«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»
статья по рисованию (средняя группа)
Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskoy_lichnosti_rebenka.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»
«Истоки способностей и дарования детей—на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский.
Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
В детском саду с младшего возраста на занятиях по рисованию вводится использование нетрадиционных техник. Малыши с удовольствием рисуют печатками и штампами из ластика, пальчиками рук по бумаге, «по воску» яркое солнышко, следы знакомых им животных или тёплый летний дождик. Тактильные контакты ребенка с краской, бумагой, водой, при использовании данной техники, приносят ему необыкновенно чувственное наслаждение.
В средней группе совершенствуются умения и навыки детей в использовании различных нетрадиционных техник. Дети, в совместной деятельности с педагогом, знакомятся с новыми материалами, экспериментируют с ними, передавая задуманный образ. Например, «Прилетел снегирь ко мне, сел прямо на ладошку. Нарисую я его любимою картошкой». Дети испытывают восторг, удивление, когда узнают, что картошку можно не только кушать, но и использовать в рисовании.
Какие причудливые изображения животных, рыб получаются при печатании окрашенной ладошкой! А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут и дети дорисуют недостающие детали, перед глазами предстанет целая картина—их радости нет предела.
Многие, используемые мной, техники нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Например, рисование по стеклу (витраж), роспись ткани акварелью, рисование мелом по бархатной бумаге. А как удивляются ребята, когда на их глазах за минуту «оживает» мох при замачивании в воде. Как же приятно держать его в руках, а какие чудесные пушистые животные получаются при рисовании мхом! Такие нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая тем самым, желание и стремление заниматься таким интересным делом.
Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. А нетрадиционные техники позволяют избежать этого, так как педагог, вместо готового образца, демонстрирует лишь способы действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Дети старшего дошкольного возраста радуются не меньше малышей, когда надувают цветные мыльные пузыри и их отпечатки превращаются в разноцветные, ещё неизведанные планеты. А черно-белый «граттаж»? Да это самый любимый метод рисования ребят! Кажется, что они готовы творить бесконечно. Я думаю, что в этот момент они чувствуют себя волшебниками. Темный пустой лист, и вдруг как по волшебству, появляются «светящиеся от лунного света» заснеженные деревья, кружевные рыбки.
Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники-художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях. И хочется познакомить их ещё с чем-то новым. Это движет мною, мне хочется самой находить новые интересные методы изображения. Ведь дети от меня на каждом занятии ждут чудес.
В процессе работы по использованию нетрадиционных техник рисования у меня возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов хорошо знакомые и доступные в использовании предметы: пробки от пластиковых бутылок и тюбиков зубной пасты, кремов, зубные щётки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, свечи, перья, кусочки меха. На экскурсиях с детьми собираем палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика и т.д. Все эти материалы используются при создании выразительного образа.
Использование данных техник делает рисунок рельефным, фактурным, развивает мелкую моторику рук ребенка. Дети просто в восторге!
Нетрадиционные материалы и оригинальные техники привлекают детей ещё и тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Проявляя творчество и фантазию, дошкольники изобретают свои необычные средства и способы рисования.
Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Дети испытывают незабываемые положительные эмоции от совместного творчества, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует или огорчает.
Использование нетрадиционных техник в работе с детьми способствует развитию:
- уверенности в своих силах;
- пространственного мышления;
- умения свободно выражать свой замысел;
- творческого поиска решения;
- умения работать с разнообразным материалом;
- чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувства фактурности и объёмности;
- мелкой моторики рук;
- творческих способностей, воображения, полёта фантазии и снятию детских страхов.
Работа по ознакомлению с новыми техниками изображения проводится не только с дошкольниками, но и с педагогами. Консультации, семинары-практикумы, мастер-классы направлены на повышение знаний педагогов по данной теме, помогают пополнить их педагогические копилки, способствуют осуществлению взаимодействия в работе с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования.
Взаимодействие педагога, родителей и детей в совместной продуктивной деятельности является важнейшим фактором творческого развития ребёнка дошкольного возраста. От того, какое участие принимают родители в развитии ребенка, зависит будущий потенциал творчества малыша. В работе с родителями использую разные формы работы: консультирование о пользе применения нетрадиционных техник рисования, открытые занятия для родителей, выставки коллективного творчества. А с каким интересом и творчески проходят совместные занятия по рисованию с участием родителей и детей!
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы – взрослые. Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества открывает огромные возможности для раскрытия талантов детей.
Литература:
- Вдовиченко, С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / С.А. Вдовиченко // Библиотечка Первого сентября, серия Дошкольное образование. - 2009. - № 25. - С.1-32.
- Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. / А.С. Галанов, С.Н Корнилова, С.Л. Куликова. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 80 с.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирования, конспекты занятий / Т.И. Казакова, [и др.]. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128с.
- Румянцева, Е.А. Необычное рисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е.А. Румянцева. – М.: Дрофа, 2007. - 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования
Свою работу строю на следующих принципах:От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - ...
Формирование творческих способностей детей по средствам нетрадиционных техник рисования.
Консультация для родителей...
Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе".
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная де...
Научная статья. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
В статье выявляются особенности детского художественного творчества, дается определение детской изобразительной деятельности, характеризуются нетрадиционные техники рисования как современное сре...
"Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования". Мастер класс в технике отпечатка листьев. Тема: "Осенний лес".
Провела воспитатель: Едошина Ирина Евгеньевна.Осень краски разбросалаНа деревья и кусты.И горят они всё ярче,Словно летние костры.Золотистый и багровый,Желтый праздничный наряд.Опадает лист последний,...
Развитие творческих способностей дошкольников по средствам нетрадиционной техники рисования "тычкование"
Нетрадиционные техники рисования подразумевают необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология...
«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»
Нетрадиционные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Проявляя творчество и фантазию, дошкольники изобретают свои необычные средства ...