Симфония красок 2015 год
материал по рисованию (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Звёздочка» № 99
Принято на заседании «Утверждаю»
педагогического совета о т «___»_____2015г. заведующий М ДОУ д/с № 99
протокол № «___» _______Т.С. Хужий
Согласовано
Заместитель заведующего по ВМР
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Симфония красок»
воспитателя
Юдо Валентины Николаевны
для работы с детьми старшей группы № 5
на 2015-2016 учебный год
г. Комсомольск-на-Амуре
2015г.
Пояснительная записка.
Понимая актуальность формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности у всех детей, важность раннего развития их творческих способностей я решила использовать нетрадиционные техники рисования. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов , то есть для проявления и развитие детской одаренности в рисовании. Заниматься проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами (красками, кистями, карандашами).
Ребенок огромное значение придает своим рисункам, выполненным обыкновенной кистью. Например нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок много времени тратит на рассказ: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, на ногах большие сапоги. А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка.
Огромное значение ребенок придает своим «драгоценностями» (камешками, колесикам, палочками, пуговицами и т.д.). Так почему же эти «необычные материалы» не включить в детское творчество. Именно то, что ближе и понятней ребенку дополнительно помочь ему в изобразительной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте изученные ранее техники дополняют более сложные: кляксография, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная. Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованней, смелей, непосредственней. Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Ребенок от природы творец, все дети видят окружающий мир по-своему. Не важно, кем станет малыш, главное – научить его смело и свободно применять способы создания образа, помочь сформироваться творческой личности.
Цель программы: Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
- Приобщить детей к изобразительному искусству.
- Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
Принципы создания программы.
- Доступность: адаптированность материала к возрасту детей.
- Системность и последовательность:
- Постепенное,
- Использование (постоянное) ранее изученных техник.
- Динамичность – использование навыков в различных видах деятельности.
- Опережающий характер обучения:
- Учет уровня развития ребенка
- Перенос освоенной ребенком информации в незнакомые условия.
Программа рассчитана для работы с детьми 5-6 лет, срок ее реализации 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Полный курс состоит из 38 занятий.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Цветоведение (свойства цвета) | 8 |
2 | Изобразительные техники | 10 |
3 | Детское творчество | 15 |
4 | Экспериментирование с различными художественными материалами | 4 |
5 | Оценка. Итог | 1 |
ИТОГО | 38 |
Этапы работы.
- Цветоведение (свойства цвета)
- Техники рисования
- Творчество детей
- Экспериментирование с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
Ожидаемые результаты.
- Дети интересуются проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве.
- Используют в своем творчестве новые техники.
- Понимает художественный образ.
- Обращает внимание на яркие средства выразительности (цвет, ритм, композицию, линию).
- Самостоятельно определяют замысел будущей работы, охотно принимает тему, предложенную педагогом, умеет ее конкретизировать.
- Умеют рассказывать о своем рисунке: как и чем рисовали, как получил нужный цвет.
- Коллективная работа – мотивация детского творчества и итог работы педагога.
Протокол наблюдения за развитием творческих способностей детей.
№ | Ф.И. ребенка | Понимает художественный образ | Использует новые техники в творчестве | Использует различные средства выразительности | Умеет рассказывать о своей работе | Реализует полученные навыки в различных видах деятельности | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 | |||||||||||
23 | |||||||||||
24 | |||||||||||
25 |
№п/п | Тема | Нетрадиционные техники | Программные задачи | Материалы |
Сентябрь | ||||
1 | Летний луг | Восковые мелки, акварель, печать по трафарету | Закрепить ранее усвоенные навыки в данной технике. Содействовать более выразительному отражению впечатлений о лете.. | Лист формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти. |
2 | Бабочки, которых я видел летом | Монотипия, обведение ладошки и кулачка | Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло – кулачок - маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | Силуэты симметричных и несимметричных предметов, иллюстраций бабочек, лист бумаги А4, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш. |
3 | Ветка рябины (с натуры) | Рисование пальчиками | Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятия. | Лист бумаги А4, ветка рябины, гуашь а мисочках (оранжевая, алая), кисти. |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии |
5 | Ежики | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить рисовать тело ежика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями. | Набор гуаши, кисть, сухие листья, клей, иллюстрации с изображением ежей, жесткие кисти, смятая бумага. |
Октябрь | ||||
1 | Улетают на юг перелетные птицы | Кляксография | Познакомить с правилами нанесения клякс на картон и накладывания сверху бумаги. | Лист формата А;, гуашь, пластиковая ложечка, гуашь в мисочках, кисть. |
2 | Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек | Различные | Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях, развивать чувство композиции, цветовосприятия. | Дымковские игрушки, рисунки детей в прошлые годы, гуашь, кисть, бумага квадратного формата. |
3 | Осенние листья | Тиснение | Познакомить с техникой теснения. Учить обводить шаблоны листьев, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осенний (без листьев) | Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материалы для теснения (материалы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти. |
4 | Осенний пейзаж (второе занятие) | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования – учить делать ежика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях. |
5 | По замыслу | Различные | Совершенствовать приемы и навыки в свободной экспериментировании с материалами. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему. | Все имеющиеся в наличии. |
Ноябрь | ||||
1 | Я шагаю по ковру из осенних листьев | Печатание листьев, печать или набрызг по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печатания по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | Листы бумаги формата А3, черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты. |
2 | Дождик лей, лей, лей… | Рисование по сырому, набрызг | Познакомить детей с новым способом рисования «по сырому» и «набрызгом». Учить передавать образ дождливой погоды в холодной гамме. Поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа. | Акварель, кисти, карандаши, зубные щетки для набрызга, бумага А4, поролон. |
3 | Осень рисует | Монотипия | Учить выполнять абстрактные композиции на тему осени в технике монотипия. Закрепить знание детей о цветообразовании. Учить детей видеть образ и дорисовать его | Гуашь, бумага А4, пластик или орг. стекло для монотипии, восковые мелки, акварельные мелки. |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему рисования. | Все имеющиеся в наличии |
Декабрь | ||||
1 | Первый снег (зима) | Монотипия. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Развивать чувство композиции | Листы бумаги А4 цветные, черная и белая гуашь, салфетки, кисть. |
2 | Животные, которых я придумал сам | Кляксография, «знакомая форма – новый образ» | Познакомить с техникой – кляксография. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение. | Черная и цветная гуашь, бумага (20х20), гуашь, фломастеры, различные предметы: ножницы, кольца, ложки и др., восковые мелки. |
3 | Елочка нарядная «Новый Год» | Рисование пальчиками. Оттиск поролоном | Закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью подручных материалов. | Гуашь, лист А4, поролон, миски и др. |
4 | Зимний лес | Рисунки из ладошки | Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом, каждый пальчик, ствол дерева. | Простой карандаш, гуашь, кисть, иллюстрации зимнего леса. |
Январь | ||||
1 | Обои в моей комнате | Оттиск печатками, поролоном, пальчиками | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. | Бумага, печатки, поролон, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образы обоев. |
2 | Узор на тарелочке | Оттиск печатками из различного материала. | Учить составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. | Тарелочки из бумаги, гуашь, кисть, печатки. |
3 | Черепахи | Восковые мелки, акварель, черный маркер + акварель. | Совершенствовать умение в техниках, изображать животных наиболее выразительно | Бумага, черный маркер и восковые мелки, акварель, кисти, карандаш |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, способности к творчеству. | Все имеющиеся в наличии |
Февраль | ||||
1 | Сказочные цветы | Различные | Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятия. | Бумага разных цветов формата А4, А3, иллюстрации, фотографии. |
2 | Цветы в нашей группе | Оттиск поролоном, пробками и др. | Продолжать учить рисовать различными способами (оттиск) | Миски с штемпельной подушечкой, бумага, поролон, цветок в горшке |
3 | Ранняя весна | Монотипия пейзажная | Научить складывать лист поролоном, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.1\2 листа портирать губкой | Бумага, кисти, гуашь, акварель, влажная губка. |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Март | ||||
1 | Ветка с первыми листьями | Оттиск печатками, трафареты | Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы с помощью трафаретов, рисовать полураспустившиеся листочки. | Бумага А4, гуашь в мисочке, печатки из ластика, кисти, трафареты, ветки в вазе. |
2 | Мамины любимые цветы | Печать по трафарету, рисование пальчиками. | Совершенствовать умение рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. | Бумага А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки. |
3 | Чудесные платки | Различные | Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлопосадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятия | Черная бумага (20х20), гуашь, эскизы павлопосадских платков. |
4 | Подснежники для моей мамы | Акварель, восковые мелки | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. | Бумага А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации подснежников. |
Апрель | ||||
1 | Звездное небо | Набрызг, печать поролоном, восковые мелки и др. | Учить создавать образ звездного неба, используя смешивание красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Лист формата А3, гуашь в мисочках, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка, для набрызга. |
2 | Насекомые (бабочка) | Монотипия предметная | Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листка, затем складывать лист пополам. | Бумага А4, гуашь, кисти. |
3 | Одуванчики | Рисование веревочкой | Совершенствовать навык рисования веревочкой. | Бумага А4, акварель, клей ПВА, кисти, веревочки. |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, способности к творчеству | Все имеющиеся в наличии |
Май | ||||
1 | Одуванчики | Восковые мелки и акварель, печатание печатками | Закрепить умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 белого или бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, гуашь, печатки в форме треугольников различной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры |
2 | Как я вырос за год (автопортрет) | Черно-белый граттаж (готовый лист) черный маркер, сангина | Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции | Приготовленный лист для черно-белого граттажа или белый лист А3 (на выбор), палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы |
3 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, способности к творчеству | Все имеющиеся в наличии |
4 | Итоговая выставка рисунков за год | Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся рисунков | Рисунки детей за год (несколько работ каждого ребенка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая симфония" Амонашвили как технология создания проблемных ситуаций
В статье представлена авторская точка зрения на педагогические взгляды Амонашвили с точки зрения технологического аспекта. Раскрыта сущность ситуационного подхода к воспитанию в аспекте социальн...
Программа кружка: «Бумажная симфония». На 2011-2012 учебный год. Подготовительная группа.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...
Александр Порфирьевич Бородин. Опера "Князь Игорь" Богатырская симфония. Презентация
Творчество А.П. Бородина...
«Бумажная симфония»
Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности....
"Ленинградская симфония"
Конспект интегративной деятельности (НОД) по теме "День снятия фашисткой блокады города Ленинграда". Разработан для работы с детьми с 6 лет....
Проект "Осенняя симфония"
Обогатить знания детейо характерных приметах осени, закономерностях в природе. Воспитывать желание глубже познать ее тайны....
Рабочая программа Кружка «Радуга красок» по художественно – эстетическому развитию (изобразительное искусство) с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
Кружок по художественно – эстетическому развитию...