Игры по ИЗО деятельности
картотека по рисованию ( группа) на тему

Дубинина Ольга Сергеевна

Я-художник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_izo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по изобразительному искусству  для дошкольников

«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине
Материал: репродукция какой-либо картины.
Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится,

а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова.

Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них

одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют

свой выбор.
Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы»
Звучная – звонкая – тихая
Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски.

Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он

густой, как аромат всех этих хлебов.
Просторная – тесная
Тесная. Здесь изображено так много предметов.

Конечно, им тесно.
Радостная – унылая
Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая

красивая, нарядная, будто на празднике, будто

хвастаются булки и хлебы друг перед другом,

кто из них лучше.
Лёгкая – тяжёлая
Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы

большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки,

пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное,

тяжёлое. Как только стол выдерживает?

«НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И

ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»
Цель: закрепить представления детей о тёплой

и холодной цветовой гамме.
Материал: репродукции натюрмортов, написанные

в тёплой и холодной гамме.
Описание игры: Найти картины, написанные

только в тёплой гамме (или в холодной) или

разобрать по группам картины, написанные в

тёплой и холодной гамме.

«ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА

(НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»
Цель: уточнить представления детей о разных

жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает

посмотреть внимательно на картины и положить

в центр стола картины, изображающие только

натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие

отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция

какой-либо картины, у кого изображён пейзаж,

у кого портрет или натюрморт. Воспитатель

загадывает загадки, а дети должны показать

отгадки, используя репродукции картин.


Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ... (пейзаж)

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это ... (натюрморт)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ... (портрет).

 

«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта,

научить составлять композицию по собственному

замыслу, по заданному сюжету (праздничный,

с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)
Материал: разнообразные картинки с изображением

цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов

или реальные предметы (посуда, ткани, цветы,

муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)
Описание игры: воспитатель предлагает детям

составить композицию из предложенных картинок,

или составить композицию на столе из реальных

предметов, используя для фона различные ткани.

 

«НАЙДИ ОШИБКУ»
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно,

обнаруживать и исправлять ошибки.
Материал: репродукции картины.
Описание игры: педагог в искусствоведческом

рассказе описывает содержание произведения и

средства выразительности, использованные художником,

объясняет, какое настроение хотел передать в своём

произведении художник, но при этом умышленно допускает

ошибку в описании картины. Перед началом игры детям

даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так

как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить

и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто

установил большее число ошибок и верно их исправил.

Он же получает право быть ведущим в игре – составлять

искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя

(с умышленно допущенными ошибками) по картине

«Сенокос» А.А. Пластова:
« Перед вами репродукция картины А.А. Пластова

«Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том,

как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной,

изумрудной травой (отсутствует описание цветов),

вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании

образ подростка). Самое главное и красивое в этой

картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре

картины ( ошибоч-ное описание композиционного центра).

В произведении передан покой и тихая радость.

Для этого художник использует яркие, сочные краски:

жёлтую, зелёную, синюю, красную».

«ЖИВАЯ КАРТИНА»
Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты

человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: дети делятся на группы. Каждая

группа получает репродукцию картины какого-либо

художника. Дети должны от лица тех, кто изображён

на картине (дороги, деревьев, неба и т.д.) рассказать

о своих красках и своём настроении, не называя его.

Задача всех остальных отгадать, что изображено

на той или иной картине, и её называние.

« ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»
Цель: в процессе игры развивать внимание и

интерес детей к различным цветам и оттенкам,

чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с

квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит

слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют

чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их

кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например:

радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых

соответствуют цветам радуги. Задача детей – как

можно быстрее реагировать на слова, произнесённые

педагогом.

«ЧАСТИ СУТОК»
Цель: Определить, к какой части суток (утро, день, вечер,

ночь) относятся предложенные пейзажи, выбрать цветную

карточку, с которым ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, которые

ярко выражают части суток.
Описание игры: создать игровые ситуации с игрушками,

отражающие их поведение в различное время суток.
Рассмотреть различные репродукции картин, определив,

какое время суток изобразил художник. Обосновать

свой выбор коротким описательным рассказом,

подчеркнуть значение цвета в произведении.
Можно использовать в игре художественные тексты

о частях суток:


Утро. Весенний лес хранит в секрете,
Что он увидел на рассвете,
Как ландыш держит на весу
В стеклянных чашечках росу.

День. День работал целый день –
Передал много дел;
И жалел под вечер,
Что заняться нечем.

Вечер. Постукивает поезд вдалеке,
Плеснула рыба в розовой реке,
Присело солнце за притихший лес ...
День погрустил немножко и исчез.

Ночь. Звёзд полно – и в небе, и в воде.
На земле – ни огонька нигде.
Звери и букашки спать легли.
Тишина от неба до земли.

«УЗНАЙ ПО ПРОФИЛЮ»
Цель: определить персонажей по силуэтному

профилю. Назвать те признаки, по которым

узнали и определили персонаж.
Материал: силуэты профилей персонажей

различных сказок.
Описание игры: воспитатель показывает детям

портрет сказочного персонажа, дети по определённым

признакам пытаются узнать, кто на нем изображён.

«СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ»
Цель: закрепить знания детей о половых и

возрастных особенностях людей.
Материал: 6 портретов, разрезанных на 4

части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок),

отдельно парики и накладные детали (усы, бороды,

очки).
Описание игры: из разрезанных частей составит

портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки,

сестрёнки и братишки. И назвать отличительные

признаки мужского и женского лица, молодого и

пожилого.

«ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель: закрепить знания детей о сезонных

изменениях природы, о цветовой гамме,

присущей тому или иному времени года.
Материал: Репродукции картин с пейзажами,

аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года»
Описание игры: на стене развешены разные

репродукции картин, воспитатель предлагает

детям отобрать те из них, в которых

рассказывается об одном времени года.
Можно использовать в игре аудиозапись

П.И.Чайковского «Времена года»
художественные тексты о временах года:


Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога ...
У второго – синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть ...
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака.
А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды...
Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.
Кто же те художники? Догадайся сам!

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса ... (А.С.Пушкин)

Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Тёмный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно ...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала. (И.Суриков «Зима»)

 

 «ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ?»

Цель: учить детей представлять прошлое и будущее

объекта и составлять связный рассказ об этом.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий выбирает объект,

предлагает играющим прокатиться на Машине

Времени и рассказать о том, что было с ним в

прошлом и что, возможно, будет в будущем.

«ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНА КАРТИНА»
Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие

к объяснению смысла изображённого на картине.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: воспитателем готовятся листочки

бумаги, на которых написаны пословицы и

поговорки разной тематики. Вводится правило:

выдерни записку, прочитай текст (читает

воспитатель или умеющие читать дети), объясни,

почему так названа картина.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

«С чем это можно сравнить?»


«Кто больше назовёт слов, характеризующих

настроение человека»


«Кто больше назовёт слов на звук «с»?»


«Расскажи без слов, мимикой и жестами,

о чём бы ты написал картину»


«Подбери красивые слова к слову ...»


«Закончи предложения:
Если бы трава была голубой, то ...
Если бы снег был чёрным ...
Если бы море было красным ...»


«У царицы Земли – бал. Феи красок

принесли на бал лучшие дары своего

цвета. Какой подарок принесла Фея чёрного цвета?»


«Какого цвета голос мамы (папы, малыша и т.д.),

когда она смеётся, поёт или плачет ...?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире....

Деловая игра для педагогов ДОУ "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"

Тема : "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме "Игровая деятельность дошкольников", используя активные методы ра...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУТема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя актив...

Деловая игра «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников»

Транслировать опыт ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами.                         ...

Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....

Деловая игра с педагогами "Игра-ведущий вид деятельности"

В данном материале разработана деловая игра для педагогов в ДОУ. Материал будет полезен воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Задания разработаны с целью того,...