Нетрадиционные техники рисования в старшей группе.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
В своей работе часто использую нетрадиционную технику рисования. Для детей это очень интересно и увлекательно. В своей работе отметила актуальность этой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.65 МБ |
aktualnost.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. « Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Дени Дидро
Применение нетрадиционных техник: Способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Стимулирует положительную мотивацию ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Дает возможность экспериментировать. Развивает тактильную чувствительность, цветоразличие . Способствует развитию зрительно – моторной координации. Не утомляет ребенка, повышает работоспособность. Развивает нестандартность мышления, раскрепощенность , индивидуализм.
Нетрадиционные способы изображения в рисовании способы изображения ниткография граттаж монотипия Рисование ладошками рисование штампом рисование расческой , щеткой рисование по мокрому кляксография и другое
Тычок жесткой полусухой кистью Возраст : любой. Материалы : жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения : Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Кисть в воду не опускается.
Оттиск печатками из картофеля Возраст : от четырех лет Материалы : мисочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, печатки из картофеля. Способ получения изображения : Ребенок прижимает печатку к штемпельной Подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Монотипия Возраст : от пяти лет. Материалы : плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь. Способ получения : Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. Вторую половину Смочить водой губкой или кистью и быстро сложить пополам.
Кляксография с трубочкой Возраст : от пяти лет. Материалы : бумага, жидкая гуашь, пластиковая ложечка, трубочка. Способ получения изображения : Ребенок зачерпывает ложечкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно. На это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.
Отпечатки листьев Возраст : от четырех лет. Материалы : бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти. Способ получения изображения : Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка.
Граттаж Возраст : от пяти лет. Материалы : бумага плотная белая или прокрашенная цветной гуашью, свечка парафиновая, палочки или зубочистки. Способ получения изображения : Бумагу прокрасить цветной гуашью(пятнами), после высыхания натереть свечкой, сверху прокрасить черной тушью или гуашью. Когда высохнет, начать процарапывать рисунок.
Набрызг Возраст : от пяти лет. Материалы : бумага, гуашь, зубная щетка, расческа. Способ получения изображения : Ребенок опускает зубную щетку в банку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой .
Рисование по мокрому Возраст : от пяти лет Материалы : бумага, краски, вода. Способ получения изображения : Краски наносят либо на предварительно смоченную бумагу, либо на поверхность ещё влажного слоя краски .
Рисование песком, крупой, солью, с корлупой Возраст : от шести лет. Материалы : картон, клей ПВА, простой карандаш, чистый песок ( крупа, соль). Способ получения изображения : Ребенок простым карандашом наносит рисунок на картон, затем каждый предмет намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на подно с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
курсовая работа по теме
Нетрадиционные техники рисования в старшей группе
Воспитатель старшей группы
Митенева М.Н.
детский сад №69
г. Зеленогорск
Санкт-Петербург
2015
Актуальность
В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «легкая рука», «с легкой руки» и т.д. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Всю глубину народной мудрости осознаёшь тогда, когда читаешь о результатах проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.
«Истоки способностей и дарований детей находятся в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук»- писал В.А.Сухомлинский.
Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Здесь можно отметить закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому неслучайно специалисты рекомендуют начинать развитие детской руки как можно раньше. Уже грудному младенцу можно массажировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождающиеся стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания. Детям старшего дошкольного возраста рекомендуются следующие виды деятельности: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, выкладывание узоров из мелких камешков и круп, лепка, рисование, штриховка и т.д. и т.п. Приемы могут быть разными. Каждый из них будет направлен на развитие ребенка, его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.
Одним из наиболее простых и доступных способов развития ручной умелости является рисование нетрадиционными способами.
Я работаю в логопедической группе. Возраст детей 4-6 лет. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные. Многие с трудом застегивают пуговицы, не все могут зашнуровать ботинки. Несформированность графических навыков и умений мешает детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Неслучайно Л.С.Выгодский назвал рисование «графической речью». Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребенка. У него нет комплекса неумения.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности художественного творчества.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются педагоги И.А.Лыкова, Г.Н.Давыдова, А.В.Никитина, Р.Г.Казакова, В.А.Байматова.
В работе по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования находит свое отражение интеграция образовательных областей по ФГОСу
- Речевое развитие: развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха; обогащение активного словаря.
- Художественно-эстетическое развитие: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.
- Познание: расширение кругозора детей, сенсорное развитие, чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
- Социально – коммуникативное развитие: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и друг с другом, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.
- Физическое развитие: развитие глазомера, внимания, формирование правильной осанки при выполнении работы, желания заботиться о своем здоровье.
Предметно – развивающая среда
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда, поэтому при организации предметно – развивающей среды необходимо, чтобы её содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. К участию в организации предметно-развивающей среды необходимо привлекать и родителей. Ведь сколько дома может быть ненужных вещей (зубные щетки, расчески, свечи, поролон, открытки, нитки и т.д.). На прогулках с детьми можно собирать шишки, палочки, семена растений, камушки, листочки. Этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Все эти необычные материалы, а также оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Весь материал находится в свободном доступе для детей. В режиме самостоятельной деятельности используется чаще всего вечером.
Взаимосвязь с логопедом
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник, как и другие занятия (лепка, аппликация), дополняются специально отобранными логопедическими упражнениями и заданиями в соответствии с изучаемыми лексической темой и материалом логопеда.
Каждое творческое занятие расширяет и закрепляет результаты, полученные детьми в процессе занятий с логопедом, за счёт использования
- пальчиковой гимнастики
- элементов артикуляционной гимнастики
- дыхательной гимнастики
- упражнений, направленных на развитие чувствительности пальцев рук, мелкой моторики, координации движений рук
- тщательного подбора тематического и лексического материала занятий, который происходит в тесной взаимосвязи с логопедом
- специальных педагогических методов и приемов работы ( словесное проговаривание и комментирование детьми своих действий, словесное планирование детьми этапов творческой работы, проговаривание изучаемых звуков в процессе определенных этапов занятий, обыгрывание предметов или игрушек, обыгрывание изображения.
Виды нетрадиционного рисования
В обучении ИЗО-деятельности уже давно применяются нетрадиционные техники изображения, такие как:
- Пальчиковая живопись – рисование пальцами или всей кистью руки. Кроме изобразительной стороны, является своеобразным массажем пальчиков и ладошки, что благотворно влияет на развитие артикуляционного аппарата.
- Рисование ватными палочками, зубными щетками, поролоновыми губками и т.п. позволяет ребенку получить разную форму мазка.
- Монотипия – краска наносится на одну половину листа, затем лист складывается и изображение получается как бы зеркальным. Таким способом удобно рисовать симметричные предметы.
- Волшебный проявляющийся рисунок – контур наносится белым восковым мелком или свечой, и его не видно. Затем бумага покрывается краской или тушью и рисунок проступает.
- Рисование на мокрой бумаге – получается слега размытое изображение, как под дождем или в тумане.
- Набрызг. Для этого используются щетки разного размера, ими можно разбрызгивать краску или рисовать.
- Кляксография – клякса наносится на бумагу, затем лист поднимают и наклоняют, создавая задуманное изображение. Детали дорисовываются.
- Раздувание – капля жидкой краски наносится на лист, затем через трубочку для коктейля раздуть её в разные стороны для получения задуманного рисунка. Этот вид деятельности помогает в отработке длительного или короткого сильного выдоха.
- Рисунок на мятой бумаге – бумагу предварительно скомкивают, затем аккуратно расправляют и рисуют по ней акварельными красками.
- Рисование песком или манкой – рисунок наносится на бумагу клеем, затем, пока клей не высох, засыпается песком или манкой. По желанию его можно раскрасить.
- Печать – используются предметы, оставляющие интересные оттиски (ластик, картошка и т.д.) Краску наносят на предмет и прикладывают его к бумаге.
- Граттаж – лист бумаги покрывают свечой, а сверху наносят густую краску. Рисунок процарапывают по просохшей краске.
- Рисунок с помощью клея – контур рисунка наносится канцелярским клеем так, чтобы он был выпуклым. Когда клей высохнет, внутрь контура наносят жидкую краску.
- Ниткография – рисование с помощью ниток.
Каждая техника своеобразна не только по способу исполнения, набору материалов и инструментов, но и по коррекционно – развивающему воздействию на каждого конкретного ребенка.
На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник и материалов, помимо развития творчества, одновременно решаются задачи развития речи.
Например, такие техники как: пальчиковая живопись, рисование ладошкой, рисование методом тычка, рисование солью способствуют развитию чувствительности пальцев, кистей рук, мелкой моторики и моторно – двигательной координации детей с нарушением речи. Рисование мыльными пузырями и кляксография позволяют осуществлять дыхательную гимнастику, развивая речевое дыхание и укрепляя мышцы артикуляционного аппарата детей логопедической группы. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. В каждом изобразительном материале заложены определенные возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску новых решений. Использование различных по структуре, свойствам и изобразительным качествам материалов активизирует познавательную способность детей, позволяет развивать их творческий потенциал.
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использование нетрадиционной техники рисования в старшей группе.
Тема: «Разноцветные бабочки».
Задачи:
- Продолжать развивать у детей интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению.
- Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику руки кистей.
- Вызвать положительный отклик на результат своего творчества.
- Укреплять здоровье через физкультурные минутки и малоподвижные игры.
Материалы: бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, кисточки, шестигранный карандаш, цветочек из картона на каждого ребенка.
Словарная работа: разноцветное лето, перелетают, шуршит, припечатать, монотипия.
Ход занятия:
- Ребята, отгадайте загадку.
«Долгожданная пора!
Детвора кричит: «Ура»!
Что ж за радость это?
Наступило…(лето).
- Ребята, а какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие лету).
- А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы?
- Вы хотите их нарисовать?
- Сначала отгадайте загадку:
«Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, горы, сосны, пляж,
Что же это»? (карандаш).
- Правильно. А чем можно ещё рисовать?
- А что помогает нам рисовать всеми этими предметами? (рука и пальцы)
- Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой)
- Правильно. Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая игра «Пять и пять».
«Пять и пять пошли гулять (руки перед собой, пальцы сгибаются и разгибаются)
Вместе весело играть (вращение кистей рук)
Повернулись, (Сложенные к большому пальцу, пальцы обеих рук
Улыбнулись «растягиваются в улыбке»)
В кулачок вот так свернулись (пальцы рук сжаты несильно в кулачки)
Вот какие молодцы! (стучат кулачок о кулачок)
- Молодцы! А теперь возьмите карандаш и покатайте его между ладонями. Поднесите к правому уху, а теперь к левому. Что вы слышите? Шуршит.
- Положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? Да, ладошки стали теплыми.
- Вот теперь наши пальчики готовы к рисованию.
- Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Он называется «монотипия». Это когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка.
- Посмотрите на бабочку. У неё две пары крыльев.
На одной из них мы нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. Другую половину крыльев (чистую) промазываем слегка смоченной водой губкой и припечатываем сверху, разглаживая ладошками. (Показываю прием рисования)
- А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось. Вся бабочка стала разноцветной.
- Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек.
- Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получится ли у вас волшебство. Я уверена, что получится!
Дети выполняют работу.
По окончании работы предложить детям разукрасить головку и тело бабочки, а пока они подсыхают, самим превратится в бабочек и немножко поиграть.
Физминутка «Бабочка».
«Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась».
- Ребята, пока мы с вами играли, наши бабочки подсохли. Давайте их приклеим брюшками к картонным цветкам – ромашкам и тогда они замашут в наших руках крылышками и смогут полететь туда, куда мы захотим.
Далее дети играют со своими бабочками.
Литература
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
- Казакова Т.Г. «Развивайте у детей творчество».
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки».
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
- Дубровская Н.В. «Яркие ладошки».
- Утробина К., Утробин Г. «Увлекательное рисование методом тычка».
- Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия рисования с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе
Конспект рисования к дню космонавта с использованием нетрадиционных техник рисования...
Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе на тему: «Букет цветов»
Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе на тему:«Букет цветов»...
Конспект нод по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе.
Данный конспект нод используется для обучения старших дошкольников рисованию с помощью нетрадиционной техники....
Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»
Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...
Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...
Рисование солью нетрадиционная техника рисования в старшей группе
Занятие для старшей группы нетрадионная техника рисования...
Конспект открытого занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Золотой луг. Рисуем одуванчики»
Цель: формировать навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом; учить рисовать, используя технику рисования ватными палочками; учить дополнять движением кисти дорисовывать мелкие детали изобража...