Занятие по изобразительной деятельности с использованием приёмов декоративной росписи в подготовительной к школе группе по теме: "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Журбина Елена Николаевна

 Русское народное творчество очень увлекательно и интересно

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Краснянский детский сад»

Занятие по изобразительной деятельности

с использованием приёмов  декоративной росписи

 в подготовительной к школе группе

по теме:

 

"Дымковская игрушка"

(для детей 6-7лет)

Составила: Воспитатель

Журбина Е.Н.                                                                                            

                                   Тема: Дымковская игрушка

Цель: Познакомить детей с дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества, развивать любовь и интерес к народному творчеству, развивать самостоятельность в выборе композиционных решений, воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Оборудование: изображения игрушки, рабочая тетрадь, фломастеры, карандаши, ластик.

План оформления доски:

Ход занятия:

  • Орг. момент
  • Постановка темы и цели урока
  • Изучение нового материала
  • Закрепление изученного материала
  • Подведение итогов урока

- Здравствуйте, ребята! С каким из видов народного творчества вы познакомились на прошлых занятиях? Хохломская роспись, городецкая роспись. Сегодня мы будем продолжать знакомиться с русским народным творчеством. Тема нашего сегодняшнего занятия - дымковская игрушка.

- Ребята, кто-нибудь из вас видел дымковские игрушки? Какие они? (Яркие, красочные, необычной формы). Верно.

- А как вы думаете, почему эти игрушки назвали дымковскими? Примечание: демонстрирую игрушки. Появились игрушки  в селе Дымково, что находится под городом Киров. Но ведь дым серого цвета, а игрушки нарядные, красочные! Послушайте, что сказал про дымковскую игрушку поэт Фофанов:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

В.Фофанов.

Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки. Основание слободы относят к концу XV началу XVI в. Население, лишенное земельных наделов, занялось разными промыслами, в том числе игрушечным. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушке.

Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. Барыни и кавалеры щеголяли своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством. В дымковской игрушке радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника "Свистопляска". Как вы думаете, почему праздник назывался именно так? Потому что на нем все свистели и пускались в пляс под эту музыку. Правильно. Позднее ярмарка-праздник стала называться "Свистунья". Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.

После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

- Я вам сегодня на занятие принесла несколько дымковских игрушек, которые есть у меня дома.

Что же общего у всех этих игрушек? Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма. А почему у всех игрушек белый фон, как вы думаете? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.

- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? (…) Где расположен узор на дымковской игрушке? На больших участках фигурки, на центральных и значимых.

Обычно орнамент возникает непосредственно в процессе росписи без предварительных эскизов, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. При все кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.

Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице с чуть выступающим курносым носом рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны.

Как мы с вами уже выяснили узор дымковской игрушки - геометрический. У вас на столах лежат образцы орнамента дымковской игрушки.

Возьмите фломастеры соответствующего цвета и дорисуйте их.

Отложите образцы в сторону, сейчас мы будем раскрашивать барыню-щеголиху! С чего будем начинать раскрашивать барыню? Сначала лицо, потом волосы, наряд: юбка и остальное.

Примечание: дети рисуют. Дети раскрашивают барыню.

Сегодня на занятие вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые

Примечание: Выставка работ воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе.

Конспект занятия  по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе....

Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Художественный труд с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Куклы народов Поволжья» Работа с бумагой и бросовым материалом

Конспект по образовательной деятельности. Использование детьми бумаги и пустых бутылочек из-под йогурта в своей творческой работе "Куклы народов Поволжья"...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для старшей группы на тему: “Разноцветные бабочки”

Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соотве...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности и физкультуре «Зоопарк» в подготовительной к школе группе

Конспектинтегрированного занятия по изобразительной деятельности и физкультуре«Зоопарк»в подготовительной к школе группе...

Методическая разработка по изобразительной деятельности: «Кольчуга русского богатыря» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка посвящена развитию художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования...