Конспект НОД по рисованию "Филимоновская игрушка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Технологическая карта по организации продуктивной деятельности (рисование) в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_filimonovskaya_igrushka.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация НОД»
Пояснительная записка.
Данный конспект разработан по НОД для детей старшей группы. Конспект разработан с учетом возрастных и творческих способностей детей. Актуальность данной темы подчеркивает необходимость приобщения детей к народному творчеству своей страны. Многокрасочность и доступность Филимоновской игрушки дает широкий простор для развития детского творчества, вызывает интерес к народной игрушке.
Данный конспект продолжает знакомить детей с русской глиняной игрушкой, знакомит с новыми понятиями, вовлекает в мир русской народной ярмарки. Данный конспект построен на интеграции образовательных областей направленной на всестороннее развитие детей.
Результат
В результате творческой работы был составлен конспект, применение которого направленный на развитие у детей интереса к изучению народной игрушки, художественному творчеству своей страны. Выполнен ряд методических пособий и образцов, отобран музыкальный ряд на сопровождение НОД.
Технологическая карта НОД
«Филимоновская игрушка»
Тема: «Филимоновская игрушка».
Возрастная группа: старшая группа.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Учебно-методический комплект:
1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В.Н. Косарева. – Волгоград:
Учитель, 2013
2. Музыкальная палитра №1,2007.
3. Серия: Учимся рисовать: Демонстрационный материал. Автор: Светлана Вохринцева Издательство: "Страна Фантазий" 2011 г.
4. О. А. Соломенникова Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7 лет
Средства:
- наглядные - филимоновские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы элементов филимоновской росписи;
- мультимедийные – презентация;
- литературные - стихи, загадки;
- музыкальные – 3-4 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений, весёлые русские народные песни (мелодии)
- оборудование – ИКТ; CD – проигрыватель; разные народные игрушки; шкатулка; карточки-схемы, для выстраивания алгоритм последовательности рисования филимоновской игрушки; шаблоны – силуэты филимоновских игрушек (по желанию детей); стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по выбору детей)
Цель: создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с филимоновской игрушкой.
Задачи:
- Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о филимоновской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
- Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
- развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы филимоновской росписи, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки;
- развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
- обогащать словарь детей: Филимоново, гончар, филимоноская игрушка, филимоновская роспись;
- Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
- способствовать проявлению положительных эмоций;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
- Обратить внимание на нерешительность Леры в выборе партнёра для совместной деятельности;
- Обратить внимание на положение кисточки в руке у Таисии, Вовы;
- Предложить Маше и Даше выбрать стихи для предварительного заучивания;
- Поручить Марку и Ване контроль за правильностью выводов при сравнении элементов росписи филимоновской игрушки.
Планируемый результат:
Любознательный, активный | активность в продуктивной деятельности, в разговоре. |
Эмоционально - отзывчивый | чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки; проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи | применение усвоенных способов рисования ватной палочкой, кистью в самостоятельной деятельности;
умение самостоятельно делать выводы; |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
|
Ход деятельности:
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 этап Организационный -ситуативный разговор -загадка | Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. Здравствуйте — желаю вам здоровья! В слове этом — мудрость, доброта, Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Филимоново, о красоте их творчества? Тогда выбирайте в группе самые удобные места. Дети, вы ничего странного в группе не заметили? Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Филимоново, в нем загадка: Солнце яркое встаёт, Спешит на ярмарку народ, А на ярмарке товары: Продаются самовары, Покупают люди сушки И отличные игрушки! А вот какие игрушки отгадайте? - Весёлая белая глина Кружочки полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Филимоновкая) (открывают Шкатулку) | Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой Предлагает и корректирует выбор детей Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность | Приветствуют друг друга и гостей Выбор удобного места для творчества Дети обходят группу в поиске необычного предмета, находят шкатулку мастеров. Обследуют её, находят письмо. Дети высказывают свои мысли о том, что делать с письмом и Шкатулкой Мастеров, кто-то из детей читает письмо или предлагают это сделать взрослому. | Дети настроены на общение Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
2 этап Работа над темой -проблемная ситуация | Все ли игрушки у нас филимоновские в Шкатулке Мастеров? Выберите себе любую филимоновскую игрушку. | Решают проблемную ситуацию. Выбирают игрушку, рассматривают элементы росписи, сравнивают с элементами росписи игрушек других ребят группы. | Умение делать вывод и его аргументировать | |
-презентация | Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «филимоновской» по месту её проживания. В Одоевском районе Тульской области есть деревня Филимоново. По одной из легенд названа она так по имени деда Филимона, беглого каторжника, основавшего поселение. Рассказывают, что дедушка был гончаром «от бога», делал прекрасную посуду и не гнушался лепить свистульки и незатейливые игрушки из глины. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. А как выдумаете, как люди узнали о филимоновской игрушке мастеров? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. | Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей. | Слушают, узнают об истории создания филимоновской игрушки, рассуждают. | 1.Обогащает знаниевый опыт. 2.Проявляет интерес к народной игрушке. |
-отгадывание на слух какой музыкальный инструмент звучит | За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания | Внимательно выслушивают, называют музыкальный инструмент | 1.Определяет музыкальные инструменты. 2.Знает названия русских народных музыкальных инструментов | |
-музыкальная игра | Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение | Выбирают музыкальный инструмент, слушают русскую народную мелодию, стараются ритмично попадать в такт мелодии, демонстрируют положительные эмоции | 1.Умение выбивать ритм. 2.Получение в процессе игры положительных эмоций. 3.Обеспечена потребность детей в движении. | |
- подвижная игра «Найди игрушку» (с музыкальным сопровождением) | Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил, предложенных детьми | Выбирают свои правила игры, выбирают партнёров, демонстрируют физическую активность | 1. Умение слушать, выполнять выбранные правила. 2. Умение ориентироваться в пространстве. 3. Реализована потребность детей в общении | |
-продуктивная деятельность | Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки, постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально в паре, в тройке в подгруппе, по желанию использует шаблоны – силуэты филимоновской игрушки из Шкатулки Мастеров, выбирает материалы (краски гуашь, кисточки или ватные палочки), которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу. | 1. Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности; 2. Умение подбирать необходимые материалы для работы; 3. Умение делать логический вывод; 4. Умение следовать правилам | |
3 этап Итог творческой деятельности | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы. | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. | 1. Умение оценивать результат своей деятельности; 2. Умение выражать чувства; 3. Умение делать выводы; 4. Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. | |
-чтение стихов о дымковских игрушках |
Весь такой он складный. У большого петуха Все расписаны бока. 2. Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив, Смотрит свысока вокруг, Птица важная индюк. 3. Удивительный наряд: Сидит кокошник горделиво, Барыня ведь так красива, Как лебёдушка плывёт, Песню тихую поёт. 4. Через горные отроги, Через крыши деревень, Длиннорогий, желторогий Мчится глиняный олень. 5. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. | Приглашает к чтению стихов | Слушают, читают стихи | Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям. |
-исполнение русской народной песни |
| возможно исполнение песни «Ярмарка», либо другая (по выбору детей) | Выбирают песню, партнёра (если необходимо), сочетают движение в с музыкой самостоятельно | 1. Имеют чувство ритма и мелодики музыки; 2. Проявляют эмоциональное отношение к музыкальному произведению 3.Обогащение тактильного опыта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Роспись дымковской игрушки"
итоговое занятие по росписи дымковской игрушки с предложением различных фигурок...
Конспект детско - родительского занятия "Игрушки"
Работа в детско-родительской группе - мощное средство психологического воздействия на участников, систему их отношений. При работе в детско-родительской группе специалистами МДОУ активно используются ...
Конспект игровой деятельности «Помогите игрушкам»
конспект игровой ситуации на основе ФГТ...
Конспект занятия по теме "Игрушки"
Конспект занятия по теме "Игрушки" Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...
КОНСПЕКТ Досуговая деятельность "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ"
Цель: Привлечение детей к посильному участию в развлечении.Способствовать эмоциональному отклику на происходящее, создать хорошее настроение....
Конспект занятия кружка мягкой игрушки: "Изготовление игрушки Божьей Коровки"
Занятие по изготовлению игрушки "Божьей Коровки", последовательность изготовления, игра "Что, где, когда" - все о Божьей Коровке....
Конспект образовательной деятельности "Береги игрушки" по мотивам "Сказки про Зайку, от которого сбежали игрушки" младшая группа
Конспект образовательной деятельности "Береги игрушки" по мотивам "Сказки про Зайку, от которого сбежали игрушки" младшая группа...