НОД "Каргопольская лошадка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
В ходе НОД воспитанники усваивают особенности росписи каргопольской игрушки, При этом развивают своё творческое воображение, приобщаются к исконно русскому промыслу, народному творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kargopolskaya_loshadka.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству
Задачи:
Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.
Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Предварительная работа: беседы, чтение литературы по народным промыслам, изготовление глиняных лошадей,просмотр иллюстраций о промысле, изготовлении каргопольской игрушки, о сегодняшней работе мастеров; рассматривание альбомов, глиняных игрушек, подбор музыкального сопровождения, создание в группе мини-музея и мастерской по росписи,рисование и раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолете. (Воспитатель расстилает ковер). Воспитатель: А куда отправимся – это вы отгадаете сами. Будет для вас загадка.
Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами)
Воспитатель: Здравствуйте, дети! А теперь посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!
Воспитатель: А попали мы в город Каргополь.
(На экране появляется картина города Каргополь).
-Послушайте рассказ о городе Каргополе и ее мастерах.
«Затерялся город Каргополь в дремучих северных лесах и непроходимых болотах.
Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Много лет тому назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы время садились за гончарный круг-делали посуду. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.
Каргопольская игрушка отличается от игрушек других областей России. У каргопольских мастеров – это одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом.
Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины в труде (пахарь, сеятель, кузнец).»
Воспитатель: Ребята, а здесь в музее есть художественная мастерская и я вас туда приглашаю.
-Ребята ,а что такое мастерская?
(Выслушиваются ответы детей).
– Кто работает в мастерской? Сразу ли человек становится мастером?
(Выслушиваются ответы детей.)
– Да, не сразу. Сначала надо побыть учеником мастера, потом подмастерьем, а потом уж человек становится настоящим мастером! А кто такой мастер?
(Выслушиваются ответы детей).
– Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Все лишнее просто терялось. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать глиняную каргопольскую игрушку.
Воспитатель: Ой, посмотрите, какие лошадки!
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Воспитатель :Но они совсем не раскрашены! Что же делать?
Воспитатель: Давайте мы с вами их распишем и дополним в музей. Посмотрите, одна полка свободная!
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем расписывать игрушку-лошадку. Но сначала давайте вспомним, какие цвета красок используют каргопольские мастера?! (красный, зеленый, голубой, черный).
Воспитатель: А какие элементы входят в каргопольский узор? Давайте вспомним и нарисуем эти узоры пальчиками в воздухе. (Круги, кресты, кольца ,линии, волнистые линии, точки, овал ).
Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему.
Воспитатель: Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою лошадку красиво, ярко, нарядно и аккуратно.
Воспитатель: Пройдите каждый на свое местечко. Сегодня мы будем расписывать лошадок. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать свою лошадку. А перед тем, как вы преступите к работе ,давайте немного разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
-Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски).
(Дети работают под музыку).
Анализ детских работ
- Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые!
- А вам нравятся ваши работы?
- Какая лошадка вам понравилась больше всех?
- Расскажите чем?
- Какие краски использовали?
- Какие элементы узора?
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте глаза. Полетели! (Воспитатель переодевается).
Воспитатель: Ой, да это же мои ребятки! Я вас искала. Где же вы были? Что вы видели? Что интересного вы узнали? (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, вы время зря не теряли!!!
Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное игровое занятие в I младшей группе «Петушок и лошадка – ермиловские игрушки. Цок-цок – скачет лошадка».
Планируемые результаты: дети принимают участие в играх «Вот шагают петушки», «Лошадки», в продуктивной деятельности (рисовании следов лошадки), проявляют эмоциональную отзывчивость при чтении по...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Дымковская лошадка». Роспись дымковской лошадки.
Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой. Закреплять навыки рисования основных элементов росписи, передавать особенности и своеобразие ее колорита. Способствовать развитию творческих ...
Конспект занятия – досуга для средней группы «Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачи И ребяток, и ребяток на прогулку повези!» Конспект занятия – досуга для средней группы «Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачи И ребяток, и ребяток на прог
Цель: знакомить детей с малыми фольклорными произведениями (потешками) закрепить знания о знакомых потешках, воспитывать любовь к родному языку через фольклор.Задачи:- создать радостное настроен...
Игровое пособие «Лошадка на палке или Лошадка-скакалка».
Кажется, что лошадки на палке существовали всегда. И это невольно заставляет задуматься. Среди игрушек, созданных для детей нашими предками, не встречалось никчемных безделиц.В старину крест...
Конспект занятия – досуга для средней группы «Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачи И ребяток, и ребяток на прогулку повези!»
Конспект занятия – досуга для средней группы«Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачиИ ребяток, и ребяток на прогулку повези!»Цель: знакомить детей с малыми фольклорными произве...
Конспект занятия – досуга для средней группы «Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачи И ребяток, и ребяток на прогулку повези!»
Конспект занятия – досуга для средней группы«Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачиИ ребяток, и ребяток на прогулку повези!»Цель: знакомить детей с малыми фольклорными произве...
Конспект НОД по заучиванию стихотворения А. Барто «Лошадка» в младшей группе Тема: заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» Цель:
Конспект НОД по заучиванию стихотворения А. Барто «Лошадка» в младшей группеТема: заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»Цель:Воспитывать у детей умение слушать, запоминать...