Игры по ИЗО деятельности
картотека по рисованию ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игры по изобразительному искусству для дошкольников
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине
Материал: репродукция какой-либо картины.
Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится,
а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова.
Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них
одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют
свой выбор.
Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы»
Звучная – звонкая – тихая
Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски.
Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он
густой, как аромат всех этих хлебов.
Просторная – тесная
Тесная. Здесь изображено так много предметов.
Конечно, им тесно.
Радостная – унылая
Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая
красивая, нарядная, будто на празднике, будто
хвастаются булки и хлебы друг перед другом,
кто из них лучше.
Лёгкая – тяжёлая
Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы
большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки,
пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное,
тяжёлое. Как только стол выдерживает?
«НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И
ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»
Цель: закрепить представления детей о тёплой
и холодной цветовой гамме.
Материал: репродукции натюрмортов, написанные
в тёплой и холодной гамме.
Описание игры: Найти картины, написанные
только в тёплой гамме (или в холодной) или
разобрать по группам картины, написанные в
тёплой и холодной гамме.
«ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА
(НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»
Цель: уточнить представления детей о разных
жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает
посмотреть внимательно на картины и положить
в центр стола картины, изображающие только
натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие
отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция
какой-либо картины, у кого изображён пейзаж,
у кого портрет или натюрморт. Воспитатель
загадывает загадки, а дети должны показать
отгадки, используя репродукции картин.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ... (пейзаж)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это ... (натюрморт)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ... (портрет).
«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта,
научить составлять композицию по собственному
замыслу, по заданному сюжету (праздничный,
с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)
Материал: разнообразные картинки с изображением
цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов
или реальные предметы (посуда, ткани, цветы,
муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)
Описание игры: воспитатель предлагает детям
составить композицию из предложенных картинок,
или составить композицию на столе из реальных
предметов, используя для фона различные ткани.
«НАЙДИ ОШИБКУ»
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно,
обнаруживать и исправлять ошибки.
Материал: репродукции картины.
Описание игры: педагог в искусствоведческом
рассказе описывает содержание произведения и
средства выразительности, использованные художником,
объясняет, какое настроение хотел передать в своём
произведении художник, но при этом умышленно допускает
ошибку в описании картины. Перед началом игры детям
даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так
как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить
и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто
установил большее число ошибок и верно их исправил.
Он же получает право быть ведущим в игре – составлять
искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя
(с умышленно допущенными ошибками) по картине
«Сенокос» А.А. Пластова:
« Перед вами репродукция картины А.А. Пластова
«Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том,
как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной,
изумрудной травой (отсутствует описание цветов),
вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании
образ подростка). Самое главное и красивое в этой
картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре
картины ( ошибоч-ное описание композиционного центра).
В произведении передан покой и тихая радость.
Для этого художник использует яркие, сочные краски:
жёлтую, зелёную, синюю, красную».
«ЖИВАЯ КАРТИНА»
Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты
человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: дети делятся на группы. Каждая
группа получает репродукцию картины какого-либо
художника. Дети должны от лица тех, кто изображён
на картине (дороги, деревьев, неба и т.д.) рассказать
о своих красках и своём настроении, не называя его.
Задача всех остальных отгадать, что изображено
на той или иной картине, и её называние.
« ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»
Цель: в процессе игры развивать внимание и
интерес детей к различным цветам и оттенкам,
чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с
квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит
слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют
чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их
кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например:
радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых
соответствуют цветам радуги. Задача детей – как
можно быстрее реагировать на слова, произнесённые
педагогом.
«ЧАСТИ СУТОК»
Цель: Определить, к какой части суток (утро, день, вечер,
ночь) относятся предложенные пейзажи, выбрать цветную
карточку, с которым ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, которые
ярко выражают части суток.
Описание игры: создать игровые ситуации с игрушками,
отражающие их поведение в различное время суток.
Рассмотреть различные репродукции картин, определив,
какое время суток изобразил художник. Обосновать
свой выбор коротким описательным рассказом,
подчеркнуть значение цвета в произведении.
Можно использовать в игре художественные тексты
о частях суток:
Утро. Весенний лес хранит в секрете,
Что он увидел на рассвете,
Как ландыш держит на весу
В стеклянных чашечках росу.
День. День работал целый день –
Передал много дел;
И жалел под вечер,
Что заняться нечем.
Вечер. Постукивает поезд вдалеке,
Плеснула рыба в розовой реке,
Присело солнце за притихший лес ...
День погрустил немножко и исчез.
Ночь. Звёзд полно – и в небе, и в воде.
На земле – ни огонька нигде.
Звери и букашки спать легли.
Тишина от неба до земли.
«УЗНАЙ ПО ПРОФИЛЮ»
Цель: определить персонажей по силуэтному
профилю. Назвать те признаки, по которым
узнали и определили персонаж.
Материал: силуэты профилей персонажей
различных сказок.
Описание игры: воспитатель показывает детям
портрет сказочного персонажа, дети по определённым
признакам пытаются узнать, кто на нем изображён.
«СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ»
Цель: закрепить знания детей о половых и
возрастных особенностях людей.
Материал: 6 портретов, разрезанных на 4
части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок),
отдельно парики и накладные детали (усы, бороды,
очки).
Описание игры: из разрезанных частей составит
портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки,
сестрёнки и братишки. И назвать отличительные
признаки мужского и женского лица, молодого и
пожилого.
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель: закрепить знания детей о сезонных
изменениях природы, о цветовой гамме,
присущей тому или иному времени года.
Материал: Репродукции картин с пейзажами,
аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года»
Описание игры: на стене развешены разные
репродукции картин, воспитатель предлагает
детям отобрать те из них, в которых
рассказывается об одном времени года.
Можно использовать в игре аудиозапись
П.И.Чайковского «Времена года»
художественные тексты о временах года:
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога ...
У второго – синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть ...
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака.
А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды...
Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.
Кто же те художники? Догадайся сам!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса ... (А.С.Пушкин)
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Тёмный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно ...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала. (И.Суриков «Зима»)
«ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ?»
Цель: учить детей представлять прошлое и будущее
объекта и составлять связный рассказ об этом.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий выбирает объект,
предлагает играющим прокатиться на Машине
Времени и рассказать о том, что было с ним в
прошлом и что, возможно, будет в будущем.
«ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНА КАРТИНА»
Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие
к объяснению смысла изображённого на картине.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: воспитателем готовятся листочки
бумаги, на которых написаны пословицы и
поговорки разной тематики. Вводится правило:
выдерни записку, прочитай текст (читает
воспитатель или умеющие читать дети), объясни,
почему так названа картина.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
«С чем это можно сравнить?»
«Кто больше назовёт слов, характеризующих
настроение человека»
«Кто больше назовёт слов на звук «с»?»
«Расскажи без слов, мимикой и жестами,
о чём бы ты написал картину»
«Подбери красивые слова к слову ...»
«Закончи предложения:
Если бы трава была голубой, то ...
Если бы снег был чёрным ...
Если бы море было красным ...»
«У царицы Земли – бал. Феи красок
принесли на бал лучшие дары своего
цвета. Какой подарок принесла Фея чёрного цвета?»
«Какого цвета голос мамы (папы, малыша и т.д.),
когда она смеётся, поёт или плачет ...?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире....
Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навык...
План-конспект квест-игры по коммуникативной деятельности с элементами театрализованной деятельности в младшей группе «Путешествие по сказке «Колобок»
Квест-игры по коммуникативной деятельности с элементами театрализованной деятельности...
Конспект квест-игры по коммуникативной деятельности с элементами театрализованной деятельности Путешествие по сказке «Колобок»
План-конспектквест-игры по коммуникативной деятельностис элементами театрализованной деятельности в младшей группеПутешествие по сказке «Колобок»...
Деловая игра «Проектно- исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС дошкольного образования»
Данная деловая игра позволяет привлечь внимание педагогов и нацелить коллег на непременное использование проекта в практике их работы....
Консультация для педагогов: "«Игра-ведущий вид деятельности у дошкольников. Планирование и организация игровой деятельности»
Игровая активность — это организованная деятельность, предполагающая направление умственных, физических и эмоциональных усилий детей на достижение поставленной игровой задачи.Согласно Федерально...
Консультация "В какие игры играют наши дети? Игра - ведущий вид деятельности дошкольника"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра....