«В каждой кляксе кто-то есть…»
статья по рисованию на тему

Статья была опубликована в журнале "Дошкольное воспитание" №7 в 2015 году, в которой описаны некоторые нетрадиционне техники рисования на занятиях в  изостудии для развития творческих способностей и открытия неповторимой индивидуальности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zhurnal_2014.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«В каждой кляксе кто-то есть…»

занятия нетрадиционными техниками рисования в детском саду

Все дети изначально талантливы, каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но развить эти способности удается  не всем.  Многие  из нас уже забыли, о том, какое удовольствие и радость в детстве приносили нам  лепка и рисование. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Но к подростковому возрасту это увлечение проходит, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы. Мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии искусства на всю дальнейшую жизнь человека, но доказано, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в открытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Поэтому,  нам взрослым, очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребенке, предоставить возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни.

В нашем  детском саду создана и уже в течение пятнадцати лет работает изостудия  для детей старшего дошкольного возраста, где проводятся занятия   художественным творчеством.

Есть виды рисования, которые, на первый взгляд, к рисованию, как к таковому, и не относятся. Но зато  это отличный способ не только весело и с пользой провести время, но и поэкспериментировать с красками, создать новые, необычные образы. Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. На своих занятиях мы стали использовать различные направления  нетрадиционной художественной техники рисования: кляксографию, монотипию, рисование по сырой и мятой бумаге, тампонирование, набрызг, рисование ладошкой и другие.

Замечено, что творческие задания с использованием нетрадиционных техник  помогают раскрыть индивидуальность детей, укрепляют веру каждого  ребенка в собственные силы, развивают фантазию и воображение. Такие занятия включают детей в творческий процесс, снимают распространенный страх – «я не умею рисовать». Необычность методов и приемов в том и состоит, что не только дети, но и взрослые не умеющие рисовать, быстро и охотно обучаются.

Прежде чем предложить ребенку ту или иную технику, обязательно осваиваю ее сама,  для того, чтобы не возникло неожиданных ситуаций на занятиях. Без этого этапа невозможна работа по эстетическому и художественному развитию детей.  Дошколята делают первые шаги в искусстве. И в этот ответственный момент я всегда рядом с ними. Иначе, в случае неудачи, у детей  может надолго пропасть всякий интерес занятиям изобразительной деятельностью. К тому же,  вместе «творить» веселее.  Расскажу о своем  опыте работы в этом направлении.

Вот одно из направлений нетрадиционной художественной техники рисования - кляксография с трубочкой. Наши дети занимаются с большим интересом. Возраст: от 5-ти лет. Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). На занятиях в центр листа дети капали кляксы, затем наклоняли лист то в одну, то в другую сторону и дули на кляксу из трубочки. Каждый поворот, каждое наклонение давало новое изображение. Затем делали еще одну кляксу, но уже другого цвета. Попробовали на них подуть – кляксы встретились! Дети рассматривали изображение, наблюдали за превращением обычной кляксы в причудливое дерево, животное, «Бабу Ягу». У каждого ребенка получилось свое произведение, не похожее ни на какое другое. Кляксография – это отличный способ весело поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие интересно и взрослым и детям. И не только интересно - но и полезно: кляксографию можно использовать в качестве  артикуляционной гимнастики. Рисование выдуванием через соломинку укрепляет силу легких и дыхательной системы. Это особенно полезно при кашле. С помощью данного вида рисования  хорошо, выходит у детей  изображение различных  деревьев. Получаются замысловатые стволы, ветки. С помощью ватных палочек подрисовываем ягоды и листья. В результате занятий кляксографией  у детей развивается образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазия, интерес к творческой деятельности, воспитывается аккуратность в рисовании красками.

Даша наклеила вырезанные из бумаги цветы на еще не получившийся незамысловатый кустик, посмотрели – «расцвел багульник». На дворе зима, а у нас цветут голые ветки. Дима увидел в своем рисунке дерево и подрисовал прилетевших птиц, а вот у Миши получилась причудливая паутина. После нескольких занятий кляксографией мы организовали выставку детского творчества.    Результаты доставили огромную радость не только детям, но и родителям.

Существует ещё один интересный метод рисования как - рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т. д.

Для этого мы учим детей делать бумагу немного влажной. Для этого берем салфетки и  ёмкость с водой. Ребята размещают бумагу на влажной салфетке и рисуют акварелью всё,  что угодно:  «На морском дне»,  «Метель», «Радуга-дуга». Но если бумага будет излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому я рекомендую намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести им  по  листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной его части. Бумага готова к произведению неясных образов. Далее даю детям определённую тему для расплывчатых образов и ребята рисуют красками по своей фантазии. Результаты вызывают у ребят чувство восторга.  

Другой вид нетрадиционного рисования - тампонирование, набрызг.  Дети самостоятельно делают тампоны из кусочков поролона, приносят из дома старые  зубные щетки и расчески с мелкими зубчиками. Например, рисуя осенний пейзаж,  используем тампонирование и  изображаем пушистые и мягкие облака, опавшие  желтые и багряные листья. Это занятие очень увлекает детей, они добиваются результата и очень рады этому.

Поместили эти «шедевры» в рамки, украсили  групповые комнаты и  приемную. Часто организуем тематические выставки детского творчества.  Дети видят результаты  своего труда!

Невероятно, но пропали все кисти. А рисовать очень хочется. Что же делать? Не беда, у нас всегда готовы 10 «кисточек», которые постоянно с нами.  Догадались? Конечно же, это наши пальчики! Нам понадобятся: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Предлагаю обмакнуть один палец -  в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую. Чем не палитра? Лена изображает гроздья рябины, Женя – цветы, а у Сережи получились волшебные облака. Это еще один из способов изображать окружающий мир -  пальцами, ладонью. А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Такими занятиями можно я заниматься с 2-х летними детьми.

Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если вы научите детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми. Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. А если пальчиками - ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Освоив пальцевую  живопись, предлагаем рисовать ладошками. Нужно  обмакнуть ладонь или ее часть в краску и оставить на бумаге отпечаток. Если менять, перемещать  пальцы, то и композиции тоже будут меняться.    У Наташи отпечаток от одной ладони похож на чье-то лицо, отпечаток руки Тани превращается в утку. Дети в полном восторге, поэтому на  занятиях «пальчиковой живописью» интересно всем!

Рисование по сырой бумаге.   Нам понадобятся: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки. Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно. Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

Рисование по мятой бумаге.  Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики. К новогоднему празднику дети обычно  рисуют елочку, используя данную технику.

Для изготовления подарков малышам знакомлю с техникой монотипия. Для этого  нам понадобится согнутый пополам лист бумаги и гуашь разных цветов. Предлагаю Жене нарисовать бабочку со сложенными крыльями, а Ульяне плотно прижать другую сторону. Развернули, что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается взлететь. Весь рисунок отпечатался на второй половине листа. Довольные дети дарят рисунки малышам. На занятиях стараюсь детей не учить, а «заразить» рисованием.

Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание  рисовать. Рисовать можно чем угодно,  где угодно и как угодно! 

И  не важно, станет  ли в дальнейшем кто-то из выпускников нашего детского сада художником, но почти все студийцы не расстаются с кистью, красками, карандашами, они продолжают заниматься своим любимым делом в Чистогорской школе искусств. Ребята, посещавшие изостудию в течение  двух-трех  лет,  достигают ощутимых результатов.  Их работы экспонируются в стенах родного детского сада, они активно участвуют в районных выставках детского  творчества.  Занятия в студии помогают детям расширить кругозор, укрепить веру в собственные силы, помогают избавиться от неуверенности в себе, от многих страхов. Надеюсь, что приобретенные детьми знания и умения послужат хорошей защитой и поддержкой, станут основой для развития творческой личности.

Хомченко Наталья Викторовна,

 педагог дополнительного  образования  ИЗО

 

Карточка автора

Фамилия  Хомченко

Имя   Наталья

Отчество   Викторовна

Дата рождения    28 марта  1958 г.

Место рождения   Алтайский край, Майминский район, С. Каракокша

Место работы  МБДОУ «Чистогорский детский сад № 1» комбинированного

 типа

Должность   педагог дополнительного  образования ИЗО

Служебный адрес   654935   Кемеровская обл., Новокузнецкий район,

пос. Чистогорск, д.  14 а

Домашний адрес  654935     Кемеровская обл., Новокузнецкий район,

 пос. Чистогорск, д. 29, кв. 9

Адрес электронной почты dcbs_bibliog@bk.ru

Телефон    8-951-180-47-45

Паспортные данные     3204   № 191301     выдан 11.06. 2003  ОВД Новокузнецкого

 района  Кемеровской области

Номер страхового свидетельства Гос. Пенсионного страхования

 063-790-852-91

ИНН  423800975492

Дата      14.04.2014                             Подпись     Н. Хомченко  

Согласна на получение авторского экземпляра        да

От гонорара откзываюсь     да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"У каждого мама есть!"

Это сценарий занятия совмесного с мамами. Дети вместе с мамой нетрадиционной техникой, рисованием на шарике, делают себе дружочка. Особый эмоциональный настрой дают мамы, которые трудятся вместе с реб...

Образовательная деятельность с использованием ИКТ «У каждой планеты есть что-то свое, что ярче всего отличает ее»

Возрастная группа детей: подготовительная группа.Направление: познавательно-речевое.Образовательная область: интеграция образовательных областей – «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественн...

Презентация к занятию по экологии «Есть у каждого свой дом (коровник, конюшня, конура, сарай, курятник)» ООД с детьми от 3 до 4 лет /младший дошкольный возраст/

Презентация направлена на привлечение внимания и развития интереса детей к занятиям по экологии, которая, на мой взгляд, смогжет сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и раз...

Конспект НОД "Есть тайна в каждом натюрморте"

Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством...

Конспек совместной деятельности детей и родителей по художественно - эстетическому развитию "В каждой кляксе что - то есть"

Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, направлен на знакомство детей и родителей с нетрадиционными методами рисования – монотипиейв условиях детско-родитель...

Занятие в старшей группе на тему: "В каждой кляксе что-то есть"

Цель: развивать художественные навыки. Научить детей использовать в рисовании не традиционные формы.Задачи:1. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «кляксографией». Учить с ...