Семейная среда как фактор развития одаренного ребенка дошкольного возраста
консультация
Предварительный просмотр:
Семейная среда как фактор развития одаренного ребенка дошкольного возраста
Так что же такое одаренность? Одаренность рассматривается, прежде всего, как высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Всех детей можно разделить на три группы:
- дети с яркой одаренностью (Моцарт, Чайковский) – причем яркая одаренность может быть возрастной или остаться с человеком навсегда;
- дети со скрытой одаренностью (никто и никогда не узнает, что у ребенка талант игры в шахматы, если шахматы не попадут к нему в руки);
- потенциальная одаренность (известно, что ребенок рисует, поет, танцует, решает задачи, но он попадает в среду, которая не способствует развитию его задатков).
Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности.
Условия для развития одаренных детей:
- Обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.
- Обеспечить благоприятную атмосферу, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.
- Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.
- Единство требований к малышу родителей.
Таким образом, именно от условий среды будет зависеть, в какой степени смогут развиться те задатки и тот потенциал, который определяется генотипом.
Создание развивающей среды в семье — задача, требующая, прежде всего, четких позиций родителей, знаний об особенностях дошкольного периода детства и разумных материальных затрат.
Самое главное во взглядах родителей на игрушки и наполнение среды детской комнаты, это проверка:
1) сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т.е. наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования;
2) безопасности материалов и оборудования, т.е. обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
3) развивающий потенциал игрушки.
Так какие же рекомендации можно дать родителям по построению развивающей среды в семье.
В семье игры и игрушки можно разместить, создав « центры». Содержание «центров» нужно периодически менять. Это не значит, что игрушки нужно выбрасывать. Создайте дома « камеру хранения», из которой доставайте те игрушки, которые немного подзабыты ребёнком.
Учитывайте возрастные особенности и потребности ребёнка.
Включите не только стационарную, но и мобильную мебель.
Сделайте « сундучок», в котором будут храниться предметы, материалы, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие детали разных костюмов.
Не концентрируйте весь игровой материал в одном месте, создавайте для ребёнка ситуацию активного поиска.
Помните, что мальчики осваивают «дальнее пространство», а девочки – « ближнее» пространство.
Предметы – заместители и полифункциональное игровое оборудование (ширмы) обладают наибольшим развивающим эффектом.
Интересно создать в комнате подиум с мягкими подушками, на которых можно отдохнуть.
Создайте « детское зеркальце». В идеале зеркало помещают в прихожей. Уходя из квартиры, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривать себя и менять, в случае необходимости, что – либо в своей внешности. У ребёнка начинает формироваться культура внешнего вида, качества трудолюбия, самостоятельности. Не храните одежду на стульчиках. Хорошо, если вы приобретете, детские плечики и ребёнок будет приучаться к порядку.
Можно организовать «Картинную мини – галерею». Важно приучить глаза ребёнка к живописи, графике, к скульптуре. Размещайте произведения одного или нескольких авторов портретную живопись, рассматривайте и обсуждайте вместе с ребёнком. Там же размещайте детские работы.
Организуйте «мешочек добрых дел». За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещайте мелкий предмет. Итоги подводите в субботу, но не используйте «мешочек» в качестве поведения на показ.
«Детская лаборатория – это серьёзно». Создайте элементарную детскую лабораторию. Соберите в коробочку магниты, бинокли, лупы, микрофоны, компасы и т.д. Организуя лабораторию, постепенно вводите новые предметы, рассказывая о них, показывая способ действия.
В зависимости от пола ребёнка, организуйте уголок « умелых ручек» или « уголок мастериц». Сделайте подборку из бросового материала: пробки, пластиковые бутылки, катушки, подборку из природного материала: шишки, мох, семечки…
«Книжки в вашем доме». Создайте полочку или стол, где будут храниться любимые книги, магнитофон. Рассматривайте, слушайте вместе, а потом ребёнок сам начнёт читать.
«Альбомы по интересам». Собирайте в них фантики, открытки, наклейки, создавайте коллекции.
«Лента моей жизни». Очень хорошо, когда у ребёнка на виду имеются семейные фотографии, ещё лучше, когда рядом есть фотографии всей семейной родословной.
Организуйте уголок спорта. Пусть там находятся любимые спортивные игрушки, и будет возможность поиграть в любой момент.
Создайте уголок « тишины», где будут предметы и игрушки, дающие возможность успокоиться, отдохнуть.
При создании среды учитывайте гендерную специфику и наполните среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и для мальчиков. Специфичный материал, мы знаем, для девочек – куклы, коляски, для мальчиков – машины, пистолеты….. Что же может быть общим? Это конструкторы, обучающие игры.
Покупая игрушку, обращайте внимание на сертификат, безопасность материалов, развивающий потенциал игрушки.
Если ребёнок проявляет интерес к цифрам, буквам, добавьте магнитную доску, наборы цифр, букв, линейки.
Помните, создание среды - это творческий процесс. В нём принимают участие две стороны – родители и дети. Дерзайте и у вас получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются....
Консультация для педагогов «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста».ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня...
Консультация для родителей «Легоконструирование - фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Легоконструирование - фактор развития одаренности детейдошкольного возраста»...
Семейная среда как фактор развития одаренного ребенка дошкольного возраста
Консультация для родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Лего-конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Цель: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего-конструированию, развитие конструктивного мышления...
Информационный мини-проект Тема: «Развитие цифровой среды ДОУ – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...