Приёмы, используемые при рассказе-пояснении к произведениям искусства на занятиях по изобразительной деятельности
статья по рисованию на тему
Предварительный просмотр:
Приемы, используемые при рассказе- пояснении к произведениям искусства на занятиях по изобразительной деятельности.
Алексеева Г.А.
Декабрь 2007г.
Приемы, используемые при рассказе-пояснении к произведениям искусства на занятиях по изобразительной деятельности.
Занятие изобразительным искусством с раннего детского дошкольного возраста играет немаловажную роль в становлении и развитии личности ребенка. Наряду с получением чисто технических изобразительных навыков, развития точных движений руки и мелкой моторики пальцев, ребенок получает и большое количество нравственно-познавательной информации. На занятиях происходит воспитание художественного вкуса ребенка, развитие эстетического мировосприятия, развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия, воспитание зрительской культуры, получение сведений об отечественной и мировой культуре.
Начиная с младшего возраста, дети знакомятся с произведениями народных мастеров, народной игрушкой. Первое, на что обращается внимание детей – это яркие, радостные цвета, используемые в росписи (колорит). Яркий сочный цвет будит в человеке интерес к предмету, поднимает настроение, что активно использовали мастера народных промыслов. Второе – это простейшие элементы росписи, доступные по исполнению даже для маленького ребенка. Третье – ритм узора, повторяемость элементов.
В более старшем возрасте, дети начинают рассматривать и анализировать иллюстрации, выделяя сюжет изображения, его главных героев и их характер (добрый, веселый, злой, грустный), а так же описывая внешний вид изображенных героев и предметов (лохматый пес, мрачная избушка Бабы-Яги, нарядная девочка и т. д.).
При изучении скульптуры малых форм, дети учатся видеть пластику движений, пропорции и форму частей тела изображенных людей и животных.
В 5-7летнем возрасте дети учатся рассматривать и воспринимать произведения художников-живописцев. Сначала мы рассматриваем, что изображено на картине, к какому жанру можно ее отнести. Какие краски использовал художник (определение колорита картины) и какое настроение он хотел передать (радость, грусть, спокойствие, тревогу). Далее выявляем композиционный центр картины – как изобразил художник предметы и действующих лиц, чтобы мы почувствовали основную мысль картины. Что хотел сказать нам художник? Где композиционно изображены остальные предметы на картине (ближе, дальше, слева, справа) и что изменится в содержании картины, если их не будет? Если картина сюжетная, то определяем характеры и настроение ее героев.
Картина В. Васнецова «Три богатыря».
(Занятие посвящено Дню Защитника Отечества)
Показ картины предваряет рассказ о богатырях – защитниках земли русской, былинах – сказаниях о ратных подвигах богатырских, об их доброте и бескорыстии, готовности не только защищать землю родную от набегов вражеских, но и всегда заступаться за несправедливо обиженных, помогать людям, бороться против всякого зла во всех его проявлениях.
Мы видим на картине трех прославленных русских богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они выехали дозором посмотреть не видно ли где вражеской рати, желающей напасть на нашу землю.
Какими богатыри изображены на картине? – Большие, могучие, спокойные, внимательные, уверенные, надежные.
Как вы думаете, кто из богатырей здесь старший и почему? – Илья Муромец. Он изображен в центре картины, он самый серьезный и могучий из богатырей. Он самый старший. Глядя на картину, мы чувствуем, что Илья является объединяющим началом в этом дозоре. Если его не будет, то пропадет весь смысл изображения.
Кто из богатырей самый младший? – Алеша Попович. Он не только выглядит моложе двух других богатырей, но и выражение лица у него не такое серьезное, немного озорное.
Что можно сказать о конях богатырских? – Мощные, очень сильные и выносливые. Каждый конь под стать своему хозяину.
Какие краски, какие цвета использовал художник, когда писал картину? – Неяркие, приглушенные тона, отсутствие ярких, кричащих и очень темных цветов.
Что за местность мы видим на картине? Каково состояние природы? Что хотел подчеркнуть художник, изображая именно такую природу? – Мы видим ровную пустынную степь и кусок неба. Невозможно определить какое время суток: утро, вечер или несолнечный день. Природа тиха и спокойна. Она как бы подчеркивает спокойствие и сосредоточенность богатырей. Они дружелюбны, но внимательны и в любую секунду готовы дать врагу достойный отпор.
Каково общее впечатление от картины? – Богатыри стоят на защите отечества плотной надежной стеной. С такими защитниками ничего не страшно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 3 - х лет, в рамках школы искусств.
Конспект занятия по созданию одного из любимых героев детских рисунков - божьей коровке. В конспекте предлагается совместить несколько видов деятельности: рисование, аппликацию и лепку. Занятие ...
«Домашние животные» – конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Техника: народное декоративно-изобразительное искусство лубок.
Пояснительная записка...
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему: "Произведения искусства помогают нам выразить свои чувства и эмоции"
Занятие является итоговым оцениванием достижений детей по освоению темы: "Произведения искусства помогают нам выразить свои чувства и эмоции". Направлено на закрепление знаний детей о ж...
Занятие по изобразительной деятельности с использованием приёмов декоративной росписи в подготовительной к школе группе по теме: "Дымковская игрушка"
Русское народное творчество очень увлекательно и интересно...
Занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов рисования в подготовительной к школе группе по теме: «Весенние цветы для мамы» (для детей 6-7лет)
Занятие по изобразительной деятельностис использованием нетрадиционных приёмов рисованияв подготовительной к школе группепо теме:«Весенние цветы для мамы»(для детей 6-7лет)Кожевникова Наде...
Ознакомление детей с народно – прикладным искусством на занятии по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Гжель»
Цель: ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности «Гжель».Программные задачи:Образовательные - ознакомление детей с искусством гжельской ...