Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте
статья по рисованию по теме
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаге; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости. Дети с удовольствием выполняют такие задания, ведь они им по силам, и результат своей работы ребята видят сразу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tekhniki_risovaniya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».
Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить в образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию и или убыванию – до десяти различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления о системе признаков, которыми могут овладеть объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаге; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости. Дети с удовольствием выполняют такие задания, ведь они им по силам, и результат своей работы ребята видят сразу.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник. (Рузанова Ю.В., 2007, с 3-4).
Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- кляксография обычная;
- монотипия предметная.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
Планирование занятий по нетрадиционным изобразительным техникам.
Нетрадиционные техники | |
Месяц | Старшая группа |
Сентябрь | 1 занятие: Рисование восковыми мелками и акварелью. «Разноцветное дерево». 2 занятие: Рисование с помощью растительных элементов. «Осенний ковер». 3 занятие: Рисование гуашью с манкой. «Овощи». 4 занятие: Рисование восковыми мелками и акварелью. «Грибы на полянке». 5 занятие: Аппликация из кусочков цветной бумаги. «Огурец и помидор». 6 занятие: Аппликация объемная из готовых форм. «Осенний лес». 7 занятие: Конструирование из плоскости, из крупы и теста. «Овощи». |
Октябрь | 1 занятие: Рисование с помощью растительных элементов. «Ветка рябины». 2 занятие: Рисование методом тычка. «Осенний пейзаж». 3 занятие: Рисование гуашью с манкой. «Фрукты». 4 занятие: Рисование ватной палочкой. «Мячик». |
Ноябрь | 1 занятие: Рисование акварелью по туши. «Сказочный дождик». 2 занятие: Аппликация из рельефной ткани из готовых форм. «Теремок». 3 занятие: Аппликация из бумаги из готовых форм. «Машинки». 4 занятие: Рисование методом тычка. «Кто живет в лесу?». |
Декабрь | 1 занятие: Рисование ватной палочкой. «Снежинки». 2 занятие: Аппликация их рваной и мятой бумаги. «Нарядная елочка». 3 занятие: Аппликация из кусочков цветной бумаги. «Кто живет в лесу?». 4 занятие: Рисование ватной палочкой. «Веселый снеговик». |
Январь | 1 занятие: Рисование сухой кистью с использование трафарета. «Пушистый котенок». 2 занятие: Рисование гуашью манкой. «Собачка». 3 занятие: Аппликация из рваной бумаги. «Веселый снеговик». 4 занятие: Аппликация из ткани из готовых форм. «Платочек». 5 занятие: Аппликация из манки и теста. «Зимушка-зима». |
Нетрадиционные техники рисования.
- Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик можно набирать краску разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо врезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ее по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск поролоном.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечки с краской и наносит оттиск на бумагу. Для нанесения другого цвета меняется и мисочка и поролон.
- Рисунки из ладошки.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, любая бумага.
Способ получения изображения: Растопырив пальчики, ребенок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает рисунок красками.
- Восковые мелки (свеча) + акварель.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки (свеча), плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем раскрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
- Печать по трафарету.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвета.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (на середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают угля квадрата ниткой), трафареты из проолифенного картона или прозрачной пленки.
Способ получения: Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушечки с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
- Моротипия предметная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь и акварель.
Способ получения изображения: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.
- Клякосграфия.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. недостающие детали дорисовываются. (Никитина А.В. нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб, 2007, 5-6 с.)
Список литературы
- Дубровская Н.В. Рисунки из ладошки: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2004
- Никитина А.В. Рисование веревочкой. СПб.: КАРО, 2006
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб.: КАРО, 2007
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. М.:Сфера, 2004
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. СПб.: КАРО, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте
Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желае...
Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте
Рисовать хочется в любом возрасте. А дошкольники рисуют много и с большим желанием. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно поражает нас взрослых своей непосредстве...
Обобщенный опыт работы Роговой Юлии Николаевны "Использование нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте"
Воспаитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Славянска-на-Кубани Роговая Юлия Николаевна...
Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте
Краткое описание некоторых видов нетрадиционного рисования...
ОПЫТ РАБОТЫ по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте»
Опыт работы...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)
Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...