Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Ледяные фигуры Снежной Королевы».
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Чеботарёва Людмила Михайловна

Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют объединению (интерграции) образовательных областей по валеологии и художественное творчество, начиная с дошкольного возраста, посколку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни и детского творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

Тема: «Ледяные фигуры Снежной Королевы».

Автор – составитель: Чеботарёва Л.М

Актуальность.   Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют объединению ( интеграции) образовательных областей по валеологии и художественное творчество,  начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни и детского творчества.

Научная основа.  Данное занятие входит в цикл художественно- эстетических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, опирающихся на современные программы и методики по валеологическому воспитанию. Среди них  - "Здравствуй!" М.Л. Лазарева, "Расти здоровым" Г.К. Зайцева, комплексы оздоровительных гимнастик Н.Ю.Тышкеновой (Иркутская область), "Гимнастики для развития речи" Е.Косиновой.

Инновационная направленность.  Система моей работы включает не только вопросы физического, но и духовного здоровья на занятиях художественно- эстетического развития.  Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни на занятиях нестандартным рисованием, в моей деятельности, является музыка, художественное творчество, здоровьесберегающие технологии.   Таким образом, занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального, художественно- эстетического и валеологического воспитания.

Краткая аннотация.  Это занятие по нестандартному рисованию для детей 4-5 лет с использованием валеологической песни -распевки, динамических упражнений, пальчиковой гимнастики, психологического тренинга «Зимушка – зима», имитационное упражнение “Снежинки, Зимушка-зима”(раскрепощение, эмоциональная разрядка, релаксация), активным слушанием музыки.

Степень распространенности.     Прежде всего проведение занятия в детском саду на родительском собрании, с последующим обсуждением. Затем показ занятия на методическом объединении педагогических работников ДОУ.  В настоящее время данное занятие готовится к публикации в электронном журнале.

Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания  на каждом занятии по нестандартному рисованию позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.

Цель: Выполнение композиции снежный городок из  ледяных фигур. Развитие социально-коммуникативных способностей детей посредством нестандартных техник рисования и формирование у детей привычки к здоровому образу жизни с помощью  здоровьесберегающих технологий.

Задачи:
Образовательные:

  1. Познакомить детей с техникой рисования  восковая свеча + гуашь. Помочь детям закрепить способ изображения поролоновой губкой по силуэту из восковой свечи.
  2. Закреплять умение рисовать гуашью (акварелью) по силуэтам, выполненным восковой свечёй; умение наносить рисунок восковой свечёй; экспериментировать с материалами.
  3. Сформировать у детей технические навыки рисования.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития творческого воображения , мелкую моторику рук; ассоциативное и образное мышление, память, речь и речевую выразительность, фантазию в придумывании движений и статичных поз.
  2. Развитие восхищения и удивления от получившегося рисунка.
  3. Используя здоровьесберегающие технологии повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)

Воспитывающие:

  1. Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.
  2. Терпение, желание фантазировать, радоваться своим рисункам.

Здоровьесберегающие: 

  1. Формировать умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом: сидеть свободно не напрягаться.

Социализация: Развитие игровой деятельности.

Интегрированная образовательная область:
1. Познавательное развитие:
 закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
2. Коммуникация: развивать навыки общения, диалогическую речь.
3. Безопасность: не наносить вред природе, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
4. Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество): вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.

 Оборудование (Технические средства): мультимедийный проектор, слайды к занятию, музыкальные композиции. Снежинка – письмо от Кая и Герды, снежинки для психологического тренинга «Зимушка- зима», гуашь синего (голубого) цвета, спонжики на каждого ребенка (поролон), парафиновые свечки на каждого, влажные салфетки, тканевые салфетки, заготовки на белом картоне (набросок картинки ледяной фигурки животного парафиновой свечёй)  для рисования на каждого ребенка,  пластиковые тарелочки с гуашью голубого, синего, фиолетового цвета; пластиковые лоточки для использованного поролона. Мольберт, скотч. Волшебный посох Снежной Королевы. Гирлянды из снежинок, ёлочки, картинки снежной королевы и зимушки – зимы. Видео физминутка для глаз.

Методы и приёмы:

Беседа, вопросы по теме, чтение загадки, рассматривание иллюстраций, заготовка листа бумаги с ледяной фигурой восковой свечёй для показа (или линогравюра с фигурой лесного животного), объяснение, анализ работ, музыкальное сопровождение, игровая ситуация – путешествие в замок Снежной королевы, игровое упражнение- разминка (с кисточкой).

Методы:

- метод волшебного рисунка;

-игровые, практические, словесные, наглядные.

Техника нестандартного рисования:   - свеча + гуашь;

                                                                      - печать поролоном.

Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка, сюрпризный момент

Словарная работа (Обогащение словаря): зимушка- зима, метель, вьюга, ледяные фигуры.

Предварительная работа: Изучение педагогом методической литературы, подбор музыкальных произведений на тему: «Зима»; беседа с детьми о зиме; приметы зимы, отгадывание загадок, подготовка дидактического и раздаточного материала; рассматривание с детьми иллюстраций о зиме; чтение сказки «Снежная Королева», рассматривание иллюстраций, подбор по теме игр, пальчиковой гимнастики, подготовка сюрпризного момента. Украшение группы в стиле «метель» - развесить снежинки на ниточках, картинки «зимушка – зима», «Снежная Королева», картинки снегирей,  ёлочки в серебре. Изготовление спонжиков для рисования. Леденцы на палочке для сюрпризного момента. Составление презентации «Ледяные фигуры Снежной Королевы».

Структура занятия.

Организационный момент, сюрпризный момент, отправление в путешествие (во дворец Снежной Королевы).

Знакомство с приметами зимы.

Игры: пальчиковая гимнастика «снежок», валеологическая песенка- распевка с оздоровительным массажем, психологический тренинг «Зимушка – зима» видео - физминутка, подвижная игра «ледяные фигуры».

Рассматривание  картинок, слайдов.

Прослушивание «Вальса снежных хлопьев», «Серебристые снежинки».

Рисование на тему «Ледяные фигуры Снежной Королевы» (нестандартная техника рисования).

Итог: Высказывание детей, определение своего настроения после занятия, сюрпризный момент.

Ход занятия:

Дети входят в зал.
воспитатель :  Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

Сегодня такая замечательная погода!  Давайте поздороваемся с нашими гостями  и пожелаем им «Доброго утра!» (встаем в кружок на распевку «Доброе утро»)

«ДОБРОЕ УТРО!»,  музыка и слова  О. Арсеневской -  

валеологическая песенка -распевка с оздоровительным массажем

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся

И сегодня весь день                 «Пружинка» с поворотом, руки

Будет веселее.                            на поясе – 2 раза.

Разотрём ладошки                    Выполнять движения по тексту.

 Сильнее, сильнее!

 А теперь похлопаем

 Смелее, смелее!

  Ушки мы теперь потрём         С наклоном головы вперёд – 2 раза.

   И здоровье сбережём.

   Улыбнёмся снова,                   Улыбаясь, свести ладошки на груди.

   Будьте все здоровы!                Развести руки в стороны.


(Подарим улыбки друг другу и гостям).


(слайд №1 «занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Ледяные фигуры Снежной Королевы»).

Воспитатель: отгадайте загадку:
— Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайка белым.
Перестал реветь медведь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой)        
(слайд №2 «Зимушка- зима»)

Воспитатель: что вы видите за окном?

Дети: За окном лежит белый пушистый снежок, мороз щиплет щечки.

Воспитатель: А у нас тепло и уютно.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, одна из снежинок залетела к нам. (слайд №3 «Снежинка – пушинка с письмом»).  Да это же снежинка – пушинка, она принесла нам письмо. Давайте посмотрим прочитаем  письмо.

Воспитатель:  (зачитываю письмо на снежинке). они просят о помощи: «друзья, помогите расколдовать жителей снежного  городка. Снежная королева их заморозила,  превратила в ледяные фигуры - невидимки».

Воспитатель: как вы думаете от кого это письмо, кто просит о помощи? Посмотрите на экран (слайд №4 «Кай и Герда»).

Дети: Это письмо от Кая и Герды.

Воспитатель: - ребята! Поможем Каю и Герде?  (Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского).

            Эта музыка приглашает нас отправиться далеко на Север, в Царство  Снежной Королевы. Помогут нам в этом путеводные снежинки (снежная метель) и северный  ветер.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ » ЗИМУШКА — ЗИМА»

— Сейчас я с вами поделюсь частичками снега (раздаю снежинки), мы превратимся в снежную метель и отправимся во дворец Снежной королевы. Покружимся, как будто мы лёгкие , пушистые, невесомые.

Физкультминутка: имитационное упражнение “Снежинки, Зимушка-зима”

(раскрепощение, эмоциональная разрядка). (слайд №5)

Ой, летят-летят снежинки,                                 Дети бегут врассыпную
Белоснежные пушинки,
Это зимушка-зима рукавами повела
.                Плавные движения рук вправо- влево
Все снежинки закружила                                    Кружатся на месте
И на землю опустила.                                         
Приседают и кладут снежинки (или  подкидывают

                                                                               в воздухе), под музыку  «Вальс снежных хлопьев»

Воспитатель:  Вот мы и в Царстве Снежной королевы. А это её ледяной дворец (слайд №6 «ледяной дворец Снежной Королевы»). Как здесь холодно! (потираем руками плечи, имитируя холод).

Воспитатель: а вот и сама Снежная Королева (слайд №7 «Снежная Королева», «Сани Снежной Королевы»)

Воспитатель:  Когда наступает зима, взмахнет Снежная королева рукой – быстрее закружатся снежинки.   И вот в такую метель, снежную погоду Снежная королева любила ездить по всему свету. Там, где она проезжает, становится холодно.

Воспитатель: -На чем Снежная Королева путешествует в метель, пургу, вьюгу? (слайд №7 «Сани Снежной Королевы»)

Дети: Едет королева  на снежных конях, в санях.   

Воспитатель: А если взмахнет своим волшебным посохом – снежинки, звери и люди застынут ледяными фигурами.   

Воспитатель:  -Ребята, давайте подойдем  к столу, посмотрим  какие ледяные фигуры заколдовала Снежная Королева в снежном городке.

Дети: (удивленно!) здесь ничего нет, невидно!.

Воспитатель:  обращаю внимание на белые пустые листы картона. И правда ничего нет!

- только чтобы их увидеть, сначала  нужно их расколдовать.

Воспитатель: Но сначала подготовим пальчики к работе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Закрутились, завертелись белые снежинки.
(фонарики)
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.
(руки вверх-вниз, шевеля пальцами)
Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду.
(руки вниз)
Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду.
(пальцы в щепотку, разжать) 
Заспешили на прогулку дети и старушки.
(пальцами одной руки проходим по ладони другой) 

(Дети садятся за столы  с заготовками волшебного рисунка).

Воспитатель: (на белой плотной бумаге (картоне) восковыми мелками (свечёй) нарисованы изображения деревьев, цветов, животных лесного царства (города). Затем сверху на всё изображение поролоном наносится краской фон. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение мелков (свечи) – рисунок не закрашивается, а проявляется).

Воспитатель: - Кто помнит, в какую зимнюю погоду любила путешествовать Снежная Королева?

Дети: в метель, вьюгу.

Воспитатель: так как Снежная Королева любит путешествовать в метель, пургу давайте для начала  нарисуем на одной половине листа метель, вьюгу (слайд №8 «вьюга, метель, пурга»). Кто мне скажет, а чем мы будем рисовать вьюгу если у нас нет кисточек? (ответы детей). Правильно мы воспользуемся необычным предметом для рисования - свечкой. Почему мы берем свечу белого цвета? Вьюга из снежинок, а снежинки белого цвета и свеча у нас белая (рисуем вьюгу, наблюдаем, что на бумаге ничего нет, не видно).

Воспитатель: - что нужно сделать, чтобы наша вьюга, метель и ледяные фигуры стали видны, ожили у нас на бумаге? (ответы детей). Правильно – закрасить лист бумаги (картона) гуашью и фигуры проявятся.

Воспитатель: - гуашь какого цвета стоит у вас на столах? (синяя, голубая – холодные цвета зимы). Почему? (зима, лед на солнце голубой за счет преломления солнечных лучей через лед).

 объяснение и показ выполнения работы:  (на мольберте две заготовки – одна заготовка с невидимой ледяной фигурой, другая – обычный чистый лист для показа работы со спонжиком, показать как им пользоваться и закрасить лист). берем и прижимаем кусочек поролона к штемпельной подушке с краской (губка с краской) и наносим оттиск на бумагу, закрашивая весь лист с изображением и проявляем нашу ледяную фигуру.  Использование силуэтов животных, деревьев  закрашенных восковой свечёй (во время работы следить за осанкой. Обращать внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность, уборку рабочего места ). Пока дети работают над своей работой я закрашиваю свой лист с невидимой фигурой или после проявления фигур детьми я переворачиваю лист с готовой проявленной фигурой)

( Дети под музыку «Вальс снежных хлопьев» или «Серебристые снежинки» выполняют работу нетрадиционной техникой рисования – рисование свечёй и печатание поролоном)  

АНАЛИЗ РАБОТ: 

воспитатель(рассматривая работы)

 -Ребята, посмотрите, что у вас получилось, какие фигуры у вас ожили на бумаге? Кого же Снежная королева превратила, заколдовала  в ледяные фигуры? (дети называют получившихся животных- лесных жителей). Посмотрите, что у меня заколдовано было на листочке (переворачиваю мольберт с готовым  волшебным рисунком.

 - Посмотрите ребята, какие замечательные ледяные фигуры и метель у нас получились.

- Вы молодцы! Отлично справились с заданием. Давайте все наши рисунки выложим на стенде в один большой Снежный городок из ледяных фигур (Все работы оформляем в одну композицию «снежный городок» (на мольберт скотчем или на стенд в группе).

Воспитатель: вы, наверное устали и глазки наши притомились (усаживаемся на ковре перед экраном, смотрим на снежинки и следим за ними глазками) – зимняя гимнастика для глаз «Снежинка»)- видеофизминутка.

Посмотрите, оказывается Снежная Королева побывала и у нас в зале и оставила свой волшебный посох (достаю снежный посох Королевы). Я предлагаю вам поиграть в любимую игру жителей снежного городка «ледяные фигуры».

ИГРА  «ЛЕДЯНЫЕ  ФИГУРЫ» - музыка «Серебристые снежинки»

    Под музыку дети выполняют все движения по тексту. После слов Мороз ударил раз, два, три… дети замирают в разных позах. Волшебный посох Снежной королевы передается тому, кто первый зашевелился (он становится водящим).  Игра проводится 2-3 раза.

 «ледяные фигуры» (слайд №9 «Ледяные фигуры»)

Снегом заметает всё
Ветер ледяной!
                  (взмахи руками перед собой)
В круговерти кружимся
Даже мы с тобой!              
(кружатся)
А мороз ударит – так!      (стукнуть кулачками)
Всё скуёт как раз               (вытянуть руки)
И фигурой ледяной 
Станем мы сейчас              
(руки на пояс)
Мороз ударил – раз!         (хлопки)
Мороз ударил – два!
Мороз ударил – три!
Ледяная фигура замри! 

Воспитатель: а теперь давайте сядем в кружок ( на ковре) и успокоимся (сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов).

Рефлексия:

- чем запомнилось путешествие?

- Что вам было интересным? Какие моменты вам больше понравились и почему?

 -Как вы думаете у кого получилась самая заснеженная, ледяная  работа?
-А у кого самая аккуратная работа?

-  А какое у вас сейчас настроение?

- Во! (показать большой пальчик). 

Воспитатель: давайте подарим наше хорошее настроение другим (дети сдувают настроение с ладошки).

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие во владение Снежной   Королевы. Надеюсь, что для всех оно было приятным. Кай и Герда очень вам благодарны за помощь и на прощанье оставили вам волшебные фигурки на палочке.  Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце, и чтобы вот эти необычные волшебные леденцы – фигурки  вас порадовали. Открываю сундучок ( достаю подарки для детей- леденцы на палочке). Загадайте самое заветное и доброе желание и оно сбудется. Всем спасибо за работу!

Слайд №10    «МОЛОДЦЫ!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для средней группы, тема: «Краски Осени»

Конспект занятия  по нетрадиционному рисованию для  средней группы, тема: «Краски Осени»...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для средней группы, тема: «Осенний ковер»

нетрадиционное рисование в средней группе"Осенний ковер"...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для средней группы, тема: «Осенний ковер»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для средней группы, тема: «Осенний ковер»Программное содержание:Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп.Развивать интерес к нетрадиционно...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для средней группы, тема: «Осенний ковер»

Конспект занятия  по нетрадиционному рисованию для  средней группы, тема: «Осенний  ковер»...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию В средней группе ТЕМА : «Необыкновенная снежинка»

Програмные задачи:1. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.2. Способствовать формированию эмоционально - эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для средней группы, тема: «Осенний ковер»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для средней группы, тема: «Осенний ковер» Автор занятия: воспитатель Ушакова Татьяна Николаевна, МБДОУ «Детский сад №18 «Журавушка» г.Прокопьевск».20...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе с использованием квест - технологий "Путешествие в деревню".

Конспект поможет познакомить детей с нетрадиционными способами рисования, поможет расширить представления о домашних животных....