Образовательный проект «Маленькие дизайнеры в условиях развивающей среды ДОУ»
проект по рисованию (младшая группа) на тему
Углубленная работа по проблеме развития детского изобразительного творчества способствовала разработке образовательного проекта «Маленькие дизайнеры в условиях развивающей среды ДОУ».
Его цель – формирование у детей раннего возраста элементарных навыков в создании простейших коллективных композиций, эстетически развивающей среды с использованием произведений детского дизайна; развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Маленькие дизайнеры
в условиях развивающей среды ДОУ»
Составитель:
воспитатель высшей категории
Елена Борисовна Кикот
МБДОУ «ДС № 66 «Радость»
Норильск
Введение
«Главное – расширить для ребенка мир,
помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности
и создать условия для развития завтрашних»
В.Алямовская
Творчество – врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий изобразительным искусством происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе. В этом и состоит терапия изобразительного искусства, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.
В настоящее время признанной является мысль о том, что истоки творчества обнаруживаются уже в раннем детстве, когда на первый план выдвигаются не объективная значимость того, что создается, а поисковые усилия и стремления к созиданию.
Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, дети раннего возраста знакомятся с их свойствами и качествами – это для них является сверхзадачей. Научиться владеть ими, чувствовать их и применять. Поэтому не надо торопить детей. Надо дать им время набраться опыта – это очень важно для психического равновесия и конечного результата.
Дети раннего возраста «творят» ради опыта, познания, исследования, экспериментирования. В процессе творчества они открывают тайны созидания, испытывают радость и разочарования. Искусство позволяет детям раннего возраста изучать и познавать собственный мир.
Основным художественным занятием в этом возрасте являются «игры с художественными материалами». Ребенок познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.
Рисование приобщает детей раннего возраста к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.
Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. Чтобы заинтересовать детей раннего возраста, надо показать им способы действий с изобразительным материалом.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыши будут стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнали, увидели, пережили.
Проблема:
Работая по традиционным программам, авторы проекта пришли к выводу, что ни в одной программе не затронута тема приобщения самых маленьких детей к миру создания дизайна окружающей его среды. Это и определило актуальность и тему исследования: «Маленькие дизайнеры в условиях развивающей среды ДОУ»
Тип проекта:
- творческий, образовательный;
- внутри детского сада (участвуют дети 1 младшей группы «Растишки»);
- краткосрочный.
Цель проекта
Формирование у детей раннего возраста элементарных навыков в создании простейших коллективных композиций, эстетически развивающей среды с использованием произведений детского дизайна; развивать их творческие способности, фантазию, воображение.
Задачи проекта:
- Создать условия для художественно-творческого развития детей раннего возраста;
- Вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
- Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
- В.Г. Алямовская « Ясли – это серьезно», М., 2000
- Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста», М.,2006
- Е.А.Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста», М.,2006
- О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста», М., 2007
- М.В.Киселева «Арт-терапия в работе с детьми», СПб., 2006
- Е.П.Топалова «Художники с пеленок», М., 2004
- Е.С.Демина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ», М., 2006
- И.С.Погудкина «Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет», М., 2006
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст», М., 2007
- «Детский дизайн» Г.Пантелеев, «Дошкольное воспитание», 2006, №5
- «Путешествие в страну красок» Г. Лукина «Дошкольное воспитание», 2006, № 9,
- «Коллаж: первые шаги к творчеству» Т.Кудрина , «Дошкольное воспитане», 2006, №11
- Материалы Интернет
- Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.).
Материально-техническое:
«Островок ИЗО» в группе:
- Песок, крупа, макароны, салфетки, прищепки;
- Аксессуары – пуговицы, тесьма, ленты, бросовый материал;
- Естественные природные объекты – камни, ракушки, шишки, крупные семена.
«Стена творчества» в группе:
- По ½ листа ватмана 2шт. в виде паровозика
- Мольберт
- Доска обозрения для детских работ
Предполагаемый результат
- У детей будет сформирован интерес к изобразительной деятельности, стремление заниматься ею по собственной инициативе.
- Умения пользоваться изобразительным материалом, обыгрывать рисунки, радоваться тому, что у них получается, делиться своей радостью со взрослым.
- Развита мелкая моторика рук, творческое воображение.
I этап. Организационный.
Создание педагогических условий для реализации проекта:
- Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
- Выбор темы и разработка исследовательского проекта;
- Подбор и изучение методической, справочной, энциклопедической литературы по выбранной тематике проекта;
- Создание среды для развития творческих способностей - подготовка оборудования, материалов и инструментов;
II этап. Практический.
Апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми раннего возраста новых изобразительных технологий, создание простейших коллективных композиций.
Модель реализации проекта включает следующие направления работы:
1. Самообразование.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями.
4. Работа с педагогами.
5. Работа с социальными «институтами детства».
Тематический план работы с детьми по реализации проекта «Маленькие дизайнеры в условиях развивающей среды ДОУ»
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | Применение детских работ |
I. | Тематическое планирование: | ||
1 | Рисование «Осенние листочки» Материал: листы бумаги, краски, валики. | Сентябрь | Украшение для группы (объемный мобиль) |
2 | Рисование «Красивая посуда» Материал: бумажные тарелки, краски, кисти, тычки, ватные палочки. | Октябрь | Игровая атрибутика для сюжетно-ролевой игры «Дом» |
3 | Панно «Веселые петрушки» Материал: петрушки – оригами, тычки, краски, геометрические фигурки из самоклейки. | Ноябрь | Украшение для группы |
4 | «Мозаика из крупы» Материал: листы цветного картона, трафареты, клей ПВА, крупы, бросовый материал. | Декабрь | Новогодние подарки для детей средней группы |
5 | «Валентинки» Материал: сердечки из цветного картона, макаронные изделия, краски, клей. | Январь | Подарки для мам и пап |
6 | «Матросики» Материал: заготовки солдатиков, краски, шерстяные нитки, ленточки. | Февраль | Сувениры для папы к празднику |
7 | «Букетик для мамы» Материал: цветной картон, ватные шарики, клей. | Март | Сувениры для мамы |
8 | «Платочки для кукол» Материал: белая ткань, краски. | Апрель | Игровая атрибутика для сюжетно-ролевой игры «Дом» |
9 | «Разноцветные бабочки» Материал: фигурки бабочек из картона разного размера, цветной скотч. | Май | Украшение для группы (объемный мобиль) |
II. | Развлечения: | ||
1 | «Кошка и котята» | Ноябрь | |
2 | «Елочка в лесу» | Декабрь | |
3 | «Рисунки из ладошки» | Январь | |
4 | «Петушок и его семья» | Февраль | |
III. | Диагностика с целью отслеживания результатов | 2 раза в год (октябрь, апрель) | |
Участие в конкурсах детских творческих работ на уровне города. | в течении реализации проекта |
Примерный план по работе с родителями
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1. | Помощь в оборудовании и оснащении изобразительным материалом «Островка ИЗО» в группе. | в ходе реализации проекта |
2 | Создание брошюры «Самодельные рецепты» | Ноябрь |
3 | Консультации: «Рисуем вместе с родителями», «Рисуем … пластилином», «Что такое арт-терапия?» «Как научить ребенка рисовать?» «От каракулей к картинке» «Детские рисунки. Начинаем рисовать» «Бумага, которую все знают!» «Что дают ребенку занятия творчеством?» «Первые шаги творчества» «Детские рисунки. Начинаем рисовать» | Январь – декабрь |
5 | Выпуск информационного материала для родителей из серии «Школа юных живописцев» | Октябрь – декабрь |
Примерный план по работе с педагогами
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1 | Выступления на педагогических советах, методических объединениях. | в ходе реализации проекта |
2 | Консультации для педагогов: «Организация детского творчества летом», «Первые уроки рисования» «Методы и приемы обучения изобразительной деятельности» «Дизайн в жизни ребенка» «Рисование в раннем возрасте» «Психология обучения рисованию» | в ходе реализации проекта |
3 | Педагогическая мастерская (обмен творческими находками) | в ходе реализации проекта |
4 | Работа в творческой группе «Фантазеры». | в ходе реализации проекта |
5 | «Час педпрессы» - ознакомление педагогов с новинками методической литературы по развитию изобразительных и творческих способностей детей. | Январь |
6 | Мастер-класс для педагогов: «Вот вы взяли краски в руки…» | Февраль |
III этап Обобщающий.
Презентация результатов:
- Оформление пакета документов по реализации проекта (результаты диагностики, конспекты занятий, брошюра и т.д.).
- Освещение опыта работы в СМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды
Технология голландской системы личностно-ориентированного образования....
«Предметно-развивающая среда - как условие успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ».
Данный материал предназначен для широкого использования воспитателями и специалистами дошкольных образовательных учреждений и анправлен на использование данных специалистов в своей работе по социализа...
Доклад из опыта работы. Тема "Формирование у дошкольников осознанной потребности систематических занятий физической культурой в условиях развивающей среды ДОУ"
Физическое развитие детей занимает особое место в дошкольном возрасте. Именно в этот период в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровь...
Презентация, дополнение к докладу из опыта работы. Тема "Формирование у дошкольников осознанной потребности систематических занятий физической культурой в условиях развивающей среды в ДОУ
Физическое развитие детей занимает особое место в дошкольном возрасте. Именно в этот период в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровь...
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...
Консутьтация для педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создание условий развивающей среды для одаренных детей"
Консультация для молодых педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создании условий развивающей среды для одаренных детей"...