Программа "Чудесный песочек"
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Особенно с песком любят играть дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chudesnyy_pesochek.docx | 85.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка – детский сад №89» г.Сыктывкара
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
Протокол № ___
от «__» _________ 20____г.
УТВЕРЖДАЮ: Директор
МАДОУ «ЦРР- детский сад № 89»
________________Рымарчук В.Б Приказ №______ от «____» ________ 20___г.
Рабочая программа
обеспечивающая реализацию дополнительной
общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности
«Чудесный песочек»
для детей дошкольного возраста
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Керимов Людмила Александровна
Воспитатель
Сыктывкар, 2016г.
Содержание:
- Пояснительная записка 3-7 стр.
- Учебно-тематический план 8-10 стр.
- Содержание изучаемого курса 11-46 стр.
- Учебно-методическое обеспечение 47 стр.
- Список литературы 48-49 стр.
- Приложение 50-55 стр.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Особенно с песком любят играть дети.
Преимущества использования метода песочного рисования Sand-art (О.Н.Никитина)
- Простота.
Заниматься рисованием на песке можно без специального обучения.
- Красота, оригинальность.
Вызывает интерес, развивает любознательность, творческую активность.
- Пластичность.
С помощью песка можно легко менять детали изображения несколько раз на одной и той же поверхности.
- Оздоровление.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование идёт двумя руками). Рисование способствует снятию эмоционального напряжения, расслаблению, приобретению навыков релаксации.
Условия реализации программы:
Данная программа построена с учётом ФГОС ДО и ФГОС НОО и базируется на принципах дошкольного образования:
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
- Уважение личности ребёнка.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становиться активным в выборе содержания своего образования.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Интеграция образовательных областей.
Настоящая Программа разработана с учетом современных требований педагогики, психологии, физиологии на основе методики О.Н.Никитиной «Метод Sand-Art». Ресурсы рисования песком. Песочные истории. Санкт-Петербург, 2012г.
Цель – создание условий для вовлечения дошкольников в мир песочных фантазий, овладение техникой рисования песком на световой поверхности и лепкой из кинетического песка, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.
Задачи:
Обучающие
Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком и на песке;
Учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма и симметрии;
Учить рисовать: пальцем, ладонью, кулачком, использовать обе руки одновременно.
Развивающие
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей; Развивать способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные
Овладение навыками общения;
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату.
Программа ориентирована на принцип интеграции образовательных областей и предполагает:
«Художественно-эстетическое развитие» - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
«Социально-коммуникативное» направленно на развитие и взаимодействие ребёнка с взрослым и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, позитивных установок на творчество.
«Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира.
«Речевое развитие» включает владение речью как средством общения между людьми.
«Физическое развитие» - развитие мелкой моторики рук, координация движений. Активизация волевой сферы. Формирование правильной осанки.
Категория обучающихся: дошкольники от 3 до 7 лет
Группа – от 5 до 8 детей
Режим занятий: 1 раз в неделю – младшие дошкольники 15 минут, старшие дошкольники 25 минут.
Сроки реализации РП – 2 года
Форма подведения итогов:
В конце учебного года проводится итоговое мероприятие – показательное занятие для родителей, сверстников;
Для определения результативности учебного процесса разработана и прилагается диагностика навыков у детей (приложение №1).
Ожидаемый результат:
- развитие плавности, изящества и точности движений;
- умение работать кистью и пальцами обеих рук;
- скоординированность действий руки и глаза;
- овладение техническими умениями: регуляции силы и амплитуды движения руки при рисовании;
- ритмичность, умение изменять размах и направление движение руки при рисовании;
- овладение техникой построения различных объёмных построек из песка, сочетание линий, цвета и тени;
- гармонизация психоэмоционального состояния детей.
Условия организации занятий с песком с дошкольниками проводится в соответствии с САНПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. №26.
- Создание доброжелательной и творческой атмосферы.
- Моделирование занятий исходит из индивидуального интереса ребёнка.
- Образовательная деятельность выстраивается с использованием игровых технологий, направленных на развитие творческих способностей.
- Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них больше свободы движения.
- Планшеты должны лежать на столах, на которых дети могут расположить вспомогательные материалы.
- Все принадлежности для занятий необходимо размещать в пластмассовых контейнерах.
- Материалы, которые не используются в данный момент, лучше убрать в специальный ящик.
- Следует запретить использовать предметы, которые могут оцарапать стекло светового планшета.
- Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Взрослым, проводящие занятие, должны немедленно вмешаться.
- Песок время от времени следует очищать, просеивать песок через сито.
- После занятий лоток рекомендуется закрыть специальной крышкой.
2.Учебно-тематический план
1 год обучения
Тематика занятий | Количество | Время | |
1 | Знакомство с песком | 2 | 40 минут |
2 | Путешествие в мир эмоций (я радуюсь, я злюсь, я боюсь, я горжусь) | 1 | 20 минут |
3 | Линии, точки, круги на песке | 2 | 40 минут |
4 | Рисуем волшебные картинки | 1 | 20 минут |
5 | Звуки природы | 2 | 40 минут |
6 | Животный мир | 2 | 40 минут |
7 | Зайка на лужайке | 2 | 40 минут |
8 | Посмотрите, это я! | 2 | 40 минут |
9 | Солнышко лучистое | 1 | 20 минут |
10 | Зимние узоры | 2 | 40 минут |
11 | Новогоднее настроение | 2 | 40 минут |
12 | Город | 2 | 40 минут |
13 | Рисуем музыку | 2 | 40 минут |
14 | Цветочные фантазии | 2 | 40 минут |
15 | Волшебный лес | 2 | 40 минут |
16 | Теремок | 2 | 40 минут |
17 | Деревья и кустарники | 2 | 40 минут |
18 | Морское чудо | 1 | 20 минут |
19 | Вот так чудо! | 1 | 20 минут |
20 | Строим замок из песка | 2 | 40 минут |
21 | Вечерний город | 2 | 40 минут |
22 | Домик в деревне | 1 | 20 минут |
23 | Мои любимые сказки | 1 | 20 минут |
24 | Сочини и расскажи | 1 | 20 минут |
Всего: | 36 занятий | 15 часов |
2 год обучения
Тематика занятий | Количество | время | |
1 | Волшебство искусства Sant Art | 2 | 1 час |
2 | Путешествие в мир эмоций (я радуюсь, я злюсь, я боюсь, я горжусь) | 1 | 30 минут |
3 | Осенний вальс | 2 | 1 час |
4 | Ветер и солнце | 1 | 30 минут |
5 | Обитатели моря | 2 | 1 час |
6 | Животный мир | 2 | 1 час |
7 | Сказочные герои | 2 | 1 час |
8 | Я и мои друзья | 1 | 30 минут |
9 | Моя семья | 2 | 1 час |
10 | Зимние узоры | 2 | 1 час |
11 | Новогоднее настроение | 2 | 1 час |
12 | Город сновидений | 1 | 30 минут |
13 | Рисуем музыку | 2 | 1 час |
14 | Цветочные фантазии | 2 | 1 час |
15 | Городской пейзаж | 1 | 30 минут |
16 | Сельский пейзаж | 2 | 1 час |
17 | Горный пейзаж | 2 | 1 час |
18 | Морские напевы | 1 | 30 минут |
19 | Вот так чудо! | 1 | 30 минут |
20 | Строим замок из песка | 1 | 30 минут |
21 | Вечерний город | 1 | 30 минут |
22 | Избушка для Бабы-Яги | 1 | 30 минут |
23 | Мои любимые сказки | 1 | 30 минут |
24 | Сочини и расскажи | 1 | 30 минут |
Всего: | 36 занятий | 18 часов |
3.Содержание изучаемого курса
Предусматривается три цикла:
- 1-й – знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;
- 2-й – сюжетное рисование;
- 3-й – лепка фигур из песка.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребёнка.
В процессе обучения дошкольники учат формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательности.
Для воплощения замысла используется определённое количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребёнком, остальные детали прорисовываются дополнительно.
Данная техника предусматривает:
- развитие плавности, изящества и точности движений;
- умение работать кистью и пальцами обеих рук;
- координации руки и глаза;
- овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определённая амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.
Каждое занятие с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми, проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
Вводная часть предусматривает использование музыкальных произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, что будут рисовать. Проведение развивающих игр и совершенствование техники рисования песком.
Основная часть – непосредственная деятельность детей за световыми планшетами, где дети создают свои шедевры согласно тематике занятия. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, линии, геометрические фигуры, добавляя или убирая песок, для передачи насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур, сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу;
В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество. Выделяется главная фигура, задуманная ребёнком, остальные детали прорисовываются дополнительно.
Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок тёмным, светлым, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке своё настроение, чувства и мысли.
Наибольшую эффективность работы по данной программе даёт способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Обязательным является проведение физкультминутки.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния. Релаксация, самомассаж.
1 год обучения
дата | Тема | Цель | Методы и приёмы | Работа с родителями | Развивающая среда |
1 | Знакомство с песком | Познакомить детей с песочницей. Закрепить и систематизировать знания о природном материале - песке. Развивать интерес к играм с песком. Создать у детей радостное настроение | Показ Беседа Мастер-класс Самостоятельная деятельность | Анкетирование родителей | Песочница, кукла Фея. |
2 | Знакомство с песком | Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. Создать положительный эмоциональный настрой. Развивать диалогическую речь. Воспитывать аккуратность. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие напряжение рук. | Показ Беседа Мастер-класс Самостоятельная деятельность | Рекламный буклет для родителей | Видео «Песочная анимация» Песочница, салфетки |
3 | Путешествие в мир эмоций | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле с помощью пальцев. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать линии разные по характеру, передавать своё настроение, используя точку и линию, как средство выразительности. Рисунок наносить ритмично под музыку. Снятие тонуса ладоней. | Показ Беседа Мастер-класс Самостоятельная деятельность | Индивидуальные беседы | Планшеты песочные Музыка Чайковского Кисти для пальчиков |
4 | Линии, точки круги на песке «Листопад» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Закрепить умение равномерно наносить песок, изображая деревья с помощью линий песком и прорисовывая линии по поверхности песка. Нанесение листьев всеми пальцами одновременно. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала. | Беседа о технике исполнения Просмотр видео сказки «Волшебный песочек» Эксперименты | Фоторепортаж на сайте ДОУ | Планшеты песочные Презентация «Листопад» |
5 | Линии, точки круги на песке «Дождик и солнышко» | Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Учить передавать свои эмоции с помощь линий и движения. Учить рисовать двумя руками одновременно. Снятие тонуса кистей рук. | Беседа Игра «Найди ошибку» Рассматривание новых материалов для рисования Рассказ детей о рисунке | Консультация «Особенности рисования песком» | Планшеты песочные Презентация «Солнышко и дождик» Песня «Солнечный дождь» |
6 | Рисуем волшебные картинки | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес к песочной анимации. Снятие эмоционального напряжения. Использование формочек, камней, фигурок для деятельности. Закрепить умение передавать настроение с помощью выразительных средств: линии, пятна, точек. Развитие мелкой моторики рук. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «На что похоже?» Рисование в парах и анализ работ | Создание родителями видео «Звуки природы» | Видеоролик «В мире сказки» Планшеты Цветной песок |
7 | Звуки природы | Показать способы изменения образа путём добавления деталей. Создание композиции с учётом ритма музыки. Закрепить умение равномерно наносить песок на экран. Учить планировать деятельность и анализировать в конце занятия. Снятие тонуса кистей рук. | Показ Беседа Мастер-класс Самостоятельная деятельность | Рекламный буклет для родителей | Планшеты Карточки Трафареты Компьютер Смарт-доска |
8 | Звуки природы | Познакомить со свойствами кинетического песка. Учить лепить из целого куска песка, закрепить умение формировать гору. Погружать руки в песок под музыку. Развитие координации движения. Снятие напряжение рук. | Беседа о технике исполнения Просмотр видео сказки «Волшебство леса» Эксперименты с природным материалом Рассказ детей и педагога | Фоторепортаж на сайте ДОУ | Планшеты Диски с музыкой Природный материал |
10 | Животный мир Медвежата | Снижение психофизического напряжения. Закрепление рисования линий всеми пальцами. Развитие чувства спокойствия, путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроения. Научить передавать шерсть животного. Развивать мелкую моторику. | Чтение отрывка из рассказа Е.Чарушина «Медвежата» Беседа о способах рисования Рассказ ребёнка о своей деятельности | Консультации | Песочница, салфетки. Мультфильм «Маша и медведь» | |||||
10 | Животный мир Птицы улетают на юг | Познакомить детей с новым приёмом рисования: прорисовывание крыльев всеми пальцами. Использовать мелкие ветки для рисования клюва и выкладывания лапок. Развивать точность движения руки, глазомер. Воспитывать ловкость, доброжелательность, выносливость. | Игра «Найди ошибку» Рассказ педагога и чтение стихотворения Слушанье музыки Приём точных установок | Мастер-класс для родителей «Рисуем вместе» | Песочница, салфетки. Презентация «Подводный мир» | |||||
11 | Зайка на лужайке | Познакомить детей с новым приёмом рисования: насыпные фигуры песком с помощью пальцев и кулачка. Использовать палочки для рисования и выкладывания лапок. Развивать точность движения руки, глазомер. Воспитывать ловкость, доброжелательность, выносливость. | Беседа о технике исполнения Просмотр видео сказки «Заюшкина избушка» Эксперименты с природным материалом Рассказ детей и педагога | Индивидуальные консультации | Компьютер Видео «Заюшкина избушка» | |||||
12 | Зайка и лиса на лужайке | Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки. Учить способам обследования. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. Превращать фигуру зайца в лису, дорисовывая песком. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «На что похоже?» Рисование в парах и анализ работ детьми Исправление ошибок | Кинетический песок Фигурки животных | ||||||
13 | Посмотрите, это я! | Снижение психофизического напряжения. Развитие чувства тревоги путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение Развивать мелкую моторику. | Беседа о технике исполнения Просмотр видео «Маленький принц» Эксперименты с песком и трафаретами | Участие родителей в создании коллекции карточек с эмоциями для игр с песком | Зеркала Планшеты | |||||
14 | Солнышко лучистое | Расширять представления детей об окружающем мире природы. Обогащать игровой опыт. Развивать творческую активность и самостоятельность, коммуникативные навыки, тактильную чувствительность. Показать способы изменения образа путём добавления мелких деталей. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «На что похоже?» Показ педагогом и анализ работ детей | Фоторепортаж на сайте ДОУ | Схемы | |||||
15 | Солнышко лучистое Настроение | Расширять представления детей об окружающем мире природы. Обогащать игровой опыт. Развивать творческую активность и самостоятельность, коммуникативные навыки, тактильную чувствительность. Показать способы изменения образа путём добавления мелких деталей. Изменять настроение образа, используя изображение мимики. | Показ Беседа Гимнастика для пальчиков Игра «Зеркальное рисование» Самостоятельная деятельность Анализ ребёнком | Выставка детских работ на сайте | Презентация «Солнышко лучистое» | |||||
16 | Зимние узоры | Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки. Учить способам обследования. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение располагать элементы узора с чередованием. | Игра «Настроение» Рассказ педагога и чтение стихотворения Слушанье музыки Приём мыслительного создания рисунка | Создание презентации арт-терапии с песком | Кинетический песок Формочки Палочки для рисования | |||||
17 | Зимние узоры | Снижение психофизического напряжения. Закрепление рисования линий всеми пальцами. Развитие чувства спокойствия, путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроения. Развивать мелкую моторику. | Игра «Найди ошибку» Рассказ педагога и чтение стихотворения «Зимушка хрустальная» Слушанье музыки Приём точных установок | Создание музыкальных заставок для презентаций «Зимушка - зима» | ||||||
18 | Новогоднее настроение | Формировать знания детей о свойствах сухого песка, об изменчивости его формы в зависимости от способа насыпания на экран. Учить способам обследования. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. | Беседа о технике исполнения Просмотр видео песочной анимации «Новогодняя сказка» Эксперименты с цветным песком | Коллекция открыток | ||||||
19 | Город Дома и деревья | Показать способы лепки из песка – использовать дополнительные инструменты (пластиковую карту). Учить способам обследования. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «На что похоже?» Приём наложения дополнительных материалов, для выразительности образа Рисование в парах и анализ работ | Консультация «Особенности лепки из песка» | Презентация «Наш город» Конструктор ЛЕГО | |||||
20 | Город С транспортом | Показать способ вытирания для создания здания на светлом фоне. Закрепление рисования линий всеми пальцами. Развитие чувства спокойствия, путем тактильных взаимодействий. Развивать мелкую моторику. Снижение психофизического напряжения. | Показ Беседа Мастер-класс старших детей Самостоятельная деятельность Просмотр на экране видео работ детей | Коллекция машин Лего Карточки и палочки для рисования | ||||||
21 | Рисуем музыку | Заинтересовать детей необычными изделиями из цветного песка. Способствовать возникновению положительных эмоций от рассматривания их. Познакомить с алгоритмом выполнения. | Показ Беседа Мастер-класс Слушанье музыки Самостоятельная деятельность Рассказ ребёнка | Рекламный буклет для родителей «Раскрепощение и спокойствие» | Презентация «Рисуем музыку» Рисунки старших детей | |||||
22 | Цветочные фантазии | Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить выход из проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. Способствовать возникновению чувства сопереживания. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Упражнения для мелкой моторики Рисование в парах и анализ работ | Участие родителей в мастер-классе | ||||||
23 | Цветочные фантазии | Показать способы изменения образов путём добавления деталей (бутоны, листья, стебли). Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, аккуратность в играх с природными материалами. Развивать навыки взаимодействия друг с другом | Игра «Измени рисунок» Рассказ педагога и чтение стихотворения «Фантазёр» Слушанье музыки Приём точных установок | Фоторепортаж на сайте | Кинетический песок Салфетки Элементы цветка – листья, цветы - формочки | |||||
24 | Волшебный лес | Развивать тактильную чувствительность, воображение. Развивать мелкую моторику, координацию движений. Заинтересовать детей необычными изделиями из цветного песка. Способствовать возникновению положительных эмоций от рассматривания их. | Беседа о технике исполнения Просмотр презентации «Волшебные деревья» Эксперименты с природным материалом Рассказ детей и педагога | Индивидуальные беседы | Песочница, салфетки. | |||||
25 | Волшебный лес | Расширять представления детей об окружающем мире природы. Обогащать игровой опыт. Развивать творческую активность и самостоятельность, коммуникативные навыки, тактильную чувствительность. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «Нити» Рисование и анализ работ детьми Исправление ошибок | Создание трафаретов | Презентация «Волшебный лес» Кисти на пальчик Сито планшеты | |||||
26 |
Теремок | Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. Способствовать возникновению чувства сопереживания. | Беседа о технике исполнения Просмотр видео «Теремок» Эксперименты с песком и трафаретами | |||||||
27 | Деревья и кустарники | Продолжать упражнять детей в технике рисования песком. Побуждать детей к творчеству, к поиску собственных решений. Развивать фантазию, глазомер, моторику рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «На что похоже?» Показ педагогом и анализ работ детей | Совместное творчество с родителями | Просмотр презентации «В лесу» | |||||
28 | Деревья и кустарники | Расширять представления детей об окружающем мире природы. Обогащать игровой опыт. Рисование обеими руками и прорисовывание одним пальцем. Развивать творческую активность и самостоятельность, коммуникативные навыки, тактильную чувствительность. | Показ Беседа Гимнастика для пальчиков Самостоятельная деятельность Анализ ребёнком | Консультация «Чем занять ребёнка дома?» | Слушанье музыки «Времена года» П.И.Чайковский | |||||
29 | Морские жители | Закрепить знания о свойствах песка. Развивать мелкую моторику рук, умение делать умозаключения. Использование дополнительных предметов для передачи настроение и обыгрывание рассказа о подводном мире. Воспитывать положительное отношение к исследовательской деятельности. | Игра «Повтори, как я!» Рассказ педагога и чтение стихотворения Слушанье музыки Приём мыслительного создания рисунка | Рекламный буклет для родителей «Раскрепощение и спокойствие» | Просмотр отрывка из мультфильма «Русалочка» | |||||
30 | Вот так чудо! | Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей. Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу действия. Воспитывать умение взаимодействовать | Игра «Найди ошибку» Рассказ педагога и чтение стихотворения Слушанье музыки Приём точных установок | Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка», дополнительный материал | ||||||
31 | Вот так чудо! | Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе». Развивать тактильно-кинетическую чувствительность. Способствовать повышению самооценки у детей. | Сравнительный анализ о образах из разного песка Рассматривание композиции Игра «Вопросы и ответы» Анализ деятельности | Создание развивающей среды «Деревья и кустарники для творчества руками родителей» | ||||||
32 | Строим замок из песка | Расширять знания детей об окружающем мире. Обратить внимание на то, что песок бывает разный, он нужен для жизни не только животным, но и людям. Развивать мыслительную и речевую активность. Формировать умение выслушивать друг друга, дополнять. | Беседа о технике исполнения Подбор материала для игры с пеком Индивидуальная работа Игровая деятельность Анализ работы | Индивидуальные беседы | Разные формы для песка Стеки | |||||
33 | Строим замок из песка | Закрепить, уточнить и систематизировать знания детей о песке. Вспомнить правила игры в песочнице. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность. Создать комфортный микроклимат в группе, радостное настроение у детей. Итоговая творческая работа. | Беседа Самостоятельная деятельность Игра «Исправь ошибку» Рассматривание новых материалов для рисования на сыром песке Рассказ детей о поделке | Рассказ педагога о деятельности детей | Формочки для вырезания Стеки Контейнеры для формочек палочки | |||||
34 | Вечерний город с транспортом | Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить выход из проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. Способствовать возникновению чувства сопереживания. | Показ Беседа Мастер-класс старших детей Самостоятельная деятельность Просмотр на экране фото работ детей | Беседа о создании фоторепортажа для семейного альбома | Круглый стол «Особенности рисования песком» | |||||
35 | Домик в деревне | Развивать и расширять представления детей об окружающем мире природы. Побуждать строить самостоятельно и по инструкции различные сообщества. Развивать тактильную чувствительность, произвольность, умение работать коллективно. | Показ Беседа Мастер-класс Слушанье музыки Самостоятельная деятельность Рассказ ребёнка | Кинетический песок Палочки и формочки для создания композиции | ||||||
36 | Мои любимые сказки | Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить выход из проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. | Беседа о способах рисования Слушанье музыки Беседа Рассказ ребёнка о своей деятельности | Консультация «Чем занять ребёнка дома?» |
2 год обучения
№ | Тема | Цель | Методы и приёмы | Работа с родителями | Развивающая среда |
1 | Волшебство искусства Sant Art | Познакомить детей с песочницей. Закрепить и систематизировать знания о природном материале - песке. Развивать интерес к играм с песком. Создать у детей радостное настроение. Учить экспериментировать с сыпучим материалом. | Показ Беседа Мастер-класс Самостоятельная деятельность | Анкетирование родителей | Световой планшет |
2 | Осенний вальс | Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать линии разные по характеру, передавать своё настроение, используя точку и линию, как средство выразительности. Рисунок наносить ритмично под музыку. Снятие тонуса ладоней. | Показ Беседа Мастер-класс Самостоятельная деятельность | Индивидуальные беседы | Планшеты песочные Музыка Чайковского Кисти для пальчиков |
3 | Осенний вальс | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес к песочной анимации. Закрепить умение передавать настроение с помощью выразительных средств: линии, пятна, точек. Развитие мелкой моторики рук. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «Близнецы» Рисование в парах и анализ работ | Создание родителями видео «Рисование песком» | Видеоролик «В мире сказки» Планшеты Цветной песок |
4 | Ветер и солнце | Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. | Показ Беседа Мастер-класс Самостоятельная деятельность | Рекламный буклет для родителей | Планшеты Карточки Трафареты Компьютер Смарт-доска |
5 | Обитатели моря | Учить работать с кинетическим песком. Выстраивать из формочек фигуры, передавать симметричные фигуры. Планировать предмет на столе и передавать его характерные особенности. | Беседа о технике исполнения Просмотр видео сказки «Морские жители» Эксперименты с природным материалом Рассказ детей и педагога | Фоторепортаж на сайте ДОУ | Планшеты Диски с музыкой Природный материал |
6 | Звуки природы | Снижение психофизического напряжения. Развитие чувства тревоги путем тактильных взаимодействий. Закрепить умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность стекла в ритме с музыкой. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение Развивать мелкую моторику. | Показ Беседа Мастер-класс Самостоятельная деятельность | Участие родителей в создании коллекции деревьев для игр с песком | Песочница, кукла Фея, салфетки | |||||
7 | Животный мир | Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка. Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми. Развивать творческие способности, диалогическую речь, коммуникативные навыки. | Чтение отрывка из рассказа Е.Чарушина «Медвежата» Беседа о способах рисования Рассказ ребёнка о своей деятельности | Консультации | Песочница, набор игрушек лесного сообщества, дополнительный материал, салфетки | |||||
8 | Сказочные герои | Познакомить детей с новым приёмом рисования: насыпные фигуры песком с помощью пальцев и кулачка. Использовать палочки для рисования клюва и выкладывания лапок. Развивать точность движения руки, глазомер. Воспитывать ловкость, доброжелательность, выносливость. | Беседа о технике исполнения Просмотр видео сказки «Заюшкина избушка» Эксперименты с природным материалом Рассказ детей и педагога | Консультации | Компьютер Видео «Заюшкина избушка» | |||||
9 | Я и мои друзья | Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки. Учить способам обследования. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. Превращать фигуру зайца в лису, дорисовывая песком. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «На что похоже?» Рисование в парах и анализ работ детьми Исправление ошибок | Планшеты Песок Расчёски Палочки кисти | ||||||
10 | Я и мои друзья | Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Побуждать к творчеству. Развивать мелкую моторику, совершенствовать координацию движений руки, Воспитывать усидчивость, зрительное внимание, умение доводить начатое до конца | Беседа о технике исполнения Просмотр видео «Маленький принц» Эксперименты с песком и трафаретами | Участие родителей в создании коллекции карточек с эмоциями для игр с песком | Кинетический песок Формы Палочки и камушки | |||||
11 | Моя семья | Снижение психофизического напряжения. Развитие чувства тревоги путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение. Учить украшать себя разными предметами: бабочкой, бантиками, пуговицами. Развивать мелкую моторик рук. | Беседа Игра «Мои эмоции» Рассматривание новых материалов для рисования Рассказ детей о рисунке | Консультации | Песок разного цвета Мелкие предметы для рисования Палочки | |||||
12 | Моя семья | Расширять представления детей об окружающем мире природы. Обогащать игровой опыт. Развивать творческую активность и самостоятельность, коммуникативные навыки, тактильную чувствительность. Показать способы изменения образа путём добавления мелких деталей. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «На что похоже?» Показ педагогом и анализ работ детей | Фоторепортаж на сайте ДОУ | Песочница, наборы фигурок, природные материалы, аудиозапись музыки. | |||||
13 | Зимние узоры | Закрепить, уточнить и систематизировать знания детей о песке. Вспомнить правила игры в песочнице. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность. Создать комфортный микроклимат в группе, радостное настроение у детей | Показ Беседа Гимнастика для пальчиков Игра «Зеркальное рисование» Самостоятельная деятельность Анализ ребёнком | Выставка детских работ на сайте | Планшеты Песок Расчёски Палочки кисти | |||||
14 | Зимние узоры | Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки. Учить способам обследования. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение располагать узоры на всём экране. | Игра «Настроение» Рассказ педагога и чтение стихотворения Слушанье музыки Приём мыслительного создания рисунка | Кинетический песок, пластиковые бутылочки, карандаши | ||||||
15 | Новогоднее настроение | Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице. Рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика. Развивать творческие способности, воображение, речь, умение работать в коллективе. | Игра «Найди ошибку» Рассказ педагога и чтение стихотворения «Зимушка хрустальная» Слушанье музыки Приём точных установок | Создание музыкальных заставок для презентаций «Зимушка - зима» | Песочница, миниатюрные фигурки, формочки, запись спокойной музыки, пульверизаторы с водой, салфетки | |||||
16 | Город сновидений | Развивать чувство ритма, умение работать кулачком, пальчиками. Закрепить умение насыпать песок широкой полосой и тонкой линией. Вызвать желание нарисовать снежинки в движении. Учить разным способам рисования снега и снежинок. | Беседа Самостоятельная деятельность Игра «Найди ошибку» Рассматривание новых материалов для рисования Рассказ детей о рисунке | Показ видеоролика на утренниках «Чудесный песочек» | Планшеты Песок Расчёски Палочки кисти | |||||
17 | Рисуем музыку | Продолжать упражнять детей в технике рисования песком. Побуждать детей к творчеству, к поиску собственных решений. Развивать фантазию, глазомер, пальцевую моторику Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «На что похоже?» Приём наложения дополнительных материалов, для выразительности образа Рисование в парах и анализ работ | Консультация «Особенности рисования песком» | Планшеты Песок Расчёски Палочки кисти | |||||
18 | Рисуем музыку | Показать способ вытирания для создания здания на светлом фоне. Закрепление рисования линий всеми пальцами. Развитие чувства спокойствия, путем тактильных взаимодействий. Развивать мелкую моторику. Снижение психофизического напряжения. | Показ Беседа Мастер-класс старших детей Самостоятельная деятельность Просмотр на экране видео работ детей | Планшеты Песок Расчёски Палочкикисти | ||||||
19 | Цветочные поляны | Расширять представления детей об эмоциях. Упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями. Развивать мелкую моторику. Гармонизировать эмоциональную сферу детей. | Беседа о способах рисования Слушанье музыки Беседа Рассказ ребёнка о своей деятельности | Планшеты Песок Расчёски Палочки Кисти трафареты | ||||||
20 | Цветочные фантазии | Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. Способствовать возникновению чувства сопереживания. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Упражнения для мелкой моторики Рисование в парах и анализ работ | Участие родителей в мастер-классе | Планшеты Песок Палочки Кисти Видео «В мире цветов» | |||||
21 | Городской пейзаж | Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. | Игра «Измени рисунок» Рассказ педагога и чтение стихотворения «Фантазёр» Слушанье музыки Приём точных установок | Песочница, лейки, пульверизатор, фартуки, салфетки. | ||||||
22 | Городской пейзаж | Развивать тактильную чувствительность, воображение. Развивать мелкую моторику, координацию движений. Заинтересовать детей необычными изделиями из кинетического песка. Способствовать возникновению положительных эмоций от рассматривания и работы с песком. | Беседа о технике исполнения Просмотр презентации «Волшебные деревья» Эксперименты с природным материалом Рассказ детей и педагога | Индивидуальные беседы | Песочница, кинетический песок, салфетки. | |||||
23 | Сельский пейзаж | Способствовать развитию у детей умения создавать художественные изделия из различных природных материалов. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать стремление доводить начатое до конца, видеть результаты своего труда, получать от этого удовольствие. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «Нити» Рисование и анализ работ детьми Исправление ошибок | Создание трафаретов | Песочница, миниатюрные фигурки, формочки, запись спокойной музыки, пульверизаторы с водой, салфетки | |||||
24 | Сельский пейзаж | Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. | Беседа о технике исполнения Просмотр видео «Теремок» Эксперименты с песком и трафаретами | Презентация «Рисуем пейзаж» Планшеты Камни и ветки | ||||||
25 | Горный пейзаж | Показать способ вытягивания гор их кучи песка и насыпания песка тонкой струёй. Закрепление рисования линий всеми пальцами. Развитие чувства спокойствия, путем тактильных взаимодействий. Развивать мелкую моторику. Снижение психофизического напряжения. | Беседа о создании нового теремка для зверей Игра «Что изменилось?» Рассматривание новых материалов для рисования Рассказ детей о рисунке | Круглый стол «Особенности рисования песком» | Пластиковые карточки Музыка Грига Презентация «Творчество пейзажистов» | |||||
26 | Горный пейзаж | Продолжать упражнять детей в технике рисования песком. Побуждать детей к творчеству, к поиску собственных решений. Развивать фантазию, глазомер, моторику рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «На что похоже?» Показ педагогом и анализ работ детей | Песочница, салфетки. | ||||||
27 | Морские напевы | Расширять представления детей об окружающем мире природы. Обогащать игровой опыт. Рисование обеими руками и прорисовывание одним пальцем. Развивать творческую активность и самостоятельность, коммуникативные навыки, тактильную чувствительность. | Показ Беседа Гимнастика для пальчиков Самостоятельная деятельность Анализ ребёнком | Консультация «Чем занять ребёнка дома?» | Песочница, миниатюрные фигурки, формочки, запись спокойной музыки, пульверизаторы с водой, салфетки | |||||
28 | Вот так чудо! | Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей, следовать в соответствии игрового замысла. Способствовать развитию коммуникативных способностей, тактильной чувствительности, координации движений, фантазии, образной речи. | Игра «Повтори, как я!» Рассказ педагога и чтение стихотворения Слушанье музыки Приём мыслительного создания рисунка | Рекламный буклет для родителей «Раскрепощение и спокойствие» | Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Колобок», дополнительный материал, салфетки | |||||
29 | Строим замок из песка | Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому действ правилу. Воспитывать умение взаимодействовать в игре. | Игра «Найди ошибку» Рассказ педагога и чтение стихотворения Слушанье музыки Приём точных установок | Индивидуальные беседы | Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Гуси-лебеди», дополнительный материал для декораций, салфетки | |||||
30 | Вечерний город. Космодром | Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы. | Сравнительный анализ о образах из разного песка Рассматривание композиции Игра «Вопросы и ответы» Анализ деятельности | Презентация «Наш дом – вчера,» Планшеты Камни и ветки | ||||||
31 | Наш город | Расширять знания детей об окружающем мире. Обратить внимание на то, что песок бывает разный, он нужен для жизни не только животным, но и людям. Развивать мыслительную и речевую активность. Формировать умение выслушивать друг друга, дополнять. | Беседа о технике исполнения Подбор материала для игры с пеком Индивидуальная работа Игровая деятельность Анализ работы | Индивидуальные беседы | Кинетический песок Формы Палочки и камушки | |||||
32 | Избушка для Бабы-Яги | Продолжать знакомить детей с нравственными категориями: добро, зло, дружба. Формировать умение действовать в песочнице в соответствии с ними. Развивать творческие способности детей, воображение, речевую активность. Воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству. | Беседа Самостоятельная деятельность Игра «Исправь ошибку» Рассматривание новых материалов для рисования на сыром песке Рассказ детей о поделке | Рассказ педагога о деятельности детей | Создание трафаретов | |||||
33 | Мои любимые сказки | Закрепить знания о сенсорных эталонах, пространственных представлениях, ориентировке на «песочном листе». Развивать слуховую и зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать умение взаимодействовать бесконфликтно. | Рассказ педагога Беседа Приём наложения дополнительных материалов, для выразительности образа Работа подгруппой | Песок разного цвета Мелкие предметы для рисования Палочки | ||||||
34 | Мои любимые сказки | Продолжать учить детей использовать технику рисования цветным песком. Развивать творческие способности, зрительное внимание, мелкую моторику. Побуждать к поиску собственных решений. Формировать добрые чувства к своим близким. | Показ Беседа Мастер-класс старших детей Самостоятельная деятельность Просмотр на экране фото работ детей | Беседа о создании фоторепортажа для семейного альбома | Круглый стол «Особенности рисования песком» | |||||
35 | Волшебный мир сказок | Побуждать строить самостоятельно и по инструкции различные сообщества. Развивать тактильную чувствительность, произвольность, умение работать коллективно. Использовать в работе дополнительные детали для выразительности образа. | Показ Беседа Мастер-класс Слушанье музыки Самостоятельная деятельность Рассказ ребёнка | Песок разного цвета Мелкие предметы для игр Палочки Колеса Бросовый материал | ||||||
36 | Сочини и расскажи | Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка. Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми. Развивать творческие способности, диалогическую речь, коммуникативные навыки. Развивать творческую активность и самостоятельность, коммуникативные навыки, тактильную чувствительность. | Рассказ педагога Сравнительный анализ Игра «Продолжи сказку» Рисование в парах и анализ работ | Мастер-класс «Только вместе, только дружно» | Кинетический песок Формы Палочки и камушки |
4. Учебно-методическое обеспечение
Условия обучения: занятия проводятся в изостудии, оборудованной индивидуальными световыми столами – планшетами и столами с контейнерами с кинетическим песком. В процессе обучения используется профессиональный кварцевый песок для рисования на стекле, кинетический песок для скульптурных песочных фигур.
Техническое оснащение занятий включает в себя:
- цветовые планшеты -7шт.
- компьютер с колонками для рисования под музыку
- фотоаппарат – для съёмки мастер-класса
- камера
- доска SMART
- презентации и видеоматериал
При организации работы кружка используется дидактический материал:
- сюжетные картины
- формочки
- мелкие игрушки
- бросовый материал
- стеки
- расчёски
- трафареты
- контейнеры для игрушек и деталей – 7 шт.
- контейнеры для кинетического песка – 6 шт.
5.Список литературы и интернет-ресурсы:
- Атемаскина Ю.В., Богославцев Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.; ООО Издательство Детство-Пресс, 2011.
- Белоусова О.А. Обучение рисованию песком.- Журнал «Старший воспитатель» -М., 2012г. №5
- Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребёнка дошкольного возраста. Педагогические технологии -2010г. №2
- Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь», 2006г.
- Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок, как универсальное средство развития дошкольников/ Воспитатель ДОУ, 2013г. №9
- Никиина О.Н. Метод Sahd-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории.-СПб, 2012г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 ноября 2013г. №1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон и 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Интернет-ресурсы
- htt//www.sadpictures.ru
- htt//www.jlady.ru
- htt//www.u-sovenka.ru
- htt//www.vita-studia.com
- htt//www.mc-art.ru
- htt//www.sandpoject.ru
- Сайт «Всё для детского сада» www/Ru
- https://www.youtube.com/watch?v=TLXmpQBeK08 (пальчиковые игры)
- http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html (стихи для гимнастики)
Приложение №1
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия
1.Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А
Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например, двойной круг, десяти конечная звезда, буква "Х". Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их.
Как можно использовать этот предмет?
Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например, пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др.
Рисование "Чего на свете не бывает?"
Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например, рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр.
"Что не дорисовано?"++
На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать.
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?" В. Мытацин
Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенка-правши, как правило, различает несколько лучше, чем на левой руке.
Приложение №2
Игры на развитие мелкой моторики рук «Чувствительные ладошки»
Развивающие упражнения "Колечко"
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
"Кулак - ребро - ладонь"
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.
"Зеркальное рисование"
Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.
"Горизонтальная восьмерка"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.
"Симметричные рисунки"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.
"Накачаем мышцы"
Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.
"Как ты себя чувствуешь?"
Упражнение направлено на развитие внимательности и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.
"Мое настроение"
Упражнение направлено на развитие умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.
"Общение в паре"
Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.
"Сидящий - стоящий"
Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.
"Исследование лица"
Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.
Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики с использованием песка (по методике О.Н.Никитиной)
«Нити»
Дети набирают песок в кулачки, поднимают руки над столом и, раскачивая вправо и влево, слегка расслабляют кулачок, постепенно засыпают стол песком.
Поглядите, поглядите,
Потянулись с неба нити.
Что за тоненькая нить
Хочет землю с небом сшить?
Не ответишь, подождём,
Отгадаешь под дождём!
Высыпав весь песок из кулачка, дети расслабляют и встряхивают кисти рук.
Упражнения: «Круг». «Волна», «Расчёски», «Пианист»
Приложение №3
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия
1.Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А
Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например, двойной круг, десяти конечная звезда, буква "Х"). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их. Как можно использовать этот предмет?
Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например, пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др.
Рисование "Чего на свете не бывает?"
Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например, рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр.
"Что не дорисовано?"++
На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать.
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?" В. Мытацин
Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенка-правши, как правило, различает несколько лучше, чем на левой руке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Босиком по песочку.
Профилактика плоскостопия...
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОЧЕК» Пособие для коррекционно – развивающих занятий с детьми
Волшебный песочек Дети черпают информацию для развития из разных источников, чаще всего они просты, но приносят огромную пользу для их развития и обучения. Об...
Я люблю играть в песочек.
Веселые и полезные игры с песком для малыша не трудно организовать в домашних условиях....
Сыпься, песочек!
Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком ...
"На морском песочке..."
План-конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках методического объединения воспитателей Московского района г. Казани на тему: "Физкультурно-оздоровительная деятельност...
Проект "Волшебный песочек"
Проект "Волшебный песочек"...
Досуг для детей старшей группы "Забавный песочек"
Досуг для детей старшей группы «Забавный песочек»Досуг: «Забавный песочек»Цель: Устроить для детей праздник с песком. Учить обследовать и называть свойства песка. Развивать логическое мышление, ...