Конспект НОД "Знакомство с декоративно-прикладным творчеством Нижегородского края. Городецкая роспись"
план-конспект урока по рисованию (старшая группа) на тему
Конспект для воспитателей ДОУ. Цель: формирование духовно-нравственных качеств ребёнка в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_gorodets.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Антошка» г.Павлово Нижегородская область
Конспект НОД
«Знакомство с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.
Городецкая роспись»
разновозрастная логопедическая группа
Составитель: Суханова С.В
воспитатель высшей
квалификационной категории
2017г.
Цель: формирование духовно-нравственных качеств ребёнка в процессе
ознакомления с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.
Задачи:
образовательные:
- Продолжать формировать представление детей о Городецкой росписи, учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки;
- Учить рисовать элементы городецкой росписи – купавки голубого и розового цвета, составлять узор на круге;
развивающие:
- Развивать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними, закреплять умение работать всей кистью и её концом;
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас детей, активизировать в речи слова: прялка, купавка, бутон, розан, оживка; учить детей отвечать на вопросы полным, содержательным ответом;
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, чувство композиции.
воспитательные:
- Воспитывать осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов Нижегородского края;
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению истории народных промыслов.
Предварительная работа:
Рассматривание открыток, картинок, иллюстраций, предметов с Городецкой росписью; рисование «Посуда для Федоры», «Роспись мебели для кукол»; чтение стихов о городе Городец и Городецкой росписи, дидактические игры: «Сложи узор», «Найди такой же», «Сравни росписи», «Сложи кубики с Городецкой росписью», разрезные картинки «Городецкая доска», раскраска «Народные промыслы».
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, рассказ воспитателя, поощрение
Наглядные: слушание в грамзаписи народной мелодии, показ слайдов, д/и «Найди предметы с элементами Городецкой росписи», рассматривание Городецких изделий.
Практические: игра «Сложи узор», д/и «Укрась полоску Городецким узором» , дифферинцированный подход, продуктивная деятельность «Дорисуй узор».
Материал: предметы Городецкой росписи; тонированная бумага в форме круга; кисти; гуашь; д/и «Найди предметы с элементами Городецкой росписи»; квадраты белой бумаги; презентация «Знакомство дошкольников с Городецкой росписью»; тонированный трафарет блюда; клеевые карандаши; д/и «Сложи узор» (на кубиках); д/и «Укрась полоску Городецким узором» (полоска жёлтого цвета, элементы Городецкой росписи, вырезанные из картона), ноутбук, экран, проектор.
Последующая работа: творческое задание «Изобрази букет, составленный из городецких цветов»; роспись декораций к спектаклям настольного театра, костюмов для героев сказок, оформить рамки для портретов и фотографий к праздникам в подарок, изготовление поделок совместно с родителями для выставки «Весёлый Городец».
Ход занятия
I. Психологический настрой
В.: Ребята, становитесь в круг
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
А теперь посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь и подарите улыбку им. Отлично. Садитесь.
II. Показ слайдов и рассказ воспитателя
В.: Давайте посмотрим, ребята, на карту нашей Нижегородской области. Как называется областной центр? (Нижний Новгород) А город, в котором мы живём и о котором узнали уже много интересного? (Павлово). На карте около названия города мы прикрепили с вами «значок», который обозначают, чем славен наш город. Сегодня я пригласила вас, ребята, сюда, чтобы вы узнали новое и интересное о другом городе Нижегородской области, городе Городец, который находится вот здесь, на реке Волге. В конце занятия «значок» мы прикрепим и городу Городец. А вы пока подумаете: какой.
2 слайд Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Там и зародилась, ребята, Городецкая роспись.
3слайд Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали купцы из разных городов. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки. Рынок находился под открытым небом, где было много продавцов и покупателей.
4слайд Сначала все предметы быта были просто деревянными, некрасивыми. И решили в городе Городец расписывать эти предметы узорами. Самым известным предметом народного быта, орудием труда, на котором пряли нитки - была прялка. Поэтому она была традиционным подарком для невесты, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.
5слайд Когда спрос на прялки упал, городецкие мастера стали делать детские стульчики, качалки, разделочные доски, деревянные тарелки, шкатулки, посуду, мебель, детские игрушки, и так же росписью украшать их, чтобы они создавали радостное настроение.
В.: Подойдите к столу, посмотрите, здесь у нас есть небольшая выставка изделий, украшенных городецкой росписью. Какие они яркие, нарядные, красочные!
6слайд Сейчас в Городце работает фабрика «Городецкая роспись», на которой изделия вытачивают из дерева на токарном станке, шлифуют (то есть делают поверхность гладкой), а затем передают заготовки в цех, где мастера украшают их росписью. У каждого мастера своё рабочее место, на котором очень много кисточек, красок. Мастера рисуют свои узоры, но при этом сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла Городца.
7слайд Каких элементов особенно много встречается на Городецких узорах? (листья, цветы, кони, птицы). Правильно, украшают их фантастические птицы и кони, а также диковинные цветы: купавки, бутоны, ромашки, розаны.
8слайд Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белыми красками - белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры птиц, коней. Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму листочков, что придает работе законченный вид .
В.: У вас на столах лежат карточки с изображениями предметов русского прикладного искусства. Нужно белыми квадратами закрыть предметы, которые не являются предметами с Городецкой росписью.
III. Д/и «Найди предметы с элементами Городецкой росписи»
9,10слайды Давайте проверим ваше задание, правильно ли вы нашли изделия с элементами Городецкой росписи. Эти предметы на слайде будут вращаться. Молодцы!
11слайд А сейчас давайте посмотрим на последовательность рисования купавки: сначала круг голубого или розового цвета, затем «тенёвка» синей или тёмно-красной краской (отмечаем глазок, и лепестки цветка) и в конце «оживка» белой краской или чёрной – маленькие круги, точки, капельки, дуги.
IV. Продуктивная деятельность «Дорисуй узор»
В.: Теперь на короткое время мы станем мастерами Городецкой росписи, возьмём тонкие кисточки и закончим узор на купавках и розанах, которые я вам подготовила, и украсим наше блюдо.
Детям предлагаются круги розового и голубого цвета, на половине которых красной и синей краской выполнена «тенёвка», а белой краской «оживка». Заготовки у всех детей разные (купавки, розаны). Нужно закончить красками узор на второй половине круга.
В.: Давайте украсим вашими купавками и розанами наше блюдо, помещаем их по краю блюда (дети размещают свои бутоны на общем листе по кругу).
В.: А я нарисовала вот такую диковинную птицу, которая украсит середину блюда. Вот этими листиками мы оживим наш узор. Помогите мне разложить их между ваших бутонов.
В.: Посмотрите, какое красивое Городецкое блюдо у нас получилось. Вечером, когда высохнут краски, мы с вами приклеим на блюдо наши нарисованные элементы.
Дифферинцированный подход:
Кто быстро нарисовал, предложить:
- Взять ещё круг для создания узора
- Д/и «Сложи узор» (на кубиках)
- Д/и «Укрась полоску Городецким узором» (полоска жёлтого цвета, элементы Городецкой росписи, вырезанные из картона)
В.: Вернёмся к нашей карте Нижегородской области. Чем славен город Городец, какой «значок» мы прикрепим к нему? Правильно, он славен своей росписью по дереву, прикрепим к нему вот такую купавку. Сейчас наше путешествие по Нижегородскому краю закончилось, но обязательно будет продолжение, где вы узнаете ещё много интересного о городах нашей области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по декоративно-прикладному искусству "В гостях у городецких мастеров"
Презентация по декоративно-прикладному искусству "В гостях у городецких мастеров". Данный материал был создан для того, чтобы познакомить детей дошкольного возраста с городецкой росписью. в презе...
Конспект интегрированного занятия по декоративно- прикладному искусству (рисование в старшей группе - роспись дымковских игрушек)
Методическая разработка НОД...
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: «История городецкой росписи» в старшей группе.
В октябре было проведено занятие по рисованию в старшей группе на тему: "Знакомство с городецкой росписью". Хочу поделиться информацией, которая помогла в проведении данного занятия....
Конспект НОД по художественно- эстетическому творчеству на тему " Городецкая роспись деревянной доски" старшая группа
Конспект открытого НОД по художественно – эстетическому развитиюв старшей группе по теме «Городецкая роспись деревянной доски» (рисование)Цель: Познакомить с историей возникновения Г...
Конспект мастер – класса по декоративно – прикладному искусству для родителей «Полхов-Майданская роспись».
Цель: Познакомить родителей с историей и разнообразием Полхов-Майданской росписи, этапами работы и элементами....
Декоративное рисование по мотивам народных промыслов в детском саду. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста. Хохломская роспись
Декоративно-прикладное искусство — одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к Первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и ...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Знакомство с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.Городецкая роспись»
Формирование духовно-нравственных качеств ребёнка в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края....