Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему
В программе представлены занятия по изобразительной деятельности для кружка (декоративное рисование, пластилинография, тестопластика, декупаж, оригами и другие)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Белочка»
УТВЕРЖДАЮ:
______С.А.Головина
«___»_________20____год
Программа по дополнительной платной образовательной услуге для детей от 5 до 7 лет
«Волшебная кисточка»
Разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки», автор И.А. Лыкова.
г. Нижневартовск, 2014 г.
Содержание.
- Паспорт программы кружка………………………………………..3 стр.
- Пояснительная записка к программе ……………………………..4стр.
- Содержание программы:
- Календарно – тематическое планирование с детьми………….9 стр.
- Мониторинг освоения детьми программного материала…….25 стр.
- Требования к уровню подготовки воспитанников……………27 стр.
- Контроль за реализацией программы………………………….…27 стр.
- Механизм реализации программы…………………………..…….27 стр.
Литература………………………………………………………………28 стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование | Кружок по изобразительной деятельности для детей от 5 до 7 лет «Волшебная кисточка» (дополнительная образовательная платная услуга) |
Основание для разработки Программы | И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки», 2007 г. Допущена межрегиональной общественной организацией «Экспертиза для детей» |
Заказчик программы | Педагогический совет, родители |
Организация исполнитель программы | г. Нижневартовск, ул. Менделеева, 22а, МАДОУ ДС № 10 «Белочка», кабинет изостудии |
Целевая группа | Программа рекомендована для занятий с детьми старшего дошкольного возраста |
Составители программы | Педагог дополнительного образования МАДОУ ДС № 10 «Белочка» Антонова Татьяна Александровна |
Цель программы | Формирование интереса к изобразительному искусству, развитие художественного вкуса, обогащение духовного мира ребенка, развитие эстетического восприятия, воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, фактора художественно – эстетического формирования и развития личности ребенка. |
Задачи программы | 1.Формирование представлений о видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, графика) 2. Обучать детей различным приемам и техникам изобразительного искусства (рисование, оригами, пластилинография, декупаж) 3. Обучать детей декоративному рисованию, посредством знакомства с народным декоративно - прикладным искусством (дымка, городец, хохлома, гжель, писанки). 4. Знакомить детей с особенностями изобразительного искусства коренных народов Севера. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | 1. Организация персональных выставок на уровне детского сада; 2. Участие в социально-значимых конкурсах творческих работ: - на городском уровне; - на региональном уровне. 3. Размещение детских рисунков на детских Интернет- сайтах с целью участия в конкурсах российского уровня 4. Мотивация будущих выпускников для поступления в школы с эстетическим уклоном, школу искусств. |
Срок реализации Программы | 1 год |
«Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».
Б.М. Теплов
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Художественное развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания. Необходимо подняться на современный уровень осознания функций искусства и возможностей художественного воспитания для развития личности ребенка.
Разработка программы изобразительного кружка «Волшебная кисточка»» для дошкольников обусловлена возрастанием интереса детей к изобразительному искусству, декоративному рисованию. Значение искусства в жизни человека, в особенности в детские годы, невозможно переоценить: оно готовит его к вступлению в жизнь с учетом самоценности детства. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.
В настоящее время возникает необходимость не только специальной организации восприятия для формирования знаний о народном декоративно-прикладном искусстве и ознакомления дошкольников с выразительными средствами изобразительной деятельности, но и развития изобразительных навыков и умений, усвоение доступных способов создания образов в декоративном рисовании. Изучение деятельности воспитателя на занятиях по рисованию, анализ детских работ показывает, что обучению дошкольников изобразительному творчеству в ДОУ уделяется недостаточное внимание.
Программа «Волшебная кисточка» разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки», И.А.Лыковой, 2007г. и в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога дополнительного образования, и представляет собой систему занятий по обучению детей изобразительному творчеству.
Данная программа реализуется в МАДОУ ДС №10 «Белочка» с детьми от 5 до 7 лет в течение 1 года.
Азбука специфического языка всех видов изобразительного искусства через собственную жизнедеятельность, личные интересы и потребности дошкольников помогут ребенку не только открыть окружающий мир как великую экспериментальную и творческую лабораторию, но и развить эмоционально – чувственное отношение к жизни и искусству. Обучение по данной программе предполагает приобщение каждого ребенка в дошкольном учреждении к художественно – творческой деятельности хотя бы в самом минимальном объеме.
Программа разработана в соответствии с принципами целостности, системности, последовательности и ориентирована на старший дошкольный возраст.
Актуальность программы «Волшебная кисточка» заключается в формировании у воспитанников дошкольного возраста художественно-творческие способности в изобразительной деятельности по средствам нетрадиционных техник.
Организация обучения
Программа рассчитана на один год обучения:
Первая группа (5-6 лет) – 2 раза в неделю по 25 минут, 72 занятия в год.
Вторая группа (6-7 лет) - 2 раза в неделю по 30 минут, 72 занятия в год.
Расписание занятий составлено с учетом того, чтобы дети, изучающие дополнительную образовательную программу художественно-эстетической направленности, не пропускали основные занятия по общеобразовательной программе учреждения. Общее количество часов учебного плана не приводит к увеличению общей нагрузки воспитанников.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Монотипия предметная. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Монотипия пейзажная. Декупаж, Оригами. Рисование по сырому. Работа с соленым тестом. Работа с гофрированной бумагой. Пластилинография. Рисование углем.
Материал:
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки;
ватные палочки;
коктельные трубочки;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти;
кисти;
альбомы;
цветная бумага;
гофрированная бумага;
декоративные салфетки;
соленое тесто;
клей ПВА;
уголь;
пластилин.
Цель программы
Формирование интереса к изобразительному искусству, развитие художественного вкуса, обогащение духовного мира ребенка, развитие эстетического восприятия, воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, фактора художественно – эстетического формирования и развития личности ребенка.
Задачи программы
1.Формирование представлений о видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, графика)
2. Обучать детей различным приемам и техникам изобразительного искусства (рисование, оригами, пластилинография, декупаж)
3. Обучать детей декоративному рисованию, посредством знакомства с народным декоративно - прикладным искусством (дымка, городец, хохлома, гжель, писанки).
4. Знакомить детей с особенностями изобразительного искусства коренных народов Севера.
Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Организация персональных выставок на уровне детского сада;
2. Участие в социально-значимых конкурсах творческих работ:
- на городском уровне;
- на региональном уровне.
3. Размещение детских рисунков на детских Интернет- сайтах с целью участия в конкурсах российского уровня
4. Мотивация будущих выпускников для поступления в школы с эстетическим уклоном, школу искусств.
Организация занятий кружка.
Занятия проводятся два раза в неделю по 25 - 30 минут.
Учебный план кружка по рисованию «Волшебная кисточка»
Кол-во детей в группе | Количество занятий на группу | |
в неделю | в месяц | |
10 | 2 (1ч) | 8 (4ч) |
Форма работы групповая, в группах по 10 человек, индивидуальная
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- выставки детских работ;
- персональная выставка работ 1 раз в квартал;
- участие в мероприятиях разного уровня.
Программа утверждена на педагогическом совете № 1 от 31.08.2014 года
Расписание занятий
Недели месяца | Дни недели | I группа | II группа |
I – III | Понедельник Среда | 15.30 – 15.55 | 16.00 – 16.30 |
II - IV | Вторник Четверг | 16.00 – 16.25 15.30 – 15.55 | 16.30 – 17.00 16.00 – 16.30 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Календарно-тематическое планирование работы с детьми 5-7 лет
№ недели | № занятия | Содержание | Программное содержание | Методические приемы | |||
сентябрь | |||||||
I | 1 | «Бабочки порхают над цветами» (коллективная работа, техника предметная монотипия) | Совершенствование пальчиковой техники рисования, умения рисовать ватными палочками (украшение крыльев бабочки узором). |
| |||
2 | «Волшебный лес, осенний лес!» (рисование мятой бумагой) | Продолжать знакомить с нетрадиционным изобразительным средством — мятой бумагой и способом рисования ею. Развивать способность видеть и изображать состояние природы. |
| ||||
II | 3 | «Осенний коврик» изотехника «эстамп» (оттиск засушенными листьями) | Продолжать знакомить с нетрадиционной изотехникой «эстамп» (оттиск засушенными листьями). Формировать аккуратность, поддерживать интерес к коллективной форме работы над общей композицией. |
| |||
4 | «Осенний лес» ( по мокрой бумаге) | Продолжать учить рисовать по мокрой бумаге, изображая осенний лес цветными пятнами с дорисовыванием необходимых деталей. Развивать изобразительные навыки, чувство цвета, эстетическое восприятие. |
иллюстраций с изображением осенних деревьев
| ||||
III | 5 | «Подсолнухи» (Рисование пальчиками ватными палочками). | Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Развивать чувство композиции. |
иллюстрации поля с подсолнухами,
| |||
6 | «Цветочная полянка» (пластилинография) | Продолжать учить приёмам рельефной (полуобъёмной) лепки; знакомство с техникой пластилинографии, показать некоторые способы её выполнения (налеп, растяжка). Выполнение выразительной композиции цветущей полянки на цветном картоне |
| ||||
IV | 7 | «Стройная сосна» | Закреплять умение передавать в рисунке красоты и особенностей внешнего вида хвойного дерева (высокий ствол, крона в верхней его части). Тампонирование хвои губкой. |
задачи,
деятельность. | |||
8 | «Страна разноцветного дождя» | Продолжать развивать представления и знания детей о цветовом спектре, о теплых и холодных тонах, о цветовом многообразии, учить рисовать абстрактный образ страны разноцветного дождя, |
| ||||
октябрь | |||||||
I | 9 | «Сочное, румяное для всех ребят приятное». (натюрморт) | Учить детей рассматривать натюрморты, замечать, как художники каждый по-своему изображают один и тот же предмет – яблоки. Развивать внимание, художественный вкус, интерес к изобразительному искусству. Формировать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия натюрморта. |
| |||
10 | «Осенний пейзаж» | Учить рисовать пейзаж; придумывать содержание рисунка, уметь рисовать рисунок на заднем и переднем плане. Развивать воображение. Формировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже. |
| ||||
II | 11 | «Гроздья рябины». (рисование с натуры) | Уточнить знания детей о натюрморте, учить рисовать их карандашами и красками; совершенствовать технику рисования с натуры (передача в рисунке строения, формы, формы, пропорций рябины); уточнить приёмы работы с акварелью: вливание одного цвета в другой. Развивать художественный вкус. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. |
| |||
12 | «Городецкие узоры» (городец) | Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора. Упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, в нанесении оживки с помощью кисти и ватной палочки. Учить рисовать ромашки и розаны. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме. |
| ||||
III | 13 | «Придумай узор для лошадки» (дымка) | Продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек; учить рисовать коня из отдельных полос широкой кистью; упражнять в рисовании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек концом кисти; учить использовать маленькие ватные тампоны для выполнения мелких элементов узора (точки, черточки, грива, копытца) Учить самостоятельно выбирать цвета для узора. |
| |||
14 | «Воробышек прилетел»
| Формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различие в окраске, форме и величине частей, сходны по строению; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умение применять при закрашивании разные приемы рисования кистью и краской. |
| ||||
IV | 15 | «Дымковские игрушки» (дымка) | Продолжать знакомить детей с народным декоративно прикладным искусством. Расширять представления детей о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками. |
| |||
16 | «Птицы на ветке» (уголь) | Учить детей изображать птицу на ветке, передавать особенности формы крыльев и хвоста у разных птиц; передавать в рисунке характерную окраску птиц: голова, крылья и хвост, тело; располагать птицу по диагонали на листе бумаги; изображать крылья широкими изогнутыми линиями. |
| ||||
ноябрь | |||||||
I | 17 | «Царевна лебедь» (пластилинография) | Учить передавать сказочный образ царевны лебедя в рисунке через подбор цвета красок или бумаги и строение птицы (небольшое тело с длинной гибкой шеей, большие крылья); закрепить знания детей о том, как художники преображают реальные образы в сказочные; продолжать развивать аналитико-синтетические способности детей при рассматривании изображений. |
| |||
18 | «Медвежонок» (набивка) | Учить изображать пушистого детеныша животного в какой-либо позе или движении; формировать представление, что отличие детеныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела: головы и туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штрихи – прямые, волнистые, закругленные и вертикальные («выбивание») |
| ||||
II | 19 | «Слоненок» | Учить детей рисовать слоненка, передавая характерные признаки большие уши, хобот, большое туловище, небольшие крепкие ноги. Развивать воображение, память. Воспитывать у детей организованность, отзывчивость |
| |||
20 | «Пингвиненок на льдине» | Учить детей передавать в рисунке характерные особенности пингвина, создавать небольшой сюжет. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к животным севера, желание рисовать их |
| ||||
III | 21 | «Сова полярная» | Учить изображать сову карандашными штрихами, передавать разные позы совы (сидит, взмахивает крыльями, летит), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи строения птицы, придавать выразительность образу птицы через нанесение штрихов разным нажимом карандаша для получения различной интенсивности цвета и разного положения глаз (смотрит в сторону, вниз или вверх) |
| |||
22 | «Снегопад». (ватные палочки) | Учить детей, передавать соотношение по величине. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность в придумывании темы для рисования снегопада (в лесу, на улицах города). Воспитывать у детей умение сопереживать |
| ||||
IV | 23 | «Опушка зимнего леса» | Учить детей передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев; рисовать штрихи с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета. |
| |||
24 | «Снежинка». | Учить детей симметрично изображать снежинку, закрепить навыки рисования кистью. Развивать у детей наблюдательность умение запоминать. Воспитывать любовь к родной природе |
| ||||
декабрь | |||||||
I | 25 | «Где-то на белом свете…» (орнаменты народов Севера) | Познакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера. Учить рисовать орнамент, характерный для народов Ханты. Побуждать детей к поиску разнообразных выразительных средств (колорит, композиция, выразительные детали); развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа. |
| |||
26 | «Гжельский узор на полосе». | Учить составлять узор, сочетать дугообразные, петельные линии с мазками, точками. Закреплять навыки рисования всей кистью. Развивать эстетический вкус, аккуратность. Воспитывать интерес к искусству. |
| ||||
II | 27 | «Роспись посуды». (По мотивам гжельской росписи). | Учить детей передавать цветовой колорит (сочетание белого и синего), расписывать готовую форму, используя приём кистевой росписи. Развивать чувство ритма, формы, цвета. Воспитывать интерес к искусству. |
| |||
28 | «Ёлочка». | Учить создавать в рисунке образ ёлочке. Развивать образное восприятие, чувство цвета, ритма, использовать различные средства и приёмы выразительности. Воспитывать интерес к рисованию. |
| ||||
III | 29 | «Новогодний хоровод» | Вызвать в представлении детей образы героев сказок, пришедших на новогодний хоровод; учить самостоятельно использовать свои умения. Развивать чувство ритма, формы, цвета. Развивать фантазию. |
| |||
30 | «Новогодняя открытка» | Вызвать у детей желание порадовать своих близких, нарисовав для них новогоднюю открытку; учить самостоятельно использовать свои умения в изображении птиц; формировать умения придумывать композицию открытки – изображать одну-две птицы (синичка, снегирь) на ветке дерева в той или иной позе; украшать открытку «снежной рамкой». Развивать художественный вкус. Воспитывать аккуратность. |
| ||||
IV | 31 | «Роспись миски хохломским узором» | Продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора: «травки», (травинки, осочки, капельки), «завейки». Учить рисовать элементы травки концом кисти, ягодки – тычком с помощью ватной палочки. Учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка») Учить сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра) |
| |||
32 | «Настенное панно с хохломским узором» | Продолжать знакомить с хохломской росписью, ее колоритом, растительным орнаментом; познакомить детей с новой композицией хохломского узора на широкой поверхности, основу которого составляет ветка в виде большого завитка с ответвлениями; учить рисовать новые элементы узора – декоративные цветы; учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет в зависимости от фона изделия. Развивать цветовую гамму за счет дополнительных цветов: зеленого и желтого. |
| ||||
январь | |||||||
I | 33 | «Заяц» (оригами) | Познакомить детей с искусством оригами. Учить детей работать с бумагой: аккуратно складывать лист пополам и по диагонали, хорошо разглаживать места сгибов. Учить трансформировать полученную форму. Развивать у детей наблюдательность и умение запоминать. |
| |||
34 | «Город мой, любимый на свете» | Учить рисовать город, передавая в рисунке сложную композицию современной городской улицы. Закрепить приемы рисования краской. Развивать память, художественный вкус. Воспитывать любовь к родному городу. |
| ||||
II | 35 | «Терем» | Познакомить детей с особенностями строения старинных деревянных построек, с их украшениями; учить изображать сказочный деревянный терем со светелкой, с узорами на наличниках, ставнях, на досках, обрамляющих треугольник фронтона, на карнизе; передавать фактуру дерева тонкими линиями и штрихами разного характера; закреплять умение рисовать и закрашивать разным нажимом карандаша. |
| |||
36 | «Сказочный дворец » | Продолжать учить детей изображать старинные русские постройки – рисовать сказочный дворец, передав его общий облик, причудливое сочетание основного здания с пристройками, башнями, увенчанными крышами разной формы, арочными окнами с наличниками, галереями, «красным» крыльцом и другими архитектурными деталями; проявить самостоятельность и творческие способности в выборе архитектуры дворца, цветовой гаммы и декоративных украшений; использовать на первом этапе вспомогательный рисунок; осознано использовать ранее освоенные приемы рисования всей кистью и ее концом. Развивать воображение, фантазию. |
| ||||
III | 37 | «Нарисуй картинку, про какую хочешь сказку» (по замыслу) | Учить детей на основе знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к любой знакомой сказке, заранее придумывать композицию своего рисунка, делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок; использовать разнообразные технические приемы рисования красками. |
| |||
38 | «Жили – были дед и баба» | Учить детей рисовать портреты пожилых людей, передавать отличительные особенности их лиц (седые волосы, морщинки, борода и усы у старика); использовать при рисовании различный нажим карандаша, штрихи разного характера. Воспитывать уважительное отношение к людям пожилого возраста. Развивать воображение, сосредоточенность, мелкую моторику рук. |
| ||||
IV | 39 | «Усатый - полосатый» (по стихотворению С.Маршака). | Учить детей рисовать котов, передавая характерные признаки6 ушки, усы, полоски, пушистый хвост, коготки; использовать разнообразные технические приемы рисования красками, делать подбор красок; осознано использовать ранее освоенные приемы рисования всей кистью и ее концом. Развивать воображение, фантазию. |
| |||
40 | «Валентинки» (элементами аппликации) | Вызвать у детей желание порадовать своих близких, нарисовав для них валентинку; учить самостоятельно использовать свои умения. |
| ||||
февраль | |||||||
I | 41 | «Наша армия родная». | Учить рисовать военные машины, красиво располагая их на листе бумаги. Развивать внимание, память, фантазию, воображение, сосредоточенность, мелкую моторику рук. |
Выставка работ | |||
42 | «Портрет папы» | Учить передавать в рисунке основные черты лица папы. Учить детей рисовать портрет папы, передавать отличительные особенности его лица, подбирать нужные краски и смешивать для получения нужного цвета или оттенка. Развивать внимание, память, воображение, сосредоточенность, мелкую моторику рук. |
| ||||
II | 43 | «Легковой автомобиль» (пластилинография) | Учить передавать в рисунке форму и строение легкового автомобиля; использовать простой карандаш для создания вспомогательного рисунка. |
4.Выставка работ. | |||
44 | «Небо при закате солнца» (по сырому) | Учить замечать цвет и оттенки красок вечернего неба, рисовать акварелью на влажной бумаге. Закрепить спектр цветов радуги. Развивать внимание, память, фантазию, воображение, сосредоточенность, мелкую моторику рук. |
| ||||
III | 45-46 | «Цветы» (панно из соленого теста) /2 занятия/ | Учить детей работать с соленым тестом: правильно и аккуратно изготавливать детали из теста разных размеров и форм и составлять из них композицию. Развивать воображение, фантазию, внимание, сосредоточенность, мелкую моторику рук, аккуратность при работе с тестом. |
| |||
IV | 47 | «Портрет мамы» | Учить передавать в рисунке основные черты лица и детали костюма мамы. Учить детей рисовать портрет мамы, передавать отличительные особенности ее лица, подбирать нужные краски и смешивать для получения нужного цвета или оттенка. Развивать внимание, память, воображение, сосредоточенность, мелкую моторику рук. |
| |||
48 | «Подарок для мамы» (декупаж) | Учить детей работать в технике декупажа. Совершенствовать применение детьми разных средств выразительности (линия, цвет, колорит, композиция), представляя свободу в выборе материала, цвета, размера и формата бумаги. |
Выставка детских работ. | ||||
март | |||||||
I | 49 | «Цветы для мамы» (гофрированная бумага) | Учить детей работать с гофрированной бумагой, аккуратно вырезать из нее детали и составлять из них цветы. |
| |||
50 | «Деревья в нашем саду» | Учить детей способам обследования деревьев, умению видеть их характерные особенности; совершенствовать применение детьми разных средств выразительности (линия, цвет, колорит, композиция), представляя свободу в выборе материала, цвета, размера и формата бумаги; побуждать детей предавать в рисунке разнообразные по строению, форме деревья, кусты. |
| ||||
II | 51 | «Дом, в котором ты хотел бы жить» | Учить самостоятельно придумывать и изображать жилой дом, опираясь на обобщенные представления о строении зданий и архитектурных элементах, представляя свободу в выборе материала, цвета, размера и формата бумаги; побуждать детей предавать в рисунке разнообразные по строению, форме дома. |
| |||
52 | «Пожарная машина спешит на пожар» | Учить отражать в рисунке эпизод из жизни города – изображать пожарную машину возле дома, охваченного огнем. Развивать внимание, память, воображение, сосредоточенность, мелкую моторику рук. |
| ||||
III | 53 | «Роспись вазы хохломским узором» | Продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора. Упражнять в рисовании растительно-травного орнамента круговыми движениями кисти. учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет в зависимости от фона изделия. Развивать цветовую гамму за счет дополнительных цветов: зеленого и желтого. |
| |||
54 | «Чудо-писанки» | Продолжать знакомство детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Уточнить представления о композиции и элементах декора. Учить рисовать на объемной форме (на яйце, из которого выдуто содержимое). Воспитывать интерес к народному искусству. |
| ||||
IV | 55 | «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Учить детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображая людей в профессиональной рабочей одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами; закреплять умение рисовать основные части простым карандашом. |
| |||
56 | «Ежиха с ежатами в ельнике» | Учить передавать в рисунке связное содержание – изобразить эпизод из жизни ежей через соответствующее замыслу расположение и соблюдение пропорций между предметами. |
| ||||
апрель | |||||||
I | 57 | «Пришельцы с другой планеты». | Учить передавать форму космического корабля, рисовать людей в скафандрах. Совершенствовать применение детьми разных средств выразительности (линия, цвет, колорит, композиция), представляя свободу в выборе материала, цвета, размера и формата бумаги; побуждать детей предавать в рисунке разнообразные по строению, форме космические корабли. |
| |||
58 | «Космос». | Учить детей рисовать космические объекты, передавать их форму, цвет и размер. Совершенствовать применение детьми разных средств выразительности (линия, цвет, колорит, композиция), представляя свободу в выборе материала, цвета, размера и формата бумаги; побуждать детей предавать в рисунке разнообразные по строению, форме космические корабли, планеты, звезды и спутники. |
| ||||
II | 59 | «Как радуга наряд себе искала». | Учить детей рисовать радугу, использую нетрадиционную технику рисования на мокрой бумаге. Закрепить спектр цветов радуги. Развивать внимание, память, фантазию, воображение, сосредоточенность, мелкую моторику рук. |
Самостоятельная работа детей. | |||
60 | «Животные нашего края». | Учить детей передавать в рисунке характерные особенности животных, создавать небольшой сюжет. Совершенствовать применение детьми разных средств выразительности (линия, цвет, колорит, композиция), представляя свободу в выборе материала, цвета, размера и формата бумаги; побуждать детей предавать в рисунке разнообразные по строению, форме и цвету животных нашего края. |
| ||||
III | 61 | «Дымковская фантазия». | Учить раскрашивать контурное изображение игрушки элементами дымковской росписи. Расширять представления детей о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками. |
| |||
62 | «Весенний букет в вазе». | Учить изображать в вазе букет из нарциссов и тюльпанов, передавать характерные особенности цветков (шесть лепестков с заостренными кончиками у нарциссов, закругленная «чашечка» с зубцами у тюльпанов) |
| ||||
IV | 63 | «Цветет сирень». | Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти. |
| |||
64 | «Одуванчики в траве» | Учить детей передавать образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворении поэтов; закрепить навыки рисования штрихами полусухой жесткой кистью. |
| ||||
май | |||||||
I | 65 | «Праздничный салют Победы» | Учить детей рисовать в технике «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Развитие творческой фантазии, самостоятельности. |
иллюстраций с изображением салютов,
| |||
66 | «Морское царство» | Цветной «граттаж». Упражнять в передаче формы и пластики обитателей моря. Развивать фантазию, творческую инициативу |
| ||||
II | 67 | «Заботливые пчёлы.» | Закреплять приём работы пастелью, углём, сангиной (плашмя, торцом, растиркой и т.п.), развивать стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, развивать чувство композиции. |
| |||
68 | «Колючий ёжик» (оттиском мятой бумаги (колючая спинка животного) | Закреплять представление об особенностях строения животного. Учить передавать образ ежа разными способами: оттиском мятой бумаги (колючая спинка животного), картофельными матрицами (яблоки, грибы на колючках ежа), кистью дорисовывать недостающие детали. |
| ||||
III | 69 | «Солнышко и облака» Рисование (по мокрому) | Закреплять умение рисовать по мокрой бумаге, пользоваться кистями разной ширины; видеть многообразие цвета; использовать в рисунке различные цвета и оттенки. |
| |||
70 | «Деревенский дворик» (пейзаж рисования кистью, губкой) | Закреплять приёмы рисования кистью (скамейка, забор...) и губкой (тампонирование травки на земле, дыма из трубы, облаков и т.д). |
| ||||
IV | 71 | «Дымковский коврик» | Закреплять умение украшение квадратной формы в технике рельефной лепки и пластилинографии по мотивам дымковской росписи. Развитие цветовосприятия. |
| |||
72 | «Летнее настроение» | Закреплять умение рисовать пейзаж, передавая строение деревьев, создавать многоплановую композицию. Совершенствовать умение пользоваться различными изоматериалами для создания выразительного образа цветущего сада (восковые мелки, пастель, поролон, жёсткая кисть). |
аудиозаписи со звуками «шум листьев дерева»,
|
- МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Рисунок нередко используется в качестве средства диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе. Это свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии дошкольника. Но изобразительная деятельность и сама по себе значит для ребенка очень много, поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности того или иного ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития.
В связи с этим важно было выработать показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью. Для диагностики овладения изобразительной деятельностью проводится анализ продуктов деятельности:
- Форма;
- Строение предмета;
- Передача пропорций предмета в изображении;
- Композиция (расположение изображения на листе; соотношение по величине разных изображений, составляющих картину);
- Передача движения;
- Цвет (цветовое решение изображения декоративной композиции; разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения).
Каждый показатель уровня овладения изобразительной деятельностью оценивается по трехбалльной системе. Яркое проявление того или иного показателя оценивается тремя баллами; частичное проявление – двумя баллами; отсутствие проявлений показателя оценивалось одним баллом. Все суммируется. На основе набранной суммы можно дифференцировать уровни овладения изобразительной деятельностью каждым ребенком.
В соответствии с показателями условно были выделены три уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью.
Высокий уровень (17 – 24 балла) - Форма объекта передана точно, части расположены верно, пропорции предмета соблюдены. Изображение расположено по всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов. Движение передано достаточно четко. Передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи), гамма многоцветная или ограниченная: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого.
Средний уровень (11 – 16 баллов) – Есть незначительные искажения формы, в строении и в пропорции предмета. Изображение расположено на полосе лист; соотношение по величине разных изображений, составляющих картину незначительно искажено. Движение передано неопределенно, неумело. Есть отступления от реальной окраски; преобладание несколько цветов или оттенков, в большей степени случайное.
Низкий уровень (до 10 баллов) – Искажения формы значительные, части предмета расположены неверно, пропорции предмета переданы неверно. Расположение изображений не продумано, носит случайных характер, пропорциональность разных предметов передана неверно. Изображение статичное. Цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно. Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Таблица
Ф. И. ребенка | Форма | Строение предмета | Пропорции | Композиция | Передача движения | Цвет | Итого | ||
Расположение | Соотношение по величине | Цветовое решение | Разнообразие цветовой гаммы | ||||||
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
Называет основные выразительные средства произведений искусства.
Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использует разные материалы и способы создания изображения.
Использует для лепки пластилин и соленое тесто, лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции. Выполняет декоративные композиции способами пластилинографии. Работает в технике декупаж.
Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания.
Создает сюжетные и декоративные композиции.
- КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль за реализацией программы: тематический, предупредительный осуществляет заведующий, зам.зав по ВМР.
№ | Мероприятия контроля | сроки | ответственные |
1 | контроль качества предоставления дополнительных услуг | Ноябрь (2 неделя) Март (2неделя) | Зам.зав. по ВМР |
2 | контроль за соблюдением требований к организации образовательного процесса, соответствие учебного плана, СанПиН | Февраль | Заведующий ДОУ Зам.зав. по ВМР |
3 | Стартовый и итоговый мониторинг | октябрь/апрель | Зам.зав. по ВМР |
4 | Контроль за созданием условий для изобразительной деятельности | октябрь | Заведующий ДОУ Зам.зав. по ВМР Зам.зав. по АХР |
- МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В начале обучающего периода проводится стартовый мониторинг, с целью выявления навыков и способностей детей дошкольного возраста, в конце периода обучения проводится итоговый мониторинг.
ЛИТЕРАТУРА.
- Аверьянова А.П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2000.
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
- Как научиться рисовать. Пер с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмэн, 2001.
- Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 18 – 25.
- И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки»
- И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М., 2009
- Никашин А.И. Страунинг А.М. ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников. – Вологда: Издательство Вологодского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 1993.
- О.А. Скоролупова Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М., 2005
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Рогаткина Т. Как краски искали друзей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 8 – 12.
- Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком, мы рисуем на листочке // Дошкольное воспитание. – 2000. - №7. – С. 19 – 22.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / Художник А.А.Селиванов –Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по изобразительной деятельности «Радужная палитра» (старший, подготовительный возраст)
Публикация представляет собой краткое описание программы кружка по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе...

Программа кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» (в группах общеразвивающей направленности детей от 5-6 лет, от 6 до 7 лет)
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Пчёлка»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса...

Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Пчёлка»
Данная программа является модифицированной. За основу взята основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности «Наше творчество» для работы с детьми 4-5 лет (2012-2013 уч.год)
Оглавление 1. Пояснительная записка………………………………………………………………….22. Цели и задачи программы…………………………………………………………….…33....
Программа кружка по НДПИ "Волшебная кисточка".
Знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства через изобразительную деятельность ....
Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная шкатулка"
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные способы изобразительной деятельности....