"Удивительная Хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnaya_hohloma.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Удивительная хохлома»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тема мероприятия: «Украшение посуды».
Цель и задачи мероприятия:
Цель НОД: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративно-прикладное творчество.
Задачи:
-учить самостоятельно составлять композицию на посуде ( ложки, тарелки, кружки), используя элементы хохломской росписи, ее колорит,
растительно-травный орнамент;
-закреплять знания детей о хохломской росписи: истории возникновения, технологии изготовления, об основных элементах хохломской росписи, цветовой гамме;
-формировать технические навыки — умело пользоваться кистью ( рисовать кончиком кисти, держа ее в вертикальном направлении), всей кистью (свободно двигать в разных направлениях), тычком;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-активизировать воображение, прививать художественный вкус;
-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа:
Беседа о хохломской росписи, рассматривание образцов, иллюстраций, чтение художественной литературы.
Педагогические средства и оборудование:
иллюстрации,
предметы с хохломской росписью,
силуэты хохломских ложек, ваз, подносов,
гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой,
мультимедийная установка, музыкальный центр, музыкальное сопровождение: «Наша хохлома» Ю.Чичков, Детский хор, «Звезда Россия-Хохлома» Ю. Таран, «Барыня»- русская народная мелодия,
«Танси-полька» - русская народная мелодия.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться — доброе утро.
Доброе утро солнцу и птичкам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Ведь доброе утро длится до вечера.
(воспитатель и дети дарят друг другу хорошее настроение,
улыбаясь друг другу).
Воспитатель: Ребята, ко мне приехали друзья из-за границы. Мои гости скоро уезжают и хотят увезти что-нибудь на память о России . Вы же знаете, что из других стран привозят сувениры. Такие, каких нет в других странах.
А наша Россия давно славится народными художественными промыслами.
И наши гости решили увезти хохломскую посуду. А я не могу ее найти…
Вот в этом сундуке (обращает внимание детей на экран ( слайд)
множество предметов художественных промыслов. Как же мне в них разобраться и найти Хохлому? Поможете мне это сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда давайте попросим наш сундучок открыться.
Сундучок, сундучок открывай-ка свой бочок!
Игра «Путаница». Ход игры.
Показ слайда: - Ребята, это хохломская роспись?
Дети: - Нет, это городецкая роспись!
Воспитатель: - Скажите, какая это роспись?
Дети: - Гжель.
Воспитатель: - Что за роспись появилась на экране?
Дети: - Дымковская роспись!
Воспитатель: А что это за роспись?
Дети: Это тарелка с хохломской росписью!
Воспитатель: Спасибо дети, что помогли разобраться с народными промыслами. Поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая. Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы (стол, стул и изделия).
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо люди-мастера!
Хохлома! - Какое странное и веселое слово.
В нем слышится и восхищение - Ох! и восторженное - Ах!
Давайте вспомним, как же оно начиналось это удивительное хохломское художество? Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зарядился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном крае все делалось из дерева. Деревни, где точили. окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается, это совсем не просто.
Внимание! Мы с вами на экране посмотрим процесс изготовления хохломских изделий ( презентация):
1. Вытачивание изделий на станке.
2. Вгонка (грунтовка, обмазывание глиной).
3. Шлифовка посуды. Протирание наждачной бумагой.
4. Шпаклевка и покрытие посуды специальным слоем для деревянных поверхностей.
5.Лужение ( обмазывание оловянным порошком, чтобы изделие сначала стало серебряным, а потом, под олифой, золотым).
6.Закаляют в очень жаркой печи, под воздействием температуры лак желтеет. Тогда появляется этот восхитительно медово-золотой цвет.
Отсюда и название — «Золотая Хохлома».
Золотая, потому что все предметы блестят как золото.
Ребенок: Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют Хохломой!
Воспитатель: Какие цвета используют мастера?
Дети: Красный, желтый, черный, зеленый.
Воспитатель: Дети, посмотрите на посуду и скажите, какими узорами мастера украшают свои изделия?
Дети: Листочки, ягодки, завитки, точечки, кустики, веточки, цветы, растительный узор.
Воспитатель. А все вместе получается золотая хохлома.
Думаю, что наши гости с радостью взяли бы на память сувениры из Хохломы. Но, ребята, не знаю, как нам быть?
Ведь с экрана тарелку гостям не подарить?
Воспитатель: А может, мы с вами попробуем превратиться в мастеров хохломской росписи и распишем наши ложки, вазы, чашки и тарелки? Выберите заготовку, которую вы будете расписывать и пройдите на свои места (детям предлагается на выбор: тарелки, ложки, вазы, кружки).
-Как нужно рисовать травку и завитки?
Дети: Концом кисти тонкой, держа кисточку вертикально, чередуя цвета.
Воспитатель: Что мы можем использовать для рисования ягод?
Дети: Кисть, тычок.
Воспитатель: Обратите внимание на расположение орнамента
(тарелка – по кругу, ваза - по изогнутой линии). Будьте внимательны в выборе цветовой гаммы. Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для своей посуды.
Скажем волшебные слова: «Ну-ка, краски, мастера, за работу вам пора!». Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
( Самостоятельная изобразительная деятельность детей за столами)
Воспитатель: Сядем рядком, посидим ладком.
Спинки ровные, прямые, мы - ребята удалые.
Включу музыку народную, она в работе помогает и настроение поднимает. На доску я повесила все элементы хохломской росписи, чтобы вам легче было составлять узор.
(Дети расписывают заготовки - посуду, используя элементы хохломского узора.) Оказываю детям необходимую помощь в индивидуальном порядке. Главное правило при составлении узора - элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно. Через 10 минут самостоятельной работы –
физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, | «Надуть» живот, правую руку ставить на пояс |
Очень важный, как начальник. | Левую руку изгибать как носик чайника |
Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. | Приседать, одна рука на поясе |
Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. | Кружиться, рисуя руками круг |
Вот серебряные ложки, | Потянуться, руки сомкнуть над головой |
Вот пластмассовый поднос Он посуду нам принес. | Сделать большой круг |
Заключительный этап.
Воспитатель: Прошу всех мастеров принести готовые работы, повесим на доску. Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
Ай, да, рукодельницы! Ай, да, мастера!
Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.
(дети рассматривают работы, любуются, анализируют).
Воспитатель: Какая работа вам больше нравится? Почему?
Дети:- А мне нравится...
Воспитатель: Понравилось вам занятие?
Что нового вы узнали? Узнали вы что-нибудь, чего не знали раньше?
Узнали вы что-нибудь, что вас удивило? Что вам понравилось больше всего?
Вы расскажете мамам и папам? Спасибо за вашу работу, мастера!
Воспитатель: Роспись Хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.
Ребята, мои гости из-за границы заказали 5 подарков, а у нас получилось намного больше. Я предлагаю остальные подарки подарить вашим родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.
Презентация проекта, развлечение....
Презентация " Удивительная Хохлома"
Презентация к занятию "Удивительная Хохлома"...
Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»
Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...
«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»
Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...
ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...