"Вереница праздничных чудес."
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Ромашова Марина Афиногентовна

Тема: "Вереница праздничных чудес"

 

Программное содержание.

  1. Расширять представления детей о русской народной одежде, деталях русского костюма, способов украшения.
  2. Развивать интерес к изучению истории Отечества, его культуре.
  3. Закрепить знания детей о ручной набойке, как об одном из видов искусства.
  4. Закрепить умение детей создавать узор из различных элементов (листьев, цветов) способом ручной набойке, используя манерки с изображением растительного орнамента.
  5. Учить детей задумывать красивый необычный узор платка, подбирая красивые сочетания.
  6. Развивать художественный вкус, творческие способности детей.
  7. Помочь детям сделать открытия: все прекрасные платки - это произведение искусства.

Материал.

  1. Мольберты.
  2. Манерки с элементами растительного орнамента, из сырого картофеля.
  3. Гуашь шести цветов на выбор детей.
  4. Платки (ткань) 60х60 см для выполнения работ.
  5. Записи русской народной музыки.
  6. Платки с растительным орнаментом.
  7. Репродукции картин с изображением женщин в платках.
  8. Занятие проходит в музее «Русская изба».
  9. Палитра, салфетка, баночки с водой.

Предварительная работа.

  1. Моделирование элементов русского костюма.
  2. Рассматривание иллюстраций к книгам по истории Древней Руси.
  3. Рассматривание и беседа о павлопосадских платках.
  4. Детальное рассматривание кукол в народных костюмах.
  5. Изготовление отдельных элементов русского костюма (поясок, венец, передник)
  6. Задание на дом: поговорить со своими мамами и бабушками о том, какие платки они любят носить, почему. Принести по одному платку в музей «Русская изба».

Последовательный ход занятия.

Дети и воспитатель в русских народных костюмах ждут гостей, встречаем с хлебом-солью.

Воспитатель:

 Кто пришел на наши-то смотрины

           Ступит тот на подметенный чистый пол

                                           Увидит тот нарядную девушку

                                           Чисту, белу-пребелу красавицу.

Воспитатель: Милости просим гости дорогие! Здравствуйте! Проходите, садитесь пожалуйста.

- Ребята, посмотрите, какие прекрасные платки сегодня у нас в избе. Вам не кажется, что стало как-то теплее и уютнее от этой красоты? А знаете ли вы, что платок всегда был самым желанным подарком для русской женщины? Ухаживал ли парень за девушкой, возвращался ли домой крестьянин с базара, справлялась ли свадьба или крестины, во всех случаях подарком выражались любовь, внимание к женщине. По древнему русскому обычаю голова женщины должна быть всегда покрытой. Когда наступал праздник и крестьянки собирались на гулянье, они вынимали из заветного сундучка свои платки и долго, любуясь перебирали их. Были там платки, которые одевали на сенокос, а иные только на большие праздники (Вынимаем несколько платочков из сундучка, определяемся с детьми в каком платке куда бы пошли и когда бы его одели. Достаем маленький платок)

- А вот с этим платочком мы поиграем.

Игра с платочком. Звучит русская народная мелодия.

- А это что за гостья к нам пришла? (Обращаясь к матрешке).

- Матрешка хочет что-то сказать (наклоняясь к ней). Она говорит, что тоже пришла на «смотрины», только вот ни как не может определиться какой платок ее лучше выбрать. (Подбираем платок для матрешки. Можно накинуть на нее платок синего цвета с цветами, потом красного, спрашивая, ребят, который больше подходит).

- Ребята, посмотрите, какие удивительные по цвету платки. Чем они украшены? Как расположен узор на платке? (в середине, по краям, в уголках) узор симметричный.

-Ребята, а хотели бы вы сами, как настоящие художники, создать платок для себя, ведь у нас с вами сегодня праздник «Смотрины».

- Художник, прежде чем начинает рисовать листья и цветы, придумывает композицию. Определить (спрашивая детей) последовательность выполнения узора: сначала надо найти серединку квадрата (платка) отметить ее; проверить, правильно ли она найдена, затем размещать цветы по углам, сторонам.

- Кто помнит, с помощью чего наносится узор на ткань? (Манерка). Не забывайте, что манерку надо аккуратно обмакнуть в краску и затем плотно прижать к ткани.

Прежде, чем заняться работой, мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Выполнение работ детьми (Звучит русская народная мелодия) в процессе работы поощрять яркость, красочность, необычность узора на платочке.

Анализ работ.

Рассматривание платочков, выбор лучшего. Привлечь к анализу работ матрешку: «Я бы выбрала вот этот платок, потому что он самый красивый, нарядный, праздничный».

- Молодцы, после работы на Руси водили хороводы. Мы тоже знаем хоровод «На горе то калина», но пока наши платочки сохнут, мы с вами будем танцевать вот в этих нарядных платочках (Раздать настоящие платки).

Итог занятия.

- Вот и закончились наши смотрины, а наряд сложим в сундучок до широкой Масленицы. (Открываем сундучок, а там шоколадные медальки всем детям).

-Мы с вами были настоящими мастерами, расписали великолепные платки. Ваши платки тоже произведения искусства. Значит, наши ручки умелые сотворили чудеса.

 «Говорят у россиян руки не простые

                                             Говорят, у россиян руки золотые

Слава всем мастерам да умельцам

  Что вложили в них душу и сердце!

       Слава выдумке скромной, да броской

 И земле нашей Нижегородской!»

 

На заключительном этапе работы мы провели контрольную диагностику (см. стр. 39, Таблица), где проверялись выдвинутые предложения на том же материале, по методике, которая использовалась перед началом опытно- экспериментальной работы. В повторной диагностике мы поставили задачу выявить, как изменился уровень сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы.

В первом задании «Ярмарка» была поставлена цель: определить уровень знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Анализируя полученные данные можно отметить следующее: общий уровень детей повысился, кроме Васи (средний уровень), тогда как в первоначальной диагностике с этим заданием справились только Настя и Света (высший уровень). С незначительными отклонениями в этом задании Аня, Юля, Люба, Дима, Даша (средний уровень); у Васи был уровень ниже среднего.

Во втором задании «Нарисуй орнамент» была поставлена цель: определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов различных геометрических формах. В этом задании высшего уровня достигли Настя, Аня, Света, Люба, Дима, Даша (в первоначальной диагностике у них был средний уровень), а Вася и Юля достигли среднего уровня (в первоначальной диагностике уровень был ниже среднего).

В третьем задании «Укрась ткань» была поставлена цель: определить уровень умения украшать силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла. Результаты третьего задания показали, что высшего уровня достигли Настя и Света (в первоначальной диагностике был средний уровень), на среднем уровне остались Дима и Даша. Аня, Люба, Вася, Юля с уровня ниже среднего поднялись на средний уровень.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздничное мероприятие «Страна чудес, страна талантов»

Праздничное мероприятие, на котором дети показывают все свои таланты...

Праздничное мероприятие "Поле Чудес"

Создание праздничного настроения детям и их родителям.В ходе праздника всех ждут весёлые игры, песни и танцы....

Дидактический игровой комплекс "Вереница"

Дидактический игровой комплекс "Вереница"...

Сценарий праздничного утренника в старшей группе «ПРАЗДНИЧНЫЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕДАЧ 8 МАРТА»

Сценарий праздничного утренника 8 марта для старшей группы....

Сценарий праздничного шоу к 8 Марта "Круговорот чудес" для детей подготовительной группы

Утренник проходит на основе праздничных выпусков знакомых телепередач в гостях у детского сада....