Тема: «Искусство Гжельских мастеров»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Цель:
Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Гжели: историей возникновения, содержанием, средствами выразительности. Дать понятие о фарфоре – это особая глина, которую обжигают в печах особым образом. Фарфор старой Гжели – самобытное художественное явление. Закреплять умение делать выводы, умозаключения во время исследовательской деятельности. Уточнить, где на карте, глобусе расположены страны Англия, Италия, Япония. Продолжать знакомить с разнообразными жанрами фольклора – легендами, сказами. Познакомить со стихотворением П. Синявского «Гжель».
«Художественно волнистые -эстетическое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portal1.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Искусство Гжельских мастеров»
Цель:
Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Гжели: историей возникновения, содержанием, средствами выразительности. Дать понятие о фарфоре – это особая глина, которую обжигают в печах особым образом. Фарфор старой Гжели – самобытное художественное явление. Закреплять умение делать выводы, умозаключения во время исследовательской деятельности. Уточнить, где на карте, глобусе расположены страны Англия, Италия, Япония. Продолжать знакомить с разнообразными жанрами фольклора – легендами, сказами. Познакомить со стихотворением П. Синявского «Гжель».
«Художественно волнистые -эстетическое развитие»
Формировать эстетическое восприятие, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения. Формировать понимать содержание произведений искусства (яркость, нарядность, декоративность, которая проявляется как в цветовом декоре, так и в конструкции изделия), выделять средства выразительности (элементы узора, колорит, композиция). Вызвать желание включать познанное через искусство в собственную художественно-эстетическую деятельность. Упражнять в рисовании простейших узоров (розы, бутоны, листики, решетку, линии, спираль), используя синий цвет. Оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости. Усилить восприятие материала, звучанием и исполнением народной лирической музыки и песен, тематики современных композиторов, художественным словом.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз. Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявить себя в нем. Развивать речь как средство коммуникации, обогащать вербальный опыт.
«Речевое развитие»
Познакомить с лексикой народных сказок, легенд. Совершенствовать умение отвечать на вопросы сложным развернутым предложением; составлять небольшие рассказы по определенной тематике.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И.А. Лыковой, «Гжель» С. Вохринцевой, изделий, расписанных гжелью, слушание рассказа педагога об истории происхождения промысла, рассматривание особенностей орнамента и цвета, просмотр учебного фильма «Этапы гжельской росписи» и слайдов «Посуда Гжели», разучивание песен, стихов данной тематики.
Оборудование и материалы:
Слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, салфетки, аудиозапись песен о Гжели. Кисти, краски, бумага, мольберт, образец рисунка.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в гости к Гжельским мастерам.
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра сильней,
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель!
Вот такими удивительными стихами мне хочется начать наше путешествие. В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой, даже в самом названии этой деревушки слышится слово «жечь». Послушайте, какую легенду хранят жители этой деревни
Рассказывание сказки и показ видеоряда с помощью мультимедиасистемы (стр 30).
-Как вы думаете, почему же гжель так полюбилась людям?
Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет! Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде.
-А как вы думаете, из какого материала они сделаны? (Дети составляют предположения.) -Почему вы так думаете? А если по изделию тихонечко постучать, какой звук? На что похоже? (Легонько постучать по изделию, дети отгадывают, какой звук: звонкий, легкий. Подвести к выводу, что это фарфор). Гжельские изделия сделаны из фарфора – белой глины высокого качества.
Исследовательская деятельность – потрогать и посмотреть поближе один из предметов). Какие они? (Гладкие, блестящие, глянцевые, расписные, красивые, твердые…). Сверху мастера покрывают изделия глазурью.
-Как вы думаете, как нужно обращаться с изделиями Гжели? Почему? (Аккуратно, бережно, чтобы не уронить, не разбить; следить за их чистотой – чтобы они «улыбались» своей необыкновенной красотой). Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на нее наносится одной единственной синей краской. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной-единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка дирижера помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.. Давайте вообразим себя художниками и под музыку попробуем двигаться плавно, как кисточка в руках художника
Музыкальное слайд-шоу «Художники рисуют гжель».Дети двигаются под плавную музыку.
- Гжельская посуда хороша необыкновенно! Рассмотреть образцы посуды на стенде
-Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Гжельские мастера – большие фантазёры. Одни чашки – стройные и высокие, другие – похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные!
Фарфоровая маслёнка «Рыба-кит»… На спине кита вылеплен сказочный город с башенками, церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаз рыбы – точно роза.
Сидит девушка на тракторе. Положила руку на руль, подбоченилась. Гордится своей работой.
Занятно сделан петух с пышным хвостом, задира-кошка, выгнувшая спину и гордый конь.
Всем на удивленье замысловатые кружки с крышкой. На одной нарисована роза, а на другой – сказочная синяя птица.
Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется гжельской. Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи – бутоны, а, в четвёртых, целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.
Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы – часы, подсвечники, шкатулки, сувениры. И расписывают знаменитыми небесными узорами.
Слава о Гжели разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. Работа с картой, глобусом
-Многие поэты восхищались Гжелью и сложили свои прекрасные стихи о замечательном и чудесном промысле. Давайте, послушаем, какие стихи вы выучили.
Рассказывание стихов.
Сине - белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.
Здесь рисуют девицы
Белые картинки,
Голубой узор на них,
Словно паутинка.
Эти синие цветы
Мы в узоры заплели.
Синих красок карусель
Называют всюду Гжель!
Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках
Синие зори и синие птицы –
С этой красою ничто не сравнится
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льётся узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться!
Взял мастер в руки кисть
И в синь небес макнул.
Взамен холста – взял белизну
Просторов наших русских
И полились узоры, вензеля
Вспорхнули птицы, зацвели сады…
Вдруг зазвенела синяя капель,
Явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем – Гжель!
- Спасибо за замечательные стихи, ребята. А сколько музыкантов написало удивительные песни, вдохновленные красотой Гжели. Давайте, споем одну из песен о Гжели?! Дети исполняют песню З. Я. Роот. «Гжель»
Воспитатель:- А сейчас, ребята, мы тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать посуду в гжельском стиле. Посмотрите, у меня на мольберте рисунок чайника. Посмотрите, какой он красивый. Изящный носик, красивая гнутая ручка, крышечка. Давайте рассмотрим его.
а) рассматривают и называют форму
б) рассматривают узор и называют элементы, которыми они украшены (розы, листочки, сеточка, точки, волнистые линии)
в) называют цвет фона, узора, оживки.
-А теперь возьмите листочек с контуром. Сейчас мы приступим к самому интересному – таинству создания волшебного узора. Вы можете нарисовать узор, который изображен на чайнике, а можете придумать свой. Использовать можно только нужный нам цвет и узор, узор, который характерен для гжели.
г) дети называют элементы орнамента
д) воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, последовательность нанесения узора, аккуратности. Звучат русские лирические мелодии, дети расписывают чайники. По окончании работы выставляются на стенд. Дети рассматривают работы, говорят, чьи работы понравились больше всего.
-Вот и подошло к концу наше замечательно занятие. Я думаю, что вы почувствовали себя мастерами и получили удовольствие от творчества. Из наших работ мы сделаем выставку для родителей. А сейчас, давайте споем замечательную песню о русских умельцах.
Пение песни «На Руси умельцев много» сл. М. Кузьмичевой, муз. А. Иванова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство гжельских мастеров
игра-путешествие в гжельское царство...
Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)
Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...
Искусство гжельских мастеров».
Программное содержание: продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и в частности с гжельской керамикой;воспитывать интерес к народному творчеству;уважение к труду народных мастеров...
Знакомство детей с искусством гжельских мастеров
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Со...
Занятие "Искусство Гжельских мастеров"
Обучение детей гжельской технике рисования....
Знакомство детей 5–6 лет (старшая группа) с искусством гжельских мастеров. Тема «Гжель. Роспись кружки»
Познакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить составлять узор по мотивам гжельской росписи. Сочетать дугообразные, петельные линии с мазками, точками.Упражнять в умении рисовать всей к...
Конспект занятия "Искусство гжельских мастеров"
Конспект ООД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста....