Конспект совместной деятельности по теме "Декоративное панно"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме
Данный конспект поможет Вам сориентироваться в проведении открытого мероприятия с дошкольниками старшего дошкольного возраста по ознакомлению с промыслами России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 465.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №53 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с русским народным декоративно-прикладным искусством
«Декоративное панно»
с использованием ИКТ
Подготовила:
воспитатель
Пивницкая Екатерина Александровна
2012-2013
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с историей возникновения художественных промыслов России, с мастерами и мастерицами, со старейшинами «росписи».
- Учить детей узнавать, сравнивать и называть виды декоративно-прикладного искусства: дымковский, филимоновский, гжельский, хохломской промыслы, учитывая особенности колорита, элементов рисунка в орнаменте, фонового решения и материалов из которых изготовлены изделия искусства.
- Способствовать развитию технических навыков и умений при составлении и прорисовки тех или иных узоров декоративно-прикладного искусства: концом кисти, круговыми движениями, «примакиванием», определёнными мазками, всем ворсом кисти, используя тонкую или толстую кисти, или другие средства и т.д.
- Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении узоров.
- Обогатить и активизировать словарь детей словами по теме: донце, криуля, кудрина, парча, Дымковская слобода, Вятка, жгель, гжель, глина, гончар и т.д.
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, прививать любовь и уважение к труду народных умельцев, воспитывать патриотизм и гордость за свою Родину.
Используемые технологии:
- ИКТ: презентация: «Декоративно- прикладное искусство» (авторская разработка).
- Логоритмика, пальчиковая гимнастика – упражнение «Вертушки» (технология Л.В. Яртовой).
- Игровые: декоративные кубики, декоративное лото (авторская разработка).
- Обследование предметов при помощи макета (сенсорное развитие, авторская разработка).
- «Ритм, интонация в детской речи» (О.А.Скоролупова, Н.Н.Алексахин).
- Музыкотерапия – русская народная музыка «Ярмарка».
- Моделирование (алгоритм работы с цветом и элементами росписи; алгоритм последовательности работы при практической деятельности; авторская разработка).
Предварительная работа:
- Рассматривание изделий промыслов России, фотографий, иллюстраций, беседа о многообразии декоративно-прикладного искусства, о мастерах и мастерицах.
- Рассматривание материалов, из которых изготавливаются изделия.
- Знакомство с элементами дымковского узора, филимоновского. хохломского, гжельского, составление узоров.
- Посещение русской избы в детском саду, знакомство с деревенским бытом.
- Обогащение групповой комнаты изделиями, иллюстрациями, играми по декоративно-прикладному искусству.
Материалы к деятельности:
- Подготовленная презентация.
- Кубики по видам росписей.
- Коробка-макет для обследования изделий.
- Иллюстрации промыслов, карты нанесения узоров, изделия промыслов: дымковского, филимоновского, хохломского, гжельского.
- Заготовки разной формы для практической деятельности, с разным фоновым решением.
- Акварельные краски, тонкие, толстые кисти, палитры, тряпочки по количеству детей.
- Подобранная музыка для практической деятельности, диск для пальчиковой гимнастики.
- Дидактическая игра: «Декоративные узоры».
- Модели (последовательность при нанесении узоров, определение орнамента).
Организация совместной деятельности:
- мероприятие проходит в музыкальном зале, презентация сопровождает всё мероприятие и является заголовками к определённым видам деятельностей;
- дети работают в круге, полукруге, за столами;
- практическую деятельность сопровождает русская народная музыка «Ярмарка».
Ход совместной деятельности:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами попали в кладовую нашей страны, кладовую России (педагог обращает внимание на иллюстрации, оформление зала). Это кладовая народных художественных промыслов (Слайд № 1- декоративно-прикладное искусство в детском саду). Как много всего интересного! Ой, посмотрите какая удивительная вещь (педагог обращает внимание на коробку-макет). Посмотрите на этой необычной коробке узоры, да и в ней что-то есть (предлагает посмотреть), предварительно прочитав шуточную записку: коробка не проста и не пуста, поиграй, посмотри и всем нам расскажи. Ребята, я, кажется, поняла, загадочный персонаж хочет понять, знаете ли вы что-нибудь о росписях (Слайд № 2 – Россия)? Много интересных и известных мест в нашей стране: Дымковская слобода, под городом Вятка, где изготавливались дымковские игрушки, село Хохлома, куда свозилась вся деревянная утварь для ярмарок, где родился и процветает хохломской промысел, Филимоновская деревушка в Тульской области изготавливает филимоновские свистульки, гжельский промысел зародился недалеко от Москвы в Раменском районе в селе под названием Гжель. Работали над игрушками и изделиями мастера и мастерицы. У каждого мастера своё письмо, свой орнамент (педагог обращает внимание детей на слайд – Мастера и мастерицы – слайд № 3,4). Какие же изделия спрятаны персонажем в загадочной коробке, хотите узнать? Поиграем (детям предлагается обследовать предметы, доставать и рассказывать, таким образом, дети демонстрируют имеющие представления о росписях)? Молодцы (слайд № 5 – виды промыслов). Назовём виды представленных промыслов (ребята выделяют хохломской, дымковский, филимоновский, гжельский промысел).
Ребята, из каких материалов изготавливались данные изделия, все ли из одного или нет (слайд № 6 – рассказ про глину, слайд № 7 – рассказ про дерево)? Значит, изделия получались глиняные и деревянные. Это их отличие. Рассмотрите игрушки и изделия, похожи они по цветовой гамме, по узорам (слайд № 8 – цвета и оттенки)? Педагог предлагает поиграть в игру «Расписные кубики», где нужно находить загаданный промысел и уметь объяснить или убедить всех, что это именно он.
Игра с кубиками по заданным узорам:
- дымка (слайд № 9 –дымковская игрушка, узоры, элементы росписи; слайд № 10 – дымковская игрушка). Рассказывание про дымковскую игрушку:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нет цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
- филимоновка (слайд № 11 – филимоновская игрушка, узоры, элементы росписи; слайд № 12 – филимоновская игрушка, рассказывание стиха):
Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы и косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Узор из кругов и линий
Обегает игрушек край
Красно - зелёный, порою синий
В руки взяв, смотри и играй.
- гжель (слайд № 13 – гжельские орнаменты, элементы росписи; слайд № 14 – гжельские изделия, рассказывание стихотворения):
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская, звонкая Гжель!
Кто придумал это слово,
Это слово немудрёно?
Жгелью раньше гжель звалась,
Была пёстрой, а сейчас –
Это чудо синее на блюдечке раскинуто.
Раз мазок, два мазок,
Завитки и точки
Расцветут на белой глине
Синее цветочки.
- хохлома (слайд №15– хохломские узоры, элементы росписи; слайд №16 - хохломские изделия, рассказывание стихотворения о хохломском промысле):
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы.
Рощи – перелески, шёлковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.
Молодцы, какие вы у меня. Хотели бы попробовать себя в роли мастеров и мастериц (слайд № 17 – мастера и мастерицы получились бы из нас)? Детям предлагаются на выбор листы-заготовки разные по форме, размеру, с разным фоновым решением; ребята после выбора рассаживаются для практической деятельности. Педагог с детьми рассматривают заготовки, ещё раз коротко обращаются к элементам росписи и их оттенкам (использование моделирования) и приступают к росписи данной заготовки (при работе с красками, при составлении узоров звучит русская народная музыка «Ярмарка»). Перед работой с красками выполняется пальчиковая гимнастика (логоритмика Л.В. Яртова «Вертушки»), повторяется алгоритм работы с красками и палитрой, ребята вспоминают правила и последовательность работы (использование моделирования; слайд № 18 – творческая деятельность детей). Во время практической деятельности педагог поддерживает своих воспитанников:
Мастера стараются
Дело получается.
- Какие интересные и удивительные получились ваши работы, рассмотрим их. Мне очень хочется узнать, какие росписи вы нарисовали, почему их выбрали (беседа педагога с детьми, рассматривание творческих работ).
- Попробуем объединить их ребята в одну большую коллективную работу, посмотрите, получилась карта (рассуждения и комментарии детей), настоящее декоративное панно.
- Мы сумели показать сегодня ваши умения, знания и даже сказочный персонаж замер от удивления, хотя и подсматривал за нами. Ой, а это что (педагог подходит к появившемуся подарочному мешку) - подарок (читает записку: удивили, молодцы, получите все призы; воспитатель поощряет ребят угощением и вручает игру по декоративно-прикладному искусству «Русские узоры»).
- Сказочный персонаж наградил вас, ребята и подарил игру, в которой множество неизведанных вами росписей. Будем их мы изучать? Понравилось вам в кладовой русских народных промыслов?
Что ж пора и в группу возвращаться, со сказочной кладовой пора прощаться (слайд № 19 – всем спасибо за внимание, говорим вам до свидания, дети прощаются с гостями и проходят в группу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-133098-1351453635.jpg)
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое
Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-222994-1606911871.jpg)
конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)
конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)...
Конспект совместной деятельности воспитателей и детей "Изготовление из глины декоративного пано"
Создание декоративного рисунка на глиняной пластине....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-279749-1381157731.jpg)
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации детской деятельности в режиме дня во второй группе раннего возраста экспериментальная деятельность
Тема: Тонет – не тонетЦель: развитие у детей познавательного интереса, желания заниматься поисково-познавательной деятельностью....