Люди и судьбы. Б. М. Кустодиев в детском творчестве
консультация по рисованию ( группа) по теме
Творческий путь русского художника Бориса Кустодиева и рекомендации по ознакомлению дошкольников с его картинами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b._kustodiev.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ДСКН №1
Рассказы о художниках
Тема: «Люди и судьбы»
Борис Михайлович Кустодиев
Б. М. Кустодиев в детском творчестве
Составил: педагог дополнительного образования Н. А. Соболева
г. Сосновоборск
Люди и судьбы
(рассказы о художниках)
Борис Михайлович Кустодиев
Б. М. Кустодиев родился 7 марта 1878 года в старинном купеческом городе Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Будучи совсем ребенком, он с восторгом слушает нянины сказки о купчихах и домовых. Они побуждают в нем интерес к причудливой фантазии русского фольклора. Впоследствии, уже став знаменитым художником, Кустодиев использует этот мотив в картине «Купчиха и домовой». Однако, пока следуя семейной традиции, он получает богословское образование, поступив в 1892 году в астраханскую духовную семинарию, где с наибольшим вниманием изучает иконопись, восхищаясь выразительностью форм и звучностью колорита художественного языка новгородских мастеров.
Переломным моментом в жизни будущего художника становится выставка передвижников, привезённая в Астрахань. Замечательные полотна Репина, Шишкина , Поленова производят на него неизгладимое впечатления. Такие же восторженные чувства вызывает и первая поездка в Петербург, особенно знакомство с главной его достопримечательностью - Эрмитажем. Вернувшись в Астрахань, Кустодиев начинает брать уроки у талантливого педагога Павла Алексеевича Власова – выпускника Академии художеств, учившегося у В. Г. Перова (Б. Кустодиеву – 14 лет). Власов открывает ему тонкости рисунка, заставляет внимательно изучать натуру. Благодаря поддержке Власова в 18 лет Кустодиев поступает в академию художеств. Теперь он получает возможность подробно исследовать живопись западноевропейских мастеров, среди которых выделяет Рубенса, Рембрандт, Ван Дейка. Насыщенная культурными событиями петербургская жизнь захватывает застенчивого и скромного юношу, письма домой наполнены восторженными впечатлениями от посещения модных театральных спектаклей и многочисленных выставок. Особенно Кустодиев любил музык ,она завораживала его глубиной и таинственностью своей внутренней организации. Тем не менее художника не оставляет ностальгия. Образ Астрахани с её величественной Волгой, ярким солнцем и нарядной пестротой красок резко контрастирует с холодным Петербургом. В столице Российской империи художнику будет суждено провести более 30 лет, однако свою первую любовь кустодиев не забудет. Она станет для него вдохновляющим источником в формировании его неповторимого стиля. В 20 лет, там же, в академии художеств Кустодиев поступает в мастерскую выдающегося живописца И. Е. Репина и становится одним из лучших его учеников, «красой и гордостью Академии».Репин доверяет молодому художнику работу над композицией и портретными характеристиками в грандиозном проекте, посвященному 100-летнему юбилею Государственного Совета. История в лицах такова: Николай второй заказал это монументальное произведение, чтобы украсить зал парадного Мариинского дворца, где обычно происходили совещания первых лиц империи. Особый интерес созданные с натуры Кустодиевым портреты – этюды – 27 работ, среди которых – реальные исторические лица самодержавной России, аристократы, в чьих руках были сосредоточены основные нити в управлении страной. Эта работа, длившаяся в течение двух лет, стала для него настоящей школой в совершенствовании живописной техники, научила тонкостям портретного жанра. Этюды написаны в свободной, энергичной манере без подробной детализации. Нарядная колористическая гамма черно –красных, голубых и золотистых цветов замечательно передает атмосферу парадной торжественности. В каждом из царских сановников Кустодиев стремится уловить индивидуальность, спрятанную под тщательным гримом чиновника высоким общественным и социальным статусом. В то время, когда импрессионисты и символисты культивировали эскизную незаконченность письма, асимметрию, оригинальную неожиданность ракурсов, Кустодиев мечтает о «картине» с её драгоценностью рисунка и «оркестром красок», в лучших традициях старых мастеров. Влияния Репина, Серова, Нестерова, перерабатываются им через призму собственного художественного мировоззрения, что дает возможность раскрытию тех сюжетов и образов, которые станут основой его будущего стиля.
Начало этого пути уже угадывается в дипломной работе «Базар в деревне», написанной в 1903 году. Она стала своего рода пробой пера в новом жанре и принесла счастье в личной жизни. Сюжет был задуман еще летом 1900 года, когда он вместе с друзьями приезжает на каникулы в село Семеновское–Лапотное Костромской губернии. Побывав на местном базаре, Кустодиев испытывает потрясение его красочностью и многообразием типов людей и делает эскизы на пленэре, стремясь максимально передать непосредственное впечатление от натуры. Любимая муза – верная жена. Тогда же при посещении одного из близлежащих имений он познакомился со скромной, очаровательной девушкой - своей будущей женой Юлией Прошинской, дочерью петербургского чиновника Министерства иностранных дел. Биография новобрачной напоминала романтические образы из старинных романов. После смерти отца Юлия воспитывалась в дворянской усадьбе Высоково Комстрамской губернии. Получила прекрасное образование в Александровском училище при Смольном институте, увлекалась живописью, любила музыку и поэзию. Её мечтательный и одухотворенный образ сразу покорил сердце молодого художника. Влюбленные пишут друг другу нежные письма, ходят вместе на этюды, размышляют о смысле искусства. Юлия занимается с Кустодиевым французским языком, которым владела в совершенстве. Скромный и застенчивый «милыйЮлик2, как часто называл свою возлюбленную художник, станет для него преданным другом и опорой на всю жизнь.
Картина «Базар в деревне» была удостоена золотой медали. Этой наградой заканчивается блистательное обучение в Академии и начинается самый счастливый период в биографии художника, когда оно полон вдохновения и здоровья, а рядом – любимая жена Юлия появляется первое признание Кустодиева как талантливого художника. В «Биржевых новостях» первая статья о нем, скульптор Стеллецкий создает его скульптурный портрет, его, угольные портреты художника удостоены первой премии на выставке в Академии художеств. Родился сын - Кирилл (о портрете Юлии 1903г.) Окончив Академию художеств с золотой медалью, художник вместе с женой и сыном едет в зарубежную поездку (пенсионерскую), во Францию и Испанию. В блокноте появляются рисунки парижских бульваров, набережных и даже местных извозчиков. Под обаянием романтического города он пишет в духе импрессионизма светлую, трепетную картину «Утро», созданную с натуры и изображающую его молодую жену за купанием сына. Впоследствии критики будут называть её чудом. Шедевром, она станет украшением различны выставочным проектов. Выдержанная в светлых тонах с использованием живописных эффектов импрессионизма. Она положила начало семейных образов счастья Кустодиев потерял отца. Когда ему не было и двух лет, поэтому к семейным ценностям всегда относился с особым вниманием, нежностью. Свою любовь художник выражает в живописных творениях. Находя все новые и новые выразительные средства и для передачи тех чувств. Которые он испытывает . например. При рождении дочери Ирины или любуясь красотой и пленительной женственностью своей супруги. При изображении любимых людей художник всегда трогателен и своё живописное мастерство подчиняет восторженному состоянию души. Полотно «Сирень» словно пронизано внутренним светом, исходящим от любимых существ. Похожих на двух ангелов.
Портрет жены с недавно родившейся дочерью на руках. Написанный на фон усадьбы Павловское Костромской губернии. Продолжает развивать линию пленера в творчестве Бориса Кустодиева. Легкие сумерки, красочный закат, цветущая сирень создают лирическую атмосферу. Полную прелести и очарования. Свет, идущий из окна дома, красивыми бликами ложится на платья и мягко освещает лица. Тёплые сиреневато – розовые, голубовато – синие, фиолетовые оттенки неба и цветов сирени образуют с нарядами жены и дочери единую колористическую мелодию. Художнику удается гармонично соединить эффективность методов импрессионизма с тонким психологизмом образа. Далее будет написан семейный портрет «На терассе», созданный в доме – мастерской Кустодиевых «Терем», затем портрет жены с дочерью Ириной (прим. Рассказать о портретах) Художник любил экспериментировать с различными изобразительными техниками. Он с легкостью переходит от с масла на темперу или гуашь. Осваивает почти все виды графики. В1907 году Кустодиев становится членом союза русских художников. Его полотна украшают знаменитые и международные выставки – на парижском «Осеннем салоне, на берлинском салоне Шульт, в Венеции и других выставках. В1907 году он получает звание академика живописи. Кроме того, совершает путешествие в Италию. Там он пишет венецианские мотивы. Венеция. Этот своеобразный город, трудом многих поколений взращенный над морем, покорил художника. На полотне художника с одноимённым названием, стремление передать влажность воздуха за счет трепетно. Текучей фактуры письма и приглушенного колорита Белое пасмурное небо с едва заметным сиреневым оттенком отражается в пастельно-зелёной водной глади. Архитектура выразительно оттеняет этот лирический диалог неба и воды. «Венеция – это город, который можно страшно полюбить… Это что-то обворожительное, какая-то сказка…» - писал Кустодиев о своих впечатлениях. В тоже время, любуясь итальянской архитектурой, он делает интересный вывод: «Красота сказочная, но холодом от неё веет; наши старые церкви красотой своей за душу берут, а здесь театральная красота, театральный блеск. Поэзия детства. В творчестве художника эта тема, одна из наиболее выразительных линий русского искусства 20 века, звучит ярко, «японская кукла», «Портрет И. Б. Кустодиевой» и множество других портретов детей. В семье Кустодиевых часто устраивались костюмированные праздники. Для одного из таких вечеров Юлия Естафьевна сшила Ирине и Кириллу романтические наряды маркиза и маркизы в стиле18 века по мотивам картин Антуана Ватто. Для того чтобы детям не скучали во время продолжительного позирования. Им читали сказки. Несмотря на театральность костюмов, портрет передает детское обаяние без театральности и слащавости. Детские лица полны непосредственности, свежести и поэзии. Красочность колористического решения и изящная техника пастели подчеркивают замысел картины и напоминают воздушную и живопись Антуана Ватто. Смиренная красота – духовная сила. 1908 году художник приезжает в усадьбу Успенское под старой Ладогой по приглашению е. Г. Шврца, чтобы написать групповой портрет семьи. Там же Кустодиев пишет один из знаковых портретов в его биографии. При посещении Староладожского Успенского монастыря одна из монахинь привлекла внимание художника своей» величественной красотой», и он пишет портрет своей новой героини, игуменьи Олимпиады. Впечатления о молитвенной и церковной жизни сохранилась в душе Кустодиева ещё с детства и юности, когда он учился в астраханской духовной семинарии. В образе матушки Олимпиады художник видел не только яркую индивидуальность, но и возможность создать психологический портрет, своеобразный эталон образа религиозного человека. Художник стремится передать внутренний мир модели, уловит тот свет, который излучает человеческая душа, окрыленная молитвой. В композиционном построении картины художник использует свой любимый приём, характерный для портрета – картины, - помещает героиню в привычную для неё среду с предметами, характеризующую её личность. В смиренном взгляде её светло –голубых глаз и выразительном жесте руки, положенной на евангелие, угадываются черты сильной натуры с волевым характером и твёрдыми нравственными принципами. Строгость черного одеяния соответствует общему колористическому настроению портрета. Лишь светлые тона четок и воротника нарушают сдержанность колористического решения, изысканно оживляют его. Эта картина особенно нравилась Репину. Ярмарка – жизнь как праздник. Будучи ещё учеником Репина, Кустодиев с восторгом описывает местный базар в Костромской губернии: «Базар такой, что я как обалделый стоял и смотрел, желая обладать сверхчеловеческой способностью всё это запечатлеть и запомнить, и передать». Восторженные размышления художника воплощаются спустя несколько лет в цикле знаменитых ярмарок. Первая из них была написана в19006 году по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг и стала своеобразной репетицией в разработке собственного стиля. Мечты Кустодиева о радостной, декоративной живописи начинают наконец осуществятся. Появляются разнообразные варианты русских ярмарок, в которых соединяются в органичный сплав тонко подмеченные натурные впечатления художника и его беспредельная фантазия в использовании композиционных и живописных приёмов (Ярмарка – 1906,Ярмарка – 1910, Ярмарка – 1908 прим. – далее о картинах). Деревня и провинция. В картинах художника провинциальная жизнь, полная очарования и прелести. Кустодиев воплощает мечту о гармонии патриархального мира, где исключено существование бедности, пьянства, стяжательства, грубости и невежества. Провинция всегда противопоставляется Петербургу, Москве и большим торговым городам. На протяжении всего творчества художник неоднократно будет обращаться к своеобразной красоте русских провинциальных городков, находя в этом уютном мире всё новые выразительные краски. В таком же выразительном ключе он преподносит и образ деревни с её веселыми хороводами, пестрыми, яркими ситцами нарядов, игрой на гармони и душевными разговорами по вечерам. («Деревенский праздник», «Гуляние на Волге» - -1909-1910 годы прим. - далее о картинах).
Изобразительный рассказ. Кустодиев был выдающимся рисовальщиком. Графическое наследие художника отличается большим разнообразием. Во время путешествий и прогулок он имел при себе альбом для зарисовок и, не обращая внимания на окружающих, увлеченно переносил на бумагу свои натурные впечатления. Впоследствии они тщательно дорабатывались, превращались в самостоятельные и самоценные произведения искусства. Наиболее яркие графические работы графического творчества связаны с иллюстрированием книг, в основном классики - Пушкина, Некрасова, Островского, Лескова. В них он стремился максимально раскрыть замысел писателя, подчеркнуть или даже усилить эмоциональное восприятие особенно выразительных сцен. В таком ключе выполнены иллюстрации к повести Гоголя «Шинель», полные сочувствия к проблеме «маленького человека». Некоторые из них были воспроизведены в альбоме «Юбилейный сборник рисунков известных русских художников к произведениям Гоголя». Увлечение скульптурой. Поездка 1907 году в Италию, где он изучал работы мастеров итальянского Возрождения, стала импульсом к созданию литературных произведений. С восторженностью он пишет жене: 2Какая это интересная работа; как у тебя из-под пальцев. Почти из ничего. Из грубого материала выходит человек, то задумчивый, то весёлый. С нежными линиями лба, рук, носа, подбородка – как это курьёзно!» Занимаясь скульптурой, художник выходил из кризиса. Связанного с мучительными поисками собственного стиля. Он создаёт интересные портреты своих современников, стремясь передать не только физическое сходство, но и особенности духовной жизни и черты характера модели. В20-е годы он лепит небольшие фигурки, сцены из народной жизни для последующего исполнения их в фарфоре – надо было выживать в условиях холода и голода, а Борис Михайлович был к тому времени тяжело болен. Находился в инвалидной коляске. Творческий расцвет. В поисках «неизменной национальной сущности» Кустодиев обращается к среде, наиболее связанной с традициями, крестьянству и купечеству 1911-1916годы – период расцвета кустудиевского жанра, его лучших сказочных бытовых фантазий, воспевающих праздничный миф провинциальной Руси. Звонкая декоративность прежних работ сменяется стремлением к колористической гармонии. В соответствии с замыслом картины манера письма приобретает или «эмалевую» гладкость, или выразительную фактурность. Изучая работы европейских мастеров – Тициана, Рубенса, Гойи, Ренуара, Кустодиев разрабатывает самобытную концепцию женской красоты. Его купеческие «инфанты» и «дамы» становятся оригинальным воплощением идеала настоящей русской красавицы. Вместе с тем художник продолжает писать в характерном для этих лет стиле неоклассицизма и увлекается жанром натюрморта. Каждая эпоха в истории изобразительного искусства воспевает свои каноны идеала женской красоты: античность наслаждается гармонией пропорций, ренессанс – опоэтизированной чувственностью. Модерн – изысканностью и экстравагантностью. Кустодиев не раз любовался очаровательными парижанками Ренуара, задрапированными в драгоценную парчу инфантами Веласкеса, целомудренно – женственными богинями Джорджоне и Тициана, роскошными героинями полотен Рубенса. Но он мечтает о создании национального типа русской женской красоты.
За два года до Февральской революции происходит окончательное формирование и основной сюжетной линии в творчестве Кустодиева, и излюбленных живописных приемов кустодиевского стиля. В репертуаре его работ появляются пленительная «Красавица», звонкая «Масленица», величественная «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Купчиха с зеркалом», «Купчиха, пьющая чай», «Купчиха на прогулке», «Купчиха с покупками» и т.п. Каждая из них воплощает самодостаточный мир, отделенный от прозаизма повседневности и исполненный упоенно-счастливых безоблачных настроений.(прим. Отдельные комментарии по каждой картине). На протяжении всего творчества художник ищет признания в любви к русской красоте в образе статных, пышнотелых купчих, которые еще в детстве пленили его воображение. «Как сейчас помню, - говорил Кустодиев, - наших дебелых купчих, хозяек в повязанных «головкою» платочка, их пышные постели из стеганых одеял и горы перин и подушек, наваленных на огромных сундуках, расписанных яркими цветами, веденные самовары за которыми происходило чаепитие под усыпанною белыми цветами черемухою или под рябиною с гроздьями красных ягод». Свои детские впечатления Кустодиев переносит в живопись. В волжской барышне обнаженной, или одетой в шелковое кружевное платье, переливающееся разноцветными узорами, он воспевает самобытные черты национальной эстетики. Женщину художник считал самым совершенным созданием природы. Вот почему в каждой его линии, передающей форму женского тела, столько мягкости, нежности, изысканности и искреннего любования. Легкий оттенок авторской иронии, иногда присутствующий в образах купеческих красавиц, лишь придает им своеобразие и неповторимый шарм. Фактура письма приобретает почти эмалевую поверхность, сотканную из гармонии звучных красочных аккордов. Кустодиев любит строить панорамные, многофигурные композиции, иногда с обрывом среднего и заднего планов, как у Брейгеля, и тогда весь мир словно умещается на ладони и можно почувствовать его дыхание.
Непременным и выразительным атрибутом кустодиевских жанровых картин становятся архитектурные мотивы во всем разнообразии причудливых форм. Чаще всего это традиционное русское пятиглавие, однокупольная церковь с четырехскатной крышей, ярусные храмы «восьмерик на четверике», стройные вертикали колоколен с шатровым завершением, а также уютные особнячки в стиле провинциального ампира. Они усиливают национоально-романтическое звучание образа, одухотворяют пейзаж неповторимой поэзией, создают красивые колористические акценты. Действительно, трудно себе представить картины художника без сказочно-радостных силуэтов церквей на фоне изумрудной зелени листвы или бирюзовых и розовато-сиреневых всполохов зимнего неба, тем самым подтверждающих слова Кустодиева, что «церковь на картине – это моя подпись». Постепенно композиция обрастает многочисленными подробностями, которые удивительно гармонируют между собой, взаимодополняют и усиливают звучание друг друга, складываясь в настоящий «оркестр» образов и эмоциональных красок. Красота русской зимы всегда вдохновляла художника. Он любуется суриковской «Боярыней Морозовой», восхищаясь искусной трактовкой сложной структуры снега, который только издали, кажется белым, а в действительности соткан из мельчайших цветовых нюансов. В картине «Морозный день», представленной на выставке «Мира искусства» в 1913 году, Кустодиев стремится раскрыть поэзию ясного морозного дня, передать «снеговое дыхание « зимы. Здесь впервые использован мотив катания на лошадях, который станет центральной темой знаменитых маслениц. Художник восторгается лихостью извозчика, с ветерком катающего двух барышень. Стремительно несутся сани мимо работающего дворника, церквушки и спящих в тишине и уюте домов. Пейзажу принадлежит ведущая роль в передаче авторского замысла. Розовато-голубые пушистые снега, огненно-красное солнце, подчеркивают красоту русской провинции. Вибрирующие линии заснеженных деревьев, зыбкие переливы цветовых пятен, нарядные голубые тени создают ощущения ясного морозного дня. Широкая масленица. Масленица – исконно русский праздник, очень древний: его истоки в дохристианской Руси. С принятием православия он стал преддверием Великого поста. Кустодиев, родившийся, по словам матери Екатерины Прохоровны, на масленицу, задумывая сюжет картины, с упоением вспоминал веселье, озорные масленичные гуляния с катанием с ледяных гор, кулачными боями, с нарядно одетыми людьми и, конечно с «птицами-тройками». Одной из любимейших традиций было катание во время во время маслениц на санях. Коней украшали бубенчиками, цветными лентами и бумажными цветами, и окружающий мир превращался в сказочный карнавал. И всё это на фоне деревьев в серебряном инее, пышных снегов и перламутрового зимнего неба, как бы отражающего яркий праздник фантастическими голубыми, розовыми, золотистыми всполохами. «широкая масленица была написан в 1916 году Русским музеем города Санкт-Петербурга. Через три года художник вновь обращается к теме зимних гуляний и праздников. Художник восторгается неповторимой красотой русской зимы: «Это ведь моё самое любимое время года, эти морозные сказочные дни с инеем, этот звенящий воздух, скрип полозьев по хрустящему снегу и багровое туманное солнце».Кустодиев обращается к романтике маслениц как символу радости и любви к жизни. В 1919 году были написаны полотна «Масленица (Масленичные катания)», и «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье», «Балаганы». (Далее – анализ картин, прим. автора). Натюрморт. Расцвет натюрморта в отечественной живописи приходится на начало 20 века. К его лучшим образцам относятся К. А. Коровина, И. Э. Грабаря, К.А. Коровина, А.Я. Головина, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова и др. Кустодиев не часто обращается в творчестве к натюрморту как к самостоятельному жанру. Зато почти в каждом из его произведений национально-романтического звучания обязательно присутствуют натюрмортные мотивы, органично вплетаясь в общий «узор» авторского замысла. Они в то же время являются своеобразной картиной в картине, как. Например, в знаменитой «Купчихе за чаем», где красота материального мира превращается в поэтический рассказ. Однако в связи с ярким расцветом русского натюрморта в 1910-х годах Кустодиев также с увлечением пишет с увлечением несколько работ в этом жанре. («Цветы на балконе на фоне гор, «Яблоко и сторублёвка», «Натюрморт с фазаном»). Традиции русского чаепития. В 1915 году Кустодиев вместе с режиссёром МХАТа Лужским совершает поездку в Москву. По сравнению с аристократичным, холодновто-замкнутом в себе Петербургом, тёплая, уютная атмосфера московских улочек всегда казалась художнику особенно привлекательной. На одной из прогулок он случайно становится свидетелем занимательной сцены – чаепития извозчиков. По его словам все они были старообрядцами. Держались чинно, степенно, полового подзывали спокойно, а тот расторопно выполнял новый заказ. «Вот и хочется, - мечтательно говорил Кустодиев, - мне всё это передать. Чай пили не торопясь. Из блюдечка на вытянутых пальцах. Веяло от них чем-то новгородским – иконой, фреской». Так возник замысел картины «Московский трактир». Искусство – жизнь. Что случается с мечтой, когда она сталкивается с безысходностью? Её душа умирает или наоборот, становится внутренним светильником вдохновения, благодаря которому краски жизни раскрываются с новой силой? Об этом невольно задумываешься, глядя на работы Кустодиева 1917-1927 годов. Последние 10 лет он будет прикован к инвалидному креслу, тем не менее, его произведения этого периода наполнены ликующей радостью, солнцем и влюблённостью в красоту окружающего мира. Художник создаёт поистине знаковые работы, ставшие визитной карточкой его неповторимого стиля, драгоценной росписью блистательных образов. Последним его творением было оформление Золотого петушка», весёлого кукольного спектакля для детей. Эскизы экспонировались уже на его посмертной выставке в Русском музее и впоследствии погибли в блокадном Ленинграде. Кажется символичным, что творческий путь настоящего оптимиста романтика Бориса Михайловича Кустодиева закончился работой со сказкой. Купеческий быт. Картина «Купчиха за чаем» создавалась во время гражданской войны, вовремя гражданской войны, когда семья Кустодиевы, как и многие другие семьи в России, была вынуждена продавать обиходные вещи, чтобы как-то выжить Именно тогда в условиях скудного быта. У Кустодиева возникла идея написать этот своеобразный гимн радости, красоте и изобилию. Моделью была пышнотелая медицинского института Галина Адеркас, которая с удовольствием позировала знаменитому мастеру. Немало пришлось потрудиться и его жене Юлии, чтобы купить в полуголодном Петербурге арбуз, ставший «изюминкой» этого классического образца кустодиевского жанра. Поэзия женственности. Образ Венеры – традиционный сюжет, вдохновлявший художников разных исторических эпох. Разных стран и разных творческих школ и направлений. Кустодиев мечтал написать не итальянскую, нерубенсовскую, неиспанскую, а русскую Венеру – красавицу волжских просторов и васильковых полей, свою неповторимую музу.
Революционная романтика. Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. Наступил полный паралич ног. "Мой мир теперь, - писал он, - это только моя комната". В стенах своей мастерской Кустодиев встретил весть о революции и одним из первых среди художников откликнулся на нее. Художником была исполнена картина "27 февраля 1917 года" (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот день, когда была решена участь царского времени.
В 1918 году Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины революции. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина "Степан Разин" (1918, ГРМ). В первые послереволюционные годы художник напряженно и вдохновенно работает в различных областях изобразительного искусства. Тема современности становится для него основной. Образы своей эпохи Кустодиев воплощает в рисунках для календарей и обложек, в иллюстрациях и эскизах оформления улиц. Обложки к журналам "Красная Нива" и "Красная панорама" привлекали внимание броскостью, остротой сюжетов. Увлекаясь литографией, Кустодиев много работает в этой технике и создает ряд иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова.
В то же время художник создавал графические иллюстрации к ленинским сборникам: "Детям о Ленине", Великий русский артист. Портрет Ф. И. Шаляпина написан художником после блестящей премьеры оперы А. Н. Серова «Вражья сила», в которой прославленный русский певец исполнил партию Ерёмки замечательных Кустодиевских декораций.Артистизм и волшебный голос Шаляпина вдохновили Кустодиева написанию его большого парадного портрета. Был сделан ряд подготовительных рисунков, которые затем переносились на огромное полотно по клеткам. Любимый французский бульдог певца Ройка не желал позировать с поднятой головой, для этого приходилось сажать на шкаф кошку. Кустодиев работал с упоением. Несмотря на физическую усталость и боль, он чувствовал себя счастливым. Наконец в одном произведении сольются в единую красивую мелодию все результаты его творческих поисков! Шляпина писали многие русские живописцы – Серов. Коровин, Репин, Головин, но именно кустодиевский портрет он особенно любил и взял с собой за границу как память о родине – сказочной Руси с пушистыми кудрями берёз. Свечами куполов и блистательной россыпью разноцветных красок. В Петрограде же осталась копия-повторение.
Б. М. Кустодиев в детском творчестве.
Дошкольникам старшего возраста целесообразно рассмотреть картину «Широкая масленица»
Цели. Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных, жанровых картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником красоты. Чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас природы. Способствовать тому. Чтобы дети соотносили увиденное с собственными чувствами и переживаниями, личным опытом общения с природой, высказывали эстетические оценки и суждения. Обсуждали картину друг с другом и с взрослыми.
Развивать художественно – образное видение, воображение и понимание содержание картины «Широкая масленица», уходящее своими корнями в глубокую древность. Подвести детей к пониманию образного языка, использованного художником для передачи смысла картины и выражения, настроении и отношения к увиденному, к пониманию зависимости средств выразительности (цвета, рисунка, композиции) от замысла, идеи произведения.
Талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор, Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. Но с наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души. "Не знаю, - писал Кустодиев, - удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому - это было всегда единственным "сюжетом" моих картин..."
Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами. Через всю жизнь Б. М. Кустодиев пронес большую и неизбывную любовь к Поволжью - краю, где прошли его детство и юность. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, и все материальные заботы легли на плечи матери. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. "Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, - писал впоследствии Б. М. Кустодиев, - был как на ладони... Это были живые типы Островского..."
Через десятилетия пронес художник наблюдения детства, чтобы потом воссоздать их в картинах и акварелях. Интерес к рисованию пробудился у мальчика рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, мальчик был потрясен... Он твердо решил стать художником. Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. "На Кустодиева, - писал Репин, - я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу..."
Получив заказ написать огромное полотно к столетнему юбилею Государственного Совета, И. Е. Репин приглашает Кустодиева быть его помощником. Работа предстояла сложная и трудоемкая. Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине, им написана и правая часть самого полотна. Параллельно с этой работой Кустодиев создал серию портретов своих современников, духовно близких ему людей. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Работа над портретами чрезвычайно обогатила художника, заставила пристальней вглядываться в натуру, постигать сложный мир человеческой души.
Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал в дипломной картине "Базар в деревне" (не сохранилась). Получив звание художника и право на заграничную командировку, Кустодиева 1903 году выехал во Францию и Испанию.
С увлечением и большим интересом изучает он сокровища западноевропейской живописи, посещает музеи Парижа и Мадрида. За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин "Утро" (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Где бы ни был Кустодиев за границей - в солнечной ли Севилье или Версальском парке,- его неудержимо тянуло на родину. Через пять месяцев он вернулся в Россию. С радостью пишет художник своему другу Матэ, что, наконец, он снова в "благословенных краях нашей благословенной русской земли".
Революционные события 1905 года, потрясшие основы общественной жизни, вызвали живой отклик в душе художника. Кустодиев принимает активное участие в сатирических журналах того времени "Жупел", "Адская почта", помещает там острые и злые карикатуры на видных царских сановников Игнатьева, Победоносцева. Дубасова и других. Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям. В них мы впервые ("Агитатор", "Митинг") встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. В таких рисунках, как "Митинг на Путиловском заводе", "Забастовка", "Манифестация", "Первомайская демонстрация у Путиловского завода" (1906, Гос. музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих.
Трагически воспринял Кустодиев поражение революции. В рисунке "Москва. Вступление" (1905, ГТГ) он в аллегорической форме рассказывает о жестоком подавлении декабрьского восстания... Рушатся дома, умирают люди. Солдаты расстреливают демонстрантов, и над всем царит Смерть, с ревом мчится она по городу. Сцены кровавой расправы с восставшими рабочими переданы в рисунке "Февраль. После разгона демонстрации" (1906).
К 1905 году относятся и первые опыты художника в книжной иллюстрации, к которой он будет обращаться на протяжении всей своей жизни. Им проиллюстрированы многие произведения русской классической литературы: "Мертвые души", "Коляска" и "Шинель" Н. В. Гоголя, "Песня про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова, "Как черт у мужика краюху украл" и "Свечка" Л. Н. Толстого. В этих рисунках - глубокое проникновение в суть литературного произведения.
Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Сложностью, выпуклостью характеров отмечены "Портрет священника и дьякона" (1907, Горьковский гос. художественный музей), "Монахиня" (1908, ГРМ). Разнообразны по пластической манере, характеристике моделей и скульптурные портреты художника. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера; в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) - беспокойная, ищущая натура художника. Кустодиев не останавливается на передаче чисто внешнего сходства, он стремится и умеет достичь большего - внутреннего, психологического сходства. В этом ценность портретного наследия художника.
В эти же годы у Кустодиева складывается свой круг образов и тем, которые определили творческий облик живописца. Он глубоко любил народное искусство, расписные вятские игрушки, лубочные картинки, изучал народные сказки, поверья, гадания. К народному творчеству художник относился с чувством национальной гордости. Он считал, что в представлении народа искусство всегда связано с праздником, с ощущением радости.
В 1906 году им написана картина "Ярмарка" (ГТГ), солнечная, светлая. Яркая, пестрая толпа движется вдоль торгового ряда. В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого - глубокая продуманность, композиционная четкость. Смелые сочетания ярких красок придают картине декоративность, сближая ее с лубком.
Привлекает художника и тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью: "Праздник в деревне" (1907, ГТГ; 1910, ГРМ), "Гулянье на Волге" (1909, Костромской краеведческий музей). Картины имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом.
В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь - туберкулез позвоночника - требовала неотложных мер. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Он томится вдали от родины, и русские темы продолжают оставаться основным содержанием его произведений, созданных за границей. В 1912 году он написал картину "Купчихи" (Киевский государственный музей русского искусства) - одну из первых в галерее купеческих образов. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут степенную, неторопливую беседу. Переливаются всеми цветами радуги их шелковые платья, сверкают звучными красками расписные шали. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный.
Творчество Кустодиева остается лучезарным и оптимистичным, хотя болезнь все прогрессирует.
..."Священнодействуют" московские извозчики, сидя в трактире за чашкой чая ("Московский трактир", 1916, ГТГ). Степенно и важно совершают они ритуал чаепития. Надрывается граммофон на стойке, мурлычет кошка, задремал на стуле половой. Картина полна метких, забавных подробностей, подмеченных художником.
Главная линия жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых - создать обобщенные, собирательные образы женской красоты: "Купчиха" (1915, ГРМ), "Девушка на Волге" (1915, Япония) и "Красавица" (1915, ГТГ).
В картине "Купчиха" художник восхищается пышущей здоровьем, полногрудой статной русской красавицей, в которой есть что-то необычайно пленительное. Солнечные, желтые, розовые, синие краски пейзажа перекликаются с коричнево-красным тоном ее платья, цветной шалью, и вместе все сплетается в яркий красочный букет.
Образ кустодиевской "Красавицы" неизменно привлекает симпатии зрителя. Есть неповторимая прелесть и своеобразная грация в изображении сидящей на сундуке полной белокурой женщины с лукавым и безмятежным лицом. В неуклюжей и смешной позе - наивность и целомудренная чистота, в лице светятся доброта и мягкость. Полотно очень нравилось А. М. Горькому, и художник подарил ему один из вариантов картины.
Жанровые произведения, созданные художником в эти годы, рисуют мир людей, живущих в небольших уездных городишках: "Городок" (1915, частное собрание, Москва), "Христосование" (1916, Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева). Завершает серию одна из самых значительных картин "Масленица" (1916, ГРМ), продолжающая тему народного праздника. отличаются правдивостью.
Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Он исполнил декорации к спектаклю "Горячее сердце" А. Н. Островского, и успех обеспечил далее постоянные заказы; в 1913 году художник оформлял "Смерть Пазухина" в Московском Художественном театре и выполнил не только декорации, но и эскизы костюмов. С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского "Свои люди - сочтемся", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Волки и овцы", "Гроза". Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Купеческий мир Кабановых, уклад их жизни, быт провинциального городка - все это было близко жанровым картинам Б. М. Кустодиева, и декорации он пишет легко и быстро.
В живописных работах послереволюционных лет художник стремится создать обобщенные образы, способные передать грандиозность и величие перемен в стране. Он задумал новый образ народного героя. Исполинская фигура большевика ("Большевик", 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. В этом образе - неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. Несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения, картина волновала смелостью живописного, композиционного построения, искренностью, желанием художника откликнуться на события времени.
В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: "Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого" (ГРМ) и "Ночной праздник на Неве" (Гос. музей Революции СССР). С увлечением работал художник над образом великого вождя революции. Он создал несколько портретов Ленина, предназначенных для воспроизведения массовым тиражом. Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера. Кончина художника была тяжелой утратой для советского искусства. Произведения Кустодиева, яркие, оптимистичные, продолжают жить, доставляя огромную эстетическую радость людям.
________________________________________________________________
Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
Репродукции картин:
"Портрет Шаляпина"
"Купчиха"
"Красавица"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения
Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...
Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».
1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...
доклад Интеграция образовательных областей "Художественное творчество" и Музыка", как средство развития детского творчества.
Презентация по теме интеграция областей.Содержит материал из опыта работы....
Сценарий фестиваля детского творчества «Асбест- мой город и судьба»
Проведение фестиваля детского творчества...
Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"
Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...
Круглый стол: Конспект «Как занять ребенка» - истоки народного творчества как средство развития художественных способностей детей-продукты детского творчества в игре».
Круглый стол:Конспект «Как занять ребенка» - истоки народного творчества как средство развития художественных способностей детей-продукты детского творчества в игре».Цель:Вовлечение ...