Взаимодействие педагогов специалистов и воспитателей по развитию специальных способностей детей дошкольного возраста.
консультация по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_spetsialistov_i_vospitateley.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛИСТОВ и ВОСПИТАТЕЛЕЙ по РАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В наше время способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем - эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. К решению проблем необходимо подходить с разных точек зрения, творчески. Развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования.
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях? Какие же условия необходимы для развития детского художественного творчества?
- творчески работающие и высококвалифицированные педагоги.
- наличие методического обеспечения.
- создание эстетической среды.
Ведь, творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Это предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью. Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей. Следовательно педагогический коллектив МДОУ должен создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности. Справедливо утверждение, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка - это важнейшая задача взрослых.
По мнению Василия Александровича Сухомлинского, творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.
Для развития творческих способностей требуется наличие взрослых, которые стали бы для него образцом творческого поведения. Развивать творческие способности может, как известно, только тот, кто сам способен творить. Развитие творческих способностей дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями, которые ребёнок получает на специально организованных занятиях по изобразительной деятельности, а также на занятиях познавательного цикла, при организации наблюдений детей за окружающей жизнью. Развитие на специально организованных занятиях способов «вслушивании» в образный мир искусства, в звуки красок природного и предметного мира –это и есть путь, по которому развивается творчество. Большую роль в развитии творческой личности играют воспитатели. Так как именно с ними дети проводят большую часть времени, пребывая в детском саду.
«Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, - пишет В.А. Сухомлинский, - перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, - ничего не получится».
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача педагогов – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.
В учебно-воспитательном процессе МДОУ и дошкольных группах используются парциальные программы развития творчества в различных видах художественной деятельности.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Важным условием развития творческих способностей ребенка является создание правильной предметно-развивающей среды, опережающей развитие детей. Большинство групп детского сада эстетично оформлены в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства.
Педагоги используют разнообразные методы развития творческих способностей дошкольников.
Творческое удовлетворение дошкольникам приносит занятия изотерапией, на которых воспитатели предлагают детям решать творческие задачи, предоставляя нетрадиционные материалы и оборудование, что способствует развитию способностей. А также проводятся комплексные и интегрированные занятия, где в качестве закрепления пройденного материала используется изобразительная деятельность детей.
Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. При работе с детьми младшего возраста используем нетрадиционные техники рисования пальчиками, ладошками размывание краски пальчиком, рисование воском, мылом, пластилином, печатками, нитками.
Точнее говоря, делаем первые толчки к развитию творческих способностей, совместно с воспитателями обучаем детей выражать своё творческое начало через обучение разнообразным нетрадиционным техникам рисования.
Ведь еще Сухомлинский Василий Александрович сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
На группах среднего возраста дети учатся комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники. Воспитатели групп умело организуют с детьми дизайн-деятельность по благоустройству и оформлению интерьера детского сада в технике коллаж и бумажной пластики; а также оформление детьми под руководством воспитателей газет-поздравлений к праздникам.
В группах старшего дошкольного возраста уже непервый год практикуются организации персональных выставок. На каждого ребенка заведено портфолио, где нашлось место разделу "Я творю" с лучшими работами детей. Во многих группах в своей работе с детьми воспитатели активно используют развивающий эффект аппликации из бумаги и бросового материала. Индивидуальный характер общения с ребенком, отсутствие любого давления со стороны взрослого помогает педагогам развивать у детей умения передавать свои чувства, эмоции, свой внутренний мир языком аппликации. Таким образом воспитанники развивают свои творческие способности и закрепляют полученные на занятиях по изобразительной деятельности умения и навыки.
Для достижения наилучших результатов ведутся тетради взаимодействия, где педагогам рекомендованы для чтения художественные произведения с иллюстрациями для рассматривания, дидактические игры (в игре происходит развитие всех сторон личности – умственных способностей, моральных качеств, и, конечно творчества), беседы и наблюдения за природой, придумывание сказок и рисование к ним сюжетов (сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира, дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал).
Развитию творческих способностей детей способствует кружковая работа и занятия детей на отделении по изобразительной деятельности. На начало учебного года в старших группах проводится диагностика, и родителям детей имеющих способности к изобразительной деятельности предлагаются занятия с детьми на отделении ИЗО.
Цели работы отделения: обучение детей дошкольного возраста различным видам творческой деятельности, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, успешно развивая высшие психические функции: мышление, воображение, восприятие. Помочь усвоить моральные и нравственные нормы посредством творческой деятельности.
Результаты диагностики в конце учебного года также показали, что качество знаний и умений детей посещающих отделение стало намного выше. Творческая активность возросла. Результатами педагогической деятельности по развитию творческих способностей дошкольников являются организации выставок творческих работ детей, участие в конкурсах творчества.
Воспитатели в группах проводят индивидуальную работу с детьми по изобразительной деятельности в утреннее и вечернее время. При использовании различных техник изобразительного творчества делается акцент на эстетическое содержание поделки, а не на формальное копирование образца. На специализированных занятиях и при работе в группе сочетаются индивидуальные и групповые виды деятельности. В коллективных работах создаются условия для самореализации каждого ребенка, развиваются умения выстраивать композицию. На занятиях в изостудии и при работе в группе создается обстановка общей увлеченности и творчества.
Родители с результатами творческой и прикладной деятельности ребенка знакомятся через выставки работ детей в группах, которые проводятся регулярно по итогам развивающих занятий и кружковой деятельности, а также выставка лучших работ воспитанников детского сада в холле первого этажа.
Деятельность по развитию творческих способностей – один из путей к сердцу ребёнка, возможность дать раскрыться в каждом маленьком человечке заложенным в него природой индивидуальным особенностям, и , может быть, талантам. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько мы, уважаемые педагоги, будем развивать их, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспит...
План самообразования воспитателя Тема: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
ВведениеВ последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к с...
Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...
Памятка для педагогов и родителей "Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, с развитием которой происходят основные изменения в психи...
Консультация для педагогов "Комментированное рисование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Что привлекает интерес ребенка – дошкольника к рисованию: возможность сопереживания нарисованным героям и возможность «действовать» внутри нарисованной ситуации, возможность во...
Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Взаимодействие воспитателя с семьей в интересах развития ребенка необходимая часть воспитательной работы. При всем этом игровая деятельность детей была и остается одним из основных видов деятельности ...
Консультация для педагогов «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Материал для воспитателей ДОУ...