"Народные промыслы России". "Платок узорный".
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Мушинская Наталия Владимировна

Проектная деятельность "Моя Родина - Россия". Конспект занятия  по ознакомлению с народно - прикладным творчеством русского народа" Платок узорный".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_platok_uzornyy.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ 629

Структурное подразделение №2

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  

«Моя Родина – Россия»

 

«Народные промыслы России»

«Платок узорный»

Срок реализации  2 недели

                                 Воспитатель подготовительной группы №11

                                             

                                           Мушинская Наталия Владимировна

                           Музыкальный руководитель

                                                   Корытина Ирина Юрьевна

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с декоративно – прикладным творчеством русского народа

Тема:

«Народные промыслы России»

«Платок узорный»

Цель: познакомить детей с декоративно – прикладным творчеством в детском саду.

Задачи:

  • Формировать у детей чувство любви к России, воспитывать патриотические чувства;
  • Познакомить детей с народным промыслом - Павлово - Посадский платок, а также с историей и технологией развития производства, их разнообразием и назначением;
  • Воспитывать художественный вкус и эстетическую культуру у детей;
  • Закреплять умение детей выполнять работу коллективно;
  • Развивать познавательный интерес, внимание и память детей;
  • Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;
  • Упражнять в составление узора Павлово - посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционной технике: штамп поролоном по трафарету на ткани;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, выразительное исполнение;
  • Учить передавать настроение песни, петь выразительно с душой о России;
  • Развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, ее эмоционально – образное содержание.

Оборудование: 

  • Павлово - посадские платки;
  • Глобус;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Ноутбук;
  • Гуашь разного цвета;
  • Вода;
  • Поролон;
  • Трафареты (роза, ромашки, васильки, листья);
  • Салфетки влажные;
  • Подносы;
  • Гжельская посуда;
  • Хохломская посуда и мебель;
  • Жостовские подносы;
  • Дымковские игрушки;
  • Платок белый с бахромой, без рисунка.

Предварительная работа:

  • Наглядное ознакомление с  Павлово - посадскими платками;
  • Изготовления трафаретов;
  • Знакомство, показ предметов народно-прикладного искусства;
  • Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах;
  • Чтение русских потешек, песен, частушек;
  • Разучивание движений для танца с платками.

Словарная работа:

  • Бахрома;
  • Ручная набойка;
  • Резьба по дереву.

Литература:

  • О. А.Скоролупова «Знакомство детей старшего возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» - Москва 2009 г.

  • А.А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» - Москва 2007 г.

  • Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» - Москва 2010 г.

  • М.В.Васильева, Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова "Программа воспитания и обучения в детском саду» -  М:Мозаика - Синтез 2015 г.

  • Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» - М:Мозаика - Синтез 2015 г.

  • З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей  дошкольного возраста» - М.: Просвещение, 2010г.

  • Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов «Дошкольная педагогика» - М.:Академия, 2007г.

  • Материалы  Интернета.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку

Звучит русская народная мелодия. Дети вместе с воспитателем входят в зал, украшенный изделиями народно-прикладного искусства.

Воспитатель: Посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.  Обратите внимание, какой у нас нарядный зал. Какими изделиями он украшен?

Дети: Павлово – посадскими платками, изделиями народно – прикладного искусства.

Воспитатель: Это гордость нашего русского народа и нашей Родины. Мы с вами живем в самой большой и богатой стране? Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд 1.

(Воспитатель показывает детям Россию на физической карте мира)

 Воспитатель: Посмотрите, какая она большая?

Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается морями трех океанов: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как выглядит Россия на глобусе. Глобус – это уменьшенная модель Земли. Размеры России по отношению к остальным странам велики.

Воспитатель: О России сложено много стихотворений и написано много песен. Ребята, вы учили стихотворения о нашей Родине, расскажите их.

Ребенок:

Как велика моя земля!

Как широки просторы

Озёра реки и поля

Леса и степь и горы!

Ребёнок:

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна -

В другом - снега и вьюга!

Исполняется песня «Моя Россия» слова Н.Соловьева, муз. Г. Струве

Воспитатель: Россия имеет свою историю, культуру и традиции.

Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? Ведь это тоже богатство и гордость нашего народа.

(ответы детей: гжель, хохлома, матрешки и т.д.)

Воспитатель: Правильно. Давайте мы с вами рассмотрим, какие узоры рисовали на своей посуде хохломские мастера.

А вы, знаете, почему роспись называется хохломская?

Дети: Хохломская роспись зародилась в Нижегородской области в селе Хохлома.

Воспитатель: Правильно, ребята.

 Воспитатель: Хохломской росписью расписывали ложки, но и не только ложки, и деревянные миски, вазы, солонки и даже мебель: сиденья, стулья, полочки. Так приятно посидеть на таком красивом стуле и покушать за таким расписным столом.

Воспитатель: Деревянные ложки не только расписывали, но и как их ещё использовали, ребята?

Дети: Деревянными ложками кушали и играли на них.

Воспитатель: А теперь наши ребята сыграют на музыкальных инструментах.

Игра на ложках

 (под любую русскую народную мелодию по усмотрению муз. рук.)

Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю к следующему столу с изделиями народно-прикладного искусства – гжель.

Воспитатель:  Посмотрите, сколько здесь разных изделий. Да, здесь есть чашки с блюдцами, вазы для фруктов и цветов, чайники, молочник, кувшины. Вся посуда разная, но есть в ней что-то общее. Что?

Дети: Сине -  голубой узор.

Воспитатель: Правильно, это посуда украшена сине – голубым узором, расположенном на белом фоне. И называется роспись гжельской. А почему её так называют?

Дети: Потому что эта роспись делается мастерами только  в селе Гжель. В других странах мастера делают такие же изделия, подражая русским традициям.

Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение.

Ребёнок: 

Из глубины веков до наших дней

Старанья мастеров умелых

Русь украшает чудо - гжель

Узором синим в платьях белых.

Темно-синее чудо соловьиная дрель,

Всем ты в душу запала,

Наша русская гжель!

Воспитатель: Дети обратите внимание на следующий стол, где вы видите изделия с жостовской росписью.

Воспитатель: Жостовская роспись - народный промысел, который зародился в деревне Жостово, Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают в основном по черному фону. В качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

Ребёнок:

Поднос из Жостова – великое творенье.

Не каждый знает путь его изготовленья.

Оттачивалось то нелёгкое уменье

Из века в век, из поколенья в поколенье.

Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. Открываем ещё, а там и того меньше. И так далее.

Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном   русском   городе Сергиев Посад. Мастер сделал   её из дерева, а художник раскрасил. 

Ребята, а почему эту деревянную куколку назвали матрёшкой?

Дети: Может быть, потому, что имя Матрена было наиболее распространенным на Руси.

Воспитатель: А как будет звучать  ласковое имя Матрены?

- Матренушка, Матронушка, Матрешечка.

Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Иностранцы в качестве сувениров всегда приобретают русских матрёшек и другие изделия народного промысла.

Ребёнок:

Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что вы видите на этом столе?

Дети: Дымковские игрушки.

Воспитатель: Дымковская игрушка - русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятки. Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Правильно, ребята. Эти игрушки сделаны из глины и раскрашены яркими  красками народными мастерами вручную.

Дымковские игрушки разнообразны. Игрушки-свистульки: уточки, барашки, лошадки, всадники на конях, козлики, индюк.  Крупные фигуры – барыни, водоноски, няньки, кормилицы. Крупные фигуры зверей и птиц.

Ребёнок:

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом

Голубые дали и село большое Дымково назвали

И лепили там из глины все игрушки непростые.

Воспитатель: Ребята, о чем мы ещё с вами забыли поговорить?

Дети: О Павлово – Посадских платках.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте послушаем и посмотрим историю возникновения Павлово – посадских платков.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: (1-2 слайд) Павлово - посадские платки возникли в подмосковном городе Павловский Посад. До сих пор в этом городе продолжается самобытная традиция ручной набойки платков. Платок, как и любая другая вещь, имеет свою историю. Платки носили уже в Древней Греции, Египте, Индии и Турции. Платок символизировал чистоту, нравственность и скромность. В старину все женщины на Руси носили платки. Их или просто накидывали на голову или плечи, или завязывали узлом под подбородком.  Платки носили в любое время года.

Фабрика по производству платков была основана
в 1795 году зажиточным крестьянином Семеном Лабзиным.

В пятидесятых годах прошлого века его внук Яков Иванович Лабзин на унаследованной от отца фабрике, вместе со своим компаньоном Василием Ивановичем Грязновым, начал производство знаменитых набивных павловских платков.

 (3 слайд) Набивку выполняли ручным способом при помощи ручных досок, их окрашивали краской и, сильно надавливая, накладывали на ткань. Затем деревянные доски заменили штампами, а ручной труд машинами.

(4 слайд) Изначально платок представлял собой элемент национального костюма, его надевали по случаю праздника или торжества или, наоборот, в печали (недаром фабрики производили платки для разных житейских ситуаций). Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.

(5 – 6 слайд) Ребята, а какой в основном рисунок на платке? (цветы). Узор платков цветы и листья. Главные цветы – розы, но и многие другие: ромашка, лилии, лотос и даже птицы. На платках есть цветы, которые собраны в букеты, а есть цветы, которые разбросаны по  полю платка.

-Ребята, скажите, где расположены цветы на платках? (по сторонам платка, по углам платка, в центре платка)

 По краю,  Павлово–посадские платки украшаются шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется или пришивается вручную.

(7 слайд) Павлово-посадские платки своим колоритом,
игрой узоров и красок не только украшают женщин,
но и придают тепло и уют нашим домам…

(8 слайд) Так как русские люди любили своего царя, они изображали на платках элементы жизни царской семьи. (Вот царь, его семья и его приближенные). Наши русские цари жили в Кремле. ( Вот царские покои, памятник Минину и Пожарскому, который находится на Красной площади, Царь-пушка и Царь-колокол, которые находятся в Кремле. Это все то, что находилось в Кремле вокруг его дворца.

(9 слайд) Павлово - посадские мастера запечатлели на платках многие исторические события. В данном случае это отступление французской армии. И сама репродукция на платке посвящена победе русской армии над французами.  

(10слайд) А также Павлово – посадские мастера переносили на платок карту Европы и воины брали их с собой в походы, так как бумажные карты быстро приходили в негодность, а карты на платках были надёжны и практичны.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с историей Павлово – Посадских платков. А теперь девочки исполнят танец с платками. 

Танец с Павлово - посадскими платками

(на усмотрение муз.рук.)

Работа по изобразительной деятельности

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами станет народными мастерами и попробуем украсить наш платок.

Дети подходят к столу, где лежит белый платок (без узора), обшитый бахромой.

-Давайте вспомним, где расположены цветы на платках? (в центре, по сторонам, по углам платка?)

А теперь давайте придумаем узор с помощью трафаретов  (дети располагают трафареты цветов и листьев на платке, создавая красивый узор)

Воспитатель показывает технику рисования (набираем краску на поролон и штампуем по трафарету на ткани, заполняя краской только вырезанные цветы, не выходя за края трафарета, придерживая трафарет рукой).

Дети рисуют, во время выполнения работы звучит тихая музыка (русская народная).

Воспитатель: Пока наши платки подсыхают, ребята исполнят частушки.

Частушки

Игра с платочком

 (подвижная игра с платочком по усмотрению муз. рук.)

(Воспитатель вывешивает платки)

Воспитатель:  Ребята, у вас получился яркий, красивый платок. Вот какие разные узоры мы сделали.

Воспитатель: Вы бы подарили такой платок своей маме на 8 Марта? Вы у нас маленькие продолжатели русских традиций. Но, что бы гости ни ушли с пустыми руками, давайте им подарим маленькие подарки на память о нашем занятии.

Воспитатель: Наше занятие закончилось и нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России

Рекомендации родителям по лексической теме: "Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России"...

Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Краткосрочный проект в средней группе № 1 «Русские народные промыслы России. Традиции и культура России»

Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: 1 неделяУчастники проекта: дети средней группы, воспитателиВозраст детей: 4-5 летПроблема: В современное время познавательны...