Анализ уровня владения детьми младшего дошкольного возраста графическими навыками (из опыта работы)
материал по рисованию (младшая группа) на тему

Яковлева Екатерина Васильевна

Приведены результаты исследования уровня сформированности графических навыков у детей в младшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задача: проанализировать уровень владения детьми графическими навыками (сформирован, выполняет без ошибок; допускает ошибки; не сформирован).

В исследовании принимало участие подгруппа детей 2-й младшей группы в количестве 6 человек (4девочки, 2 мальчика).

Ребятам было предложено повторить рисунок (горизонтальная линия – «Красивая дорожка», вертикальная линия – «Цветная ленточка», окружность – «Бублик») на своем листе карандашом любого цвета, на выбор. Во время исследования обращалось внимание на то, как ребенок держит карандаш, как начинает движение руки с карандашом, силу нажима, уверенность и плавность в линиях. Результаты первоначального этапа приведены в Таблице 1.

1 навык: правильно держат карандаш из 6 детей только 2 (Кристина и Ксюша); Родион берет карандаш близко к отточенному концу и во весь кулак, исправляет после показа; Антон держит слишком далеко от отточенного края, после словесного напоминания, исправляется; Маша держит практически у верхнего края, но 3 пальцами, после словесного напоминания, исправляется; Варя держит всем кулачком, после показа исправить не может, необходимо помочь своей рукой (пояснить).

2 навык: у 3 детей не сформирован – Варя и Антон ведут карандаш по отношению к бумаге сверху, а не наклонно, держа руку навесу, в воздухе, а Родион еще и проводит линию снизу вверх – у всех линии неуверенные, со слабым нажимом. У остальных 3 есть ошибки – Кристина и Ксюша правильно кладут ребро ладони на стол, ведя руку сбоку от проводимой линии, но линии неуверенные, со слабым нажимом, а Маша рисует снизу вверх. У всех ребят линии еще хаотичные.

3 навык: все 6 ребят допускают ошибки – у Вари и Антона рука с карандашом находится сверху проводимой линии, Родион держит ладонь с карандашом навесу, не поддерживая бумагу, Кристина, Маша и Ксюша практически все делают правильно, но держат руку сбоку, а не снизу от проводимой линии. У всех ребят нажим слабый, неуверенный.

4 навык: сформирован только у Кристины, остальные ребята рисуют неуверенно, прерываясь, не соблюдая округлую форму (овалы, с углами, не доводят до конца), Варя рисует полудуги, а Родион – волнистые линии.

Таблица 1

 Сформированность графических навыков у детей 2-й младшей группы на констатирующем этапе

Ф.И. ребенка

Графические навыки по программе

Навык держания карандаша

Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных линий

Навык положения руки с карандашом при рисовании  горизонтальных линий

Навык рисования округлых форм

Между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не держать близко к отточенному концу.

Рука опирается на стол ребром ладони, движется сбоку от проводимой линии, сверху вниз, ведя карандаш перпендикулярно линии, по отношению к бумаге – наклонно.

Рука внизу листа, перпендикулярно проводимой линии, движется слева направо проводимой линии, рука опирается предплечьем до локтя на стол

Движение плавное, неотрывное, равномерно закругленное, без лишнего нажима, разнонаправленное движение руки (лева направо и справа налево)

Ксюша

Сформирован

Допускает ошибки

Допускает ошибки

Не сформирован

Маша

Допускает ошибки

Допускает ошибки

Допускает ошибки

Не сформирован

Родион

Не сформирован

Не сформирован

Допускает ошибки

Не сформирован

Антон

Допускает ошибки

Не сформирован

Допускает ошибки

Не сформирован

Кристина

Сформирован

Допускает ошибки

Допускает ошибки

Сформирован

Варя

Не сформирован

Не сформирован

Не сформирован

Не сформирован

На основании анализа полученных данных можно увидеть, что ни у одного ребенка не сформированы все 4 навыка и требуется дополнительная работа по исправлению ошибок.

2-я часть. Провести 5-6 занятий по формированию графических навыков с учетом полученных результатов и перспектив освоения программы.

Для развития мелкой мускулатуры пальцев в свободной деятельности детям давались пальчиковые упражнения и игры, игры с прищепками, перекатывания между пальцами карандаша (шариков), а также проводились игры с сыпучими и мелкими материалами (мозаика, фасоль и др.), игровые задания по застегиванию-расстегиванию пуговиц (замочков).

Для формирования графических навыков у детей проводились следующие простейшие графические упражнения, которые должны способствовать не только развитию мелкой моторики и координации движений руки, но и развитию зрительного восприятия и внимания:

  • Прямые горизонтальные и вертикальные линии: «Идет дождик», «Ступеньки для лесенки», «Цветные дорожки», «Привяжем веревочки к шарикам», «Палочки для флажков», «Зеленая травка», «Цветные ленточки»;
  • Ритмичные круговые движения: «Цветные клубочки», «Соберем веревочку», «Яркие мячики», «Бублики»;
  • Раскрашивание рисунков.

При проведении данной работы были использованы не только словесные указания, но и исправления действенным путем, особенно на первых порах, когда закреплялся навык держания инструмента, чтобы у ребенка сформировалось как зрительное, так и кинестетическое представление о том, как надо держать карандаш и кисть при рисовании. При показе движения обращалось внимание детей как на характер движения, так и на состояние движущейся руки: доступными словами объяснялось, что при рисовании вертикальных и горизонтальных линий рука располагается по разному.

Чтобы научить детей держать карандаш и при этом не напрягать пальцы рук, мы объясняли детям в начале занятия, что нужно подвигать кистью руки, держа карандаш, сверху вниз и слева направо, поднимая и опуская указательный палец, лежащий вдоль карандаша. Это позволяло помочь малышам расслабить пальцы и держать карандаш свободно.

При показе способов закрашивания рисунков, мы акцентировали внимание детей на том, что движения у линии контура должны быть неторопливыми и осторожными, двигаться должна не вся кисть, а только пальцы рук. А вот при закрашивании середины рисунка ребята могут уже делать более быстрые и размашистые движения всей кистью, чтобы не переходить за контур.

Под округлой формой в нашем исследовании понималось изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

Конспекты некоторых занятий приведены в Приложении 1.

Образцы рисунков к занятиям приведены в Приложении 2.

3-я часть. Проанализировать повторно графические навыки у детей и сравнить их с первоначальными.

После проведенной работы по формированию графических навыков у детей был проведен контрольный анализ. Ребятам было предложено то же задание, что и на констатирующем этапе.

Результаты можно проследить в Таблице 2, проанализировав которую можно утверждать, что работа проводилась эффективно.

Из 6 детей у 2 (Кристина и Ксюша) все рассматриваемые навыки были сформированы, дети рисовали уверенно и с удовольствием, меняя цвета карандашей по ходу рисования, карандаш в руке держали твердо, поясняли свои рисунки («Это ленточка для моего шарика.), старались дополнить их другими изображениями. Девочки активно занимаются рисованием дома, в свободной деятельности также очень часто садятся в уголок изодеятельности.

Таблица 2

Сравнительный анализ сформированности графических навыков у детей 2-й младшей группы на констатирующем и контрольном этапах

Ф.И. ребенка

Графические навыки по программе

Навык держания карандаша

Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных линий

Навык положения руки с карандашом при рисовании  горизонтальных линий

Навык рисования округлых форм

В 1 ч работы

Во 3 части

В 1 ч работы

Во 3 части

В 1 ч работы

Во 3 части

В 1 ч работы

Во 3 части

Ксюша

Сформирован

Сформирован

Допус-кает ошибки

Сформирован

Допус-кает ошибки

Сформирован

Не сформирован

Сформирован

Маша

Допус-кает ошибки

Сформирован

Допус-кает ошибки

Допус-кает ошибки

Допус-кает ошибки

Сформирован

Не сформирован

Допус-кает ошибки

Родион

Не сформирован

Допус-кает ошибки

Не сформирован

Допус-кает ошибки

Допус-кает ошибки

Сформирован

Не сформирован

Допус-кает ошибки

Антон

Допус-кает ошибки

Сформирован

Не сформирован

Сформирован

Допус-кает ошибки

Сформирован

Не сформирован

Допус-кает ошибки

Кристина

Сформирован

Сформирован

Допус-кает ошибки

Сформирован

Допус-кает ошибки

Сформирован

Сформирован

Сформирован

Варя

Не сформирован

Допус-кает ошибки

Не сформирован

Сформирован

Не сформирован

Сформирован

Не сформирован

Допус-кает ошибки

Только 2 детей (Варя и Родион) берут неправильно карандаш, но после словесного напоминания, поправляют пальцы правильно, чтобы указательный был сверху (навык не был сформирован).

Вертикальные линии все дети рисуют уверенно, линии четкие, руку с карандашом ведут сбоку вдоль проводимой линии, сверху вниз. Только 2 ребят (Родион и Маша) теряют направление движения («линии убегают»).

Горизонтальные линии все ребята (6 чел.) рисуют правильно, навык сформирован.

Навык рисования округлых линий сформировался только у 2 ребят (Ксюша и Кристина), причем Кристина и раньше рисовала круги хорошо, а все остальные не справлялись с этим заданием. После проведенных занятий 4 ребят стали рисовать «бублики» почти соблюдая форму. Родион рисует неуверенно, не успевая остановить карандаш (продлевая линию дальше). Антону не удается вести линию, плавно закругляя, но соблюдая нажим (некоторая «угловатость»). Варя проводит округлые линии не спеша, с остановками, появляются «углы», особенно при направлении движения справа налево. Маша практически все делает правильно, при проведении округлых линий проводит повторно несколько раз.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает эффективность дополнительной работы по формированию графических навыков: не только запланированных занятий по художественно-эстетическому развитию, но совместной с детьми работы в нерегламентированной деятельности: «дорисовывание» линий, раскрашивание рисунков, пальчиковая гимнастика, различные настольные игры с сыпучими и мелкими материалами – позволяют укрепить моторику пальцев рук, развивают зрительно-пространственные отношения. Очень важным моментом являлся тот факт, что ребята видели, как изменяется результат их работы с каждым разом, и многие просили бумагу еще, чтобы нарисовать для дома. Не менее важным было напоминание о правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это позволяло не допускать физического утомления детей во время рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по ИЗО на тему: "Особенности работы по изодеятельности с детьми младшего дошкольного возраста"

Детское изобразительное творчество я понимаю как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, отражение, которое построено на работе воображения, на отобра...

Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста по ОБЖ (из опыта работы)

Беседы с детьми о правилах поведения на улице и дома...

Доклад+презентация "Особенности организации подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста на прогулке: из опыта работы"

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество ...

Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных форм работы «Следствие ведут знатоки. Репка деда»

Материал рассчитан на детей второй младшей группы. Используются элементы ИКТ и нетрадиционной формы работы...

Презентация «Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию» (из опыта работы)

В презентации предложен опыт работы с детьми с нарушениями речи .«Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию»...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...