Рисование. Тема: « Жостовский букет»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Тверскова Ирина Анатольевна

Цель:

           Формировать представление о богатстве и разнообразии жостовского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

Задачи

 «Познавательное развитие»

            Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Жостово: историей возникновения, содержанием, средствами выразительности. Дать представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития. Обратить внимание на то, что основным мотивом жостовской росписи является букет на черном фоне. Показать образными жанрами фольклора – легендами, сказами.

 «Художественно-эстетическое развитие»

           Рассмотреть изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму. Формировать умение детей выполнять элементы росписи на трафаретах. Упражнять в рисовании концом кисти. Воспитывать художественный вкус.

«Социально-коммуникативное развитие»

            Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. Воспитывать интерес к творчеству мастеров Жостово, желание активно проявить себя в нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portal1.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование. Тема: « Жостовский букет»

Цель: 

           Формировать представление о богатстве и разнообразии жостовского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

Задачи

 «Познавательное развитие»

            Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Жостово: историей возникновения, содержанием, средствами выразительности. Дать представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития. Обратить внимание на то, что основным мотивом жостовской росписи является букет на черном фоне. Показать образными жанрами фольклора – легендами, сказами.

 «Художественно-эстетическое развитие»

           Рассмотреть изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму. Формировать умение детей выполнять элементы росписи на трафаретах. Упражнять в рисовании концом кисти. Воспитывать художественный вкус.

«Социально-коммуникативное развитие»

            Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. Воспитывать интерес к творчеству мастеров Жостово, желание активно проявить себя в нем.

Развивать речь как средство коммуникации, обогащать вербальный опыт.

«Речевое развитие»

            Познакомить с лексикой народных сказок, легенд. Совершенствовать умение отвечать на вопросы сложным развернутым предложением; составлять небольшие рассказы по определенной тематике.

Предварительная работа: 

            Наблюдение за цветами, рассматривание иллюстраций с жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, натюрмортом,  чтение сказок и стихов о цветах.

Материалы:

            Подлинные изделия жостовского промысла, иллюстрации, таблицы с этапами росписи, азбукой кистевых мазков. С формой подносов, с композиционными схемами, трафареты, краска гуашь, кисти № 2,3,5.

Ход НОД:

            -Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной. Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.(под музыку воспитатель показывает два цвета: красный и голубой, спрашивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует?

Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

        Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.

        Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.

        Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

        -Давайте рассмотрим, какие обронил цветок-огонек, а какие цветок-снежинка?

(дети выбирают цветы из жостовской росписи для цветка-огонька и цветка-снежинки).

Цветы сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны? Один на север, другой на юг, а о них осталась память. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту теперь.

Воспитатель: Какие цветы вы здесь узнали? (розы, георгины, пионы, нарциссы, ирис, тюльпан, василек, анютины глазки, ромашка, мак, лилия, яблоня, колокольчик и другие.)

            -Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с новым народным промыслом. В деревне Жостово, Московской области находится жостовская фабрика декоративной росписи. Там изготовляют очень красивые подносы. Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурные – фестончатые, гитарные.

             -Как вы думаете, из какого материала они сделаны? Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются чёрным лаком, но могу быть и красного, зеленого, желтого, синего цветов. Посмотрите и скажите, как украшены подносы? Многоцветные букетики, венки, гирлянды украшают подносы. Это цветы. Посмотрите на этот поднос и скажите, как он украшен?

             - Действительно, ребята, этот поднос украшен не цветами, а натюрмортом с фруктами. Натюрмортом подносы расписывают реже, чем цветами. У каждого мастера свой стиль. Жостовская роспись это импровизация мастера. Расписывая поднос, он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов.

Вам не кажется, что цветы выглядят как живые? Немало надо потрудится мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Определена последовательность построения узора. Использование традиционных приемов росписи. Подносы украшают крупными цветами (розы, георгины, лилии, маки, цветы яблони), а затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются. И появляются стебельки букетов, листья, травинки. Посмотрите, букет в центре подноса кажется плотным и ажурным. Так как просвечивает чёрный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками, травинками. Композиции построения рисунка могут быть разные: букет в центре, букет в раскидку, букет с угла, венок, полувенок. Мастер все время уточняет форму букета. Цветы словно наливаются соком, становятся живыми. В конце работы мастер наносит последние мазка, черточки, блики, семена, мелкую травку. Остается только нарисовать кайму – орнамент по краю подноса. На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поэтому поверхность как будто зеркальная. Жостовские подносы как декоративное панно вносят в наш дом праздничность. Этот промысел знаменит на весь мир. А теперь познакомимся с Азбукой кистевых мазков.

(Дети знакомятся с плоским мазком, «запятой», «зигзаг», «в плоскости»).

Динамическая пауза «Алые цветы».

Наши алые цветы-

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Повторяют два раза).

           -Сейчас подойдите и выберете себе трафарет подноса для работы, который вам понравился. На своих выбранных подносах попробуйте разные элементы росписи, которые вы узнали, которые понравились.

(Под русские народные мелодии «Пойду ль, выйду ль я», «Лебедушка» самостоятельно рисуют элементы жостовской росписи).

            -Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые, точные. На следующем занятии мы отправимся в мастерскую по изготовлению жостовских подносов и попробуем расписать жостовские подносы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Жостовские букеты".

В презентации содержится материал по знакомству с жостовской росписью, с техникой рисования жостовских букетов, элементов  и истоков ее появления....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группы Тема: "Жостовские россыпи" — рисование по замыслу

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...

Презентация "Жостовский букет"

Презентация подготовлена для занятия по рисованию...

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе. Тема :«Жостовские подносы».

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе.Тема :«Жостовские подносы».Цель : Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью. Основы изобр...

Мастер-класс по рисованию. Тема "Весенний букет".

Поэтапное рисование для детей. Весенний букет      Этапное использование восковых мелков и красок интересный способ рисования Этот способ подкупает своей простой, при этом рис...

Презентация "Жостовский букет".

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области...