"Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте"
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Шлякова Наталья Борисовна

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря идут тончайшие нити, ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_n.shlyakova.docx133.98 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное  

образовательное учреждение

«Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

Защищена с оценкой__________

Протокол №_____ от _________

Курсовая работа

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Шляковой Натальи Борисовны

 группА12 Д

специальность 44.02.01

«Дошкольное образование»

Руководитель

Семёнова Елена Владимировна

Санкт-Петербург

2016

                                                  Оглавление  

Введение        

1.         Изобразительная деятельность и её значение в развитии личности ребёнка………………………………………………………….........................8                                        

2. Рисование как форма работы с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………..…….11

3.  Разнообразие нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте………………………………………………………………...…...….16

4. Характеристика использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста ………………………………….….23

Заключение…………………………………………………………………….29

Список литературы……………………………………………………………30

Приложение………………………………………………………………...…33


Введение

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира.

В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» человеческой души. Он пробуждает в сердцах нашего подрастающего поколения всё самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры, способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Актуальность работы заключается в том, что искусство воспитывает и развивает в человеке творческое начало, и в этой функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребёнке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Цель работы – изучение разнообразия  и развивающих возможностей  нетрадиционных техник рисования в детском саду.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты изобразительной деятельности и ее роли в общем развитии ребенка
  2. Изучить приёмы обучения рисованию детей дошкольного возраста
  3. Раскрыть содержание работы с детьми на основе  применения нетрадиционных техник рисования

Практическая значимость работы заключается в возможном применении данных, полученных при анализе научной психолого-педагогической литературы воспитателями в ДОУ, педагогами дополнительного образования, родителями.

Словарь основных понятий

Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики, это активное развитие воображения, фантазии в детском возрасте.

Рисунок – продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка.

Техника граттаж.

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Наносится цветной фон акварелью и подсушивается бумага. Весь фон полностью затирается воском: парафином или просто свечой. В розетку наливается черная гуашь, добавляется немного шампуня и тщательно перемешивается. Затем эта смесь наносится на парафиновый лист. Заостренной палочкой процарапывается рисунок.

Техника кляксография. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.

Техника монотипия. Используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. На правой стороне от сгиба листа рисуется половина круга, левая сторона прижимается к правой, разглаживается. Затем лист открывается. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.

Техника набрызг. Суть этой техники в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду может заменить зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой набирается немного краски (щетка держится левой рукой), стекой проводится по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе.

Техника пальчики – палитра. Особенность техники состоит в том, что ребенок рисует не кисточкой, а пальчиками руки, которые он обмакивает в краски разного цвета.

Техника печатка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. Печатки несложно изготовить в совместной деятельности с детьми: на ластике с торцевой стороны рисуется задуманный рисунок и срезается все ненужное. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к листу бумаги,

Техника печать от руки. Вся ладонь или ее часть обмакивается в краску и оставляется на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.

Техника рисование восковыми мелками или свечой. Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой. Флейцевой кистью или большим тампоном с краской проводится по листу – на цветном фоне появляется рисунок.

Техника рисование по мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозаики.

Техника рисование по сырой бумаге. Для рисования в этой технике понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Нужно намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Акварельным мелком рисуется любое изображение.

Техника тампонирование. Из марли или кусочка поролона делается тампон. Штемпельная подушка служит палитрой. Набирается краска и легкими прикосновениями к бумаге наносится рисунок.

Техника трафарет. Используется в сочетании с техникой «тампонирование». Вырезается трафарет (по желанию и замыслу детей), прижимается пальцем к бумаге, обводится по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Усложнением может быть следующее: в центре листа вырезается силуэт, прикладывается лист к другому листу бумаги и с помощью тампона закрашивается силуэт.

Техника цветные ниточки. Берутся нитки длиной 25-30 см, окрашиваются в разные цвета. Нитки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выводятся наружу. Половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивать одну нитку за другой. Затем лист разворачивается.

Техника штрих. Можно рисовать сангиной, карандашом, углем. Применяется для выполнения графической части рисунка. Штрих применяют игольчатый, спиралеобразный, точечный.

Уровень развития способностей к изобразительной деятельности — результат усвоения известных форм человеческого опыта, которое при отсутствии целенаправленного обучения происходит стихийно.

Эстетическое воспитание – заключается в организации среды, окружающей ребенка для наиболее полного творческого раскрытия.


  1. Изобразительная деятельность и её значение в развитии личности ребёнка

        Психолого-педагогическая литература не содержит единого определения в отношении как изобразительной деятельности, так и творчества, которые давали бы полное представление их специфики, задач, функций и средств. Более содержательным по отношению к изобразительной деятельности является определение Л. В. Кузьмичевой: «Это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому» [22]. Другие авторы [12, 16, 20, 27] понятие «изобразительной деятельности» зачастую используют в качестве аналога понятия «рисования», «занятий художественно-изобразительным искусством», «продуктивной деятельности». Данная тождественность не оправдана, более того, оно усложняет процесс определения задач, встающих перед занятиями изобразительной деятельностью.

Проблемой влияния изобразительной деятельности на развитие ребенка занимались  Н.А.Ветлугина [7], Л.В. Кузьмичева, О. Радынова, Т. Рубан, Б.М. Теплов и другие.

На современном этапе в российской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения.

В связи с этим стала особенно актуальной тема особенностей изобразительной деятельности и творчества детей.

Изобразительная деятельность в детстве – это активное развитие воображения, фантазии. «Творческое воображение деятельно, всегда стремится воплотиться в реальные дела: картины, стихи, машины – во всё новое, необходимое людям. Оно основа творчества, поэтому, никогда не бывает бесплодным» -считает Ю. А. Полуянов, кандидат психологических наук. Занятия изобразительной деятельностью и творчеством, также обеспечат процесс развития большинства гармонично участвующих в данных процессах психических функций (здесь имеются в виду функции восприятия, воображения, гибкости мышления и др.) [22].

Рассмотрим стадии формирования изобразительной деятельности у детей.

Первая стадия начинается с рисования бесформенных изображений или ассоциативных каракуль.

Стадия продолжается от 2,5 до 4 лет и поначалу мало отличается от предыдущей: на рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное.

Объективного сходства с реальными предметами еще нет, но появляется замысел — представление будущего рисунка и способов его создания («нарисую машину, дом...»). Ребенок черкает на листе и комментирует свои действия, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным. В этот период ребенок способен изобразить все.

Вторая стадия изобразительного этапа — стадия схем. Обычно она протекает в период от 3 до 6 лет, но может быть и более длительной, частично продолжаясь до 7—8 лет (параллельно с последующими стадиями). Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрощенных схем, где изображаются лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дорисовывать штрихи до образа. Часто они копируют рисунки друг друга (подсматривают схему), встраивают свои рисунки и чужие и наоборот. На этой же стадии дети должны научиться понимать чужой рисунок. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования. Правда, теперь это экспериментирование со способами и методами, а не с инструментами и средствами. Тенденция самовыражения в этой стадии превалирует для ребенка над изображением. Для него важен сам процесс. Малыш рисует схематично, перечеркивая, стирая, изображая на одном листе несколько раз колобка, чтобы передать его передвижение и не понимает, почему взрослому не нравится его рисунок — ведь он так веселился, его не интересовало качество изображения [12; 47].

Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14. Она характеризуется последовательным отказом от схем, обозначающих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным. Дети любят рисовать по лекалам, раскрашивать книжки-раскраски. Рисунки дошкольников по-прежнему представляют собой только контуры предметов. Все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом. У некоторых детей остается прозрачность рисунка: например, у девочки в руках может быть изображена сумочка и прорисованы все предметы, лежащие в ней. Впервые появляются предметные, а не сюжетные рисунки [12].

Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Играют роль и обучение и способности. Уровень развития способностей к изобразительной деятельности — результат усвоения известных форм человеческого опыта, но такое усвоение при отсутствии целенаправленного обучения происходит стихийно.

2. Рисование как форма работы с детьми дошкольного возраста

Занятия изобразительной деятельностью и творчеством детей в любом виде (на уроках, факультативах, кружках, внешкольных мероприятиях и др.) выступают как ценнейшая возможность формирования креативности.

Тем не менее, на сегодняшний день ребенок, попадая в условия массовой школы, характеризуются отсутствием заинтересованности к изобразительной деятельности, по причине отсутствия мотивации, и наличия предвзятого отношения не только у детей, но и их родителей [20]. Очень часто педагоги различных предметов относятся к изобразительной деятельности как к незначительной, второстепенной, неважной.

Забота, внимание родителей, умелое и тактичное руководство педагога изобразительной деятельностью помогут снизить школьную тревожность, неврозы и другие невротические состояния, развить способности ребенка до высокого уровня. В отношении способностей легче всего положиться на ходячую формулу «дала природа способности – сами проявятся, нет - никакие занятия не помогут». Так можно облегчить себе жизнь, но в результате ребенок действительно ничего не получит.

Чтобы повысить уровень творческого развития ребенка, взрослый должен знать, как ребенок поэтапно овладевает общими закономерностями художественных свойств и отношений, иметь четкое представление о том, как происходит смена одних изобразительных предпочтений другими; как изобразительное творчество влияет на другие структуры его личности [27; 56].

Понять, что и как можно рисовать, помогают знания об особенностях возрастного развития дошкольника и знания об определенных этапах развития детского рисунка.

Большинство внимательных родителей помнят день, когда ребенок первый раз взялся за карандаш, и какое это имело последствие для стен, стола, рук, коленок. Мотивом первых попыток рисования является подражание взрослым, желание вести себя как взрослые, одновременно являясь источником и главным средством познания всего нового. Все дети без исключения в своей изобразительной деятельности обязательно проходят стадию «каракулей». Однако первые детские каракули лишь условно можно назвать изобразительной деятельностью. Сначала, детям нравятся сами движения. Движения эти беспорядочны: рука не слушается, идет в случайном направлении, карандаш в ней держится плохо, скользит и срывается с бумаги. Форма и направление штрихов зависят больше от случайного положения карандаша, чем от желания ребенка. В это время дети редко берутся за карандаш, если его не предложит кто-то из взрослых. Затем ребенок осваивает новые предметы и начинает любить это занятие. Дети получают удовольствие от самих движений, поскольку других целей у них нет. Но со временем, дети начинают замечать на бумаге следы своих движений[12]. Именно с этого момента дети начинают рисовать часто и увлеченно.

Постепенно дети понимают, что линии и штрихи, соединившись, похожи на интересную форму, которую они повторяют многократно и преднамеренно. Быть полезным ребенку в этот период вовсе не значит проводить с ним какие-то специальные занятия. Наблюдая за тем, как рисует ребенок, необходимо сделать все, чтобы он заметил, что вы довольны его успехами. Именно в этот период, в сознании детей начинает складываться образ собственных действий – основание для развития способности воображения. Детские психологи отмечают, что проследить за тем, как из каракулей детей возникают организованные формы – это значит увидеть одно из явлений природы [20; 44].

При оценке деятельности детей, важно не забывать, что изображая, тот или иной предмет дети не просто рисуют, но и выражают доступными им средствами свой взгляд на изображаемое. Следовательно, сам процесс рисования детей сплочен с оценкой нарисованного,  в которой наибольшую роль играют чувства детей, в том числе эстетические. Стараясь выразить свой взгляд, ребенок и осваивает средства выражения, будь то карандаши, краски и др. Категоричные указания, запреты или пренебрежительное отношение взрослых к данному занятию часто приводят к тому, что рисование на время прерывается до того момента, пока вновь не появится определенный мотив для возникновения желания

Творческий потенциал заложен в детях с рождения и развивается по мере их роста и развития. Однако необходимо учитывать, что возможности к реализации творческого потенциала у всех детей различны, они зависят от характера и качества взаимодействия детей с взрослыми на различных этапах детства.

А. Н. Лука в своих работах рассматривает процесс творчества посредством анализа трех групп способностей, которые связанны с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью:

- зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не пройти мимо случайных явлений, а увидеть в них ключ к разгадке тайны;

- способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними;

- способность к видению (постановке) проблем, оригинальность мышления, диалектичность мышления, гибкость мышления, антиконформизм мышления, критичность мышления, легкость ассоциирования и воображения; способность генерирования идей (умение развивать их)[22].

Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов творческой деятельности ребенка. В процессе рисования, дети развиваются как физически, так и умственно, поскольку функционирование мелкой моторики оказывает прямое влияние на работу мозга. Дети, которые хорошо рисуют, отличаются логичностью в рассуждениях, более внимательны. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления [17; 78].

Задачами воспитателей и педагогов изобразительной деятельности и творчества является:

1. Обогащать знания и представления детей о многообразии предметов окружающего мира (форма, цвет), о художественно - выразительных возможностях изобразительных материалов (гуашь, фломастеры, кисти, ватные палочки, поролоновые кисти и т. п.).

2. Содействовать становлению природосообразных умений и навыков, необходимых для передачи замысла изображения и выразительности образа.

3. Обеспечить оптимальные условия развития самостоятельности, творческой активности на занятиях изобразительным творчеством.

Приоритетными средствами реализации данных задач в детских дошкольных учреждениях являются:

- Практика интеграции познавательной и изобразительной деятельности на занятиях;

- Практика рассматривания предметов, выделения сходства и различий, любования окружающим миром;

- Использование технологии блочного планирования;

- Обогащение среды по отношению к содержанию занятий. Отбор методов и приемов организации познания и изображения в соответствии с возрастными особенностями детей;

- Игры с художественными материалами (анимация);

- Последовательность в освоении детьми возможностей инструментов и материалов для изобразительной деятельности, вариативность в приемах создания графических образов;

- Обучение правилам работы с инструментами;

- Развитие сенсомоторной, зрительной памяти;

- Диалогический характер общения педагога и ребенка в процессе занятий;

- Создание условий для художественной деятельности – изостудия;

- Доступность для использования разнообразность художественных материалов;

- Помощь, совместное решение задач изобразительной деятельности;

- Природосообразная мотивация изобразительной деятельности;

- Безоценочный характер отношения к продукту деятельности;

- Смешение техник создания графического изображения.

В результате решения данных задач дети становятся активными и самостоятельными в создании образа предметов, в выборе и использовании художественных материалов в качестве выразительных средств изображения, развивается мелкая моторика и тактильное восприятие, формируется пространственная ориентировка на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие, происходит развитие изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости [17; 89].

3.  Разнообразие нетрадиционных техник рисования

в дошкольном возрасте

Рассмотрим, какие педагогические условия нужны для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их [22].

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

В детском саду организуются зоны и специальные помещения для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.

Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка).

Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети в то же время приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простейших действий к процессам образного воспроизведения очертаний, форм реальных предметов[18].

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка [12].

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от дошкольников активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:

- необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;

- сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, но впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. Это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира[18; 22].

В рисунках дети проявляют свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисункам можно в определенной степени выяснить уровень этого познания. Помимо этого, находят отражение такие специфические особенности мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность тесным образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. Она как никакая другая требует создания специальных условий с использованием особых средств[12].

К старшему дошкольному возрасту творческие замыслы становятся более устойчивыми. В этом возрасте у детей проявляется избирательное отношение к определенным видам изобразительной деятельности и использованию различных материалов. Дошкольники выбирают наиболее удобный для них способ отражения явлений окружающего мира и своего отношения к ним. Поэтому в старшем дошкольном возрасте родителям и воспитателям важно воздержаться от предоставления ребенку готовых рецептов, создавая условия для самостоятельного поиска способов и объектов изобразительной деятельности. При этом важно учитывать, что дети развиваются по-разному. Творческие способности раньше проявляются у дошкольников с более развитой памятью, речью, воображением, образным восприятием, самостоятельностью и практическими навыками.

При рассмотрении понятия «занятие по рисованию как основная форма работы» [16], следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности (Казакова Р. Г., 2005).

В современной системе дошкольного образования, понятие «занятие» заменено на НОД (ООД).

Типы работ дифференцируются по характеру вещей, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

- занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;

- занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;

- занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов[27].

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам, в зависимости от критерия выделения. Так, по содержанию изображения различают рисование по представлению, по памяти, с натуры, а также предметное, сюжетное и декоративное [18; 20].

Изобразительная деятельность по представлению строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, которые дети восприняли, запомнили и пытаются, как можно более точно изобразить.

Есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Этот вид наиболее творческий из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению (по воображению). Его разновидностью является работа на свободную тему с ограниченной тематикой. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными.

В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

Вступительная беседа при работе с дошкольниками занимает не слишком много времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задание, напомнить о необходимости создания разнообразных, относительно неповторимых образов.

В процессе исполнительной части деятельности, используя игровые приемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же задачи, но в индивидуальном общении [16; 47].

Разнообразие, выразительность, оригинальность образов – предмет разговора при просмотре результатов таких занятий.

Рисование по памяти чаще всего проводят в подготовительной группе или в старшей в конце года.

Для рисования по памяти обычно выбирают несложные предметы с хорошо выраженными частями, относительно простой формы, малодетальные, возможно изображение простых пейзажей. Важно, чтобы объект изображения был выразителен, отличался от других, запоминался (формой, цветом, величиной).

Изображение с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. В исследовании Т.Г. Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве[16; 47].

Работа по приобщению детей к изобразительному искусству раскрывают перед ребёнком красоту окружающего мира и красоту человека, воспитывают нравственно-эстетические идеалы. Восприятие искусства – это напряжённая работа чувства и мысли, особый интеллектуально – эмоциональный труд души. Этот особый труд души человека будет желанным в том случае, если он будет к нему подготовлен, а такую подготовку возможно и необходимо начать с самого детства [12].

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков [18; 36].

Графические материалы для каждой возрастной группы могут быть различные. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками при их работе, являются одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

4. Характеристика использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

        В отечественной науке проблематика развития детского рисования представлена в психологических исследованиях Е.И. Игнатьева [15], В.И. Кириенко, В.С. Мухиной[20], в педагогических работах Т.С. Комаровой [17, 18, 27], Г.В.Лабунской, Е.А.Флериной и др.

При объяснении природы детского рисования подчеркивается значение усвоения ребенком способов употребления знаков, а также развития восприятия. Л.С. Выготский подчеркивает социальную природу знака. Знак является по существу общественным органом или социальным средством. Одной из форм социального знака, который ребенку предстоит усвоить, является рисунок[10; 114].

Рисование в детском саду – художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, - включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Поэтому обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет[11; 45].

Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, умению использовать при создании изображений различные материалы обогатит рисунки детей, позволит получить разнообразные решения одного и того же предмета, явления, будут способствовать развитию детского творчества.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля[16; 92].

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение и так далее.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

В старшем дошкольном возрасте, например, дети могу освоить более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Для рисования на участке можно использовать:

  • школьные мелки для рисования на асфальте и на линолеумной доске, установленной на веранде;
  • заостренные палочки для рисования на влажной земле, снегу, песке.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения [16; 64]. Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Педагогу необходимо помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы.

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка(см. Приложение 1).

Р.Г. Казакова в своей работе «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» [16; 65] говорит о том, что доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

В любом случае важно, чтобы использование изобразительных средств было увязано с художественной задачей. Если же средства сами по себе, а задача сама по себе, это не художественное развитие, а профанация обучения. Следует заметить, что не каждый ребенок может поставить перед собой художественную задачу. Для этого у него должно быть сформировано некоторое видение мира. Развитие художественного видения и есть главная задача художественного воспитания [19; 84].

Нужно использовать все время пребывания ребенка в детском саду, чтобы обращать его внимание на то, что его окружает: на предметы, на явления природы, на людей. Например, экскурсия с детьми в парк. Вокруг много деревьев, но все они разные. Одно дерево веселое, другое – грустное, третье – задумчивое. Какое дерево самое грустное? Почему? Воспитатель предлагает детям угадать, придумать объяснения. Затем детям предлагается нарисовать дерево или целый парк, но деревья должны быть с разными настроениями. Этому творческому процессу могут способствовать нетрадиционные техники рисования, которые доставляют детям много положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью [27; 43].

Краски, художественные материалы служат для обогащения чувственного опыта ребенка. Ребенок, сам того не замечая, учится использовать разнообразные изобразительные средства в своей творческой деятельности, как бы играя. Такую игру можно наполнить дидактическим содержанием [22; 86].

Например, используя технику монотипии изображать не предметы, а просто настроение: «что-то зимнее», «что-то грустное», «осеннее» и т.п. Дети хорошо справляются с такими «абстрактными» заданиями. Затем, в какой-то момент ребенку необходимо предложить выбрать материал для рисования – то, что с его точки зрения лучше всего подойдет для решения определенной темы[16; 93].

Изобразительная деятельность – один из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам [16; 93]. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника. Проявить творческое воображение - это значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:

  • Детский сад;
  • Детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);
  • Детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;
  • Детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.);
  • Центр развития ребенка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением, помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развития ребенка таких программ используется несколько [27; 156].

По мнению А.А. Грибовской, роль воспитателя - подвести детей к пониманию характерных особенностей, увидеть типичное в росписи, показать, как мастер, не выходя за пределы традиций вида росписи, создаёт новый неповторимый узор, и на этой основе сформировать умение создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, элементов, композиций в зависимости от назначения узора, формы и величины предмета, материала[27; 157].


Заключение

Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка.

Вся эта разнообразная деятельность служит основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения рисованию нетрадиционными техниками дошкольников, мы пришли к выводу, что занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Именно рисование дает раскрыться творческому потенциалу дошкольника, подготавливая его к предстоящей школе.

Проанализировав нетрадиционные техники в рисовании, можно говорить о том, что большое разнообразие материала, легкость в исполнении работы, не требующей специальных навыков, обеспечивают ребенку высокий эмоциональный подъем, самостоятельность, что положительно влияет на развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что овладение нетрадиционными художественными техниками в обучении рисованию способствует полноценному развитию детского изобразительного творчества, и способностей ребенка, что в итоге помогает в дальнейшей учебе в школе.

 М.: Академический проект, 2003.- 704 с.

  1. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству, модернизация общего образования / С. В. Аранова. - СПб.: Каро, 2004, с. 170.

 В конце недели на четвертом, либо дополнительном уроке, ученики показывают свои читательские дневники, делятся впечатлениями по прочитанному произведению. Данная технология имеет настолько положительный эффект, что в большинстве случаев на обсуждение уходит не один положенный урок, а два, при условии соблюдения образовательного плана. Дети заинтересованы как процессом обсуждения, так и демонстрацией своих дневников, для каждого ученика важно поделиться своими записями, рисунками, мнениями. В завершении обсуждения определенного произведения, моя задача заключается в закреплении материала, а также в оценивании читательских дневников и активности в обсуждении.

 Способ применения данной технологии можно описать как довольно широкий, ведь применять его может не только учитель начальных классов, но и учитель литературы в средней и даже старшей школе. Данная технология настолько универсальна в применении, что рекомендована мной даже для домашнего использования. В данном случае можно говорить о совместном прочтении заданных произведений с родителями. Это, во-первых, приводит к достижению основной цели нашей технологии – повышение интереса к чтению, а во-вторых, эмоционально сближает ребенка и родителя. Также важно отметить тот факт, что мы не определяем четких границ по временному планированию применения данной технологии. Она может быть растянута на все начальное образование, а также может быть продлена и далее в средней и старшей школе.

  1. Бодалев А. А. Общая психология / А. А. Бодалев, В.В. Столин. - М., 1987. – 110 с.
  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 672с.
  3. Валлон А. Психическое развитие ребенка/А. Валлон.- М.: Просвещение, 2007.- 196 с.
  4. Венгер, Л. А. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. с. 94.

 На вопрос анкеты об удовлетворенности  взаимодействия с родителями воспитанников в целом 6 воспитателей ответили скорее да, чем нет, 4, что не довольны. На вопрос  о том, какие  трудности возникают в организации общения с семьями, были получены такие ответы как «незаинтересованность родителей», «пассивность родителей», «нехватка времени на организацию взаимодействия с родителями». На вопрос о формах организации общения с родителями воспитатели отвечали: «собрания», «беседы в коридоре», «беседы по телефону». На вопрос анкеты об эффективности перечисленных форм общения с родителями эффективными 4 воспитателей ответили да, 6 - нет. Это говорит о том, что необходимо вносит изменения в организацию форм взаимодействия с родителями.

 Анализируя полученные данные в ходе анкетирования, мы можем говорить о низком уровне удовлетворенности воспитателей ДОО процессом взаимодействия с родителями вообще и по экономическому воспитанию в частности. На первый вопрос о том интересуется ли воспитатель педагогическими потребностями родителей, были получены следующие ответы: 48 человек ответили – нет; 16 человека ответили – да. Это говорит о том, что воспитатели не в полной мере осведомлены в педагогических потребностях родителей. Часть родителей не обращается за помощью к педагогам, поскольку считает это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога, часть не придаёт особого значения трудностям ребёнка (28 родителей), а 36 родителей считают, что все проблемы с возрастом пройдут Анализируя полученные данные в ходе анкетирования мы можем говорить об уровне удовлетворенности родителей процессом взаимодействия с воспитателями ДОО. В целом родители готовы к двустороннему взаимодействию с воспитателями ДОО.

  1. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок: Монография / Н. А. Ветлугиной. - М. ,1972.

 На первый вопрос о том, знакомы ли дети  с профессией родителей, практически все ответили, кем работают их мама и папа. Второй вопрос о важности профессии родителей вызвал у детей определенные затруднения. Больше половины воспитанников не смогли четко рассказать о том, в чем заключается важность и значимость работы их родителей. Вызвали затруднения у детей такие профессии как, экономист, менеджер. Смогли быстро объяснить важность таких профессий как врач, учитель, строитель. Звучали такие ответы: «Врач нужен, чтобы людей лечить, когда они болеют», «Строитель строит дома, в которых потом живут люди. Если б их не было, нам негде было бы жить». В третьем вопросе детям были предложены пословицы о труде и его значении. Больше половина детей не смогли дать точное значение, предложенных им пословиц. Наибольшее затруднение вызвали следующие пословицы: «Дело мастера боится», «Работе время, а потехе час». Дети говорили «не знаю», «это трудная пословица» и т.п. Очень быстро ребята объяснили значение пословицы «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит». Дети отвечали: «Чтобы что-то получить, нужно обязательно поработать», «Если человек работает, он трудолюбивый, а если нет, то он будет лентяем».

  1. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.: Академия, 2010. –  507 с.

 В ходе беседы с детьми выяснилось, что больше половины детей не помогают дома родителям или делают это очень редко. В основном дети помогают родителям подметать, вытирать посуду. Были получены следующие ответы детей: Я помогаю мыть посуду, Мы моем с мамой полы вместе, Я с бабушкой стираю пыль и т.д. Многие дети будут чувствовать раздражение, злость, если их работу кто-то испортит. Участники беседы говорили об этом: Разозлюсь. Будет очень жалко свою работу., Обижусь на того, кто испортит мою работу, Испорчу работу ему тоже. На последний вопрос о том, портили ли дети чьи- то работы 4 детей ответили, что несколько раз портили работу другим детям, разбрасывали их игрушки. Отметили, что не думали о том, что это был результат труда. Необходимой составляющей в формировании личности младшего школьника является интерес пользования книгой. Развитие чтения в непрерывном образовательном процессе (от дошкольника до выхода со школьной скамьи) рассмотрено в педагогической литературе не в полной мере.

 На мой взгляд, очевидным является, что знакомство с произведениями художественной литературы играет важную роль. Одной из главных ценностей детского возраста заключается в том, что в этом возрастном периоде закладываются основы культурного начала, становление личности. Важность этого вопроса также в том, что в процессе общения с книгой познается не только прошлое, настоящее и будущее окружающего мира, ребенок учиться думать, анализировать, а это является основой развития и становления личности. Одной из существующих в настоящее время проблемой является то, что конкурентом детского чтения стала «электронная книга», пользование всемирной сети Интернет. Внедрение нашей технологии по повышению интереса к чтению актуально тем, что ребенок читает не только информационную литературу, но приобщается к художественной.

  1. Волчегорская Е.Ю. Личностный подход в педагогике искусства. /Е.Ю. Волчегорская.- М.: Спутник, 2007.- 199 с.
  2. Выготский Л.С.Вопросы детской психологии/ Л.С.Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007.- 224 с.
  3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. /М.1960
  4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 272 с.

 В конце недели на четвертом, либо дополнительном уроке, ученики показывают свои читательские дневники, делятся впечатлениями по прочитанному произведению. Данная технология имеет настолько положительный эффект, что в большинстве случаев на обсуждение уходит не один положенный урок, а два, при условии соблюдения образовательного плана. Дети заинтересованы как процессом обсуждения, так и демонстрацией своих дневников, для каждого ученика важно поделиться своими записями, рисунками, мнениями. В завершении обсуждения определенного произведения, моя задача заключается в закреплении материала, а также в оценивании читательских дневников и активности в обсуждении.

 Способ применения данной технологии можно описать как довольно широкий, ведь применять его может не только учитель начальных классов, но и учитель литературы в средней и даже старшей школе. Данная технология настолько универсальна в применении, что рекомендована мной даже для домашнего использования. В данном случае можно говорить о совместном прочтении заданных произведений с родителями. Это, во-первых, приводит к достижению основной цели нашей технологии – повышение интереса к чтению, а во-вторых, эмоционально сближает ребенка и родителя. Также важно отметить тот факт, что мы не определяем четких границ по временному планированию применения данной технологии. Она может быть растянута на все начальное образование, а также может быть продлена и далее в средней и старшей школе.

  1. Ермолаева М.В. Психология развития/М.В. Ермолаева.- М.: МПСИ, 2006.- 390 с.
  2. Жукова, Е. С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст] // Е. С. Жукова – М.: Наука, 2000. – 423 с.

 На мой взгляд, очевидным является, что знакомство с произведениями художественной литературы играет важную роль. Одной из главных ценностей детского возраста заключается в том, что в этом возрастном периоде закладываются основы культурного начала, становление личности. Важность этого вопроса также в том, что в процессе общения с книгой познается не только прошлое, настоящее и будущее окружающего мира, ребенок учиться думать, анализировать, а это является основой развития и становления личности. Одной из существующих в настоящее время проблемой является то, что конкурентом детского чтения стала «электронная книга», пользование всемирной сети Интернет. Внедрение нашей технологии по повышению интереса к чтению актуально тем, что ребенок читает не только информационную литературу, но приобщается к художественной.

 Недопонимание роли художественной литературы в жизни ребенка приводит к дефициту общения, снижению интеллекта и многих других психических процессов. Чтение художественной литературы - это не только развитие отзывчивости на слово мастера, адресованное ребенку и присвоенное им. Маленький читатель редко запоминает имя автора, отвечает «Я» при вопросе, кто сочинил данное художественное произведение. В этом кроется присвоение субъекта художественного произведения и тайна рождения интереса к чтению, а также потребность читать. Издатели книг говорят о том, что ребенок читает и любит то, что соответствует опыту родителей в познании книги детства. Существующая проблема в том, что в свое время прочли родители в период своего детства.

  1. Игнатьев Е.И. - Психология изобразительной деятельности детей. 2-е издание, под. – М.: Просвещения, 2013. – 224 с.

 Способ применения данной технологии можно описать как довольно широкий, ведь применять его может не только учитель начальных классов, но и учитель литературы в средней и даже старшей школе. Данная технология настолько универсальна в применении, что рекомендована мной даже для домашнего использования. В данном случае можно говорить о совместном прочтении заданных произведений с родителями. Это, во-первых, приводит к достижению основной цели нашей технологии – повышение интереса к чтению, а во-вторых, эмоционально сближает ребенка и родителя. Также важно отметить тот факт, что мы не определяем четких границ по временному планированию применения данной технологии. Она может быть растянута на все начальное образование, а также может быть продлена и далее в средней и старшей школе.

  1. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005, с. 93.

 Психология тесно связана с педагогикой, имеется ряд проблем теоретическое и практическое их значение определяет актуальность и важность этих областей в науке. Так обе науки в наше время имеют процветание, тысячи студентов ежедневно обучаются азам данных наук. Педагогика и психология имеют несколько узлов соприкосновения, и главных из них это предмет данных наук. Психология призвана изучать психу человека и ее развитие. В свое время педагогика разрабатывает методы развития личности с самых юных лет. Образование и есть направленное изменения психики человека, что и показывает связь крупнейших и важных наук. Психологии и педагогики. Так, изменения в мышлении, деятельности это изменения произведение косвенно или прямо благодаря педагогике. Однако они означают психологические изменения в человеке. Образовательная деятельность не может осуществляться специалистами не обладающими познаниями в психологии. Так науки психологии и педагогики очень тесно взаимосвязаны. И в течение всего развития человечества имеют один уровень развития.

 У педагогики и психологии несколько узлов соприкосновения. Один из них это показатели, критерии обучения и воспитанности личности человека. Данная степень, измеряется по многим фактическим показателям. Это означает, что результаты педагогической деятельности диагностируется благодаря психологическим изменениям. В мотивированных поступках личностей можно отследить воспитанность индивидуума. Что является психологическим показателем. В свою очередь она зависит от импульсивного поведения, стереотипов и суждений. Они же в свою очередь были сформированы особенностями педагогического влияния. Изменения в развитии школьников в изменениях с запасом знаний, способностью их использования, связаны с педагогикой. Однако данные изменения напрямую определяют психологические навыки и показатели. Так, перенос знаний в нестандартные ситуации это психологический шаг. Но сам навык получения знаний зависим от восприятия знаний педагогически. Методы исследования это один из соединяющих узлов связи между психологией и педагогикой. Две науки совмещают в себе 2 важных аспекта процветания всего человечества. Изменения в психологическом портрете человека, не возможны без изменений в социальной воспитанности.

 Три связующие между педагогикой и психологией определяют две науки как парные. Один из узлов взаимосвязи это полная зависимость. Так критерия обучения человека связаны с его психологическим уровнем и возрастом. Хотя с первого взгляда обучение это только педагогика. Многие инструменты психологического поиска служат решением педагогических исследовательских задач. Например психометрия. Более простые примеры связаны с уровнем обучения человека, который плотно зависит от психологии и мотивации конкретной личности. Критерии обучения, воспитанности человека это психологические показатели. Которые зависят от педагогических навыков учителей, преподавателей. Мотивация также важна при обучение и это тоже является психологическим показателем. Который напрямую связан с педагогикой. Третий узел связи, методы исследований в психологии и педагогике представляют из себя коммуникации двух важнейших наук. Психологические инструменты научного поиска, являются этому доказательством. Некоторые из них это психометрия, парные сравнения.

  1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М. , 2005.

 Психология и педагогика имеют 3 узла взаимосвязи. Первый это полная зависимость, и обучение человека связаны с его психологическим уровнем развития. Также некоторые инструменты психологического поиска служат решениям педагогических показателей. В ходе исследования мы осуществили анкетирование воспитателей группы с целью изучения особенностей организации процесса воспитания и оценки роли участия родителей в данном процессе. Всего в анкетировании приняло участие 10 воспитателей. На четвертый вопрос анкеты, направленный на выяснение проблем по реализации задач по экономическому воспитанию были получены ответы о том, что на изучение данного вопроса отведено в программе недостаточно времени. Полученные ответы свидетельствуют о том, что в детском саду не проводится систематическая работа экономическому воспитания детей, не уделяется вниманию потенциалу семьи в данном вопросе, специальная работа с родителями отсутствует. По нашему мнению, в данном направление необходима корректировка. На вопрос анкеты о необходимости тесного сотрудничества с семьей для успешного экономического воспитания ребенка воспитатели однозначно ответили да.

  1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

 В процессе обработки ответов на вопросы анкетирования мы получили следующие результаты. На первый вопрос анкеты о формах организации экономического воспитания детей были получены следующие ответы: «дидактические игры», «знакомство с трудом взрослых». Ответы на вопрос свидетельствуют, что педагоги путают такие понятия как формы, средства и методы. Также мы можем сделать вывод, что экономическому воспитанию, видимо, не уделяется достаточного внимания, поскольку ответы однообразны. На третий вопрос анкеты, о взаимодействии с родителями воспитанников по данному вопросу, воспитатели ответили, что целенаправленной работы с родителями по вопросам организации по экономического воспитания детей в семье не ведется. Это говорит о том, что в семье дети не получают информации по экономическому воспитанию.

 На вопрос анкеты об удовлетворенности  взаимодействия с родителями воспитанников в целом 6 воспитателей ответили скорее да, чем нет, 4, что не довольны. На вопрос  о том, какие  трудности возникают в организации общения с семьями, были получены такие ответы как «незаинтересованность родителей», «пассивность родителей», «нехватка времени на организацию взаимодействия с родителями». На вопрос о формах организации общения с родителями воспитатели отвечали: «собрания», «беседы в коридоре», «беседы по телефону». На вопрос анкеты об эффективности перечисленных форм общения с родителями эффективными 4 воспитателей ответили да, 6 - нет. Это говорит о том, что необходимо вносит изменения в организацию форм взаимодействия с родителями.

  1. Косминская В. Б. идр."Теорияиметодикаизобразительной деятельности в детскомсаду" М., «Просвещение», 2008.- 143 с.
  2. Мухина В. С. Генезис изобразительной деятельности ребенка. – М.: Педагогика, 1981. – 240 с. илл.

 У педагогики и психологии несколько узлов соприкосновения. Один из них это показатели, критерии обучения и воспитанности личности человека. Данная степень, измеряется по многим фактическим показателям. Это означает, что результаты педагогической деятельности диагностируется благодаря психологическим изменениям. В мотивированных поступках личностей можно отследить воспитанность индивидуума. Что является психологическим показателем. В свою очередь она зависит от импульсивного поведения, стереотипов и суждений. Они же в свою очередь были сформированы особенностями педагогического влияния. Изменения в развитии школьников в изменениях с запасом знаний, способностью их использования, связаны с педагогикой. Однако данные изменения напрямую определяют психологические навыки и показатели. Так, перенос знаний в нестандартные ситуации это психологический шаг. Но сам навык получения знаний зависим от восприятия знаний педагогически. Методы исследования это один из соединяющих узлов связи между психологией и педагогикой. Две науки совмещают в себе 2 важных аспекта процветания всего человечества. Изменения в психологическом портрете человека, не возможны без изменений в социальной воспитанности.

 Три связующие между педагогикой и психологией определяют две науки как парные. Один из узлов взаимосвязи это полная зависимость. Так критерия обучения человека связаны с его психологическим уровнем и возрастом. Хотя с первого взгляда обучение это только педагогика. Многие инструменты психологического поиска служат решением педагогических исследовательских задач. Например психометрия. Более простые примеры связаны с уровнем обучения человека, который плотно зависит от психологии и мотивации конкретной личности. Критерии обучения, воспитанности человека это психологические показатели. Которые зависят от педагогических навыков учителей, преподавателей. Мотивация также важна при обучение и это тоже является психологическим показателем. Который напрямую связан с педагогикой. Третий узел связи, методы исследований в психологии и педагогике представляют из себя коммуникации двух важнейших наук. Психологические инструменты научного поиска, являются этому доказательством. Некоторые из них это психометрия, парные сравнения.

  1. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.:Педагогика, 2001.- 245 с.
  2. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. С. В. Парафеевой. - М.: Просвещение, 2011. - 86 с.

 В процессе обработки ответов на вопросы анкетирования мы получили следующие результаты. На первый вопрос анкеты о формах организации экономического воспитания детей были получены следующие ответы: «дидактические игры», «знакомство с трудом взрослых». Ответы на вопрос свидетельствуют, что педагоги путают такие понятия как формы, средства и методы. Также мы можем сделать вывод, что экономическому воспитанию, видимо, не уделяется достаточного внимания, поскольку ответы однообразны. На третий вопрос анкеты, о взаимодействии с родителями воспитанников по данному вопросу, воспитатели ответили, что целенаправленной работы с родителями по вопросам организации по экономического воспитания детей в семье не ведется. Это говорит о том, что в семье дети не получают информации по экономическому воспитанию.

 На вопрос анкеты об удовлетворенности  взаимодействия с родителями воспитанников в целом 6 воспитателей ответили скорее да, чем нет, 4, что не довольны. На вопрос  о том, какие  трудности возникают в организации общения с семьями, были получены такие ответы как «незаинтересованность родителей», «пассивность родителей», «нехватка времени на организацию взаимодействия с родителями». На вопрос о формах организации общения с родителями воспитатели отвечали: «собрания», «беседы в коридоре», «беседы по телефону». На вопрос анкеты об эффективности перечисленных форм общения с родителями эффективными 4 воспитателей ответили да, 6 - нет. Это говорит о том, что необходимо вносит изменения в организацию форм взаимодействия с родителями.

  1. Общение детей в детской саду и семье/ под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. – 280с.
  2. Павелко Р.В. Детскаяпсихология: учеб пособие для вузов работа студ / Р.В. Павелко, О.П. Цигипало - М.: Академ-выдал, 2011.- 187 с.
  3. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст]/ Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. – 1990. - № 1. - С. 97-102.

 В ходе беседы с детьми выяснилось, что больше половины детей не помогают дома родителям или делают это очень редко. В основном дети помогают родителям подметать, вытирать посуду. Были получены следующие ответы детей: Я помогаю мыть посуду, Мы моем с мамой полы вместе, Я с бабушкой стираю пыль и т.д. Многие дети будут чувствовать раздражение, злость, если их работу кто-то испортит. Участники беседы говорили об этом: Разозлюсь. Будет очень жалко свою работу., Обижусь на того, кто испортит мою работу, Испорчу работу ему тоже. На последний вопрос о том, портили ли дети чьи- то работы 4 детей ответили, что несколько раз портили работу другим детям, разбрасывали их игрушки. Отметили, что не думали о том, что это был результат труда. Необходимой составляющей в формировании личности младшего школьника является интерес пользования книгой. Развитие чтения в непрерывном образовательном процессе (от дошкольника до выхода со школьной скамьи) рассмотрено в педагогической литературе не в полной мере.

 На мой взгляд, очевидным является, что знакомство с произведениями художественной литературы играет важную роль. Одной из главных ценностей детского возраста заключается в том, что в этом возрастном периоде закладываются основы культурного начала, становление личности. Важность этого вопроса также в том, что в процессе общения с книгой познается не только прошлое, настоящее и будущее окружающего мира, ребенок учиться думать, анализировать, а это является основой развития и становления личности. Одной из существующих в настоящее время проблемой является то, что конкурентом детского чтения стала «электронная книга», пользование всемирной сети Интернет. Внедрение нашей технологии по повышению интереса к чтению актуально тем, что ребенок читает не только информационную литературу, но приобщается к художественной.

  1. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2009 - 712 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

 В конце недели на четвертом, либо дополнительном уроке, ученики показывают свои читательские дневники, делятся впечатлениями по прочитанному произведению. Данная технология имеет настолько положительный эффект, что в большинстве случаев на обсуждение уходит не один положенный урок, а два, при условии соблюдения образовательного плана. Дети заинтересованы как процессом обсуждения, так и демонстрацией своих дневников, для каждого ученика важно поделиться своими записями, рисунками, мнениями. В завершении обсуждения определенного произведения, моя задача заключается в закреплении материала, а также в оценивании читательских дневников и активности в обсуждении.

  1. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 2014. – 208 с.

 Способ применения данной технологии можно описать как довольно широкий, ведь применять его может не только учитель начальных классов, но и учитель литературы в средней и даже старшей школе. Данная технология настолько универсальна в применении, что рекомендована мной даже для домашнего использования. В данном случае можно говорить о совместном прочтении заданных произведений с родителями. Это, во-первых, приводит к достижению основной цели нашей технологии – повышение интереса к чтению, а во-вторых, эмоционально сближает ребенка и родителя. Также важно отметить тот факт, что мы не определяем четких границ по временному планированию применения данной технологии. Она может быть растянута на все начальное образование, а также может быть продлена и далее в средней и старшей школе.

 Что касается моего опыта, то я реализую данную технологию в течение двух лет. На момент начала апробирования технологии мои ученики были во втором классе, на данный момент они обучаются в 4-м классе. Анализ результатов использования технологии по повышению интереса к чтению и повышению читательской культуры показал даже на начальном этапе положительные изменения как в познавательной сфере учащихся, так и в эмоциональной сфере. На данном этапе (второй год реализации технологии) мною отмечены следующие особенности у детей. Ученики настолько заинтересованы в прочтении и анализе той или иной книги, что даже начинают рекомендовать ее прочтение тем, кто по какой-то причине пропустил занятия и с книгой не имел возможности ознакомиться.

  1. Социально-эмоциональное развитие ребенка/ Материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.-190с.
  2. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.

 Также важным отмечу тот факт, что положительно и благодарно окрашены отзывы, которые я получаю от родителей школьников, с которыми мы отрабатываем данную технологию. Родители указали на положительные изменения в учебной сфере у детей, которые в свою очередь стали более усидчивы, проявляют искренний интерес к новому произведению, старательно заполняют свои дневники. Таким образом, в завершении хочется сделать главный вывод о применении данной технологии. В современном мире ребенку сложно сориентироваться во множестве качественной и не качественной литературы, пусть даже предназначенной для детей. Взрослый (учитель, родитель) как раз в этот момент может помочь ребенку заложить фундамент интереса к познанию и открытиям, который сохранится у него на всю жизнь.


Приложение 1

Краткая характеристика нетрадиционных техник рисования:

  • Пальчики – палитра.Особенность техники состоит в том, что ребенок рисует не кисточкой, а пальчиками руки, которые он обмакивает в краски разного цвета.
  • Печать от руки.Вся ладонь или ее часть обмакивается в краску и оставляется на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.
  • Печатка.Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. Печатки несложно изготовить в совместной деятельности с детьми: на ластике с торцевой стороны рисуется задуманный рисунок и срезается все ненужное. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к листу бумаги,
  • Тампонирование.Из марли или кусочка поролона делается тампон. Штемпельная подушка служит палитрой. Набирается краска и легкими прикосновениями к бумаге наносится рисунок.
  • Трафарет.Используется в сочетании с техникой «тампонирование». Вырезается трафарет (по желанию и замыслу детей), прижимается пальцем к бумаге, обводится по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Усложнением может быть следующее: в центре листа вырезается силуэт, прикладывается лист к другому листу бумаги и с помощью тампона закрашивается силуэт.
  • Набрызг.Суть этой техники в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду может заменить зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой набирается немного краски (щетка держится левой рукой), стекой проводится по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе.
  • Монотипия.Используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. На правой стороне от сгибы листа рисуется половина круга, левая сторона прижимается к правой, разглаживается. Затем лист открывается. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.
  • Кляксография. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.
  • Рисование по сырой бумаге.Для рисования в этой технике понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Нужно намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Акварельным мелком рисуется любое изображение.
  • Цветные ниточки.Берутся нитки длиной 25-30 см, окрашиваются в разные цвета. Нитки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выводятся наружу. Половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивать одну нитку за другой. Затем лист разворачивается.
  • Граттаж.Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Наносится цветной фон акварелью и подсушивается бумага. Весь фон полностью затирается воском: парафином или просто свечой. В розетку наливается черная гуашь, добавляется немного шампуня и тщательно перемешивается. Затем эта смесь наносится на парафиновый лист. Заостренной палочкой процарапывается рисунок.
  • Рисование по мятой бумаге.Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозаики.
  • Рисование восковыми мелками или свечой.Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой. Флейцевой кистью или большим тампоном с краской проводится по листу – на цветном фоне появляется рисунок.
  • Штрих.Можно рисовать сангиной, карандашом, углем. Применяется для выполнения графической части рисунка. Штрих применяют игольчатый, спиралеобразный, точечный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте

Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желае...

Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте

Рисовать хочется в любом возрасте. А дошкольники рисуют много и с большим желанием.  Детское  творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно  поражает нас взрослых своей непосредстве...

Обобщенный опыт работы Роговой Юлии Николаевны "Использование нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте"

Воспаитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Славянска-на-Кубани Роговая Юлия Николаевна...

Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте

Краткое описание некоторых видов нетрадиционного рисования...

Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаге; ...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...