогодние подарки для детей средней группы

5

«Валентинки»

Материал: сердечки из цветного картона, макаронные изделия, краски, клей.

Январь

Подарки для мам и пап

6

«Матросики»

Материал: заготовки солдатиков, краски, шерстяные нитки, ленточки.

Февраль

Сувениры для папы к празднику

7

«Букетик для мамы»

Материал: цветной картон, ватные шарики, клей.

Март

Сувениры для мамы

8

«Платочки для кукол»

Материал: белая ткань, краски.

Апрель

Игровая атрибутика для сюжетно-ролевой игры «Дом»

9

«Разноцветные бабочки»

Материал: фигурки бабочек из картона разного размера, цветной скотч.

Май

Украшение для группы (объемный мобиль)

II.

Развлечения:

1

«Кошка  и котята»

Ноябрь

2

«Елочка в лесу»

Декабрь

3

«Рисунки из ладошки»

Январь

4

«Петушок и его семья»

Февраль

III.

Диагностика с целью отслеживания результатов

2 раза в год

(октябрь, апрель)

Участие в конкурсах детских творческих работ на уровне города.

в течении

реализации проекта

Примерный план по работе с родителями

№ п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

1.

Помощь в оборудовании и оснащении изобразительным материалом «Островка ИЗО» в группе.

в ходе

реализации проекта

2

Создание брошюры «Самодельные рецепты»

Ноябрь

3

Консультации:

«Рисуем вместе с родителями»,

«Рисуем … пластилином»,

«Что такое арт-терапия?»

«Как научить ребенка рисовать?»

«От каракулей к картинке»

«Детские рисунки. Начинаем рисовать»

«Бумага, которую все знают!»

«Что дают ребенку занятия творчеством?»

«Первые шаги творчества»

«Детские рисунки. Начинаем рисовать»

Январь – декабрь

5

Выпуск информационного материала для родителей из серии «Школа юных живописцев»

Октябрь – декабрь

Примерный план по работе с педагогами

№ п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

1

Выступления на педагогических советах, методических объединениях.

в ходе

реализации проекта

2

Консультации для педагогов:

«Организация детского творчества летом»,

«Первые уроки рисования»

«Методы и приемы обучения изобразительной деятельности»

«Дизайн в жизни ребенка»

«Рисование в раннем возрасте»

«Психология обучения рисованию»

в ходе

реализации проекта

3

Педагогическая мастерская

(обмен творческими находками)

в ходе

реализации проекта

4

Работа в творческой группе «Фантазеры».

в ходе

реализации проекта

5

«Час педпрессы» - ознакомление педагогов с новинками методической литературы по развитию изобразительных и творческих способностей детей.

Январь

6

Мастер-класс для педагогов:

 «Вот вы взяли краски в руки…»

Февраль

 III этап     Обобщающий.

Презентация результатов:

  1. Оформление  пакета  документов по реализации проекта (результаты диагностики, конспекты занятий, брошюра и т.д.).
  2. Освещение опыта работы в СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды

Технология голландской системы личностно-ориентированного образования....

«Предметно-развивающая среда - как условие успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ».

Данный материал предназначен для широкого использования воспитателями и специалистами дошкольных образовательных учреждений и анправлен на использование данных специалистов в своей работе по социализа...

Доклад из опыта работы. Тема "Формирование у дошкольников осознанной потребности систематических занятий физической культурой в условиях развивающей среды ДОУ"

Физическое развитие детей занимает особое место в дошкольном возрасте. Именно  в  этот период в  результате  целенаправленного  педагогического воздействия формируется здоровь...

Презентация, дополнение к докладу из опыта работы. Тема "Формирование у дошкольников осознанной потребности систематических занятий физической культурой в условиях развивающей среды в ДОУ

Физическое развитие детей занимает особое место в дошкольном возрасте. Именно  в  этот период в  результате  целенаправленного  педагогического воздействия формируется здоровь...

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...

Консутьтация для педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создание условий развивающей среды для одаренных детей"

Консультация для молодых педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создании условий развивающей среды для одаренных детей"...